Пермская культурная революция
- 1 year ago
- 0
- 0
Культу́рная револю́ция — комплекс мероприятий, осуществлённых в Советской России и СССР , направленных на коренную перестройку культурной и идеологической жизни общества. Целью было формирование нового типа культуры как часть строительства социалистического общества , в том числе увеличение доли выходцев из пролетарских классов в социальном составе интеллигенции .
Культурная революция в СССР как целенаправленная программа по трансформации в интернациональную культуру на практике зачастую буксовала и была массированно реализована лишь в годы первых пятилеток . В результате, в современной историографии существует традиционное, но, по мнению ряда историков, не вполне корректное, а потому зачастую оспариваемое соотнесение культурной революции в СССР лишь с периодом 1928—1931 . Культурная революция в 1930-е годы понималась как часть больших преобразований общества и народного хозяйства, наряду с индустриализацией и коллективизацией . Также, в ходе культурной революции значительной перестройке и реорганизации подверглась и организация научной деятельности в Советском Союзе .
Термин «культурная революция» в России появился в «Манифесте анархизма» братьев Гординых в мае 1917 года, а в советский политический язык введён В. И. Лениным в 1923 году в работе « О кооперации » :
Нам наши противники не раз говорили, что мы предпринимаем безрассудное дело насаждения социализма в недостаточно культурной стране. Но они ошиблись в том, что мы начали не с того конца, как полагалось по теории (всяких педантов), и что у нас политический и социальный переворот оказался предшественником тому культурному перевороту, той культурной революции, перед лицом которой мы всё-таки теперь стоим. Для нас достаточно теперь этой культурной революции для того, чтобы оказаться вполне социалистической страной, но для нас эта культурная революция представляет неимоверные трудности и чисто культурного свойства (ибо мы безграмотны), и свойства материального (ибо для того, чтобы быть культурными, нужно известное развитие материальных средств производства, нужна известная материальная база).
— .
Культурная революция как изменение идеологии общества была начата вскоре после Октябрьской революции . 23 января 1918 года появился декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви . Из системы образования были удалены предметы, связанные с религиозным образованием ( богословие , древнегреческий язык ). Главной задачей культурной революции было внедрение в личные убеждения советских граждан принципов марксистско-ленинской идеологии .
В СССР создание «нового человека» являлось одной из главных задач, средством которой послужило создание новой культуры , а важнейшей составляющей которой была физическая культура , в результате чего 11 марта 1931 года была выработана программа « Готов к труду и обороне СССР ».
Для реализации программы в первые месяцы советской власти была создана сеть органов партийно-государственного управления культурной жизнью общества: Агитпроп (отдел ЦК ВКП(б) ), Главполитпросвет , Наркомпрос , Главлит . Подверглись национализации учреждения культуры: издательства, музеи, кинофабрики; была отменена свобода печати. В области идеологии была широко развёрнута атеистическая пропаганда, начались гонения на религию , в храмах устраивались клубы, склады, производства, вводилась жёсткая цензура .
Большая часть населения не имела образования, так, из результатов переписи населения 1920 года следовало, что на территории Советской России умело читать 41,7 % населения старше 8 лет . Культурная революция предполагала прежде всего борьбу с безграмотностью , что было необходимо для последующего научно-технического развития . По мнению ряда исследователей, культурная работа намеренно ограничивалась лишь элементарными формами, поскольку советскому режиму нужна была культура исполнительская, но не творческая . Однако темпы ликвидации безграмотности в силу целого ряда причин были неудовлетворительными. Всеобщее начальное образование в СССР де-факто было введено в 1930 году. Массовая безграмотность была ликвидирована после Великой Отечественной войны .
В это время были созданы национальные алфавиты для многих народностей, ранее не имевших своей письменности . Была развёрнута широкая сеть рабочих факультетов для подготовки трудящейся молодёжи к поступлению в ВУЗы , в которые сначала был открыт путь молодёжи пролетарского происхождения независимо от наличия начального образования. В целях воспитания новой интеллектуальной элиты учреждены: Коммунистический университет , Истпарт , Коммунистическая академия , Институт красной профессуры . Для привлечения «старых» научных кадров создавались комиссии по улучшению быта учёных, издавались соответствующие декреты .
Вместе с тем принимались репрессивные меры по устранению интеллектуальных политических противников, так, более 200 видных представителей российской науки и культуры были высланы из страны « философским пароходом ». С конца 1920-х годов проводилось «вытеснение» буржуазных специалистов: « Академическое дело », « Шахтинское дело », « Дело Промпартии ». С 1929 года начали свою деятельность « шарашки » — организованные органами внутренних дел особые технические бюро из заключённых для проведения важных научно-исследовательских и конструкторских работ .
В 1920-е годы в советских общественных и партийных организациях шли дискуссии о методах и направлении культурной революции. Например, летом 1923 года кампанию по обсуждению «вопросов быта» инициировал Л. Троцкий, выступивший в печати с циклом статей, опубликованных в одноимённой брошюре (выдержала 3 издания) .
Идеологическая гегемония в проведении культурной революции всегда оставалась за партией . Большую роль в выполнении задач партии по проведению культурной революции играл комсомол .
Революция открыла широкую дорогу «новой» культуре, зародившейся ещё в 1910-х годах. Революционные идеи находили отклик у футуристов и приверженцев других направлений авангардизма . Созданный в 1922 году ЛЕФ стремился к созданию социально полезного искусства.
Вначале власти мало вмешивались в дела литературы и искусства. Но со 2-й половины 1920-х годов от деятелей культуры уже требовалась поддержка « генеральной линии партии »; были созданы Российская ассоциация пролетарских писателей , Российская ассоциация пролетарских музыкантов , Российская ассоциация пролетарских художников . В 1932 году различные литературно-художественные объединения были распущены и вместо них были созданы отраслевые творческие союзы, а в качестве единственно допустимого направления был провозглашён « социалистический реализм » .
В деле построения социализма и проведения «культурной революции» женщины рассматривались как серьёзный кадровый резерв. Активно обсуждался так называемый «женский вопрос», проблемы пола, брака, семьи, положения женщины в обществе, женского мировоззрения. Провозглашались лозунги освобождения женщин от «домашнего гнёта» и равенства их с мужчинами. Предоставление женщинам полного политического равноправия с мужчинами существенно отразилось на их положении в обществе. Женщинам предлагались различные общественные должности. Создавались « женотделы » при местных органах РКП (б) , которыми руководил Отдел по работе среди женщин ЦК РКП (б) . Однако в связи с большей занятостью горожанок в труде на фабриках и заводах остро проявились проблемы, связанные с нехваткой у женщин времени на воспитание детей, ведение домашнего хозяйства .
К успехам культурной революции можно отнести повышение уровня грамотности до 87,4 % населения (по переписи 1939 года), создание обширной системы общеобразовательных школ, значительное развитие науки и искусства . Вместе с тем была сформирована официальная культура, основанная на марксистско -классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры и образования, что было необходимо для формирования большого количества производственных кадров и формирования новой «советской интеллигенции » из рабоче-крестьянской среды .
Согласно одной из точек зрения, в этот период средствами большевистской идеологизации был произведён разрыв с традициями многовекового исторического культурного наследия .
С другой стороны, целый ряд авторов оспаривает это положение и приходит к выводу о том, что традиционные ценности и мировоззрения российской интеллигенции, мещанства и крестьянства были лишь незначительно трансформированы в ходе культурной революции, а большевистский проект создания более совершенного, гармоничного, коллективистского человека нового типа, то есть «нового человека», следует считать в значительной мере проваленным .