Борисов, Борис Николаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Бори́с Никола́евич Лива́нов ( 25 апреля ( 8 мая ) 1904 , Москва — 22 сентября 1972 , там же) — советский актёр, театральный режиссёр . Народный артист СССР ( 1948 ). Лауреат пяти Сталинских ( 1941 , 1942 , 1947 , 1949 , 1950 ) и Государственной премии СССР ( 1970 ) . Отец Василия Ливанова .
Родился 25 апреля ( 8 мая ) 1904 года в Москве в актёрской семье . Отец Николай Александрович Ливанов (сценический псевдоним Извольский) был крестьянином родом из Симбирска , происходил из волжских казаков ; в 18 лет стал актёром, объездил всю страну, а в 1905 году перебрался в Москву .
В 16 лет Борис сбежал из дома и вступил в Красную Армию . Год сражался с басмачами под командованием Александра Стриженова — отца Олега и Глеба Стриженовых . В конце концов вскрылось, что он прибавил себе лет, чтобы вступить в армию, после чего он был уволен и вынужден был вернуться домой .
В 1922—1924 годах обучался в 4-й Студии МХАТ у Николая Демидова . С 1924 года служил во МХАТе . Творческую манеру артиста отличали мощный темперамент, уверенная лепка образов, яркая театральность. Всегда сам делал себе грим .
Первые же работы — князь Шаховской и Андрей Шуйский в « Царе Фёдоре Иоанновиче » Алексея Толстого , Бондезен в спектакле «У врат царства» по Кнуту Гамсуну , Аполлос в «Унтиловске» Леонида Леонова — выдвинули его в число ярких представителей молодого, послеоктябрьского поколения артистов МХАТа.
В дальнейшем играл роли, пронизанные мажорным, праздничным ощущением действительности ( Кимбаев в «Страхе» Александра Афиногенова и Швандя в «Любовь Яровая» Константина Тренёва ) и роли открытого сатирического звучания, выполненные с редким богатством и сочностью красок, с захватывающим комедийным темпераментом ( кавалер Риппафрата в « Хозяйке гостиницы » и Ноздрёва в « Мёртвых душах »). Он создавал образы, отмеченные лиризмом ( Чацкий в « Горе от ума »), и роли, сочетающие в себе романтику и широту чувства с подробной бытовой достоверностью ( Кудряш в « Грозе » и Рыбаков в « Кремлёвских курантах »).
В роли Солёного (« Три сестры ») пародийная острота внешнего рисунка парадоксально сочеталась у актёра с затаённым и глубоким лиризмом. Всё его последующее творчество было пронизано стремлением к философскому осмыслению действительности, к созданию крупных противоречивых характеров, возникающих на сломе двух эпох (таких как Забелин в «Кремлёвских курантах», Егор Булычов в « Егор Булычов и другие »), либо образов людей, трагически осознающих невозможность обретения нравственного идеала — таких как Дмитрий Карамазов в « Братьях Карамазовых ».
С этими творческими исканиями связаны и его режиссёрские работы 1950—1960-х годов: «Егор Булычов и другие» и « Чайка ».
С 1924 года снимался в кино. Среди его лучших работ были героико-романтические роли Дубровского (« Дубровский », 1936), Пожарского (« Минин и Пожарский », 1939), Руднева (« Крейсер Варяг », 1946), Генерала (« Поэма о море », 1958) и блестящая сатирическая роль Потёмкина (« Адмирал Ушаков », 1953). Большой вклад в воплощение на экране образа коммуниста он внёс исполнением ролей Бочарова (« Депутат Балтики », 1937) и комиссара Вихрова («Балтийцы», 1938). В 1968 году сыграл учёного — врача Седова в фильме « Степень риска ».
Когда по радио объявили о начале Великой Отечественной войны , Ливанов позвонил театральному руководству и сообщил, что уходит добровольцем на фронт. В ответ ему сказали, что по распоряжению И. В. Сталина члены МХАТа, Большого и Малого театров не подлежат мобилизации. Семья Ливанова была эвакуирована, однако сам он оставался в городе на протяжении всей Битвы за Москву и каждый день ездил с концертами по частям, державшим оборону. Затем труппа театра была эвакуирована в Саратов .
Многие отмечали остроумие Ливанова. На банкете первых лауреатов Сталинской премии Сталин целый час беседовал с ним. Затем подвёл к столу, поднял тост и спросил: «Борис Николаевич, почему вы, такой мыслящий артист, — и не в Партии ?». На что Ливанов, не задумываясь, ответил: «Товарищ Сталин, я очень люблю свои недостатки». Сталин расхохотался в голос . Ливанов же так и оставался беспартийным до конца дней.
По словам Василия Ливанова , его отец обожал рисовать и оставил после себя тысячи рисунков. Особенно любил шаржированные портреты на актёров, родственников и всех, кто его окружал. Он настолько преуспел в этом, что знаменитые Кукрыниксы звали его в свой коллектив четвёртым, на что Ливанов шутя возражал: «Если я к вам присоединюсь, то как же мы будем называться? Кукрыниксыли?» .
Тяжело переживал смену руководства и художественных принципов МХАТа после прихода Олега Ефремова : «Я никогда не мечтал работать в театре „ Современник “, тем более в его филиале» . Все последовавшие два года он просто не ходил в театр .
Умер 22 сентября 1972 года в ЦКБ в окружении семьи . Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
В Москве, на доме, где актёр жил с 1938 года (улица Горького, ныне — улица Тверская , 6), установлена мемориальная доска.