Interested Article - Еленин день

Приготовление почвы для посева льна в Вологодской губернии

Еленин день — день в народном календаре у славян , приходящийся на 21 мая (3 июня) . Название дня происходит от имени святой Елены Равноапостольной . До этого дня заканчивали посев хлебов и начинали сеять лён и коноплю, а также позднюю пшеницу, овёс, местами яровую рожь, просо, гречиху .

Другие названия дня

Алёна-лёносейка, Льняница, Олёна-Ленича, Длинные льны — Еленины косы, Елена — ранние льны, Олена — поздние овсы, Олёна — ранние росы, Алёна, Константин и Елена Сеяльники (Вят.), Елена — Льни́ца (Костром.), Еленосе́вки (Прикам.), Елены (Среднеурал.), Елены день (Забайкал.), Елены-Ле́нницы (Вят., Прикам.), Елены-Леносе́йницы (Прикам.), Елены-Цари́цы (Ярослав.), Константи́н (Севернорус.), Константи́н день (Среднеурал.), Константи́нов день (Прикам.), Константин-Овсяник (без указ. места), Ле́нница (Вят., Перм.), Лёносе́вки (Прикам.), Льносе́вки (Прикам.), Льняни́ца, Льняницы (Костром., Новгород., Орлов.), Матери Елены — Цари Константины (Среднеурал.), Мать Елена (Архангел.), Мать Елена и Отец Константин (Прикам.), Мать Елена и Царь Константин (Вологод., Сибир.), Мать Олёна (без указ. места), Олёна-Ле́нница (Прикам.), Олёна-Леносевка (без указ. места), Олёны — Ледники (Киров.), Олёны — Холодные ледники (Киров.), Ранние льны (Нижегород.), (Прикам.) [ страница не указана 2688 дней ] , рус. Елена-завивальница .

укр. Льоносійка ; болг. Костадиновден, Костадинка и Еленка, сфити цар Кунстандин и царица Иленъ ; макед. Еледин-Костадин . В Западной Фракии 21 мая отмечался день Константина, а 22 мая — Елены (с. ).

В этот день Русской православною церковью почитаются в том числе равноапостольная царица Елена и римский император Константин , чьи имена присутствуют в названии дня.

Обряды и поверья

Равноапостольной Елене молятся о покровительстве посевов и плодородии; перед Владимирской иконой Божией Матери молятся при нападении врагов .

Святые Константин и Елена считались покровителями льноводства и огуречных грядок , поэтому в этот день старались посеять лён и посадить огурцы . Говорили: «Олене — льны, огурцы — Константину» .

На сев льна в старину было в обычае не выезжать без выполнения особой обрядности. Старухи собирали в канун Еленина дня по паре яиц с каждой бабы, пекли их «всем бабьим миром» — в одной облюбованной для этого печи и, затем, раскладывали, не без ведома сеятелей, в мешки с семенами; но мужики не должны были проговариваться о своём «знатье», — молча собирались и выезжали они, благословясь, [на сев].

А. А. Коринфский

На полосе, вспаханной под льны, каждый сеятель сначала подбрасывал яйца вверх, полагая, что «чем выше будут подброшены яйца, тем выше вырастет и лён», затем съедал их с приговором: «Пусть уродится лён такой же белый как это яичко», а потом уже приступал к посеву семян . Скорлупки яиц должны были привозиться домой; там старухи толкли их и подбавляли понемножку в корм курам: чтобы неслись лучше .

По сообщению этнографа С. В. Максимова , в ряде мест существовал обычай под названием «обманывать лён». Состоявший в том, что во время сева льна женщины раздевались донага, объясняя это тем, что это увеличит урожай льна. Будто лён, глядя на их наготу сжалиться над ними: «Эта баба бедная — у неё даже рубашки на теле нет, надо будет пожалеть её и получше уродиться» .

В день Олены-льняницы девушки исполняли песни, основной темой которых было сеяние льна. Тексты песен имели магический характер и представляли собой заклинания на рост и урожай льна или конопли :

Посею я, младая, ленку
При дорожке, при толку:
Ты расти, расти ленок,
Тонок, долог и высок,
В земелюшку корешок,
Что вниз коренист,
А вверх семянист!

Лён лучше сеять в тёплый и тихий день в полный месяц или ущерб месяца, когда ясно светит, на чёрной не мокрой, а лучше на луговой земле. В полном месяце и ущербе месяца достаточно немного семени, а льна достаточно приносит . [ где? ] [ когда? ]

Если к этому времени огурцы уже были посеяны, и хозяйкам нужно было теперь позаботиться об их сохранности. Для этого в доме брали старый лапоть, волокли его ногой на огород и бросали на грядку с огурцами, приговаривая: «Как густо сей лапоть плёлся, так чтобы и огурцы плелись» . [ где? ] [ когда? ]

Белорусским девушкам в этот день запрещалось заплетать косы, чтобы лён и волосы девушек росли длиннее и не путались .

В день Елены и Константина сеют позднюю пшеницу [ где? ] [ когда? ] . В Тамбовской губернии происходил второй посев льна и конопли .

Поговорки и приметы

  • На Олёну сей лён [ страница не указана 2688 дней ] .
  • Лён с ярью не ладит (не советует сеять на льнищах ярового хлеба и ничего иного) .
  • Посеешь лён на Олёну — будут длинные льны .
  • На Олену-льняницу было принято также сажать огурцы .
  • Ярицу, лён, гречиху, ячмень и позднюю пшеницу сей с Оленина дня (нижегород.) .
  • укр. Якою буде льоносійка, такою видаеться й осінь — сонячною або дощовою .

См. также

Примечания

  1. , с. 355.
  2. .
  3. , с. 12.
  4. , с. 136.
  5. , с. 169.
  6. .
  7. , с. 269.
  8. .
  9. , с. 468—469.
  10. от 21 сентября 2017 на Wayback Machine // РЭМ
  11. , с. 153.
  12. , с. 303.
  13. , с. 170.
  14. , с. 213.
  15. , с. 69.
  16. .
  17. , с. 275.

Литература

  • Атрошенко О. В. // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Уральский федеральный университет. — Екатеринбург, 2013.
  • Баранова О. Г., Зимина Т. А., Мадлевская Е. Л. и др. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия / Науч. ред. И. И. Шангина. — СПб. : Искусство-СПБ, 2001. — 668 с. — (История в зеркале быта). — ISBN 5-210-01497-5 .
  • // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880—1882.
  • Зимина Т. А. . РЭМ .
  • Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн. : Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. ISBN 978-985-471-335-9 .
  • Коринфский А. А. // . — М. : Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 261—270.
  • Максимов С. В. // . — СПб. : Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — С. 468—469.
  • Милов Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. — М. : РОССПЭН, 1998. — 573 с.
  • Некрылова А. Ф. Круглый год. — М. : Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6 .
  • Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. — СПб. : Азбука-классика, 2007. — 765 с. — ISBN 5352021408 .
  • Сахаров И. П. . — СПб. : Издательство МГУ, 1885. — 245 с.
  • Терентьева Е. Ю. // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. МГУ. — М. : МГУ, 2012.
  • Усачёва В. В. // . — М. : Индрик, 2006. — С. –318 . — ISBN 5-85759-370-0 .
  • Скуратівський В. Т. Дідух. — К. : Освіта, 1995. — 272 с. — ISBN 5-330-02487-0 . (укр.)

Ссылки

Источник —

Same as Еленин день