Голицын, Николай Борисович
- 1 year ago
- 0
- 0
Князь Никола́й Бори́сович Юсу́пов ( 15 (26) октября 1750 — 15 июля 1831 , Москва ) — государственный деятель, дипломат (1783—1789), любитель искусства, один из крупнейших в России коллекционеров и меценатов , владелец подмосковных усадеб Архангельское и Васильевское .
Занимаемые официальные посты: главноуправляющий Оружейной палаты и Экспедиции кремлёвского строения , директор Императорских театров (1791—1796), директор Эрмитажа (1797), возглавлял дворцовые стекольные, фарфоровые и шпалерные заводы (c 1792), сенатор (с 1788), действительный тайный советник (1796), министр Департамента уделов (1800—1816) , член Государственного совета (с 1823).
Единственный сын московского градоначальника Бориса Юсупова , представитель богатейшего княжеского рода Юсуповых , который пресёкся на его правнучке Зинаиде .
Помогая приобретать произведения искусства императрице Екатерине II и её сыну Павлу I , князь был посредником при исполнении императорских заказов европейскими художниками. Таким образом, коллекция Юсупова формировалась из тех же источников, что и императорская, поэтому в коллекции Юсупова находились работы крупнейших пейзажистов.
Семейные традиции и принадлежность по службе к Коллегии иностранных дел оказали существенное влияние на его личность и судьбу. Масон , в начале 1770-х годов посещал заседания петербургской ложи «Совершенного согласия».
В его долгой жизни можно выделить несколько этапов, имевших решающее значение для формирования коллекции.
Прежде всего — это первое образовательное заграничное путешествие 1774—1777 годов, пребывание в Голландии и обучение в Лейденском университете . Тогда пробудился интерес к европейской культуре и искусству, зародилось увлечение собирательством. В эти годы он совершил Grand Tour, посетив Англию, Португалию, Испанию, Францию, Италию, Австрию. Он был представлен многим европейским монархам, был принят Дидро и Вольтером .
Мои книги и несколько хороших картин и рисунков — единственное моё развлечение.
— Н. Б. Юсупов
В Лейдене Юсупов приобрёл редкие коллекционные книги, картины и рисунки. Среди них — издание Цицерона , выпущенное знаменитой венецианской фирмой Альдов (Мануциев) , с памятной надписью о покупке: «a Leide 1e mardi 7bre de l’annee 1774» (в Лейдене в первый вторник сентября 1774 года). В Италии князь познакомился с немецким пейзажистом Я. Ф. Хаккертом , ставшим его советчиком и экспертом. Хаккерт написал по его заказу завершённые в 1779 году парные пейзажи «Утро в окрестностях Рима» и «Вечер в окрестностях Рима» (обе — Государственный музей-усадьба «Архангельское» ). Античность и современное искусство — эти два главных увлечения Юсупова и в дальнейшем будут определять основные художественные предпочтения, созвучные эпохе становления и развития последнего большого интернационального художественного стиля в европейском искусстве — классицизма .
Вторым важным этапом в формировании собрания стали 1780-е годы. Как сведущий в искусствах и известный при европейских дворах человек, Юсупов вошёл в свиту и сопровождал в 1781—1782 годах в графа и графиню Северных (великого князя Павла Петровича и великую княгиню Марию Фёдоровну ). Обладая большими знаниями, вкусом к изящным искусствам, он исполнял поручения Павла Петровича и значительно расширил свои связи с художниками и комиссионерами, впервые посетил мастерские самых знаменитых художников — А. Кауфман в Венеции и П. Батони , гравёра Дж. Вольпато , известного репродукционными гравюрами с произведений Рафаэля в Ватикане и Риме, Юбера Робера , К. Ж. Верне , Ж.-Б. Грёза и Ж.-А. Гудона в Париже. Затем отношения с этими художниками поддерживались на протяжении многих лет, способствуя пополнению личного собрания князя.
1790-е годы — стремительный взлёт карьеры Юсупова. Он в полной мере демонстрирует преданность русскому престолу, как стареющей императрице Екатерине II, так и императору Павлу I. При коронации Павла I он был назначен верховным коронационным маршалом. Эту же роль он выполнял на коронациях Александра I и Николая I .
С 1791 по 1802 год Юсупов занимал важные государственные посты: директора императорских театральных зрелищ в Петербурге (с 1791), директора императорских стеклянного и фарфорового заводов и шпалерной мануфактуры (с 1792), президента мануфактур-коллегии (с 1796) и министра уделов (с 1800).
В 1794 году Николай Борисович избран почётным любителем петербургской Академии художеств . Был произведён в действительные тайные советники 22 ноября 1796 года.
В 1797 году Павел I отдал в его ведение Эрмитаж , где размещалось императорское художественное собрание. Картинную галерею возглавил поляк Франц Лабенский, бывший до этого хранителем картинной галереи короля Станислава Августа Понятовского , которого Юсупов сопровождал во время его пребывания в Петербурге. Была проведена новая полная инвентаризация эрмитажного собрания. Составленная опись служила основным инвентарём до середины XIX века.
С 21 декабря 1798 г. великий командор Ордена Мальтийского и св. Иоанна Иерусалимского (с разрешением учредить особое командорство своего имени).
Государственные посты, занимаемые князем, позволяли непосредственно влиять на развитие национального искусства и художественных ремесел.
В 1810 году Юсупов в 60-ти летнем возрасте приобрёл у Марии Адамовны Голицыной за 245 тыс. . рублей усадьбу Архангельское : дворцово-парковый ансамбль, созданный её мужем Н. А. Голицыным . В состав проданного имущества вошли также знаменитая голицинская библиотека, завод по производству стекла . Главным образом, усадьба Юсупову была нужна для поддержания своего имиджа , который к тому времени постепенно угасал .
Юсупов — основатель знаменитого родового собрания : большой коллекции картин (свыше 600 полотен) [ источник не указан 1507 дней ] , скульптур, произведения прикладного искусства, книг (свыше 20 тыс.) [ источник не указан 1507 дней ] , фарфора , основную часть которой разместил в усадьбе.
Примеры полотен из собрания Н. Б. Юсупова
В Москве Юсупов жил в собственном дворце в Большом Харитоньевском переулке . В 1801—1803 гг. в одном из флигелей на территории дворца жила семья Пушкиных, в том числе и маленький Александр Пушкин . Поэт бывал и у Юсупова в Архангельском, а в 1831 г. Юсупов был приглашён на торжественный ужин в арбатскую квартиру молодожёнов Пушкиных .
Он пышно потухал восьмидесяти лет, окруженный мраморной, рисованной и живой красотой. В его загородном доме беседовал с ним Пушкин, посвятивший ему , и рисовал Гонзага , которому Юсупов посвятил свой театр.
— А. И. Герцен . « Былое и думы »
Скончался во время знаменитой эпидемии от холеры в Москве, в собственном доме в приходе . Погребён в селе Спасское-Котово Можайского уезда Московской губернии , в старинной церкви Спаса Нерукотворного . А. Я. Булгаков сообщал дочери :
Единственно чем теперь занята Москва, это смерть князя Юсупова. Во вторник еще он был совсем здоров, поужинал с большим аппетитом, съел много персиков, винограда и дыни. Ночью жаловался на боли в желудке. Люди, боясь как бы это не холера, послали за доктором. Затем появилась рвота. Люди, видя, что доктора в большом страхе, послали за священником, которого держали спрятанным рядом с комнатой больного, когда больному предложили исполнить свой долг церкви, он с радостью согласился и его исповедовали и причастили. После этого он почувствовал себя еще хуже, и к 6 часам утра его уже не стало.
После 1917 года обширное собрание Юсупова было раздроблено, произведения из коллекции переданы во многие музеи. Основная часть коллекции хранится в ГМИИ имени А. С. Пушкина , Государственном Эрмитаже , Государственном музее-усадьбе «Архангельское» . В 2001 г. эти предметы воссоединились в ГМИИ на выставке «Ученая прихоть. Коллекция князя Николая Борисовича Юсупова» .
Жена (с 1793 года) — Татьяна Васильевна Энгельгардт (1769—1841), вдова М. С. Потёмкина , племянница князя Г. А. Потёмкина , одна из наследниц последнего. Дети:
В Метрической книге церкви Вознесения, что в Адмиралтейских слободах Санкт-Петербурга (запись № 242 от 1790 года), сказано о рождении 26 сентября у «князя Николая Борисовича Юсупова незаконнорожденного сына Бориса» и крещении его священником этой церкви Иваном Фёдоровым .
Среди фавориток Юсупова были французская балерина Биготтини и петербургская танцовщица Арина Тукманова. В 1812 году князь взял под своё покровительство ученицу Дидло , 18-летнюю Екатерину Петровну Колосову (ум. 1816), которая, по свидетельству балетмейстера Глушковского «собою была не красавица, но талантливая артистка; санкт-петербургская публика очень её любила». Она умерла, прожив у князя не более четырёх лет и оставив ему двоих сыновей. Юсупов дал детям фамилию Гирейских и на каждого положил по 50 тысяч руб. в Опекунский совет . Один из них умер в возрасте семи лет, другой, Сергей Николаевич, получил хорошее образование и жил большей частью за рубежом.