Священный синод Русской православной церкви
- 1 year ago
- 0
- 0
Архиере́йский сино́д Ру́сской правосла́вной це́ркви заграни́цей — исполнительный орган Собора Русской зарубежной церкви . Состоит из председательствующего первоиерарха , двоих его заместителей и четверых членов, из которых двое избираются Собором на межсоборный срок и двое вызываются из епархии на четырёхмесячный срок в порядке очереди, а также двух их заместителей, вызываемых в заседание Архиерейского синода по усмотрению председателя. Архиерейский синод издаёт свой печатный орган под наименованием «Церковная жизнь».
В мае 1919 года в Ставрополе Кавказском — на территории, контролировавшейся Белым движением , — было образовано Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России (ВВЦУ ЮВР). ВВЦУ ЮВР как временное учреждение, которое после восстановления связи с патриархом и отчёта о всех своих деяниях должно было прекратить свою деятельность. Однако надежды Белого движения на скорую победу в гражданской войне не оправдались, и ВВЦУ после ряда преобразований суждено было стать постоянным органом . В сентябре 1920 года Пётр Врангель пригласил в Крым находившегося на Афоне митрополита Антония (Храповицкого) для участия в церковном руководстве. Митрополит Антоний по прибытии в Крым стал почётным председателем Церковного управления . Ещё находясь в России, ВВЦУ ЮВР стало брать на себя решение проблем, связанных с внешней деятельностью Русской церкви, из-за невозможности московской церковной власти контактировать со своими зарубежными миссиями и приходами, а также с Поместными церквами и инославным миром . Данное положение было закреплено решением ВВЦУ ЮВР от 23 октября ( 5 ноября ) 1920 , согласно которому «все русские Церкви за границей Высшее Церковное Управление считает в своём подчинении до установления связи с Св[ятейшим] Патриархом Московским» . Учреждение ВВЦУ ЮВР было легитимизировано изданием постановления патриарха Тихона , Священного синода и Высшего церковного Совета от 7/20 ноября 1920 № 362 — акта, рассматриваемого канонистами РПЦЗ в качестве основного правоустанавливающего документа .
По совету епископа Севастопольского Вениамина (Федченкова) , 19 ноября на борту парохода «Великий князь Александр Михайлович» состоялось первое заграничное заседание ВВЦУ ЮВР, в котором приняли участие митрополит Киевский Антоний (Храповицкий), митрополит Одесский Платон (Рождественский) , архиепископ Полтавский Феофан (Быстров) и епископ Севастопольский Вениамин (Федченков) . В декабре того же года, по прибытии русских иерархов в Константинополь, ВВЦУ ЮВР было преобразовано в Высшее русское церковное управление за границей (ВРЦУЗ) . Последнее заседание ВРЦУЗ в Константинополе состоялось 29 апреля (12 мая) 1921 года. По приглашению короля Александр I и патриарха Сербского Димитрия , Высшее церковное управление Русской православной церкви заграницей переехало в Сербию , в Сремски Карловцы , где патриарх Димитрий предоставил в распоряжение русских архиереев свою резиденцию (бывший дворец Карловацких патриархов ). Первое заседание ВРЦУЗ в Сремских Карловцах состоялось 21 июля 1921 под председательством митрополита Антония (Храповицкого) . 31 августа 1921 года Архиерейский собор Сербской церкви официально признал канонический статус РПЦЗ .
Прошедшее 21 ноября — 3 декабря 1921 года в Сремских Карловцах Общецерковное заграничное собрание архиереев, клириков и мирян , переименовавшее себя в ходе заседаний во Всезарубежный собор , приняло ряд документов антисоветской направленности, спровоцировал реакцию со стороны советского правительства. В результате 5 мая 1922 года в Москве на соединённом присутствии Священного синода и Высшего церковного совета под председательством патриарха Тихона было вынесено постановление, в котором, в том числе, говорилось: «Ввиду того, что заграничное Русское Церковное Управление увлекается в область политического выступления, — а с другой стороны, заграничные русские приходы уже поручены попечению проживающего в Германии Преосвященного Митрополита Евлогия, Высшее Церковное Управление за границей упразднить» .
Указ породил множество толкований и мнений о возможности и правомерности его исполнения. Митрополит Антоний сначала решил безоговорочно подчиниться указу, снять с себя полномочия председателя ВРЦУЗ и уехать на Афон. Однако большинство членов ВРЦУЗ считали, что указ был подписан под давлением большевиков, и поэтому склонялись к тому, что исполнять волю патриарха не следует. В русских зарубежных приходах начался сбор подписей под обращениями к митрополиту Антонию с просьбой не уходить на покой .
2 сентября того же года состоялся Архиерейский Собор, который упразднил ВРЦУЗ и образовал Временный Заграничный Священный Синод :
1. Во исполнение Указа его Святейшества Святейшего Тихона Патриарха Московского и всея Руси и Святейшего при нём Синода от 24 апреля (5 мая) 1922 года за № 348 существующее Высшее Русское Церковное Управление упразднить.
2. Для организации новой Высшей церковной власти созвать Русский Всезаграничный Собор 21 ноября 1922 года;
3. В целях сохранения правопреемства Высшей Церковной власти образовать Временный Заграничный Архиерейский Синод РПЦ за границей с обязательным участием митрополита Евлогия, каковому Синоду и передать все права и полномочия Русского Церковного Управления за границей;
4. Состав Временного Заграничного Архиерейского Синода определить в 5 человек;
5. Названному Синоду принять зависящие от него меры к созыву Русского Всезаграничного Церковного Собора;
6. Об образовании Временного Архиерейского Синода довести до сведения Святейшего Патриарха Тихона и всех глав Автокефальных церквей, а также российских посланников.
Историк Андрей Кострюков , отмечает что упразднение зарубежного ВЦУ и создание вместо него Синода из одних только архиереев не только преследовало цель формально исполнить решение патриарха Тихона, но и устранить от церковного управления наиболее политизированных мирян и священников: «После Карловацкого Собора, где тон задавали миряне-радикалы, архиереи начинают постепенно вытеснять мирян и духовенство из Церковного управления. <…> Этот указ позволил зарубежным архиереям отодвинуть от управления РПЦЗ радикально настроенных деятелей, прежде всего протоиерея Владимира Востокова и генерала Николая Батюшина , создать Синод одних архиереев и в дальнейшем вести более осторожную политику» .
10 ноября 1923 года Патриарх Тихон и Священный Синод издал указ, в котором говорится о том, что Карловацкий Синод не имеет права высказываться от имени Русской Церкви и выступать с заявлениями, направленными на дискредитацию большевистской власти. В указе сказано о подложности писем, опубликованных за рубежом от имени Патриарха Тихона после его освобождения, а также содержится запрос в адрес митрополита Евлогия о канонических основаниях, на которых зиждется существование Карловацкого Синода. В дальнейшем оппоненты РПЦЗ рассматривали это решение как свидетельство против РПЦЗ. Исследования современных историков говорят о том, что подобные решения Патриарх Тихон принимал под давлением со стороны ГПУ .
После кончины Патриарха Тихона, последовавшей 7 апреля 1925 года, иерархи Зарубежной Церкви не сразу признали полномочия Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского), который был неизвестен в эмиграции, в связи с чем зарубежные архиереи сомневались в его твёрдости. Однако, после того как митрополит Петр в своем послании осудил обновленцев, а осенью 1925 года отказался принять участие в их соборе, отношение зарубежной иерархии к преемнику Патриарха Тихона изменилось. 12 ноября 1925 года митрополит Пётр был признан в качестве Местоблюстителя и Архиерейским Синодом РПЦЗ. 26 июня 1926 года это решение утвердил Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви .
В 1926 году Архиерейскому синоду РПЦЗ прекратили подчиняться митрополит Евлогий (Георгиевский) во Франции и митрополит Платон (Рождественский) в США со своими приходами. По воспоминаниям епископа Василия (Родзянко) :
Вокруг митрополита Антония собрались Н. Рклицкий , П. С. Лопухин, Г. П. Граббе . Все это окружение все ещё мыслило в стиле и духе Св. Синода петербургского периода , забыв, что надо иначе. Синодалы утверждали: «Мы центр, все должны нас слушать». И что получилось. В 1926 г. митрополиты Евлогий и Платон демонстративно покинули Архиерейский Собор, сказав, что они не хотят, чтобы ими руководили те, которые, сидя в Сремских Карловцах, не знают обстановки на местах, не знают, что творится в Америке, в Западной Европе. И получалось неканонически: епископы без епархий, с потерявшими смысл титулами, размещенные по фрушкогорским монастырям , составляли Синод и управляли правящими епископами в Европе и Америке.
В 1930-е годы Архиерейский Синод неоднократно возвращался к вопросу о своем переезде в другую страну. При всём гостеприимстве, оказываемом Югославией и Сербской Церковью, Зарубежный Синод не получил в Югославии прав признанной государством религиозной корпорации .
В 1938 года изменилось местопребывание Синода — осенью канцелярия переехала в Белград и обосновалась на Добринской улице, в 1939 года переехала на , 57, где находилась вплоть до нападения Германии на Югославию. Состав Синода также уменьшился, что было связано с уходом из жизни нескольких иерархов, проживавших в Югославии, а также с материальными затруднениями, которые не позволяли архиереям из других стран посещать Югославию. К концу 1930-х годов заседания Синода проходили с участием всего лишь трёх иерархов — митрополита Анастасия, архиепископа Гермогена (Максимова) и архиепископа Феофана (Гаврилова) , а в связи с уходом архиепископа Гермогена в раскольническую Хорватскую православную церковь и исключения его 6 июня 1942 года из состава Архиерейского Синода , сократился до двух иерархов. После смерти последнего обязанности секретаря Синода короткое время и, по-видимому, заочно выполнял архиепископ Серафим (Соболев) , находившийся в Болгарии. Затем из Германии в Белград для восполнения состава Синода был послан епископ Василий (Павловский) .
В Сремских Карловцах Архиерейский Синод РПЦЗ оставался до 1944 года. С приближением советских войск к границам Сербии, Синод покинул Югославию. 10 ноября 1944 года из Белграда через Вену члены Синода во главе с митрополитом Анастасием (Грибановским) эвакуировались в Карлсбад ( Карловы Вары ) . В этот период численность Синода сократилась до такой степени, что возникла угроза существования этого органа.
Последнее «военное» заседание Архиерейского Синода состоялось 9 апреля 1945 года, а следующее — 14 июля 1945 года в Мюнхене , находившийся в Американской зоне оккупации . 25 сентября 1945 года митрополит Анастасий с чудотворной Курской Коренной иконой Божией Матери «Знамение» переехал из Мюнхена в Женеву, откуда сразу телеграфировал всем архиереям РПЦЗ о своем прибытии в Швейцарию и существовании Архиерейского Синода, дабы развеять слухи о прекращении его существования . Переселение в нейтральную Швейцарию способствовало налаживанию связей с епархиями РПЦЗ. Было возобновлено общение с Североамериканской митрополией, Китаем, а также с духовной миссией в Иерусалиме .
В начале 1946 года американские оккупационные власти предоставили Синоду автомобиль и просторное здание в Мюнхене в , где разместилась канцелярия и была освящена домовая церковь в честь равноапостольного князя Владимира . С того же времени Зарубежный Синод стал получать и значительные субсидии из Америки . В апреле 1946 года митрополит Анастасий переехал в Мюнхен и объединил вокруг себя значительную часть русской послевоенной эмиграции в Германии и Австрии
С 1948 года началось массовое переселение русских перемещенных лиц в США, Мюнхен пустел, постепенно закрывались лагеря беженцев и приходы в них . Европа теряла своё значение как центр русской эмиграции , и Архиерейский Синод принял решение о перенесении зарубежного центра в США , что и произошло осенью 1950 года .
Подходящим городом для нового местопребывания Синода был Нью-Йорк , где на тот момент проживало около 200 тысяч представителей русской эмиграции, но в самом городе подходящего здания найти не смогли. Князь Сергей Белосельский-Белозерский предоставил в распоряжение Архиерейского Синода РПЦЗ своё загородное имение около селения , расположенного в 40 милях от Нью-Йорка. Там по благословению Первоиерарха РПЦЗ митрополита Анастасия (Грибановского) было епископом Серафимом (Ивановым) устроено ставропигиальное иноческое подворье , которое и стало временной резиденцией Первоиерарха РПЦЗ .
Однако расположенном к северу от Нью-Йорка, однако Магопак был местом достаточно удалённым от большинства мест компактного проживания русских эмигрантов, которые по экономическим соображениям селились в Нью-Йорке или его ближайших пригородах. Тогда князь Белосельский-Белозерский передал Синоду дом на 312 West 77th Street в Манхэттене , куда в 1952 году переехала церковная администрация РПЦЗ . Там первоиерарха РПЦЗ митрополита Анастасия разыскал банкир Сергей Семененко, которому тот в 1919 году помог выехать за границу и получить образование. Малопрезентабельный дом из коричневого кирпича на 77-й улице показался Семененко не соответствующим достоинству и престижу Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, и на его средства в 1957 году в одном из лучших городских районов Нью-Йорка — на в верхнем Манхэттене был куплен особняк Палмера-Бейкера для митрополита и Синодальной администрации . В начале 1958 года Семененко подарил здание Архиерейскому Синоду. 2 февраля того же года состоялось освящение здания. Летом того же года Архиерейский Синод переехал сюда . На здании была помещена памятная доска с надписью «Мемориал Семененко» (Semenenko Memorial) . В здании был оборудован соборный храм во имя Иконы Божией Матери «Знамение» , освящение которого состоялось 12/25 октября 1959 года .
Согласно Положению о Русской Православной Церкви Заграницей, ведению Архиерейского Синода принадлежат следующие дела :
Состав Синода, избранный 17 сентября 2022 года на Архиерейском Соборе РПЦЗ :