Interested Article - Али ар-Рида
- 2020-06-09
- 1
Али́ ибн Му́са ар-Рида́ ( араб. عَلِيّ ٱبْن مُوسَىٰ ٱلرِّضَا ; 12 апреля 770 , Медина — 5 сентября 818 , Тус ), известный также как Абу́ аль-Хаса́н ас-Са́ни́ или просто има́м Рида́ — восьмой имам шиитов-двунадесятников , сын Мусы аль-Казима и потомок в седьмом поколении пророка Мухаммеда . Являлся блестящим полемистом , одним из самых известных знатоков Корана , хадисов и мусульманского права . Унаследовал от своего отца организацию, во главе которой стояли наиболее авторитетные учёные общины .
Биография
Ранние годы
Али родился в Медине в 765 (148 год хиджры), 768 (151 год хиджры) или 770 (153 год хиджры) годах . Его отец, Муса аль-Казим , был седьмым имамом шиитов-двунадесятников . Его мать была освобождённой рабыней, вероятно, берберского происхождения, чьё имя в разных источниках записывается по-разному, возможно, Наджма или Туктам . Момен пишет, что Али было тридцать пять лет, когда умер его отец , в то время как Дональдсон утверждает, что в то время ему было двадцать или двадцать пять .
Провозглашение имамом
Аль-Казим назначил своего сына Али ар-Риду своим преемником перед смертью в тюрьме Харун ар-Рашида в 799 году (183 год хиджры ) после нескольких лет тюремного заключения . Между тем большинство сторонников Мусы всё же признало его кончину и принесло присягу его сыну Али , получившему прозвище «снискавший [всеобщее] удовлетворение» или «угодный [всем]» (ар-рида, или в персидском произношении [ар-] риза/реза) . Однако некоторые из последователей аль-Казима утверждали, что тот не умер и вернётся как махди , обещанный спаситель в исламе . Эти последователи стали известны как вакифиты, хотя позже они вернулись к господствующему шиитскому течению , объявив ар-Риду и его преемников наместниками аль-Казима . Братья ар-Риды не претендовали на имамат , но некоторые из них восстали против Аббасидов .
Имамат
Имамат ар-Риды совпал с правлением аббасидов Харун ар-Рашида и его сыновей аль-Амина и аль-Мамуна . Сыновья Харун ар-Рашида аль-Амин и аль-Мамун начали борьбу за власть в Халифате , которая продолжалась вплоть до 813 года и завершилась гибелью аль-Амина и победой аль-Мамуна . Первоначально Али занимал спокойную позицию и держался в стороне от политики, подобно своим предшественникам, а именно шиитским имамам с четвёртого по седьмой . Ар-Рида, известный своим благочестием и учёностью , издал фетвы в мечети Пророка в Медине, когда ему было ещё за двадцать, и передал хадисы от своих предков. На протяжении многих лет несколько его братьев и дядя Мухаммад ибн Джа’фар участвовали в алидских восстаниях в Ираке и Аравии, но ар-Рида отказывался от какого-либо участия . В этом отношении он походил на своего деда Джафар ас-Садика , который довольствовался духовным руководством шиитами, не стремясь к политической власти . В этот период единственным участием ар-Риды в политике, возможно, было посредничество между аббасидским правительством и его дядей Мухаммад ибн Джафаром, который поднял восстание в Мекке .
Аббасидский халиф аль-Мамун поначалу проводил политику сближения с Алидами . В 816 году он приказал привести Али ибн Мусу из Медины в Хорасан . По прибытии последнего, халиф аль-Мамун дал ему лакаб ар-Рида и 24 марта 817 года провозгласил его своим наследником (вали’ахд) . Аль-Мамун велел заменить официальный чёрный цвет Аббасидов на зелёный — цвет шиитов, а также распорядился чеканить на монетах после себя имя Али ар-Рида (ар-Рида — это топографическое место происхождения рода): «ар-Рида, имам мусульман» . Чтобы укрепить их отношения, аль-Мамун выдал свою дочь замуж за ар-Риду и пообещал ещё одну дочь сыну ар-Риды в Медине, несовершеннолетнему в то время . Действия халифа аль-Мамуна вызвало ответную реакцию со стороны членов аббасидской династии, которые провозгласили в Багдаде халифом его дядю — Ибрахима ибн аль-Махди .
Смерть
Ар-Рида умер в Тусе (современный Мешхед ) в последний день 203 Сафара (сентябрь 818 года), возможно, в результате отравления . Другие приведённые даты варьируются от 202 Сафара (сентябрь 817) до 203 Зу-ль-Када (май 819) . Источники, похоже, сходятся во мнении, что ар-Рида умер после непродолжительной болезни, когда сопровождал аль-Мамуна и его свиту обратно в Багдад . Его смерть последовала вскоре после убийства аль-Фадля ибн Сахля , персидского визиря аль-Мамуна, который стал фигурой, вызывающей разногласия . Маделунг пишет, что внезапные смерти визиря и очевидного наследника, чьё присутствие сделало бы любое примирение с могущественной оппозицией Аббасидов в Багдаде практически невозможным, убедительно свидетельствуют о том, что аль-Мамун был ответственен за них . Халиф аль-Мамун энергично отрицал это подозрение, оплакивал имама и устроил ему торжественные похороны, на которых сам исполнял обязанности имама . Внезапное изменение политики аль-Мамуна и попытка стереть память об Али ар-Риде (несмотря на непосредственные признаки скорби и организацию похорон, в результате которых тело ар-Риды было помещено в гробницу Харун ар-Рашида), казалось, подтвердили эти подозрения . Суннитские историки ат-Табари и аль-Масуди , которые оба жили при Аббасидах, не рассматривают возможность убийства . В частности, аль-Масуди пишет, что ар-Рида умер в результате употребления слишком большого количества винограда . С другой стороны, шиитский учёный Табатабаи считает, что аль-Мамун отравил ар-Риду ввиду растущей популярности последнего и немедленного распространения шиитских учений . Некоторые суннитские авторы, по-видимому, также переняли шиитскую практику называть смерть ар-Риды мученичеством . Гробница ар-Риды в Мешхеде стала объектом паломничества шиитов .
Преемственность
Мухаммаду , единственному ребёнку ар-Риды от рабыни неизвестного происхождения , было 7 или 9 лет, когда умер его отец . Наследование юного Мухаммада, который позже стал известен как аль-Джавад («щедрый»), вызвало споры среди последователей его отца. Вместо этого группа из них приняла имамат брата ар-Риды, Ахмада ибн Мусы. Табатабаи, однако, считает раскол в шиитской среде после ар-Риды незначительным и часто временным . Учёные шиитов-двунадесятников отметили, что Иисус получил свою пророческую миссию в Коране , когда был ещё ребенком , таким образом, некоторые считают, что аль-Джавад получил необходимое совершенное знание всех религиозных вопросов благодаря божественному вдохновению со времени своего наследования, независимо от его возраста .
Диспуты
Шиитские более поздние источники сообщают, что в резиденции халифа в Мерве устраивались собеседования и диспуты по вопросам религии с участием самого Мамуна, Али ар-Риды и не только суннитских и шиитских, но также христианских, иудейских и даже зороастрийских теологов . Возможно, что известный Феодор Абу Курра , христианский епископ, упоминавший о своём участии в религиозном диспуте при дворе халифа Мамуна, имел в виду один из таких диспутов с участием Али ар-Риды .
Память
- Именем ар-Риды назван университет в Тегеране .
- В Иране о жизни имама был снят телесериал.
Примечания
Комментарии
- Т. е. предстоятеля на молитве.
- По сообщению путешественника Ибн Баттуты , бывшего здесь в 30—х годах XIV в., шииты-паломники, совершив поклонение перед гробницей имама ‘Али ар-Риды, бросали камни на гробницу Харун ар-Рашида. Гробницу ‘Али ар-Риды, как гробницу ‘Алида и святого мужа, почитали и сунниты .
- Более поздние предания называют её то нубийкой, то гречанкой, то коптянкой; они сходятся на том, что она была христианкой .
Источники
- ↑
- ↑ .
- ↑ , с. 28.
- ↑ .
- ↑ .
- .
- ↑ , p. 41.
- , p. 164.
- ↑ .
- ↑ , p. 181.
- ↑ , p. 60.
- , pp. 59—60.
- .
- ↑ , с. 29.
- ↑ .
- ↑ .
- , с. 252.
- ↑ , с. 253.
- ↑ , p. 121.
- , pp. 60—61.
- , p. 61.
- , p. 169.
- , p. 182.
- , с. 254.
- ↑ , с. 255.
- , p. 69.
- , pp. 42—43.
- , pp. 182—183.
Литература
Книги
- Петрушевский, И. П . / Отв. редактор В. И. Беляев. — Л. : Издательство Ленинградского университета , 1966. — 400 с.
- Кныш, А. Д., Маточкина, А. И. . — СПб. : Президентская библиотека , 2016. — 183 с. — ISBN 5905273987 . — ISBN 978-5-905273-98-8 .
- Donaldson, Dwight M. . — L. : Luzac, 1933. — 393 p. — ISBN 0598503781 . — ISBN 9780598503787 .
- (англ.) / Holt, P. M., Ann, K. S. Lambton., Lewis, Bernard. — Cambridge University Press , 1977. — (The Cambridge History of Islam). — ISBN 978-0-521-29138-5 .
- Tabatabae . (англ.) / translated by Sayyid Mohammad Hosayn . — Albany, N. Y. : SUNY Press, 1979. — 216 p. — ISBN 0-87395-272-3 .
- (англ.) . — New Heaven: Yale University Press , 1985. — XXII, 397 p. — ISBN 978-0-300-03531-5 .
- Rahim, Habibeh. (англ.) / In Jestice, Phyllis G. (ed.). Holy People of the World. — Calif.: ABC-CLIO , 2004. — ISBN 978-1-57607-355-1 .
- Rizvi, Sajjad H. (англ.) / In Meri, Josef W. (ed.). Medieval Islamic Civilization. — New York: Routledge , 2006. — 933 p. — (Routledge encyclopedias of the Middle Ages). — ISBN 0415966906 . — ISBN 978-0-415-96690-0 .
- Daftary, Farhad . (англ.) . — L. : I.B. Tauris , 2013. — 315 p. — (Shi'i heritage series). — ISBN 07-556-0866-6 . — ISBN 978-0-755-60866-9 .
Статьи
- Али-заде А. А. // . — М. : Ансар , 2007. — ISBN 978-5-98443-025-8 . (CC BY-SA 3.0)
- / Madelung Wilferd . // Encyclopædia Iranica [Электронный ресурс] : [ англ. ] / ed. by E. Yarshater . — 1985. — Vol. I, Fasc. 8. — P. 877—880.
- / Kohlberg, E. // Encyclopaedia of Islam . 2nd ed : [ англ. ] : in 12 vol. / ed. by P. J. Bearman , Th. Bianquis , C. E. Bosworth , E. van Donzel , W. P. Heinrichs et al. — Leiden : E.J. Brill , 1960—2005. (платн.)
- / Lewis, B. // Encyclopaedia of Islam . 2nd ed : [ англ. ] : in 12 vol. / ed. by P. J. Bearman , Th. Bianquis , C. E. Bosworth , E. van Donzel , W. P. Heinrichs et al. — Leiden : E.J. Brill , 1960—2005. (платн.)
- / Bayhom-Daou, Tamima // Encyclopaedia of Islam . THREE : [ англ. ] . — Leiden : Koninklijke Brill , 2022. — ISSN . (платн.)
- 2020-06-09
- 1