Иоселиани, Нана Михайловна
- 1 year ago
- 0
- 0
Отар Дави́дович Иоселиа́ни ( груз. ოთარ დავითის ძე იოსელიანი ; 2 февраля 1934 , Тифлис , ЗСФСР , СССР — 17 декабря 2023 , Тбилиси , Грузия ) — советский , грузинский и французский кинорежиссёр , сценарист , актёр и педагог . Лауреат множества наград и премий. С 1984 года работал во Франции . Согласно интервью 2006 года, жил в Грузии, но снимать кино продолжал во Франции . Народный артист Грузинской ССР (1984).
Родился 2 февраля 1934 года в Тифлисе . Отец был офицером царской армии , после прихода в Грузию большевиков служил инженером-железнодорожником . В годы репрессий пять раз арестовывался . Провёл около 30 лет в лагерях и ссылках и вернулся домой в 1957 году . Отара воспитывали женщины — мать, бабушка, тётя. Мать окончила Институт благородных девиц . По словам Иоселиани, ему «посчастливилось застать поколение прошлого века, впитать старинные традиции» .
В юности он занимался графикой и живописью. Окончил дирижёрско-хоровое отделение музыкального училища и курсы композиции при консерватории в Тбилиси. Затем поступил на механико-математический факультет МГУ , на котором проучился три курса. В 1961 году окончил режиссёрский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии . Первые полтора года его мастером был Александр Довженко .
В 1957 году снял по рассказу Александра Грина короткометражный фильм « Акварель », в котором передал дух притчи о человеке перед лицом искусства. В 1959 году поставил ещё одну аллегорию – «Песню о цветке» («Саповнела»). Ранний период поисков завершился кинокартиной « Апрель », которую положили на полку. Вот что о ней рассказывал сам Иоселиани :
Она была о том, как жажда приобретательства убивает в людях хрупкие и нежные чувства — способность радоваться, грустить, то есть, иначе говоря, способность жить.
После этого фильма режиссёр устроился горновым в доменный цех металлургического завода, не открывая своей настоящей профессии. Дневник, который он в это время вёл, должен был стать основой будущего фильма. В 1964 году Иоселиани снял документальный фильм «Чугун», показав в нём один день изнурительной работы рабочих-доменщиков.
Оригинальный режиссёрский стиль Иоселиани ярко проявился в его первом полнометражном фильме « Листопад » (1966), удостоенном в Каннах приза ФИПРЕССИ и приза Жоржа Садуля за лучший дебют. В 1972 году на экраны вышел « Жил певчий дрозд », укрепивший репутацию Иоселиани как одного из самобытных кинематографистов.
В 1976 году режиссёр поставил « Пастораль », получившую приз ФИПРЕССИ на Берлинском фестивале .
В 1971—1982 годах читал курс лекций «Мастерство кинорежиссёра» на сценарном и режиссёрском отделениях Высших курсов сценаристов и режиссёров .
С начала 1980-х годов работал во Франции , сняв несколько документальных и полнометражных картин. В 1984 году фильм « Фавориты луны » был удостоен на Венецианском кинофестивале Специального приза жюри. Этой же премией были отмечены ещё два фильма Иоселиани — « И стал свет » (1989) и « Разбойники. Глава VII » (1996). Поставленная в 1992 году « Охота на бабочек » получила несколько кинонаград, включая премию итальянской кинокритики имени Ф. Пазинетти на Венецианском кинофестивале и премию фонда Андрея Тарковского на XVIII Международном кинофестивале в Москве . В 1999 году на экраны вышел фильм «Прощай, дом родной!» (в российском кинопрокате – « Истина в вине »), в котором он также сыграл одну из главных ролей.
Музыку к большинству фильмов Отара Иоселиани французского периода написал Николай Зурабишвили , французский композитор русско-грузинского происхождения.
В 1990—1991 годах предоставила Отару Иоселиани стипендию .
Член Союза кинематографистов России .
В 2011 году Отар Иоселиани получил премию за жизненные достижения — награду CineMerit на Международном кинофестивале в Мюнхене . Награда была вручена его бывшим студентом, грузинским режиссёром Дито Цинцадзе .
Скончался 17 декабря 2023 года на 90-м году жизни в Тбилиси .
Кинокритик Елена Плахова разделяет творческую биографию режиссёра на три этапа: грузинский (киноклассика с элементами модернизма , свойственного 1960-м годам), ранний французский («постклассический и постмодернистский ») и тот, что сложился в 1990-х («название ему ещё предстоит подыскать»), где исторические сюжеты и политика смешаны «в лёгком сюрреалистическом коктейле» .
Характеризуя режиссёрскую манеру Иоселиани, киновед Михаил Брашинский отмечает определённую условность, с которой тот воспринимал «пространство и время». Поэтому его считают своим и в Париже , и в Тбилиси, тогда как Иоселиани «всю жизнь снимает одно кино, не грузинское и не французское ».
Режиссёр Юрий Норштейн , обращая внимание на звуковой строй фильмов Иоселиани, называл их «целыми академиями». По его словам, Иоселиани никогда не просил композиторов писать отдельную музыку к своим картинам. В работе он использовал «всю звуковую палитру, все звуки мира ».
Пожалуй, он единственный из всех наших эмигрантов не потерял себя, что достигается просто его поразительной силой таланта .
Отар Иоселиани последовательно выступал с резкими заявлениями, направленными против некоторых действий российского государства, возлагая на него всю полноту ответственности за различные военные и силовые конфликты — в том числе афганский и чеченский , в которых, по его мнению, российские войска « не жалеют ни женщин, ни детей, они ни перед чем не останавливаются… » Кроме того, он также отмечал, что « российское государство надолго запятнало себя тем, что оно совершило в Беслане ». Называл Владимира Путина «вторым после Гитлера ».
В связи с войной России и Грузии в 2008 году Иоселиани заявил:
Но знаете, несмотря на все безобразия, которые произошли с приходом оголтелых русских войск, — а выяснилось, что это просто мародёры и насильники, армия не может быть такой, — ненависти у Грузии нет. Есть сочувствие, как к дураку.
— Интервью О. Иоселиани журналистке В. Хлебниковой
По словам журналиста « АиФ » Алексея Попова, в одном из своих интервью Иоселиани сказал о «двух веках терпения и презрения» со стороны грузин по отношению к России .
Я отличаюсь от Кикабидзе тем, что никаких орденов ни с одной, ни с другой стороны не получал. А вы не можете мне вправить мозги, потому что вы ничего не понимаете!.. И оставьте меня в покое! Мира у нас с Россией никогда не будет!
— «До и после Иоселиани»: интервью О. Иоселиани журналисту А. Рутковскому .
Вместе с тем в 2011 году в эфире радиостанции « Эхо Москвы » Отар Иоселиани утверждал, что журналисты намеренно исказили его слова о русских и приписали ему то, что он никогда не говорил .