С начала 1900-х годов Ларионов активно участвовал в художественной жизни, выставляясь не только в России, но и в Европе. Большое влияние на Ларионова оказали французские живописцы, с творчеством которых впервые он познакомился в московском собрании
Сергея Щукина
.
В 1902—1906 годах работал в стиле позднего
импрессионизма
(«Куст сирени в цвету»).
В 1907 году, испытывая воздействие
фовизма
и
наивного искусства
, обратился к
примитивистской манере
, создавая запоминающиеся полотна, отличающиеся сочным цветом, резкими линиями и острыми сценами («Отдыхающий солдат», «Весна»). Один из основателей художественной группы «
Венок—Стефанос
» (1907), на выставках которой периодически участвовал до осени 1910 года, и активный участник группы «
Золотое руно
» (1908—1910).
К 1912 году создал новую художественную концепцию —
лучизм
, один из первых примеров абстрактного искусства в разряде так называемого «
беспредметного творчества
», где формы образовывались в результате пересечения лучей, отражённых от различных предметов.
В 1914 году, после начала
Первой мировой войны
, был призван на военную службу. Комиссовавшись по ранению, Ларионов поселился в Париже, где в 1915—1929 годах вместе с Гончаровой работал для
Дягилева
, создавая костюмы и декорации к постановкам его «
Русских балетов
». В живописи он вернулся к ранней, фигуративной, манере, камерному жанру и натюрморту. Из-за разразившейся
Октябрьской революции
в Россию больше не вернулся.
В 1955 году официально зарегистрировал свой брак с
Натальей Гончаровой
. После её смерти в 1962 году, женился на
А. К. Томилиной
, которая стала официальной наследницей обоих художников
.
24 марта (6 апреля) — 7 (20) апреля 1913 — «
Мишень
»
1914 — «№ 4. Футуристы, лучисты и примитив»
В 1980 году в Москве состоялась персональная выставка художника. В 1989 году картины Ларионова были переданы А. К. Томилиной-Ларионовой в дар
Третьяковской галерее
.
В сентябре 2018 года в
Новой Третьяковке
открылась ретроспективная выставка Михаила Ларионова.
Иллюстрации и книжная графика
Активно работал с издательствами, в
1910-е годы
исполнил иллюстрации к изданиям
поэтов-футуристов
(«Помада» Кручёных, издано в 1912). Кроме того оформил следующие книги:
Парнах В. Я. Набережная / [2 рисунка М. Ларионова]. — [Париж, 1919].
Blok A. A. Les douze / traduit du russe par Serge Romoff; avec sept illustration d’apres les dessins de Michel Larionow. — Paris: La Cible, 1920.
Voyage en Turquie / 32 gouaches 1907—1909, reproduites au pochoir au format et sur papier des originaux. — Paris: L’étoile boitante, [около 1928].
Беляева Н. Нищета. — Париж: Птицелов, 1945. (Иллюстрирована от руки.)
Défense et illustration de l’art abstrait par Michel Seuphor. — Paris, 1949. (Иллюстрирована от руки.)
Larionov M. Diaghilev et les Ballets russes / Dessins et textes de Michel Larionov. — Paris: la Bibliothèque des arts, [1970].
В Тирасполе есть улица, названная в честь художника.
В
2022 году
в
Тирасполе
на улице Ларионова появился огромный мурал коллаж из картин Михаила Ларионова. Автор и продюсер идеи Олеся Лунгу, исполнитель Александра Новак
.
Литература
Вакар И. А.
О датировке некоторых ранних картин М. Ф. Ларионова // Третьяковские чтения. 2012: Материалы отчетной научной конференции / Научный редактор
Л. И. Иовлева
; редколлегия: Л. И. Иовлева, Т. В. Юденкова. —
М.
: СПМ-Индустрия, 2013. —
С. 177—186
.
Н. Гончарова, М. Ларионов: Исследования и публикации. Сборник статей / Комиссия по изучению искусства авангарда 1910—1920-х гг.. —
М.
:
Наука
, 2001. — 252 с. —
ISBN 5-02-022615-7
.
Романович С. М.
Воспоминания о М. Ларионове. Компакт-диск «Художник Сергей Романович в живописи и слове». М. 2003 или сайт в интернете с адресом: maakovets.narod.ru.