Особняк Э. Э. Брёмме
- 1 year ago
- 0
- 0
Особня́к Кшеси́нской ( улица Куйбышева , д. № 2—4 / Кронверкский проспект , д. № 1) — памятник архитектуры в стиле модерн в Санкт-Петербурге .
Особняк построен в 1904 — 1906 годах в стиле « северный модерн » по проекту архитектора А. И. фон Гогена для балерины Матильды Кшесинской . В оформлении интерьеров участвовал архитектор А. И. Дмитриев .
Во время Февральской революции Кшесинская вместе с сыном Владимиром в спешке покинула свой особняк. Опустевшее здание было самовольно занято солдатами мастерских запасного автобронедивизиона. По договорённости с ними Петербургский комитет РСДРП(б) , его военная организация, а затем и ЦК РСДРП(б) , экспедиция газеты «Правда» , редакция газеты «Солдатская правда» перебрались в особняк. С 3 (16) апреля 1917 по 4 (17) июля 1917 здесь работал и произносил речи с балкона особняка В. И. Ленин . Так дом превратился, как писали петроградские газеты, в «главный штаб ленинцев».
Кшесинская предприняла попытки вернуть свою собственность. В письме на имя прокурора она просила: «1) Принять меры к освобождению моего дома от посторонних лиц и дать мне возможность спокойно вернуться в него. 2) Начать расследование по делу о разграблении моего имущества в том же доме».
Но прокурор лишь запросил управление запасного автобронедивизиона о «возможности освободить от постоя дом Кшесинской ввиду её ходатайства» и затребовал от комиссариата милиции Петроградского района «дознание о расхищенном имуществе». Тогда по поручению Кшесинской её адвокат присяжный поверенный Владимир Хесин возбудил в суде гражданский иск о выселении. В качестве одного из ответчиков истицей был указан «кандидат прав В. И. Ульянов (лит. псевдоним — Ленин )». Интересы ответчиков взялся представлять адвокат М. Ю. Козловский .
5 мая 1917 года мировой судья 58-го участка Михаил Гаврилович Чистосердов постановил: «Выселить из дома № 2-1 по Б. Дворянской ул. в течение 20 дней» все революционные организации «со всеми проживающими лицами и очистить помещение от их имущества». Иск в отношении В. И. Ульянова был оставлен без рассмотрения в связи с «непроживанием» его в особняке. После этого Центральный и Петербургский комитеты РСДРП(б) вынуждены были официально заявить о выезде из особняка Кшесинской, но военная организация партии наотрез отказалась выполнить судебное решение, а Петербургский комитет также вскоре фактически вернулся обратно.
Утром 6 ( 19 ) июля 1917 года в ходе вооружённого конфликта с большевиками правительственные войска заняли здание. Были арестованы семь большевиков, которые всё ещё занимались эвакуацией партийных документов, в том числе охранник В. И. Ленина — Василий Васильев . После этого особняк был занят самокатным батальоном , прибывшим в Петроград. Солдаты хозяйничали в особняке, разрушая и растаскивая всё, что ещё осталось. Адвокат Хесин продолжал подавать новые иски, теперь добиваясь не только возвращения здания прежней владелице, но и возмещения нанесённого ущерба, который он оценил в треть миллиона рублей.
Сама Кшесинская 13 (26) июля выехала из Петрограда в Кисловодск , где её ждал будущий муж — великий князь Андрей Владимирович , а в феврале 1920 года эмигрировала во Францию .
Выселению нежданных гостей из дома посвящена целая тетрадь воспоминаний судьи Чистосердова — она озаглавлена как «Выселение большевиков из особняка Кшесинской». Сейчас тетрадь хранится в Государственном Архиве РФ , в фонде Владимира Тукалевского (главного редактора «Толстовского ежегодника»). Как и Чистосердов, Тукалевский после революции эмигрировал в Финляндию и жил в Териоках — вероятно, именно там автор и передал издателю тетрадь. Материалы так и не были изданы, хотя представляют огромный интерес для юристов [ нет в источнике ] [ неавторитетный источник ] .
После 1991 года в здании располагается Музей политической истории России .
Долгие годы говорили о кладе, якобы спрятанном в особняке. По версии потомка Кшесинской, Константина Севенарда, клад был зарыт на глубине 14 м. Согласно директору музея Е. Г. Артемову, клада в особняке никогда не было, поиск клада продолжен не будет .
Здание — классический пример северного модерна — отличается асимметричным планом и композицией разновысоких объёмов. Свободная ритмика разных по размерам окон отвечает расположению помещений. Использовано контрастное сочетание отделочных материалов: красного и серого гранита , облицовочного кирпича и майоликовой плитки , декоративного металла.
Главный фасад особняка обращен на Кронверкский проспект, однако здание не имело входа с улицы. Необходимо было пройти через ворота в небольшой дворик, а затем по парадной лестнице подняться в холл, связанный с помещениями особняка. В нижнем этаже находились служебные помещения, в первом — залы и гостиные для приемов, вечеров и балов, во втором — спальня, детские, ванная, гардеробная и прочие жилые помещения . Внутреннее пространство первого этажа организовано в виде анфилады с остеклённым зимним садом .
Интерьеры особняка отличались стилевой неоднородностью, сочетая в различных помещениях неоклассический стиль, русский ампир и модерн, что обусловлено пожеланиями заказчицы, принимавшей активное участие в выборе интерьерных решений .
Огромные зеркальные окна выходят на Кронверкский проспект и Петропавловскую крепость . У стен обитая шелком белая мебель. В сторону Невы зал замыкается полукруглым выступом, в котором раскинулись громадные пальмы. По камням живописного грота струятся серебристо-голубые ленты воды. За изящной стеклянной дверью множество драпировок из дорогих бархатных тканей. Три массивные двери ведут из зала во внутренние комнаты дворца .
В сентябре 1905 года фон Гоген писал: «Внутренняя отделка задумана без особой роскоши и вообще сравнительно скромная; впрочем, уже по настоящее время она потребовала свыше семидесяти отдельных рисунков». В настоящее время известно около двадцати эскизных чертежей по интерьерам .
Внутреннее оформление было выполнено в стиле неоклассицизма, вестибюль отличает античная сдержанность убранства, только мрамор и бронза. Белый зал был спроецирован А. И. Дмитриевым в стиле ампир с элементами классицизма. Неотъемлемой частью большинства особняков был зимний сад. В смежных с Белым залом помещениях находилась гостиные и столовая. Именно в белом зале впоследствии выступил В. И. Ленин со своими Апрельскими тезисами. [ источник не указан 1194 дня ]
В советское время оформление было утрачено, но начиная с середины 1980-х годов частично восстановлено.