Interested Article - Ауэр, Леопольд Семёнович

Леопо́льд Семёнович А́уэр (также Лев Семёнович ; нем. Leopold Auer , венг. Auer Lipót ; 7 июня 1845 , Веспрем , Веспрем 15 июля 1930 , ) — венгерский и русский скрипач еврейского происхождения, дирижёр , композитор , педагог; профессор Санкт-Петербургской консерватории.

Ученик Якоба Донта и Йозефа Иоахима . Является основателем русской скрипичной школы. Воспитал свыше 300 учеников ( Константин Горский , М. Б. Полякин , Я. Хейфец , Е. Цимбалист , М. Эльман , Иосиф Ахрон , Д. Бертье , Цецилия Ганзен и другие) . Преподавал в Петербургской консерватории с 1868 по 1918 год. В 1918 году эмигрировал в США .

Биография

П. И. Чайковский. « Воспоминание о дорогом месте ». Часть 3. Mélodie в обработке Августа Вильгельми . Исполняет Леопольд Ауэр, 1920. Германия
Леопольд Ауэр

Леопольд Семёнович Ауэр родился 7 июня 1845 года в Австро-Венгрии в еврейской семье (впоследствии принял христианство ). Сын бедных родителей (отец — маляр), он рано обнаружил музыкальные способности. Будучи ещё четырёхлетним ребёнком, он мог уже маршировать, отбивая такт на барабане, впереди войск, возбуждая во время революции 1849 года патриотический энтузиазм в зрителях. Музыкальное образование Ауэр получил вначале в Пештской консерватории, где обучался игре на скрипке у Давида Ридли-Коне . Затем перешёл в Венскую консерваторию к профессору Якобу Донту , посещал также оркестровый класс Йозефа Хельмесбергера . Позднее совершенствовался у Иоахима , жившего в Ганновере . С четырнадцати лет уже содержал семью, гастролируя по австро-венгерской провинции; согласно воспоминаниям самого Ауэра, первоначально это были выступления в самых заштатных городках, передвигаться между которыми приходилось на телеге .

Состоял концертмейстером в Дюссельдорфе , потом в Гамбурге . В 1868 году он занял место первого скрипача в знаменитом квартете братьев Мюллер, но вскоре оставил его, получив приглашение в Санкт-Петербургскую консерваторию профессором по классу скрипичной игры (на место ушедшего Генрика Венявского ).

Ауэр с ученицей

В 1873 году Ауэр стал солистом-скрипачом при Императорских театрах , а в 1874 году получил звание солиста Его Величества . В 1880 году занял пост дирижёра симфонических концертов придворной певческой капеллы [ нет в источнике ] . В 1881 году Ауэр совершил с выдающимся успехом концертное турне по России и Западной Европе . С 1888 года по 1892 год Ауэр дирижировал симфоническими концертами Императорского Русского музыкального общества и стоял во главе его квартета, пользующегося большой известностью как в России, так и за границей.

Леопольд Ауэр участвовал в премьере второй редакции струнного секстета « Воспоминание о Флоренции » Чайковского в 1892 году .

В 1918 году эмигрировал в США . Профессор Института музыкального искусства в Нью-Йорке и Кёртисовского института в Филадельфии . За десятилетия педагогической деятельности Ауэр воспитал множество выдающихся скрипачей. Среди его учеников — Яша Хейфец , Ефрем Цимбалист , Мирон Полякин , Шимон Пульман , Кэтлин Парлоу , прославившие русскую скрипичную школу. Игорь Стравинский называя Ауэра удивительным педагогом, отмечал, что его «преподаванию мы обязаны почти всей фалангой современных нам знаменитых скрипачей» .

Скончался 15 июля 1930 года в , близ Дрездена , от воспаления лёгких . Похоронен в США в городе Хартсдейл , (штат Нью-Йорк ), на кладбище Фернклифф .

Среди известных скрипачей Ауэр занимал одно из самых почётных мест. Его игра была в высшей степени изящна и художественно отделана, отличаясь небольшим, но очень красивым и мягким тоном.

В числе посвящённых Ауэру произведений — Скрипичная соната № 3, соч. 98 Антона Рубинштейна , четвёртая тетрадь «Испанских танцев», соч. 26 Пабло де Сарасате , «Русская рапсодия», соч. 32 Эмиля Соре , седьмая «сцена из чарды», соч. 41 Енё Хубаи , «Грёзы», соч. 23 Александра Танеева , скрипичный концерт, соч. 82 Александра Глазунова , двадцать четыре каприса, соч. 25 Анри Марто .

Сохранилось небольшое число записей Леопольда Ауэра. Среди них — «Мелодия» из цикла « Воспоминание о дорогом месте » Чайковского .

Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде

Сочинения

Книги

  • My Long Life in Music. — New York, 1923.
  • Среди музыкантов / Пер. с англ. — М. , 1927.
  • Violin playing as I teach it. — New York, 1921, 1960.
  • / Пер. с англ. — Л. , 1929, 1933.
  • Violin masterworks and their interpretation. — Boston, 1925.
  • Интерпретация произведений скрипичной классики / ред., вступ. ст. и коммент. И. Ямпольского . — М. , 1965 (вместе с «Моей школой игры на скрипке»).

Музыка

Оригинальные сочинения

  • Концертная тарантелла ( Tarantelle de concert ), соч. 2
  • «Грёзы» № 1 ( Reverie ), соч. 3
  • Романс ( Romance ), соч. 4
  • «Венгерская рапсодия» ( Rapsodie hongroise ), соч. 5 (опубл. 1882)
  • «Грёзы» № 2 ( Reverie ), без соч. (опубл. 1901)
  • Двенадцать характеристических прелюдий ( 12 Charakteristische Präludien ) для скрипки соло, соч. 9 (опубл. 1926)

Каденции

Увековечение памяти скрипача

Конкурс

В Санкт-Петербурге проводится « ». Первый конкурс состоялся в 1908 году, когда отмечался 40-летний юбилей деятельности Л. С. Ауэра в Петербургской консерватории . Первая премия была присуждена ученику Ауэра . Спустя 105 лет группа единомышленников совместно с компанией «Русский фестиваль» решили увековечить заслуги музыканта и педагога перед мировой культурой и анонсировали «II Международный конкурс скрипачей и квартетов имени Леопольда Ауэра», который был проведён в октябре 2014 года. Далее конкурс стал ежегодным.

Мемориальная доска

В 2016 году инициативная группа АНО «Русский фестиваль» выдвинула петицию об установке мемориальной доски на доме 26/53 по Английскому проспекту в Санкт-Петербурге:

«Здесь жил с 1900 по 1917 годы выдающийся скрипач, педагог, основатель Русской скрипичной школы Леопольд АУЭР»

Семья

Первая жена (23 мая 1874—1901) — Надежда Евгеньевна Ауэр (в девичестве Пеликан, 1855—1932); дочь профессора кафедры судебной медицины, медицинской полиции и гигиены Медико-хирургической Академии , лейб-медика Евгения Венцеславовича Пеликана (1824—1884) и Зои Павловны Пеликан (урождённой Азанчевской); племянница композитора М. П. Азанчевского , историка лейб-гвардии Преображенского полка, штабс-капитана Матвея Павловича Азанчевского (1830—1904) и управляющего Санкт-Петербургской контрольной палаты (1822—1876); внучка автора трудов по агрономии, статского советника Павла Матвеевича Азанчевского (1789—1866) .

Четыре дочери:

  • Зоя Львовна Унковская (1875—1918). В 1895—1903 годах замужем за морским офицером Семёном Ивановичем Унковским (который позже женился на её младшей сестре Марии), внуком мореплавателя С. Я. Унковского , сыном адмирала И. С. Унковского . Сыновья: Иван (1896—1975) — женат на дочери князя П. П. Голицына Аглаиде (1893—1984), и Лев (Леон, 1900—?); жили в Выборге , затем в Зальцбурге .
    • В семье Леопольда Ауэра после смерти его дочери Зои воспитывался внук — впоследствии известный актёр Миша Ауэр .
  • Надежда Львовна Сибор (1876—1976), замужем за скрипачом Борисом Сибором (Лившицем) .
  • Наталия (Наталья) Львовна Миклашевская (1879—1933), певица.
  • Мария Львовна Унковская (1883—1959), певица. Была возлюбленной поэта Максимилиана Волошина (1902) . С 1903 года замужем за лейтенантом морского флота Семёном Ивановичем Унковским (?—1921), потомственным дворянином.

Вторая жена (оформили брак 24 июня 1924 года в Нью-Йорке ) — пианистка, концертмейстер Ванда Богуцка Штейн ( англ. Wanda Bogutska Stein , в замужестве Ванда Ауэр, 1875 — 6 октября 1961) . Вместе с мужем записала несколько грампластинок .

Внучатым племянником Леопольда Ауэра был известный композитор Дьёрдь Лигети (внук его брата, художника по фрескам Сомы Ауэра); внучатой племянницей — джазовая вибрафонистка (1919—1996).

Примечания

  1. Leopold Auer // (англ.)
  2. Leopold von Auer // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  3. . Дата обращения: 29 апреля 2012. Архивировано из 22 марта 2014 года.
  4. 16 августа 2014 года.
  5. . Дата обращения: 21 марта 2014. Архивировано из 15 ноября 2017 года.
  6. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  7. Л. Ауэр. Среди музыкантов / Пер. с англ. Н. Явнэ. — М.: Издательство М. и С. Сабашниковых , 1927. — С. 15-16.
  8. . web.archive.org (16 июля 2015). Дата обращения: 22 октября 2019. Архивировано 16 июля 2015 года.
  9. Моисеев Г. А. Струнный секстет «Воспоминание о Флоренции» в контексте позднего периода творчества // Камерные ансамбли П. И. Чайковского. — М. : Музыка , 2009. — С. 222. — 295 с. — ISBN 978-5-7140-1169-6 .
  10. Стравинский И. Ф. . — Гос. музыкальное издательство, 1963. — 286 с.
  11. Caroline, Bruna. (исп.) . Canal Para Violinistas. Дата обращения: 12 декабря 2022. 11 декабря 2022 года.
  12. . Архивировано из 20 сентября 2016 года.
  13. . www.change.org. Дата обращения: 18 августа 2016.
  14. . Дата обращения: 21 марта 2014. Архивировано из 26 июня 2013 года.
  15. . Дата обращения: 21 марта 2014. 24 сентября 2015 года.
  16. . Дата обращения: 21 марта 2014. 6 января 2014 года.
  17. . Дата обращения: 19 июля 2014. 22 июня 2015 года.
  18. . Дата обращения: 21 марта 2014. 24 августа 2015 года.
  19. . Дата обращения: 21 марта 2014. 12 октября 2013 года.
  20. . Дата обращения: 21 марта 2014. Архивировано из 15 ноября 2017 года.
  21. . Дата обращения: 21 марта 2014. 2 июля 2014 года.
  22. . Дата обращения: 21 марта 2014. Архивировано из 22 марта 2014 года.
  23. . Дата обращения: 21 марта 2014. 22 марта 2014 года.
  24. . Дата обращения: 2 октября 2017. 1 июля 2014 года.

Литература

  • Раабен Л.Н. Леопольд Семёнович Ауэр. Очерк жизни и творчества. — Л. , 1962.
  • Ямпольский И.М. Ауэр и современное скрипичное искусство // Ауэр Л. С. Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скрипичной классики. — М. , 1965.
Источник —

Same as Ауэр, Леопольд Семёнович