Владимирский собор (Санкт-Петербург)
- 1 year ago
- 0
- 0
Каза́нский собо́р ( Собор Казанской иконы Божией Матери ) — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга . Построен на Невском проспекте в 1801—1811 годах архитектором Андреем Воронихиным в стиле русского классицизма для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской . После Отечественной войны 1812 года приобрёл значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец Михаил Илларионович Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.
В 1932 году превращён в Музей истории религии и атеизма . С 1991 года — действующий храм, несколько лет сосуществовавший с экспозицией музея. С 2000 года — кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви . С 9 марта 2019 года настоятелем является митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (Судаков) .
Собор дал название Казанской площади , Казанской улице , Казанскому острову в дельте Невы и Казанскому мосту на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова .
6 (17) сентября 1733 года на Невском проспекте была заложена каменная придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в стиле барокко , с деревянным куполом и колокольней над входом. Автором проекта являлся, предположительно, архитектор Михаил Земцов . Освящение храма состоялось 13 (24) июня 1737 года в присутствии императрицы Анны Иоанновны . За день до освящения в храм был перенесён чтимый образ Казанской иконы Божией Матери , список с чудотворной иконы, обретённой в Казани в конце XVI века. В 1747—1748 годах живописец Луи Каравак создал храмовый образ «Рождества Богородицы» .
Во время правления Елизаветы Петровны церковь получила статус собора, который официально стал называться Казанским. Во второй половине XVIII — начале XIX веков он был главным храмом Санкт-Петербурга. В 1739 году здесь венчались принцесса Анна Леопольдовна и принц Антон Ульрих , в 1745 году — будущие императоры Пётр III и Екатерина II . С тех пор в храме венчались члены царской семьи. В 1762 году в Казанском соборе Екатерина II принимала присягу гвардии. В 1773 году в храме венчался цесаревич Павел Петрович и принцесса Гессен-Дармштадская . Церковь была местом, где отмечались многие победы русской армии .
В середине XVIII века планировалось придать храму более парадный вид. Так, архитектор Семён Волков разработал проект пятиглавого завершения и новой колокольни, но он не был осуществлён. В конце XVIII века ещё один проект разрабатывали Джакомо Кваренги и Николай Львов , но он также не был реализован .
От этой церкви осталась мраморная табличка, где высечена императорская корона, а под ней надпись, гласящая (дословно полный текст в современной орфографии): «благоволением Бога Троицы славимого Отца и Сына и Святого Духа по указу благочестивейшей самодержавнейшей великой государыни императрицы всероссийской Анны Иоановны основана Церковь сия в честь Пресвятой Владычицы нашей Богородицы на память явления Святого Её образа казанского в лето от создания мира 7241е от Воплощения же Бога Слова 1733е сентября 6 дня». Табличка размещена на стене внутри Казанского собора под иконой всех святых.
Император Павел I задумал превратить небольшую церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Невском проспекте в огромный собор, который был бы похож на главный храм католического мира — собор Святого Петра в Ватикане . Ещё в 1783 году, будучи наследником престола, Павел Петрович восторженно писал из Рима митрополиту Платону о величии собора Святого Петра .
В 1799 году указом императора был объявлен конкурс на проект нового собора. В конкурсе приняли участие архитекторы Пьетро Гонзаго , Чарлз Камерон , Джакомо Тромбара , Жан Тома де Томон . Высочайшее одобрение получил проект Камерона, но через несколько недель император отозвал своё решение. В итоге ни один представленный проект не был утверждён .
Через год граф Александр Строганов , бывший в 1800—1811 годах президентом Императорской Академии художеств и куратором строительства, сумел добиться, чтобы работы поручили его протеже, бывшему крепостному , тогда ещё молодому и неопытному Андрею Воронихину . До этого Строганов посылал своего талантливого крепостного в Москву, обучаться архитектуре у Василия Баженова , а затем, дав ему вольную, отправил учиться в Париж и Женеву (1786—1790) . Проект Воронихина получил одобрение, а граф Строганов, стремившийся через своего воспитанника войти в историю строительства знаменательного храма, стал председателем попечительского совета при строительстве собора. Построение Казанской церкви он рассматривал как главное дело своей жизни. Казанский собор, как рассчитывал Строганов, должен был прославить и его имя, как имя президента Академии художеств .
Закладка нового храма произошла 27 августа ( 8 сентября ) 1801 год в присутствии императора Александра I. В подчинении Воронихина на сооружении собора работала большая группа помощников. Архитектор Андрей Михайлов отвечал за исполнение чертежей. Д. Е. Филиппов наблюдал за производством всех работ и качеством поставляемых материалов, и когда Воронихин отлучался, замещал его. Мастера М. Руджи и Л. Руска руководили каменными работами, М. Чижов ведал земляными работами. Помощь в строительстве оказывал и один из любимых учеников Воронихина архитектор Иван Колодин . Также помощником Воронихина был архитектор и гравёр Николай Алфёров . Трудности проектирования и строительства большого собора на мало подходящем участке близ Невского проспекта и Екатерининского канала вынудили Совет академии создать строительную комиссию, которая привлекала в качестве эксперта и помощника по исправлению недостатков проекта опытного зодчего Ивана Старова . Колоннада «в виде раскинутых рук» ( итал. in forma di mani tese ), созданная Джованни Бернини для римской площади Святого Петра (1656—1667), безусловно, нашла отражение в проекте Воронихина, но не буквальным образом. Решая поставленную задачу, Воронихин, возможно, использовал какие-то проекты Баженова, в том числе для Гатчины. На одном из рисунков Баженова из альбома Фёдора Каржавина , его помощника и друга, « паперть для храма» почти полностью совпадает с северным портиком воронихинского собора. Весьма вероятно, что и «прозрачные колоннады» Чарлза Камерона и Пьетро Гонзаго в Павловске могли оказать влияние на разработку проекта .
Вопрос о композиционном прототипе Казанского собора остаётся неясным. Вопреки изначальному заданию, петербургский храм мало похож на собор Святого Петра в Риме. Сам Воронихин в качестве прототипов своей композиции называл собор Святого Павла в Лондоне, церковь Санта-Мария-делле-Грацие в Милане, собор Святого Марка в Венеции, церковь Святой Женевьевы ( Пантеон ) в Париже. Но все они имели значение не композиционного прототипа, а иконографического символа. «Собор Св. Павла указывал на небесного покровителя императора — основателя новой Казанской церкви. Церковь Санта Мария делле Грацие — постройка Д. Браманте , работы которого А. Палладио ставил в ряд с лучшими храмами античности. Источником композиции она имела другую миланскую церковь — Сан Лоренцо — известный купольный центрический храм раннехристианской эпохи». Венецианский собор Святого Марка византийской архитектуры в России считали образцом православного храма. Парижская церковь Святой Женевьевы — «последний незавершённый храмостроительный проект французской королевской семьи, казнённой революционерами» .
Основная сложность состояла в том, что по церковному канону главный фасад и вход в храм должны находиться на западной стороне, а условия плана — обращённость будущей постройки к центральной магистрали города, Невскому проспекту, требовали раскрытия композиции на север. Воронихин разрешил эту проблему, оформив площадь, выходящую на Невский проспект, полуциркульной колоннадой коринфского ордера : 96 поставленных в четыре ряда колонн из пудожского травертина (в Риме в четыре ряда установлены 284 травертиновых колонны). В обработке пилястрами барабана купола Казанского собора усматривают эллинизмы . Колоннада заканчивается монументальными порталами, выполняющими функцию боковых проездов. Это оригинальная находка Воронихина . Однако возведение боковых проездов-порталов было сопряжено с большими трудностями. Члены строительной комиссии о главе со Старовым сомневались в их прочности. Для этого была сооружена их опытная модель, которая выдержала испытания на прочность. После этого экспертная комиссия одобрила решение Воронихина .
Порталы проездов историки архитектуры соотносят с символическими «ветхозаветными вратами». Колоннада, как преддверие новозаветного храма, схожа и с ватиканской, и с парижским проектом Бернини для восточного фасада Лувра . Другая аллюзия боковых проездов с их типично греческим архитравным перекрытием основывается на конкретном прототипе: Арке аргентариев , пристроенной к греческой церкви Сан-Джорджо-ин-Велабро на бывшем Бычьем форуме в Риме. Этот прототип связывал «новый собор и с греческим миром раннехристианского Рима, и с древним небесным покровителем правителей Руси, а также старой русской столицы — святым Георгием» . Так мнемонические образы, аллюзии «Греческого проекта» императрицы Екатерины, разделяемые императором Павлом, вместе с конструктивной необходимостью проездных ворот создали необычную композицию .
1 января 1811 года автор проекта Казанского собора, архитектор Андрей Воронихин, был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени . Строительство завершилось в 1811 году, расходы составили 4,7 млн рублей . Собор был построен в стиле русского классицизма . 15 (27) сентября 1811 года в присутствии императора Александра I митрополит Амвросий совершил освящение собора . В том же году была разобрана старая церковь. Отделочные работы в новом храме заняли четыре года .
Казанский собор воспринимался современниками как памятник ратных побед русского народа в Отечественной войне 1812 года. В 1812 году сюда доставлены трофеи : военные французские знамёна, штандарты, ключи от покорённых городов и личный жезл наполеоновского маршала Даву . В 1813 году в левом приделе собора был захоронен фельдмаршал Михаил Кутузов . Над гробницей Кутузова поместили список иконы Богоматери Смоленской, бывший в сражении под Бородином в 1812 году.
До конца 1829 года продолжалась работа по отделке интерьеров, которой руководил архитектор Огюст Монферран .
Иконы для иконостаса собора писали академики живописи императорской Академии художеств: Василий Шебуев , Алексей Егоров , Андрей Иванов , Фёдор Брюллов , Степан Щукин , Орест Кипренский и другие. Многие из них ныне хранятся в Русском музее в Санкт-Петербурге. Иконы Царских врат написал Владимир Боровиковский . Чудотворный образ Казанской Божией Матери был украшен новой ризой из чистого золота с драгоценными камнями и жемчугом .
В 1834 — 1836 годах по проекту архитектора Константина Тона новый иконостас был облицован листовым серебром из взятых казаками донского атамана Матвея Платова обратно у французов похищенных церковных ценностей. Через 30 лет серебром были облицованы иконостасы северного и южного приделов .
Первый ремонт в соборе прошёл в 1844—1845 годах, второй, включавший в себя реставрацию иконописных образов и стенной росписи, — в 1862—1865 годах. Снаружи, на выступе апсиды имелся большой список Казанской иконы, созданный в 1865 году И. А. Тюриным . Образ был воссоздан В. Г. Корбаном в 2005 году .
Несмотря на культовый характер здания, площадь перед ним всегда привлекала интерес революционно настроенных масс. 6 (18) декабря 1876 года здесь произошла первая демонстрация народнической группы «Земля и воля» и впервые выступил Георгий Плеханов (после Октябрьской революции его временный памятник находился между изваяниями Кутузова и Барклая-де-Толли). 4 марта 1897 года у Казанского собора происходила студенческая антиправительственная демонстрация .
28 октября ( 9 ноября ) 1893 года в соборе отпевали композитора Петра Ильича Чайковского .
24 мая ( 6 июня ) 1917 года в соборе путём «свободного голосования клира и мирян » состоялись выборы правящего архиерея (первый раз за всю истории епархии). Большинство голосов выборщиков получил епископ Гдовский Вениамин .
18 января 1921 года митрополит Вениамин освятил «пещерный» зимний придел священномученика Гермогена, патриарха Московского .
Гонения на церковь, происходившие при советской власти, коснулись и Казанского собора. Интерьер собора сильно пострадал при изъятии в 1922 году церковных ценностей. По приблизительным данным, из храма было изъято около 2 тонн только одного серебра. Был уничтожен уникальный серебряный иконостас: серебро переплавили, и оно исчезло бесследно . В 1923 году собор перешёл к обновленцам и с середины 1920-х годов служил кафедральным собором обновленческой Ленинградской митрополии. 25 января 1932 года был закрыт, а 15 ноября 1932 года в здании открыли Музей истории религии и атеизма . В 1950—1956 годах была проведена реставрация интерьера, а в 1963—1968 годах — фасадов.
Первая Божественная литургия в Казанском соборе после перерыва была совершена 4 ноября 1990 года в честь праздника Казанской иконы Божией Матери. В июне 1989 года из запасников Музея истории религии и атеизма, занимавшего здание Казанского собора, были переданы Русской православной церкви мощи святого благоверного Александра Невского , а в июне 1990 года — мощи преподобных Зосимы , Савватия и Германа Соловецких. В конце 1990 года в Музее были обретены мощи преподобного Серафима Саровского , а в феврале 1991 года — мощи святителя Иоасафа Белгородского . Также Музей передал Церкви мощехранительные иконы разных святых . С 1991 года собор находился в совместном использовании Музея истории религии и атеизма и Ленинградской епархии . Регулярные богослужения возобновились 25 мая 1991 года в левом приделе. В следующем году был освящён главный придел. 30 апреля 1994 года на купол был поднят крест. Полное освящение собора состоялось 29 марта 1998 года . Его совершил митрополит Владимир (Котляров) . В 2000 году собор был окончательно возвращён РПЦ и получил статус кафедрального .
В плане Казанский собор представляет собой латинский крест. К Невскому проспекту обращён боковой северный фасад собора, к которому примыкает грандиозная полукруглая колоннада коринфского ордера из 96 колонн, поставленных в 4 ряда, с 6 колонным портиком в центре. Такую же колоннаду предполагалась выполнить и с южного фасада собора, но она не была осуществлена . Главный вход в собор находится с западной стороны, также имеется вход с северной стороны собора.
Фасады собора облицованы серым пудостским камнем и были украшены рельефами и статуями. Рельефы были выполнены мастерами ампира: Иваном Мартосом , Иваном Прокофьевым , Фёдором Гордеевым , статуи — И. П. Мартосом, Степаном Пименовым , Василием Демут-Малиновским .
Ещё одно важное произведение собора — северные ворота собора, выполненные из бронзы по образцу «Райских врат» флорентийского баптистерия , созданных Лоренцо Гиберти в XV веке . Их отливка и чеканка была осуществлена после окончания строительства Казанского собора .
В нишах северного фасада установлены четыре бронзовые статуи: святого равноапостольного князя Владимира, святого благоверного князя Александра Невского (работа С. С. Пименова), Иоанна Крестителя (работа И. П. Мартоса) и апостола Андрея Первозванного (работа В. И. Демут-Малиновского) .
На площади перед собором на высоких гранитных пьедесталах установлены памятники фельдмаршалам Кутузову (с восточной стороны) и Барклаю-де-Толли (с западной) работы скульптора Б. И. Орловского 1837 года .
С западной стороны от собора устроено полукружие сада с уникальной по красоте чугунной оградой , выполненной по проекту Воронихина (1811—1812). В центре сада установлен гранитный монументальный фонтан (проект Жана-Франсуа Тома де Томона), перенесённый с Пулковской дороги в 1946 году. Фонтан удачно дополнил ансамбль собора .
Купол Казанского собора стал первым крупным куполом из . Он имеет диаметр 17,7 м и состоит из двух рядов железных рёбер. Оба ряда закреплены внизу на общем основании и постепенно расходятся к вершине. Дополнительно усиленная подкосами и горизонтальными рёбрами, эта конструкция поддерживает «яблоко» с крестом, к ней же подвешено и паникадило собора. Ниже железного купола расположены ещё два кирпичных . Построенный до разработки методов статического расчёта стержневых конструкций , этот купол является примером удачного интуитивного проектирования . Фасады собора облицованы серым пудостским камнем .
Цитируется по книге - Песков А. М. Боратынский: Истинная повесть - М.: Кника, 1990. – 384 с. – С. 211
Софья Абрамовна Боратынская, сестра поэта Е. А. Боратынского , приехавшая в Петербург, писала матери 15 июня 1822 года: «Были мы в Казанском соборе. Какие великолепные полотна! Особенно Благовещенье: кажется, Богородица дышит; а Христос — просто шедевр. Лица и Матери и ребёнка необыкновенно меня поразили. Очень эффектна мраморная колоннада»
Интерьер Казанского собора представляет собой величественный 3-нефный колонный зал (длина главного нефа 69 м), содержащей рядами 56 колонн из розового финского гранита с золочёными капителями коринфского ордера .
Из барельефов в интерьере сохранилось всего два: «Несение креста» Ф. Ф. Щедрина и «Взятие под стражу» , остальные удалили в 1814 году . Иконостас по проекту К. А. Тона был воссоздан в начале 2000-х годов .
Главная святыня храма — чтимый образ Казанской иконы Божией Матери . Большинство авторов считает, что эта икона является списком с чудотворной иконы, обретённой в Казани в 1579 году . Существует предположение, что она написана по заказу Прасковьи Феодоровны (1664―1723), вдовы царя Иоанна V Алексеевича и привезена её в Санкт-Петербург по повелению Петра I в 1708 или 1710 годах. Исходя из донесения в 1727 году в Синод священника Рождественской церкви на Петербургской стороне Иоанна Стефанова, этот «образ по обещанию вновь написан и украшен достоблаженной памяти царицей и великой княгиней Прасковьей Феодоровной и от нас немалым иждивением». По мнению священника и историка Николая Романовского (XIX―XX век) выражение «вновь написан» следует понимать как «вновь переписан», или полностью реставрирован. В этом случае, по мнению доцента Санкт-Петербургской Духовной Академии Владимира Некрасова (1892—1987), написание этой иконы может относится к концу XVI или XVII веку .
С 1811 года икона находилась в Казанском соборе. После его закрытия в 1932 году икону удалось спасти и после пребывания в других храмах города в конце 1930-х годов её перенесли в Князь-Владимирский собор на Петроградской стороне. В 2001 году икону вернули в Казанский собор и установили слева от Царских врат . В 1861 году в собор пожертвована риза для иконы Антония и Феодосия в левом приделе, работы Верховцева .
Другие почитаемые святыни собора (по состоянию на 2006 год):
Почитаемые образы, ранее находящееся в соборе:
Казанский собор — храм русской воинской славы. Летом 1812 года, перед выездом в действующую армию, собор посетил назначенный командовать русской армией Михаил Илларионович Кутузов . Он молился перед Казанской иконой Божией Матери. В 1813 году Кутузов, умерший в прусском городе Бунцлау во время Заграничного похода русской армии , был захоронен в Казанском соборе. Решётку, ограждающую могилу Кутузова, выполнили по проекту Андрея Воронихина .
В 1813—1814 годах в соборе были выставлены для осмотра 107 трофейных французских знамён и штандартов разгромленных французских полков, 97 ключей от крепостей и городов, взятых русской армией. В 1912 году большинство трофеев были переданы в Государственный исторический музей в Москве .
В 1837 году в честь двадцать пятой годовщины разгрома Наполеона на полуциркульной площади перед Казанским собором были торжественно открыты бронзовые памятники прославленным русским полководцам Михаилу Кутузову и Михаилу Барклаю-де-Толли . Автором проекта парных постаментов стал русский архитектор Василий Стасов , а фигуры полководцев были отлиты по моделям скульптора Бориса Орловского . Монументы подчёркивали мемориальное значение Казанского собора как своеобразного памятника подвигам, совершённым русскими воинами во имя Отечества .
В конце XIX века рядом с царским местом , сделанным из финского гранита, под стеклом висело послание Святейшего синода об убийстве Александра II , а на соседней колонне — манифест 1815 года о Священном союзе .
Приход Казанского собора до революции 1917 года участвовал в нескольких общегородских крестных ходах:
Также до революции 1917 года в соборе проходило много празднеств, отмечаемым всем городом:
Настоятели собора за всю историю | |
---|---|
Даты | Настоятель |
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы | |
июнь—декабрь 1737 | священник Тимофей Васильевич Семенов |
1737—1756 | священник Иоанн Константинов, затем священник Симеон Иоаннов |
1756—1763 | священник Феодор Дубянский |
1763—1771 | священник Иоанн Тимофеев |
1771—1798 | священник Иаков Навроцкий (Навродский) |
16 июня 1798—1810 | священник Феодор Васильевич Семивский (Семевский) |
c конца 1810—до осени 1811 | священник Иоанн Сырохнов |
Казанский собор | |
1811 — 1814 | протоиерей Иоанн Сырохнов (…—1814) |
1814 — 1831 | протоиерей Иван Иванович Бедринский (1769—1831 ) |
1831 — 1846 | протоиерей Пётр Николаевич Мысловский (1776 или 1777—1846) |
1846 — 1848 | протоиерей Тимофей Ферапонтович Никольский (1788—1848) |
1848 — 1860 | протоиерей Андрей Иванович Райковский (1802—1860) |
1860 — 14 (26) июня 1881 | протоиерей Григорий Сергеевич Дебольский (1808—1881) |
1881 — 28 декабря 1883 ( 9 января 1884 ) | протоиерей Александр Петрович Булгаков (1823—1883) |
1884 — 23 марта ( 4 апреля ) 1898 | протоиерей Александр Алексеевич Лебедев (1833—1898) |
1898 — 26 ноября ( 9 декабря ) 1904 | протоиерей Евграф Иванович Мегорский (1838—1904) |
1904 — 26 января ( 8 февраля ) 1909 | протоиерей Димитрий Тимофеевич Мегорский (1841—1909) |
1909 — 1913 | протоиерей Николай Адрианович Сосняков (1845—1913) |
1913 — 6 (19) октября 1913 | протоиерей Николай Николаевич Головин |
10 (23) октября 1913 — арестован 9 августа 1918 | протоиерей Философ Николаевич Орнатский (1860—1918) |
1919 — 1920 | протоиерей Василий Маренин |
декабрь 1920 — арестован 30 мая 1922 | протоиерей Николай Кириллович Чуков (1870—1955) |
30 мая 1922 — 12 марта 1923 | протоиерей Василий Аникитич Прозоров (исполняющий обязанности) |
12 марта — 17 сентября 1923 | протоиерей Лев Михайлович Теодорович (1867—после 1930) |
сентябрь — 25 ноября 1923 | архиепископ Артемий (Ильинский) |
25 ноября 1923 — 17 января 1925 | протопресвитер Владимир Дмитриевич Красницкий |
20 января 1925 — июнь 1927 | митрополит Вениамин (Муратовский) (1855—1930) |
июнь 1927 — январь 1932 | митрополит Серафим (Руженцов) (1876—1935) |
период закрытия | |
ноябрь 1990 — 30 июня 1996 | игумен Сергий (Кузьмин Александр Иванович) (1953—2007) |
1 июля 1996 — 9 марта 2019 | протоиерей (1932—2019) |
9 марта 2019 — по настоящее время | митрополит Варсонофий (Судаков) |
В эпоху Николая I , когда в русской архитектуре наметился разворот от копирования западных образцов к эклектической переработке допетровской традиции (творчество Константина Тона ), Казанский собор стал восприниматься как начало той линии, которая приведёт к масонскому проекту храма Христа Спасителя , разработанному Александром Витбергом и забракованному императором. Характерно высказывание Филиппа Вигеля : «Воронихин, природой назначенный к сапожному ремеслу, учением попал в зодчие; и он по рекомендации своего господина построил Казанский собор, этот копиист в архитектуре, который ничего не мог сделать, как самым скверным почерком переписать нам Микеланджело » (намёк на заимствование плана главного храма католицизма ) . В начале XX века с возвратом интереса к классицизму произошла «реабилитация» проекта Воронихина. В стихотворении сборника «Камень» (1913) Осип Мандельштам сравнивал Казанский собор с «лёгким крестовиком-пауком»:
« На площадь выбежав, свободен
Стал колоннады полукруг,
- И распластался храм Господень,
Как легкий крестовик-паук »
1 сентября 2011 года Банк России выпустил в обращение памятную монету номиналом 25 рублей с изображением Казанского собора в Санкт-Петербурге в серии «Памятники архитектуры России». Монета изготовлена из серебра 925-й пробы тиражом 1500 экземпляров и весом 155,5 грамма .