Родился 13 (
26 мая
)
1908 года
в Москве в
дворянской
семье
. Среди его предков был
декабрист
Антон Арбузов
(1797/1798—1843). Отец, Николай Кирович Арбузов был банковским клерком в
Санкт-Петербурге
, впоследствии разорился. Мать — Надежда Владимировна Мандражи, сестра Инны Владимировны Мандражи - актрисы Малого театра (театра Суворина). Дед Владимир Николаевич Мандражи был дворянином
греческого
происхождения, внесённым в 3-ю часть Российской Дворянской родословной книги по Херсонской губернии. В 1914 году семья переехала в
Петроград
, в 1916-м Алексей Арбузов начал учиться в гимназии, однако систематического образования не получил.
Революция 1917 года
, голод и болезнь матери, тяжело переживавшей уход мужа к своей первой жене, сделали Алексея сиротой в 11 лет. Мальчик был вынужден
бродяжничать
и вскоре попал в колонию для трудновоспитуемых. В
БДТ
Арбузову довелось увидеть спектакль «
Разбойники
»
Ф. Шиллера
, который показывали для красноармейцев, уходивших на фронт. Со вступительным словом выступил
А. А. Блок
. Впечатление Арбузова было настолько сильным, что в этом театре пересмотрел все спектакли, знал весь
.
В 14 лет начал работать
статистом
в
Мариинском театре
. В 16 лет поступил в драматическую студию под руководством
Павла Гайдебурова
, актёра и режиссёра, и по окончании обучения был принят в труппу руководимого Гайдебуровым
. Весной 1928 года Арбузов покинул театр, чтобы создать вместе с группой молодых актёров свой «Цех экспериментальной драмы». После его распада принял участие в организации театра на колёсах (
), который ездил со спектаклями по малым городам России. Собственного драматурга театр не имел, поэтому Арбузов сам взялся за перо. Первая многоактная пьеса «Класс» была поставлена в Ленинграде, но не имела успеха.
После провала Арбузов уехал в Москву и поступил в
Театр имени Мейерхольда
. Вскоре стал заведующим литературным отделом
; поскольку это был театр малых форм, Арбузов писал для него агитационные обозрения.
В 1939 году вместе с
В. Н. Плучеком
организовал Московскую театральную студию, более известную как «
». С началом
Великой Отечественной войны
студия была преобразована во фронтовой театр и прекратила своё существование после окончания войны
.
Первой по-настоящему успешной пьесой Алексея Арбузова стала «Таня», написанная в 1939 году и в том же году поставленная
Андреем Лобановым
в
Театре Революции
, с
Марией Бабановой
в главной роли. В дальнейшем «Таня», как в первой редакции, так и во второй (1946 года), ставилась едва ли не во всех театрах страны и принесла широкое признание автору
Пьесы Алексея Арбузова ставили во многих странах мира
, а в СССР буквально не сходили со сцены («Иркутская история» сыграна более 9000 раз только в 1960—1961 годах). Многие эксперименты Арбузова в области формы свидетельствуют о влиянии
Теннесси Уильямса
и
Джона Осборна
.
«
» (
1938
, перераб.
1947
). До
1956
эта пьеса была поставлена 1000 раз. Прибегая к большим временным интервалам между сценами, Арбузов показывает превращение влюблённой студентки во взрослую сознательную женщину-врача. В первом варианте пьесы именно этот образ взрослой Тани обладал недостаточной убедительностью, поэтому в 1947 году Арбузов переработал пьесу.
«
» (или «Не бойся быть счастливым»,
1965
, перераб.
1980
): действие происходит во время
блокады Ленинграда
, автор использует типичное для него растяжение действия на многие годы (с 1965—1969 — 3 253 постановки)
«
» (
1970
) — в
1970
—
1973
была сыграна 1 827 раз. Арбузов вывел на сцену своего ровесника — шестидесятилетнего художника, создающего куклы. Любовь этого героя к двадцатилетней девушке и его отношения с сыном и другом автор в несколько абстрактном плане использует для изложения философии старения и жизни.
«
» (
1978
). Действие пьесы разворачивается на нефтяных месторождениях Западной Сибири и в Москве. Автор с тревогой показывает, насколько легко необдуманные действия каждого человека могут нанести серьёзный урон другому человеку — в том числе и нравственный.
↑
Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 2. Анкилоз — Банка. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. — 766 с.: ил.: карт.
(неопр.)
.
Журнальный зал
(октябрь 2003). Дата обращения: 14 февраля 2016.
22 февраля 2016 года.
Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. — М., 2000.
↑
Рудницкий К. Л.
// Театральная энциклопедия / под ред. С. С. Мокульского. —
М.
: Сов. энциклопедия, 1961. — Т. 1.
↑
= Lexikon der russischen Literatur ab 1917 /
В. Казак
; [пер. с нем.]. —
М.
: РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. —
5000 экз.
—
ISBN 5-8334-0019-8
.