Васильева, Надежда Сергеевна
- 1 year ago
- 0
- 0
Наде́жда Серге́евна Наде́ждина (настоящая фамилия — Бруште́йн ; 21 мая (3 июня) 1904 , Вильна , Виленская губерния , Российская империя — 11 октября 1979 , Москва , РСФСР , СССР ) — советская танцовщица , артистка балета , балетмейстер , хореограф и педагог . Герой Социалистического Труда ( 1978 ). Народная артистка СССР ( 1966 ). Лауреат Сталинской премии третьей степени ( 1950 ) . Основатель и художественный руководитель Государственного академического хореографического ансамбля «Берёзка» (1948—1979), который с июня 2000 года носит её имя.
Родилась 21 мая ( 3 июня ) 1904 года в Вильне (ныне Вильнюс , Литва ) , в семье писательницы Александры Яковлевны Бруштейн (1884—1968) и врача, впоследствии одного из основоположников советской физиотерапии Сергея Александровича Бруштейна (1873—1947) . Внучка виленского врача Якова Эхелевича Выгодского (1857—1941), министра по еврейским делам Литовской республики и депутата польского сейма .
В источниках встречаются два года рождения Н. С. Надеждиной: 1904 и 1908 (последний указан в прижизненных томах « БСЭ » и Театральной энциклопедии , а также на надгробном памятнике танцовщицы на Новодевичьем кладбище ); расхождений в дне и месте рождения в источниках нет — 21 мая (3 июня по новому стилю), Вильна. Датировка рождения Н. С. Надеждиной 1904 годом опирается на сохранившуюся запись в «Книге для записи родившихся евреев на 1904 год» в канцелярии виленского городского раввина , в которой указана дата рождения «21 мая 1904 года» (20-е число месяца Сиван по еврейскому календарю ) .
В 1921 году окончила Выборгское коммерческое училище (незадолго до того ставшее 157-й трудовой школой) в Петрограде, в Финском переулке , дом 5 . Одновременно, с 1918 по 1924 годы училась во Второй государственной балетной школе в Петрограде (педагоги — А. Я. Ваганова , Н. Г. Легат , ).
В 1925—1934 годах — артистка балета Большого театра в Москве . Исполняла сольные партии и танцы в балетах « Лебединое озеро » (испанский, венгерский, мазурка), « Конёк-горбунок » (славянский, украинский), « Дон Кихот » (фанданго), « Красный мак » (Малайка, бостон), « Баядерка » (танец с лилиями), « Раймонда » (панадерос) и др.
С 1931 года одновременно выступала на эстраде , с середины 1930-х ставила свои номера. В 1941 году начала балетмейстерскую работу в ансамблях Сибирского военного округа и Карельского фронта — ставит танцы во фронтовых и агитбригадах, сама выезжает с ними в действующую армию (лучший концертный номер — хореографический плакат «Фрицы»). С 1943 года — балетмейстер, в 1946—1948 — художественный руководитель балетного отделения «Мосэстрады» и одновременно (1945—1948) — Русского народного хора Калининской филармонии , собирает и изучает фольклор северных областей России.
В 1948 году создала хореографический ансамбль « Берёзка », став его художественным руководителем и балетмейстером, где работала до конца жизни.
Однажды увидела на старинной литографии хоровод : девушки держали в руках зелёные веточки берёзы . В этом изображении она нашла не просто идею танца, но и поймала свою «синюю птицу», изменившую всю её жизнь. Первые исполнительницы хоровода «Березка» — молодые колхозницы Калининской (ныне — Тверской) области, участницы фестиваля сельских народных талантов в 1948 году. Двадцать девушек в длинных сарафанах — все статные, величавые, с красивой осанкой неслышно идут по сцене — ведут узорчатый хоровод. Нет, не идут — «плывут», да так, что вы уверены, будто не они двигаются, а вращается под ними диск сцены. В руках у них веточки молодой берёзки с чуть дрожащими ажурными листочками. «Во поле берёзонька стояла…» Зримо переливается мелодия песни. «Плывут» девушки, а зрители, глядя на них, словно вдыхают аромат весны, ощущают её волнующую поэзию. Поэзию Родины с её безбрежными далями, берёзовыми рощами, с её красотой.
«Берёзка» стала настоящим открытием в сценическом воплощении русского народного танца. Она — родоначальница не только совершенно особенного ансамбля, но и нового стиля в современной хореографии. Хореограф Н. Надеждина умела глубоко проникнуть в образный строй народной фантазии, правдиво и ярко воссоздать его в своих произведениях «Тройка», «Карусель», «Прялица», «Узоры», «Сибирская сюита», «Лебёдушка», «Берёзка», «На осенней ярмарке», «Заре навстречу», «Большой казачий пляс», «Северное сияние», «Северный старинный хоровод», «Воротца», «Топотуха» и множество других. Одна из последних постановок — танцевальный триптих «Русский фарфор». Она на редкость точно и глубоко отражала внутреннюю сущность народного бытия во всем его размахе и взлёте, раскрывала богатства русской души, её грани и в каждом танце отражала новую, неповторимую, находя для её воплощения самобытный пластический язык, лаконичную, логически законченную форму выражения.
«Мы всегда помним нашу создательницу Надежду Сергеевну Надеждину, — говорит преемница Н. С. Надеждиной на посту художественного руководителя коллектива, народная артистка СССР М. М. Кольцова . — Она сотворила уникальный ансамбль и совершенно новый жанр — танцевальную новеллу. Дала жизнь нескольким поколениям исполнителей и оставила бесценное наследие — гениальные композиции и танцы».
Вместе с ансамблем много гастролировала по СССР и за рубежом.
Воспитала большую группу танцовщиков, среди них солисты ансамбля: Д. С. Агафонова, Т. Д. Лукьянова, Н. Г. Рябова , Л. Ф. Трынова, М. М. Кольцова , К. П. Романова, В. В. Суворова , Г. Петрова и др.
Автор множества статей и книги: Надеждина Н. С. Русские танцы: описание танцев из репертуара ансамбля «Березка».- М.: Госкультпросветиздат, 1951. — 158 с.
Умерла 11 октября 1979 года в Москве. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 9). На её могиле установлен памятник из гранита и мрамора ( скульптор — П. Шапиро, архитектор — А. Гераскин) .
«Замечательная писательница, драматург и человек, Александра Яковлевна Бруштейн была почти глухая и слепая. Но обладала искромётным юмором и потрясающим жизнелюбием».