Interested Article - Форт-Уайтмен, Ловетт

Ловетт Хьюи Форт-Уайтмен ( Lovett Huey Fort-Whiteman , Форт Вайтмен Ловет , 3 декабря 1889 года , Даллас , Техас , США 13 января 1939 года , Оротукан , Колыма , СССР ) — американский политический активист и функционер Коммунистического интернационала . Первый темнокожий американец, посетивший Коммунистический университет трудящихся Востока в Советском Союзе в 1924 году, позже Форт-Уайтмен стал первым национальным организатором массовой Американского негритянского рабочего конгресса при Коммунистической партии США . Журнал Time назвал Форта-Уайтмена в 1925-м «самым красным из черных» . Умер в лагере на Колыме .

Биография

Ранние годы

Ловетт Хьюи Форт-Уайтмен родился в Далласе , штат Техас , в декабре 1894 года . Его отец, Мозес Уайтмен, родился в рабстве в Южной Каролине , он переехал в Техас незадолго до 1887 года и работал там уборщиком и занимался мелким скотом. В возрасте 35 лет Мозес Уайтмен женился на 15-летней Элизабет Форт. Ловетт стал первым ребёнком пары, позже родилась его сестра Хейзел .

Ловетт посещал одну из немногих средних школ на юге Америки, открытую для чернокожих . Форт-Уайтмен получил образование лучше, чем многие афроамериканские дети той эпохи, учась в государственных школах Далласа. После средней школы примерно в 1906 году Форт-Уайтмен поступил в Институт Таскиги (штат Алабама ), где он учился на машиниста . Несмотря на полученное образование, Форт-Уайтмен поступил в медицинский колледж Мехарри в Нэшвилле (штат Теннесси ), он планировал стать врачом, но не завершил курс .

В 1910 году после смерти отца Форт-Уайтмен переехал с матерью и младшей сестрой в район Гарлема в Нью-Йорке . Чтобы прокормить семью, он работал курьером в отеле, при этом вынашивая мечту стать профессиональным актёром .

Мексиканские годы

Однако Форт-Уайтмен быстро отказался от своих драматических амбиций и переехал на 2-3 года на мексиканский полуостров Юкатан , где работал бухгалтером у производителя канатов. Свободно владея испанским языком, одновременно он изучал основы французского языка .

Форт-Уайтмен был необычайно воодушевлён мексиканской революцией 1910-17 годов , которую застал на Юкатане весной 1915 года, когда революционеры продвигали программу реформ, преодолевая стойкое сопротивление богатых землевладельцев и римско-католической церкви . Он стал убежденным приверженцем идеи радикального преобразования общества через профсоюзы , синдикализм , и вступил в организацию Casa del Obrero Mundial (COM — Дом рабочих Мира) . Ловетт под влиянием СОМ становился радикальнее, организация пыталась обострить революционное движение и нанести удар по новому правительству Юкатана, из-за чего её закрыли. А Форт-Уайтмен под видом моряка покинул Юкатан в 1917 году, сначала направился в Гавану ( Куба ), а затем — в Галифакс ( Новая Шотландия , Канада ). Там он высадился и под псевдонимом «Гарри В. Форт» направился в город Монреаль , откуда осторожно вернулся в Соединенные Штаты как официант в вагоне-ресторане .

Радикальный активизм в Нью-Йорке

В Нью-Йорке Форт-Уайтмен близко познакомился с ведущими чернокожими социалистами Аса Филипом Рэндольфом и Чендлером Оуэном — издателями журнала The Messenger . Статьи Форт-Уайта неоднократно публиковались в The Messenger. До своего вступления в Коммунистическую партию США Форт-Уайтмен был социалистом и сторонником Индустриальных рабочих мира . Он записался на курсы в Школу социальных наук Рэнда (социалистическую школу, управляемую Социалистической партией Америки ) и вступил в партию. В школе он познакомился с людьми, которые в последующие годы станут видными деятелями мирового радикального движения, включая японского эмигранта Сена Катаяму и недавнего переселенца из британской Гвианы .

Взяв в руки перо в качестве нового редактора Messenger, в 1918 году Форт-Уайтман оказался в эпицентре Гарлемского ренессанса — многостороннего и динамичного культурного движения чернокожих, посвященного художественному и политическому развитию афроамериканской культуры, известна как «Новый негр». Форт-Уайтмен даже попробовал себя в качестве писателя, опубликовав в The Messenger два провокационных художественных произведения, посвященных межрасовым любовным отношениям .

В этот же период Форт-Уайтмен знакомится с карикатуристом-анархистом Робертом Майнором, ещё одним эмигрантом из Техаса. Майнор посетил cоветскую Россию в 1918 году и в непосредственной близости видел Октябрьскую революцию . Форт-Уайтмен последовал за своим другом и вступил в Коммунистическую рабочую партию Америки вскоре после её образования в сентябре 1919 года.

Уже в октябре Форт-Уайтмена арестовали в Сент-Луисе на выступлении перед горсткой членов партии, в которую, однако, проник информатор из военной разведки. Как видный чернокожий коммунистический «опасный агитатор», Форт-Уайтмен подвергся тщательной проверке Федерального бюро расследования . Его обвинили в нарушении Закона о шпионаже за открытую поддержку «сопротивления Соединенным Штатам», хотя Форт-Уайтмен отрицал, что когда-либо использовал такую фразу в своей речи в Сент-Луисе . Ловетт пробыл в тюрьме несколько месяцев после ареста, но ему удалось избежать длительного тюремного срока .

Чёрный коммунистический лидер

В период с 1920 по 1922 годы американское коммунистическое движение вело подпольное существование, причем Форт-Уайтмен, по-видимому, сохранил членство в партии несмотря на череду слияний и расколов движения. Он вновь стал известен публике в феврале 1923 года как член редакционного коллектива The Messenger. Ряд историков полагает, что он был членом легальной коммунистической организации Рабочая партия Америки (WPA) с начала её основания, в январе 1922 года. Форт-Уайтмен публично признал свою принадлежность к компартии только в январе 1924 года, опубликовав статью в The Daily Worker — официальной англоязычной газете WPA .

В феврале 1924-го Форт-Уайтмен стал одним из 250 делегатов «негритянского синедриона », чикагского съезда по вопросам, волнующим чернокожих представителей рабочего класса, в котором WPA играла значительную организационную роль через посредничество своих нью-йоркских представительств . Ловетт выступал на собрании WPA и и продвигал программу организации, назначенную положить конец расовой сегрегации в жилищном строительстве, заключать контракты для защиты фермеров, осуждать колониализма в Африке и требовала от правительства США признать Советский Союз .

В течение 1920-х годов происходила так называемая «Великая миграция» афроамериканцев, перебиравшихся с юга в северные города Соединенных Штатов. Американское коммунистическое движение стремилось извлечь выгоду из переехавших афроамериканцев проблем со экономическим лишением и с расизмом, инициировав недолговечную массовую организацию (подставную группу), известную как Negro Tenants Protective League . Среди прочего, группа агитировала бастовать против арендной платы в целях борьбы с несправедливым обращением со стороны арендодателей.

Форт-Уайтмен к тому времени руководил «негритянской работой» коммунистической партии и входил в состав учредительного комитета (International Labour Defense), организации объединённого фронта, которая оказывала юридическую и финансовую поддержку трудовым активистам, заключенным в тюрьму за их пропаганду. 31 марта 1924 года Форт-Уайтмен выступил на учредительном съезде лиги в Чикаго вместе с другими высокопоставленными должностными лицами Рабочей партии, включая Роберта Майнора и Отто Хуисвуда .

Американский негритянский рабочий конгресс

Весной 1925 года Форт-Уайтмен стал одним из 17 темнокожих членов Рабочей (коммунистической) партии, подписавших официальный призыв к учреждению Конгресса негритянских рабочих США (ANLC), кроме него в списке были Отто Холл и Отто Хуисвуд. ANLC была основана в присутствии 500 делегатов в Чикаго в конце октября того же года как организация-преемница утратившего свою актуальность Африканского кровного братства . Делегаты, присутствовавшие на учредительном съезде, включали в себя в основном представителей профсоюзов и различных общественных организаций, а также неассоциированных представителей рабочего класса, а не членов так называемой «негритянской интеллигенции». По словам историков, основная масса этих делегатов-основателей была «из тех чернокожих, о которых, по мнению коммунистов, забыли NAACP и и Городская Лига» .

Кратковременный успех учредительного собрания ANLC был в значительной степени результатом инициативы Форт-Уайтмана. В качестве избранного главы временного организационного комитета ANLC, Ловетт путешествовал по югу и северо-востоку страны, выступая перед бесчисленными группами чернокожего населения, пытаясь убедить их поддержать новые усилия и утверждая, что новая организация необходима, чтобы «представить дело рабочего-негра». Оставаясь руководителем до 1927 года, Форт-Уайтмен завербовал в КП США Отто Холла (Otto Hall), Гарри Хейвуда (Harry Haywood), Роя Махони (Roy Mahoney), (William Patterson) и Квеку Банколе (Kweku Bankole) . Успешная организационная работа принесла ему известность по всей стране, а консервативный журнал Time назвал Форт-Уайтмена «самым красным из черных» .

Под руководством Форт-Уайтмена Комм. партия США впервые достигла значительных успехов в вербовке чернокожих рабочих. Однако, некоторые видные американские коммунисты выступали против создания ANLC и назначения Ловетта ещё в 1925 году, поскольку часть из них считали, что у них есть революционные полномочия, превосходящие полномочия Форт-Уайтмена . Яркая и независимая харизма Форт-Уайтмена шла вразрез с политикой Коминтерна и интересами ряда черных руководителей КП США. Так, Форт-Уайтмен не спешил поддержать права афроамериканцев в чёрном поясе американского Юга , у него также не вызывал восторга призыв Коминтерна к самоопределению темнокожих . В мае 1927 года его обвинили в «левой сектантской политике и некомпетентном руководстве» и отстранили от лидерства ANLC .

Но даже после утраты своего важного положения, Форт-Уайтмен все ещё рассматривался черными руководящими элитами компартии как обуза, он не имел большой поддержки и у белых членов партии . Новым чернокожим руководителям КП США не нравилось иметь около себя поверженного соперника, поэтому Коминтерн дал Ловетту работу в Москве , в немалой степени благодаря его предыдущему вкладу в партию и своему опыту работы в Советском Союзе . Его включили в группу из восьми перспективных чернокожих делегатов, участвовавших в специальной московской конференции в июне 1928 года. После этой конференции Форт Уайтмен решил остаться в Советском Союзе .

Деятельность в Советском Союзе

Ещё в 1924 году Ловетт Форт-Уайтмен стал первым афроамериканцем, посетившим Коммунистический университет трудящихся Востока в Москве . Приехав на Пятый Конгресс Коминтерна в качестве делегата компартии США, он жестко критиковал её за отсутствие «негритянской работы», неспособность признать расу движущей силой угнетения чернокожих и неспособность организовать американских чернокожих, такая речь даже была опубликована в газете «Коммунистический Интернационал» . Ловетт жаловался в частной переписке Григорию Зиновьеву на бездействие КП США и отсутствие поддержки негритянских кадров и предлагал Зиновьеву учредить Африканский национальный трудовой конгресс (это непосредственно привело к созданию ANLC) . Ловетту пришлось вернуться в США, чтобы занять руководящую должность и отстаивать права чернокожих американцев .

Форт-Уайтмен был женат во время своего первого визита в Москву в 1924 году, но жена Оливия уже не сопровождала его в 1928 году . К тому времени соперники по партии публично осуждали Ловетта как троцкиста , например, об этом заявил Бетрам Вулф в своем докладе Нью-Йоркскому округу КП США, который передали Коминтерну. Американский коммунист Джей Лавстоун (Jay Lovestone) засвидетельствовал в письме к Форт-Уайтмену анти-троцкистские полномочия, которые спасли Форт-Уайтмена на некоторое время, а также сохранили возможность его участия в Шестом конгрессе Коммунистического Интернационала в качестве делегата КП США с правом решающего голоса . Именно после специальной негритянской конференции и Шестого конгресса Ловетт решил остаться в Советском Союзе .

Форт-Уайтмен быстро нашел работу учителя и преподавал физику, химию и математику в англо-американской школе № 24 на Большой Висовской улице в Москве . Он также проводил агрономические исследования в Московском университете , занимаясь рыбоводством, регулярно читал лекции о расизме в США и преподавал в различных учебных заведениях. Будучи превосходным оратором, Форт-Уайтмен часто посещал лекционные туры по промышленным и сельскохозяйственным центрам. Работа в качестве публичной фигуры и его связи с такими светилами, как Григорий Зиновьев, позволяли Форт-Уайтмену хорошо одеваться и носить «такую обувь, которая была недоступна в России». Однако к 1933 году Форт-Уайтмен пожелал вернуться в Соединенные Штаты, чтобы продолжить политическую организационную работу в компартии США .

Соперники не разделяли его стремление, КП США отклонила просьбу. Вполне вероятно, что Форт-Уайтмен не знал о полном контроле за передвижением лиц между Соединенными Штатами и Советским Союзом со стороны компартии США через Коминтерн. Кроме того, Форт-Уайтмен использовал псевдоним «Юджин Норрис» при въезде в Советский Союз, что было серьёзным преступлением в Коминтерне. Спустя три года — в 1932 году Ловетт сделал своё положение ещё более опасным: он был исключён из Коммунистической партии Советского Союза за неуплату взносов .

Форт-Уайтмен был неосторожно откровенен в политических вопросах из-за чувства собственной важности со времен своей работы в ANLC, он читал лекции в Москве, не уделяя внимание слежке НКВД , назначал встречи с чернокожими на вокзалах, пытаясь обратить их в свою веру в коммунизм, а также позиционировать себя в качестве наставника негритянской американской колонии в Москве. Среди ошибок Форт-Уайтмена была и привычка подчеркивать расовое сознание среди чернокожих эмигрантов в безрасовом советском обществе Коминтерна. Он слишком симпатизировал и доверял другим афроамериканцам и членам КП США в Москве, таким как Уильям Паттерсон и , которые тайно подавали отчеты в Коминтерн, утверждая, что он занимает позиции, противоречащие политике движения .

В 1935 году состоялось заседание комитета Коминтерна с участием Эрла Браудера , , , И. Мингулина из Англо-американского секретариата и , на котором было решено, что «товарищи Патерсон [Уильям Паттерсон, юрист из высшего эшелона КП США] и Форд обсудят вопрос о Форт-Уайтмене». Это усугубило проблемы Ловетта, поскольку он был упомянут в недатированном отчёте КП США как открыто «выступающий за Троцкого », а американский представитель в Коминтерне Пэт Тухи назвал Форт-Уайтмена «троцкистом» . Однако, роковой ошибкой Ловетта стала критика в адрес « » (The Ways of White Folks) Лэнгстона Хьюза во время дискуссии в иностранном клубе. Уильям Паттерсон отметил это как контрреволюционную деятельность и обвинил Форт-Уайтмена в открытой антикоминтерновской линии в национальном вопросе, которую тот распространяет среди негритянских товарищей в России и за рубежом. Паттерсон напомнил, что Форт-Уайтмен находится в России в качестве агента американского консульства и пользуется положением, чтобы развратить негритянские элементы как «свой человек среди негров» . Объявление Ловетта контрреволюционером дало возможность соперникам в компартии США успешно предотвратить его возвращение на родину, что фактически подписало ему смертный приговор и арест .

20 марта 1936 года в письме из Коминтерна, содержащем донос Паттерсона, сообщалось об отказе в его просьбе вернуться в США . Вскоре после разоблачения Форт-Уайтмена, его вызвали в НКВД, откуда он не вернулся .

Арест и смерть

В начале 1937 года Наркомвнудел начал массовую кампанию арестов и наказаний предполагаемых шпионов, саботажников и нелояльных лиц, в первую очередь преследуя членов коммунистической партии и экономических лидеров. Ловетт Форт-Уайтмен подал заявление о разрешении вернуться домой в Соединенные Штаты именно в это время. Через три недели после отказа Форт-Уайтмен был осуждён за выражение «контрреволюционных» настроений и 1 июля 1937 года приговорен к пяти годам ссылки. Сначала его отправили в Семипалатинск ( Казахстан ), где он какое-то время работал учителем .

Однако террор продолжал нарастать, уже 8 мая 1938 года приговор был пересмотрен и заменён по более строгим статьям 58-2 , 58-6 УК РСФСР (вооружённое восстание и шпионаж), что каралось пятью годами в системе лагерей ГУЛАГа . Форт-Уайтмен был отправлен на Колыму в ЮГПУ «Юглаг», который относился к системе лагерей Севвостлага , находившихся под руководством государственного треста « Дальстрой » в Магаданской области — особенно суровой части советского Дальнего Востока . Отделению Юглага и лагерям, находившимся в его ведении, была поручена добыча золота и олова . Жестоко перегруженным каторжникам умышленно подавалось неадекватно питание, а суровый зимний климат сильно подорвал здоровье Форт-Уайтмена, и его состояние быстро ухудшилось . По словам знакомого Роберта Робинсона, который видел Форт-Уайтмена, его жестоко избили за невыполнение нормы работы . Ловетт Форт-Уитмен умер 13 января 1939 года от болезни, связанной с недоеданием, в возрасте 49 лет . Судя по свидетельству о смерти, заполненному в больнице Юглага «Южного горно-промышленного управления» в Усть-Таежном , Форт-Уайтмен с большой вероятностью работал на шахте «Таёжник» (близ посёлка Оротукан ).

Согласно документам, хотя свидетельство о смерти Форт-Уайтмена относится к ОЛП ЮГПУ «Юглаг», необходимость увеличения производства олова привела к реформам в октябре 1938 года, которые предшествовали смерти Ловетта и привели к реорганизации Юглага в «Юго-Западное Горно-промышленное управление» Юзгпу с центром в Усть-Утиной. В его ведении находился комплекс лагерей, включая «Таёжник» и поселок Усть-Таёжный, в котором Ловетт Форт-Уайтмен умер .

См. также

  • Гарри Хейвуд — афроамериканец, влиятельный член Компартии США, неоднократно посещал Россию и даже встречался со Сталиным

Примечания

  1. (англ.) // Time. — 1925. — 9 November. 14 августа 2014 года.
  2. Jacob A. Zumoff. The Communist International and US Communism, 1919-1929 (англ.) . — Leiden, the Netherlands: Brill, 2014. — 297 p.
  3. Dick J. Reavis. (англ.) . Jacobin (4 июля 2020). Дата обращения: 10 октября 2020. 31 октября 2020 года.
  4. Carew, Joy Gleason (2018). . American National Biography . Дата обращения: 23 ноября 2020 .
  5. Glenda Elizabeth Gilmore. (англ.) . — New York, New York: Norton & Co, 2008. — 642, 33 p.
  6. Irina Selivanova. The World Work House In Mexico // Latin-American Historical Almanac. — 2019. — Т. 22 , № 1 . — С. 35—59 . — doi : .
  7. Joy Gleason Carew. Blacks, Reds, and Russians: Sojourners In Search of the Soviet Promise (англ.) // Rutgers University Press. — New Brunswick, N.J., 2008. — Vol. 17 . — P. 179—183 .
  8. Mark Solomon. (англ.) . — Jackson, Mississippi: University Press of Mississippi, 1998. — 440, 44 p.
  9. Earl Ofari Hutchinson. (англ.) . — Michigan: Michigan State University Press, 1995. — 338, 30 p.
  10. Harvey Klehr, John Earl Haynes, and K. M Anderson. (англ.) // New Haven [Conn.]. — Yale University Press, 1998. — P. —227 .
  11. Ловетт Форт-Уайтмен. // Коммунистический интернационал. — 1924. — Декабрь ( т. 8 , № 37 ). — С. 254—260 . 23 февраля 2020 года.
  12. Tim Tzouliadis. The Forsaken: An American Tragedy In Stalin's Russia (англ.) . — New York: Penguin Press, 2018.
  13. . Открытый список Международного мемориала. Дата обращения: 10 ноября 2020.
  14. . Бессмертный барак. Дата обращения: 10 октября 2020. 27 ноября 2021 года.
  15. . Международное общество «Мемориал» (2017). Дата обращения: 10 октября 2020. 17 апреля 2021 года.
  16. В. Г. Зеляк. Пять металлов Дальстроя: история горнодобывающей промышленности Северо-Востока в 30-х — 50-х гг. XX в. / А. И. Широков. — Магадан: Kordis, 2004. — 298 с.
  17. Г. Н. Капленков, И. А. Паникаров. . Моя родина - Магадан (2016). Дата обращения: 10 октября 2020. 27 октября 2020 года.
Источник —

Same as Форт-Уайтмен, Ловетт