Interested Article - Аквилейский патриархат

Аквилейский патриархат ( лат. Patriarchatus Aquileiensis ) — автономная (а в VI VII веках непризнанно автокефальная ) Церковь, каноническая территория которой охватывала северо-восточные области современной Италии (области Венеция , Фриули-Венеция-Джулия ), Словении , частично Хорватии (полуостров Истрия ). Есть сведения о наличии собственного богослужебного обряда . После примирения с Римом ( 698 год ) епископы Аквилеи сохранили титул патриархов и были крупными феодальными государями. Патриархат был упразднён в 1751 году , его территории разделены на два архиепископства.

Ранняя история

Местная традиция утверждает, что жители Аквилеи были обращены в христианство евангелистом Марком , а первым епископом стал его ученик святой Ермагор . Мученические акты последнего датируются только концом VI века , а местные уроженцы блаженный Иероним и Руфин не упоминают ни о Ермагоре, ни о проповеди Марка в Аквилее. Учитывая, что в VI веке епископ Аквилеи порвал общение с Римом и принял сан патриарха , можно предполагать, что легенда о Марке и Ермагоре могла родиться «задним числом» для оправдания нового статуса местной Церкви.

Первым несомненным епископом Аквилеи является Иларий, сведения о котором датируются 276 годом. В IV веке Аквилея становится авторитетным церковным центром. Епископ ( 369 388 ) провёл антиарианский собор 381 года , на котором председательствовал Амвросий Медиоланский ; авторитет этого собора на Западе был выше, чем у «восточного» и с оговорками признанного II Вселенским I Константинопольского ( 381 ). Преемник Валериана Хроматий участвовал в горячей полемике Иеронима и Руфина о богословском наследии Оригена и вместе с папой анафематствовал книгу Оригена « О началах ». В IV веке аквилейские епископы пользовались митрополитанской властью над территорией Венеции , Истрии , северо-западной части Иллирика , восточной части Реции Второй и южной части Норика . Из сохранившихся источников видно, что аквилейское богослужение имело ряд характерных особенностей, позволяющих говорить об особом аквилейском обряде .

Схизма с Римом и возникновение патриархата

В V VI веках город Аквилея был неоднократно разорён в результате варварских нашествий : в 407 408 годах вестготами Алариха I , в 452 году гуннами Аттилы , в 590 году лангобардами . В результате город был полностью разрушен, жители спасались на островах близлежащих лагун (в том числе, в будущей Венеции), а Павлин I Аквилейский перенёс кафедру в Градо — древний порт Аквилеи (568 год). Разрушение Аквилеи совпало с ростом влияния местных епископов, принявших сан патриархов.

В ходе разгоревшегося в Церкви спора о «трёх главах» (см. Пятый вселенский собор ) Павлин I Аквилейский твёрдо и убеждённо выступал против инициированного Юстинианом I осуждения «трёх глав». Так как римские папы Вигилий и Пелагий I были в этом вопросе непоследовательны, Павлин I разорвал общение с Римом , на местном соборе отверг осуждение «трёх глав» ( 558 год ) и вскоре принял сан патриарха . Таким образом, с 558 года Аквилейская церковь в самовольном порядке стала автокефальной и порвала евхаристическое общение не только с Римом, но и со всей Православной церковью , которая на Пятом Вселенском соборе осудила «три главы». Аквилейские патриархи объявили себя защитниками Халкидонского собора , якобы преданного в Риме; новый кафедральный собор в Градо был освящён в честь Евфимии — покровительницы Халкидонского собора; совместно с миланскими архиепископами аквилейцы вели жёсткую полемику с римскими папами.

Неф Аквилейской базилики .

В 568 году Северная Италия была захвачена лангобардами ; миланские архиепископы, теперь защищавшие православие в арианском окружении, поспешили примириться с Римом ( 572 год ), хотя отдельные епархии оставались в схизме до 649 года . В этих условиях Аквилея осталась единственной духовной противницей пап, и Римская церковь предпринимала неоднократные попытки вернуть аквилейских патриархов в лоно Православной церкви. Папа Григорий I вызвал аквилейцев на совещание в Рим , равеннский экзарх предложил военную интервенцию против Градо. Но аквилейский патриарх обратился с жалобой к императору Маврикию , и последний запретил предпринимать насильственные действия против Градо.

В конце VI века территория Аквилейского патриархата оказалась разделена между Византией и лангобардским герцогством Фриуль , и лангобардские герцоги из политических соображений поддерживали схизму. В 607 году избранный в Градо аквилейский патриарх вступил в евхаристическое общение с римским папой Бонифацием IV . Противники примирения с Римом избрали епископа Фриульского альтернативным патриархом Аквилеи. Так в 607 году единый Аквилейский патриархат распался на два:

  • Аквилейский патриархат с кафедрой в Градо (после 700 года назывался Патриархат Градо, в 1451 году кафедра перенесена в Венецию , и патриархи стали именоваться венецианскими ) располагался на территории, подконтрольной Византии, и имел евхаристическое общение с Православной церковью ( о его дальнейшей истории смотри Патриарх Венеции );
  • Аквилейский патриархат с кафедрой в Кормонсе (впоследствии перенесена в Чивидале , потом в Удине ) располагался в лангобардском Фриуле и находился в схизме из-за непринятия Пятого вселенского собора ( о его дальнейшей истории смотри настоящую статью ).

В 698 году поместный Аквилейский собор наконец-то признал правильным осуждение «трёх глав», согласившись, тем самым, с Пятым вселенским собором. Окончательно схизма с Римом завершилась под давлением лангобардского короля Куниперта на соборе в Павии ( 700 год ). Патриарх Аквилеи принял решения Пятого вселенского собора и вступил в общение с римской кафедрой. Таким образом, аквилейская схизма продолжалась в общей сложности 150 лет.

Примирение с Римом и расцвет патриархата

После 700 года Аквилея и Градо представляли собой раздельные церковные кафедры и патриархаты. Резиденция патриарха Аквилейского в 627 году была перенесена в Кормонс , а в 730 году — в Чивидале . После завоевания Северной Италии франками аквилейские патриархи перешли под покровительство Карла Великого , и последний выдал патриарху Павлину Аквилейскому грамоту, подтверждающую права аквилейского клира на самостоятельное избрание патриарха.

Аквилейская базилика. Фрагмент мозаичного пола IV века.

Значение Аквилеи особенно возросло в правление Павлина, участвовавшего в походах Пипина Итальянского против аваров и словенцев , а затем отправлявшего к ним миссионеров. В 796 году Павлин и епископы Зальцбурга и Пассау , также занимавшиеся миссионерством на приграничных территориях, подписали соглашение о принципах миссионерской деятельности среди аваров и словенцев. Косвенные данные из топонимики , археологии , а также литургики позволяют предположить, что аквилейские миссионеры работали на всей территории славянского княжества Карантания . Преемники Павлина II, ( 805 810 ) и (810— 837 ), вступили в конфликт с зальцбургскими епископами о том, где должна проходить граница между патриархатом и епископством в Карантании. Урс оперировал документами долангобардской эпохи, а зальцбургские епископы ссылались на решения пап Захарии , Стефана II и Павла I . В 811 году Карл Великий вмешался в спор и провёл границу между Аквилейским патриархатом и Зальцбургским архиепископством по реке Драва .

При патриархе Урсе аквилейские миссионеры проповедовали в хорватской Далмации , а также, возможно, в Паннонии и Моравии . Есть основания предполагать, что Кирилл и Мефодий переводили на славянский и латинские тексты аквилейского обряда .

С X века аквилейские патриархи становятся верными союзниками императоров Священной Римской империи и крупными феодалами. Патриарх Поппо ( 1019 1044 ) получил право чеканки собственной монеты и вёл большое строительство, в том числе аквилейской . Впоследствии к Аквилейскому патриархату были присоединены земли в округе Фриули и территории Карниолы ( 1077 год ) и Истрии ( 1209 год ). На Римском соборе 1047 года патриарх Аквилеи занимал почётное четвёртое место (после папы, архиепископов Милана и Равенны ).

Закат и упразднение патриархата

В XIII XIV веках , когда кафедра аквилейских патриархов переместилась в Удине , начинается постепенный упадок патриархата. В 1419 1420 годах Фриули было завоевано Венецией , и кафедра патриархов вновь вернулась в Аквилею. С этого момента аквилейские патриархи выбирались только из граждан Венеции. По соглашению 1445 года все земли Аквилейского патриархата перешли к Венеции , за исключением самой Аквилеи , Сан-Вито и Сан-Даниэле-дель-Фриули , в 1509 году аквилейский патриархат оказался под контролем Габсбургов .

В 1751 году папа Бенедикт XIV по настоянию Марии Терезии упразднил патриархат и основал архиепископство Удине (с епархиями Венеция и Истрия) и Гориция (епархии Комо , Тренто , и Триест ) на его месте.

См. также

Литература

Примечания

  1. « Православная энциклопедия », том I, с. 384-387. Статья «Аквилея».

Ссылки

Источник —

Same as Аквилейский патриархат