Interested Article - Иосифляне (XX век)

Собор Воскресения Христова (« Спас на Крови ») — главный храм иосифлян в Ленинграде
Храм Николы «Большой Крест» — главный храм московских иосифлян

Иосифля́нство — устоявшееся обозначение оппозиционного движения в Русской православной церкви , возникшего в СССР в конце 1927 года среди духовенства и мирян , вслед за митрополитом Иосифом (Петровых) отвергавших « Декларацию… » заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского ) от 29 июля 1927 года и контроль органов ОГПУ над кадровой политикой Московской патриархии под руководством митрополита Сергия (Страгородского). Поводом для возникновения движения был отказ признать законность смещения с Ленинградской епархии митрополита Иосифа (Петровых) заместителем патриаршего местоблюстителя митрополитом Сергием.

Будучи частью более широкого течения непоминающих , иосифляне — в отличие от последних — пытались создать централизованную административную структуру во главе с их фактическим лидером архиепископом Димитрием (Любимовым) . Иосифляне были наиболее многочисленным и сплочённым церковным течением среди непоминающих. Численность приходов , присоединившихся к иосифлянству, достигала, по подсчётам историков Михаила Шкаровского и Алексея Беглова , примерно 2,5 тысяч. Центром движения стал Ленинград, значительное распространение иосифлянство получило также в Вятской , Ижевской , Новгородской , Воронежской , Тамбовской , Краснодарской , Киевской и Харьковской епархиях .

История

Движение имело первоначальный очаг в Ленинграде , где непосредственной причиной недовольства был указ митрополита Сергия и Временного Патриаршего Священного Синода при нём (осень 1927 года) о перемещении митрополита Иосифа с Ленинградской кафедры в Одессу , но получило поддержку и в других регионах СССР, в особенности среди ссыльного духовенства Соловецкого лагеря . По мнению Михаила Шкаровского , причиной острого недовольства среди епископата служила не сама « Декларация » митрополита Сергия, но то, что «Заместитель Патриаршего Местоблюстителя допустил вмешательство гражданских властей в кадровую политику: проведение епископских хиротоний с согласия государственных органов, перемещение архиереев по политическим мотивам (за несколько месяцев было перемещено около сорока архиереев), замещение кафедр осуждённых епископов и т. п.» .

В ноябре 1927 года к митрополиту Сергию прибыла делегация представителей ленинградских клириков и мирян во главе с епископом Гдовским Димитрием , которая безуспешно убеждала его пересмотреть Декларацию и отменить распоряжения, принятые после её издания. После этого противники «новой церковной политики» заместителя Патриаршего местоблюстителя оформили и обнародовали акт отделения от митрополита Сергия как «узурпатора высшей церковной власти».

6 февраля 1928 года митрополит Иосиф подписал акт отхода от митрополита Сергия в составе Ярославской епархии ; в тот же день появилась его резолюция о согласии возглавить отделившихся от митрополита Сергия в Ленинградской епархии: «Митрополит Ярославский Агафангел (Преображенский) с прочими епископами Ярославской Церковной области отделились также от митр. Сергия и объявили себя самостоятельными в управлении вверенными им паствами, к чему я присоединил свой голос. По сему благому примеру нахожу благовременным открыто благословить подобное же правильное отделение части Ленинградского духовенства со своими паствами. Согласен на просьбу возглавить это движение своим духовным руководством и молитвенным общением и попечением; готов не отказать в том же и другим, желающим последовать доброму решению ревнителей Христовой истины. Молю Господа, да сохранит всех нас в единомыслии и святой твердости духа в переживаемом Церковью новом испытании» .

В послании к ленинградской пастве от 2 марта 1928 года митрополит Иосиф сообщал о переходе на самоуправление митрополита Ярославского Агафангела и трёх его викариев ( Серафим (Самойлович) , Варлаам (Ряшенцев) , Евгений (Кобранов) ), поручал временное управление Ленинградской епархией епископу Гдовскому Димитрию (который вместе с другим викарием — епископом Нарвским Сергием — инициировал движение в Ленинграде, подписав 26 декабря 1927 года акт отхода от митрополита Сергия, «сохраняя апостольское преемство чрез Патриаршего Местоблюстителя Петра (Полянского) , Митрополита Крутицкого») и просил епископа Григория в качестве его наместника продолжать управление Александро-Невской лаврой и возносить его имя за богослужением, несмотря на невозможность для него приехать в Ленинград.

После ссылки митрополита Иосифа в феврале 1928 года фактическим руководителем движения стал и был признан многими противниками митрополита Сергия наиболее радикально настроенный епископ Димитрий.

Указ митрополита Сергия и Временного Патриаршего Синода при нём от 6 августа 1929 года объявлял иосифлян (так же как ранее обновленцев ) раскольниками и предписывал «обращающихся из этих расколов, если последние крещены в расколе, принимать через таинство Св. Миропомазания ». Сами же иосифляне себя раскольниками не считали, признавая возглавителем Русской церкви пребывавшего в тюрьмах и ссылках Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра.

Большинство иосифлян смотрело на митрополита Сергия, как на иерарха , превысившего свои полномочия и допустившего по этой причине неправильные действия, а часть видела в нём настоящего отступника от Православия, предателя и убийцу церковной свободы, общение с которым невозможно даже в том случае, если его действия признает сам Патриарший местоблюститель. К выразителям умеренных взглядов из руководителей движения принадлежали сам митрополит Иосиф, епископ Сергий (Дружинин) , протоиерей Василий Верюжский ; более жёсткую позицию, доходившую до отрицания таинств «сергиан», занимали епископ Димитрий, протоиерей Феодор Андреев , священник Николай Прозоров и профессор Михаил Новосёлов .

Главным храмом иосифлян в Ленинграде был собор Спаса на Крови во главе с настоятелем протоиереем Василием Верюжским. В 1929 году в Ленинграде были арестованы все активные сторонники движения: Василий Верюжский, Иоанн Никитин, Сергий Тихомиров, священник Николай Прозоров, монахиня мать Кира; ранее, в мае 1929 года, скончался протоиерей Феодор Андреев.

В Москве наиболее видным лидером движения был популярный настоятель храма Николы «Большой Крест» у Ильинских ворот протоиерей Валентин Свенцицкий , который перед смертью, не меняя своего взгляда на компромиссы митрополита Сергия, принёс ему покаяние за отпадение от церковного единства и получил прощение. Одним из основных идеологов «иосифлянского» движения был духовный писатель Михаил Новосёлов.

В центре и на юге европейской России десятки иосифлянских приходов окормлялись епископом Козловским, управляющим Воронежской епархией Алексием (Буем) — так называемые « буевцы ».

К средине 1940-х годов иосифлянское движения как обособленное и организованное направление в русском православии прекратило существование. Часть из немногих выживших в лагерях иосифлянских деятелей вместе со своей паствой примирилась с Московской патриархией, как то: протоиереи Василий Верюжский, Алексий Кибардин, , , священник Пётр Белавский и др. Непримиримая часть представителей движения полностью слилась с катакомбниками , составив в их среде особую традицию.

Значение и оценка

Так, церковный историк митрополит Иоанн (Снычёв) утверждал, что «ядро идеологии иосифлянского раскола — отрицательное отношение к отечественной советской действительности, а церковно-канонические мотивы лишь внешняя оболочка» .

Архиепископ Иларион (Троицкий) , не одобряя «Декларации» митрополита Сергия, осудил также и отделившихся от него:

Всем отделяющимся я до крайней степени не сочувствую. Считаю их дело совершенно неосновательным, вздорным и крайне вредным. Не напрасно каноны 13-15 Двукр. Собора определяют черту, после которой отделение даже похвально, а до этой черты отделение есть церковное преступление. А по условиям текущего момента преступление весьма тяжкое. То или другое административное распоряжение, хотя и явно ошибочное, вовсе не есть « Casus belli ». Точно так же и всё касающееся внешнего права Церкви (то есть касающееся отношения к государственной политике и под.) никогда не должно быть предметом раздора. Я ровно ничего не вижу в действиях митр. Сергия и Синода его, что бы превосходило меру снисхождения или терпения. Ну, а возьмите деятельность, хотя бы Синода с 1721 по 1917 г. Там, пожалуй, было больше сомнительного, и, однако ведь, не отделялись. А теперь будто смысл потеряли, удивительно, ничему не научились за последние годы, а пора бы, давно пора бы… Это большая беда…

В июле 1929 года определением митрополита Сергия и Временного патриаршего Священного синода при нём в числе раскольников, помимо обновленцев и григориан, упоминались «последователи бывшего Ленинградского митрополита Иосифа [Петровых], бывшего Гдовского епископа Димитрия [Любимова], бывшего Уразовского епископа Алексия [Буя]». Таинства, совершённые ими (помимо крещения), признавались недействительными .

Реабилитация репрессированных иосифлян началась ещё в 1956 году, что свидетельствует об их незаконном осуждении даже исходя из норм советского права.

В 1981 году Архиерейский собор Русской православной церкви заграницей канонизировал в общей сложности более 50 деятелей иосифлянства, в том числе большинство иосифлянских епископов .

Несмотря на то, что большинство из иосифлян скончалось (как правило, казнены органами НКВД ) вне общения с Московской патриархией, многие из них были канонизированы на Архиерейском соборе 2000 года в лике новомучеников и исповедников Российских ; причём канонизированы были даже весьма радикально настроенные по отношению к митрополиту Сергию, такие как епископ Виктор (Островидов) , Михаил Новосёлов , осуждённый за то, что «играл решающую роль в идеологическом объединении духовенства, оппозиционного митрополиту Сергию (Страгородскому)», 10 деятелей буевского движения. 11 марта 2020 года в Московском Патриархате также были канонизированы епископы Максим (Жижиленко) и Сергий (Дружинин) .

См. также

Примечания

  1. Беглов А. Л., Шкаровский М. В. // Православная энциклопедия . — М. , 2013. — Т. XXXI : « Каракалла Катехизация ». — С. 643—650. — 752 с. — 33 000 экз. ISBN 978-5-89572-031-8 .
  2. Лихачёв Д. С. от 21 декабря 2007 на Wayback Machine .
  3. от 16 мая 2012 на Wayback Machine // Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви.
  4. Протопресвитер Михаил Польский . Новые мученики российские . — Т. 2. — Джорданвилль, 1957. — С. 8.
  5. Протопресвитер Михаил Польский . Новые мученики российские. — Т. 2. — Джорданвилль, 1957. — С. 8—9.
  6. Иерей Александр(Сухарский) . от 12 мая 2013 на Wayback Machine — СПб., 2000. — C. 19—33.
  7. Иоанн (Снычёв) , митр. Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов XX столетия — «григорианский», «ярославский», «викторианский» и другие: их особенности и история. — Сортавала, 1993. — С. 19.
  8. Русак В. С. от 24 августа 2013 на Wayback Machine
  9. . Дата обращения: 10 января 2017. 12 января 2017 года.
  10. Шкаровский М. от 17 августа 2016 на Wayback Machine .
  11. . Дата обращения: 13 марта 2008. 3 января 2014 года.
  12. . Патриархия.ru (11 марта 2020).

Литература

  • Краснов-Левитин А. Э. // Лихие годы: 1925—1941. Воспоминания. — Париж: YMCA-Press, 1977. — С. 99, 101—108.
  • Поляков А. Г. . — Киров: Филиал ГОУ ВПО МГИУ в г. Кирове, 2009. — 400 с.
  • Поляков А. Г. Управление Викторианским течением в Русской Православной Церкви (апрель 1928 — май 1931 гг.) // Вест. ЛГУ им. А. С. Пушкина : науч. журн. — 2011. — № 2. — Т. 4. История. — С. 106—112.
  • Шкаровский М. В. . — СПб.: Научно-информационный центр «Мемориал», 1999. — 399 с. — (Исторический сборник «Мемориала», 4).
  • Шкаровский М. В. Судьбы иосифлянских пастырей. Иосифлянское движение Русской Православной Церкви в судьбах его участников. — СПб. : Сатисъ, 2006. — 590 с.
  • Шкаровский М. В. // Православная энциклопедия . — М. , 2011. — Т. XXVI : « Иосиф I Галисиот Исаак Сирин ». — С. 85-91. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-048-6 .
  • / Сост.: и . — 2-е изд., испр. и доп.. — М. : Братонеж; СПб.: Кифа, 2011. — 648 с. — (Новомученики и исповедники Российские пред лицом богоборческой власти). — ISBN 978-5-7873-0654-5 .
  • Шкаровский М. В. Иосифлянское движение Русской Православной Церкви, особенности положения среди других церковных течений // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2011. — Т. 1. — № 21. — С. 307—315.
  • Мазырин А. В. // Вестник ПСТГУ . Серия II: История. История Русской Православной Церкви. — 2013. — Вып. 2 (51) . — С. 23—53 .
  • Слесарев А. В. // Труды Минской духовной академии. — 2013. — № 11 . — С. 140—149 .
  • Мелехова Г. Н., Фаркова Л. И. Каргопольские иосифляне в 1930-е годы // Святые и святыни Обонежья : материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 380-летию со дня преставления святого преподобного Диодора Юрьегорского, основателя Троицкого монастыря в Водлозерье, Петрозаводск, 2-4 сентября 2013 года / ответственный редактор: А. В. Пигин. — Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет, 2013. — С. 197—206.
  • , Андреева М. Ф. Я избрал путь истины, Господи: жизненный путь и служение протоиерея Феодора Андреева, 1887—1929. — М. : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т, 2019. — 643 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-7429-1308-5 .

Ссылки

Источник —

Same as Иосифляне (XX век)