Брызгунова, Елена Андреевна
- 1 year ago
- 0
- 0
Еле́на — женское русское личное имя греческого происхождения; восходит к др.-греч. Ἑλένη — имени Елены Прекрасной , героини цикла древнегреческих мифов и сказаний. Этимология имени неясна. Высказывались предположения, что имя Ἑλένη соотносится с понятиями «солнечный луч» или «солнечный свет» (ср. с Ἥλιος — Гелиос , бог Солнца в древнегреческой мифологии ) . Другая версия, увязывающая имя Ἑλένη со словом Ἕλληνες ( эллины , самоназвание греков), отмечается как сомнительная . Наконец, имя также связывалось с апеллятивом ἑλένη (ἑλάνη) — «тростниковый факел», но и эта версия не имеет достаточных подтверждений .
Народные формы имени — Олена, Олёна, Алёна, Еления, Илена, Ялена ; распространённая краткая форма — Лена . Также в русском языке известны варианты имени, заимствованные из западнославянских языков — Гелена (Хелена) — и других европейских — Элен, Элина, Илона . Народная форма имени Алёна используется как самостоятельное личное имя, так может использоваться и краткая форма Лена .
Имя Елена долгое время занимало лидирующие позиции по популярности среди женских русских личных имён
.В древнегреческой мифологии Елена Спартанская, или Троянская — прекраснейшая из женщин, чьей красоте завидовали даже богини; согласно одной из версий мифа, она была дочерью Зевса и Леды . Царь Афин Тесей похитил Елену, но братья Диоскуры (Кастор и Полидевк) освободили свою сестру. К Елене сватались видные греческие воины, герои и цари. Отчим Елены предоставил приёмной дочери возможность самой выбрать мужа, а многочисленные женихи поклялись, по совету Одиссея , также сватавшегося к Елене, уважать её выбор и защищать её. Елена стала супругой царя Спарты Менелая . Однако во время спора богинь Афродиты , Геры и Афины за яблоко Эриды (с провокационной надписью «прекраснейшей») Афродита пообещала Елену Прекрасную троянскому царевичу Парису , который должен был присудить « яблоко раздора » одной из богинь. Парис отдал яблоко Афродите и вскоре, наделённый чарами обольщения, повторно похитил Елену. Дерзкий поступок Париса послужил поводом к Троянской войне ; верные своей клятве, в ней участвовали все греческие цари и герои. По окончании войны Елена вернулась в Спарту, где ей воздавались божественные почести .
Притягательная сила образа Елены Прекрасной отмечалась ещё философами Горгием и Исократом ( V — IV века до н. э. ); она являлась действующим лицом многих античных драматических произведений (например, у Еврипида , Софокла , Сенеки ). В эпоху Ренессанса к мифическим сюжетам, связанным с ней, обращались художники Тинторетто и Приматиччо ; позднее — Гвидо Рени , Тьеполо , Тишбейн Старший , Жак-Луи Давид , Ханс фон Маре . Елена Прекрасная вдохновляла поэтов И. В. Гёте и О. Уайльда , композиторов К. В. Глюка , Ж. Оффенбаха , К. Сен-Санса и Р. Штрауса .
В христианской традиции именования имя Елена связано, прежде всего, со святой равноапостольной Еленой Константинопольской (ок. 250 — 330 гг.), матерью римского императора Константина Великого , также прославленного церковью в лике равноапостольных . Флавия Юлия Елена была незнатного происхождения; в начале 270-х годов она стала супругой (либо конкубиной ) будущего императора Констанция Хлора и родила от него сына. Константин, став императором в 306 году , привлёк свою мать ко двору, где она пользовалась особым почётом и большим авторитетом. Елена обратилась в христианство под влиянием сына, сделавшего новую религию государственной в Римской империи . Будучи уже в преклонном возрасте, Елена совершила паломничество в Палестину (вероятно, в 327 — 328 году ) к местам, связанным с жизнью и деятельностью Иисуса Христа , и предприняла разыскание христианских реликвий. С её именем традиционно связываются обретение Креста Господня , Гроба Господня и некоторых других артефактов. Елена, согласно преданиям, основала большое число церквей; помимо этого, она много времени уделяла благотворительности, выкупала должников и освобождала заключённых, занималась строительством больниц .
Культ и почитание царицы Елены получил широкое распространение в Византии со времени правления императора Константина VI и его матери императрицы Ирины (рубеж VIII — IX веков ). Высокий семантический статус имени, существовавший в то время, отмечается и в том факте, что правительница Киевской Руси княгиня Ольга , бабка крестителя Руси князя Владимира , приняла православие под именем Елена (в 955 году ); в древнерусских летописях проводились параллели между царицей Еленой и княгиней Ольгой .
Имя Елена со времён крещения Руси ( 988 ) встречалось как в своей исходной, календарной форме, так и в народных вариантах — Олена, Олёна, Алёна и других . Как и многие другие заимствованные имена, оно подвергалось видоизменениям в процессе адаптации к особенностям древнерусского языка . Замена начального гласного звука — одно из ранних и наиболее характерных для личных имён фонетических преобразований (ср. календарные и народные формы имён Ирина и Арина, Орина ; Евдокия и Авдотья, Овдотья ) . Появление во втором слоге имени гласного [о] после мягкого [л'] (в вариантах имени Алёна—Олёна ) относится к более позднему времени: звук [э] переходил в [о] в ударных позициях после мягких согласных и перед твёрдыми согласными. Первые свидетельства этого масштабного процесса, получившего среди лингвистов название « перехода е в о », отмечались в памятниках древнерусской письменности с XII века .
Имя было в употреблении среди древнерусской знати, в том числе и у Рюриковичей . Под именем Елена известна в истории супруга Великого князя Киевского Ярополка Владимировича ( XII век ) ; Еленой (Оленой) звали первую жену Ивана Калиты , князя Московского и Великого князя Владимирского ( XIV век ) . Одна из дочерей Ивана III и Софии Палеолог также носила это имя; выйдя замуж за Александра Ягеллона (кон. XV века ), Елена Ивановна стала Великой княгиней Литовской и королевой Польши . А Елена Глинская , жена Василия III , после смерти супруга ( 1533 ) ввиду малолетства своего сына, Ивана IV , на несколько лет стала полновластной правительницей Великого княжества Московского .
Имена святых, прочно укоренившиеся в русской культуре, обретали дополнительные фольклорные эпитеты-прозвания; с ними связывались народные приметы , нередко принимавшие форму пословиц и поговорок . Этой участи не избежало имя Елены Равноапостольной , чью память православная церковь отмечает 21 мая (по юлианскому календарю ; 3 июня по григорианскому ). На Руси в это время традиционно проводились работы по посеву льна , одной из важнейших сельскохозяйственных культур. Св. Елену из-за созвучия называли Олёной-лёносейкой; с ней связывались приметы «Сей лён на Олёну», «Длинные льны — Еленины косы», «На Олёну-лёносейку сей лён, гречиху» и другие .
Однако имя в русском фольклоре встречается не только в приметах и поговорках: оно стало именем персонажа одной из популярных сказок — «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Известны также сказки «Ивашко и ведьма» , «Разбойники» , «Чудесная дудка» , в которых также фигурируют персонажи с именем Алёна . В различных сюжетах Алёны предстают то в образе сестры-спасительницы, то бесстрашной победительницей разбойников, то в «злодейском обличье» (ведьмина дочь, убийца брата) . В то же время в фольклоре задействовалась не только народная форма имени — Алёна , но и календарная — Елена , о чём свидетельствуют русские народные сказки о Елене Премудрой и Елене Прекрасной.
В. А. Никонов , изучая русские женские имена в XVIII веке , подчёркивал, что одни и те же имена использовались в крестьянской среде и были неупотребительными в дворянской , равно как и наоборот: имена, бывшие в почёте у дворянок, почти не встречались у крестьянок («в сословном обществе сословны и имена»). Однако в отношении имени Елена (которое фиксировалось в ревизских сказках также в народных формах Алёна, Олёна ) сословной поляризации не наблюдалось: оно было примерно равно употребимым и у представительниц дворянского сословия, и у купечества и крестьянства. Так, у дворянок второй половины XVIII века частотность имени составила 23 ‰ (то есть выявлялось 23 носительницы имени в пересчёте на тысячу учтённых); у московских и коломенских купчих — 21 ‰ и 17 ‰; у крестьянок удельных сёл Подмосковья — 16 ‰, у крестьянок Можайского , Козельского и Краснослободского уездов — 20 ‰, 13 ‰ и 17 ‰ соответственно .
Л. М. Щетинин отмечал имя Елена в числе наиболее востребованных в XIX веке русских женских имён и проследил динамику частотности на протяжении нескольких столетий. Согласно его подсчётам, затронувшим южные области России, частотность имени характеризовалась стабильными показателями. Если в XVIII веке частотность имени составляла 24 ‰, то в XIX веке — 30 ‰, а в первые десятиления XX века (до 1917 года ) — 32 ‰ . Сходные значения на начало XX века выявили подсчёты А. Я. Шайкевича по Москве : в период 1900 — 1909 годов имя Елена значилось на 9-м месте среди десяти наиболее популярных имён у новорождённых москвичек; его частотность при этом составляла 31 ‰ .
В первые десятилетия после Октябрьской революции частотность имени показывала угасающую динамику. В Москве, по данным А. Я. Шайкевича, в период 1924 — 1932 годов имя Елена с показателем в 25 ‰ делило вместе с именем Зоя 10-е место в списке самых популярных имён . По сведениям, собранным А. В. Суперанской и А. В. Сусловой по именам новорождённых в Ленинграде за несколько десятилетий, частотность имени имела медленно угасающую динамику вплоть до 1960-х годов. В 1920—1930-е годы она составляла 23 ‰, а у родившихся в 1940—1950-е годы — только 14 ‰ .
Имя пережило бум популярности в 1950—1970-е годы. В Москве в 1950-е имя заняло 1-е место среди наиболее востребованных женских имён с частотностью, равной 131 ‰ ; в период 1978 — 1981 годов имя также было на 1-м месте, хотя показатели несколько снизились (до 93 ‰) . В Ленинграде в 1960—1970-е годы значения частотности достигали 150 ‰ — это максимально высокий показатель в городе среди женских имён за два отмеченных десятилетия .
Статистические сведения В. А. Никонова по именам новорождённых в 1961 году , собранные в нескольких регионах центральной России, также зафиксировали массовое увлечение именем Елена . Данные свидетельствуют, что имя в 1961 году было преимущественно «городским», причём в большинстве городов, охваченных подсчётами, оно занимало наивысшую позицию по популярности. В них частотность имени колебалась от 87 ‰ (в Пензе ) и 97 ‰ (в Ульяновске ) до 164 ‰ (в Калуге ) и 166 ‰ (во Владимире ); в Костроме , Курске и Тамбове частотность составляла 123 ‰, 131 ‰ и 134 ‰ соответственно. На селе значения были скромнее: в сельских районах только четырёх (из девяти) областей они превысили порог в 50 ‰: в Ярославской (129 ‰), Костромской (82 ‰), Владимирской (77 ‰) и Курской (57 ‰). В сельских районах Ульяновской области частотность составляла 48 ‰, в Куйбышевской (Самарской) области — 47 ‰, в Калужской и Пензенской — 43 ‰, в Тамбовской — 41 ‰ .
В последующее время наблюдался спад интереса к имени, хотя оно по-прежнему было востребованным. Так, в Ленинграде в 1980-е годы показатели его частотности достигали 43 ‰ . В 1990-е количество новорожденных Лен стало резко падать и к 2023 году это имя упало до 60-е места в рейтинге популярности .
В современной юридической практике имена Алёна и Елена считаются разными именами .
Как уже отмечалось ранее, имя Алёна в течение многих веков являлось народным, разговорным вариантом имени Елена ; оно не обладало самостоятельным статусом. Однако в последние десятилетия XX века изменения в русском именослове характеризовались дивергенцией различных форм имён, и этот процесс в полной мере затронул формы Елена и Алёна . Несмотря на то, что ещё в 1980-е годы работники загсов , ссылаясь на существовавшую тогда языковую норму , нередко отказывались регистрировать наречение девочек именем Алёна , оно утвердилось как автономный антропоним . В статистических подсчётах имён по Ленинграду за несколько десятилетий А. В. Суперанская и А. В. Суслова впервые фиксировали имя Алёна в период 1960—1970-х годов с частотностью 0,5 ‰; но уже в 1980-е годы его частотность достигала 13 ‰ .
В качестве предположительной причины, приведшей имя Алёна к обособлению, отдалению от исходной формы, называется некоторая усталость от имени Елена , на протяжении нескольких десятилетий лидировавшего среди русских женских имён. В то же время в обществе присутствует тенденция не полностью от него отказаться, но заменить его на вариант Алёна , который воспринимается новым и более «свежим» .
В настоящее время имя Алёна называется среди наиболее популярных имён у новорождённых девочек (например, в Перми ) ; в Петрозаводске в 2011 году частотность имени составила 12 ‰ (против 3 ‰ у имени Елена ) ; в Хабаровском крае в 2008—2010 годах имя входило в тридцатку самых популярных имён ( 2008 — на 20-м месте, 2009 — на 25-м, в 2010 — на 24-м) .
Наиболее распространённая краткая форма имени Елена — Лена . В советский период, когда происходил активный поиск новых имён, фиксировалось имя Лена в качестве полного, официального имени. Но не всегда оно было формой имени Елена ; его этимология могла быть также связана с: 1) псевдонимом основателя советского государства В. И. Лениным ; 2) заимствованным именем Ленард , как женское парное и краткое имя к нему; 3) названием реки Лены , одной из крупнейших рек Сибири .
Как краткая форма имени Лена может соотноситься также с женскими именами Александра , Вилена, Владилена, Леонида, Леонтина, Марлена, Ольга , Элеонора и другими .
Православные именины ( даты даны по григорианскому календарю ) :
Католические именины :