Сенкевич, Билл
- 1 year ago
- 0
- 0
Ге́нрик Сенке́вич ( польск. Henryk Sienkiewicz , полное имя Хе́нрик А́дам Алекса́ндер Пи́ус Сенке́вич , польск. Henryk Adam Aleksander Pius Sienkiewicz ), также Генрих (Генрик) Иосифович Сенкевич (5 мая 1846 , на Подляшье , Царство Польское , Российская империя — 15 ноября 1916 , Веве , Швейцария ) — польский писатель , известный в первую очередь как автор исторических романов , лауреат Нобелевской премии по литературе 1905 года. Наряду с Элизой Ожешко и Болеславом Прусом принадлежал к плеяде выдающихся польских реалистов XIX века.
Член-корреспондент (с 1896) и почётный академик (с 1914) Императорской Санкт-Петербургской академии наук по отделению русского языка и словесности .
Наиболее известные произведения Сенкевича — его историческая трилогия о Польше XVII века, роман « Quo vadis » о ранних христианах и роман « Крестоносцы » о Грюнвальдской битве . Эти книги были с восторгом приняты польской публикой, стали частью национальной классики и обрели широкую известность за пределами Польши. Генрик Сенкевич был самым издаваемым в Польше автором художественной литературы в 1944—2004 годах: в этот период было выпущено 868 изданий его произведений общим тиражом 35,851 млн экземпляров .
Генрик Сенкевич родился 5 мая 1846 года недалеко от города Лукова , в имении Воля-Окшейска , ныне деревне в центральной части Люблинского воеводства , входившего тогда в состав Российской империи , в обедневшей шляхетской семье. Предки писателя по отцовской линии происходили из татар , поселившихся на территории Великого княжества Литовского во времена правления князя Витовта , т. н. «липков», лишь в XVIII веке перешедших из ислама в католичество . Мать происходила из белорусско-литовской шляхты . Семья обладала правом использовать польский герб Ошик . У Генрика было пять братьев и сестёр: старший брат Казимеж (умер во время январского восстания ) и четыре сестры: Анела, Елена, Зофия и Мария .
Его семья несколько раз переезжала, а молодой Генрик провёл своё детство в семейных имениях в Грабовце-Гурне, Венжичине и Буржеце . В сентябре 1858 года он начал своё образование в Варшаве, где семья наконец поселилась в 1861 году, купив многоквартирный дом в Пражском районе восточной Варшавы . Он получил относительно плохие школьные оценки, за исключением гуманитарных наук, особенно польского языка и истории . Из-за тяжёлого положения 19-летний Сенкевич устроился на работу наставником для семьи Вейхеров в Плоньске . Вероятно, именно в этот период Сенкевич написал свой первый роман «Ofiara» («Жертвоприношение»); считается, что он уничтожил рукопись неизданного романа .
В 1866—1870 годах учился на медицинском и историко-филологическом факультетах в Главной школе (с 1869 года — Варшавский университет ). В печати дебютировал студентом в журнале «Еженедельное обозрение» ( «Przegląd Tygodniowy» , 1869). С 1873 года — постоянный фельетонист «Газеты польской» ( «Gazeta Polska» ). С 1874 года заведовал литературным отделом еженедельника «Нива» ( «Niwa» ), с 1882 года — редактор консервативной газеты «Слово» ( «Słowo» ).
В 1881 году женился на Марии Шеткевич, в браке родилось двое детей, но Мария скончалась от туберкулёза в 1885 году. В 1888 году анонимный поклонник предоставил ему 15 тысяч рублей, на которые Сенкевич создал фонд имени своей покойной жены, выплачивавший стипендии больным туберкулёзом деятелям культуры (стипендиями фонда пользовались, в частности, Мария Конопницкая , Станислав Выспянский , Казимеж Тетмайер ). Второй брак с юной Марией Володкович из Одессы (1893) завершился разрывом уже во время свадебного путешествия в Италию. В 1895 году римская курия согласилась дать им развод. В 1904 году женился на своей племяннице Марии Бабской .
Посетив США (1876—1879), опубликовал «Письма из путешествия» (1876—1878). По возвращении в Европу некоторое время жил в Париже , в 1879 году был во Львове , затем побывал в Венеции и Риме . С тех пор много путешествовал, многократно меняя место жительства ( Австрия , Англия , Италия , Литва , Франция , Швейцария , в 1886 году — Румыния , Болгария , Турция , Греция , в 1891 — Египет и Занзибар , а также в др. странах). В 1900 году, в связи с 25-летием литературной деятельности, Сенкевичу было подарено имение Обленгорек ( ) в гмине Стравчин в Келецком повяте , приобретённое на собранные общественностью средства (сейчас — музей писателя).
Большим успехом у театральной публики пользовались драматические переработки произведений автора, сделанные Софией Меллеровой совместно с .
С началом Первой мировой войны выехал в Швейцарию . Возглавил Комитет помощи жертвам войны в Польше. После смерти Сенкевича в Веве (Швейцария) его прах первоначально был захоронен в местном католическом храме, а в 1924 году перенесён в Варшаву и погребён в крипте кафедрального собора Св. Иоанна Крестителя .
Ранние работы Сенкевича характеризуют его как приверженца «варшавского позитивизма» — возникшего в польской литературе после подавления восстания 1863 года и последовавших за ним репрессий направления, стремящегося приспособиться к реальной жизни и проанализировать её , — однако, в отличие от других польских позитивистов, он был также и консерватором . Под натиском окружающей действительности присущий позитивистам оптимизм сменился глубоким разочарованием, что вызвало у него идею поддержать патриотический дух обращением к историческому прошлому . Любая тема произведений писателя проникнута чувством протеста поляка против угнетения родины .
В ранних повестях и рассказах наблюдается интерес к темам угасания патриархального быта («Старый слуга», 1875; «Ганя», 1876; «Селим Мирза», 1877 — «малая трилогия») и судьбы крестьянства («Наброски углём», 1877; «Ангел», 1878; «Янко-музыкант», 1879). Последний стал самым популярным из рассказов Сенкевича в России: только до 1917 года он издавался около 40 раз, был переведён В. Г. Короленко . В рассказе «За хлебом» (1880) описывается полное невзгод путешествие в Америку отца и дочери — обедневших польских крестьян и их гибель там в совершенной нищете.
Рассказ «На маяке» (1881) повествует о тоске по родине заброшенного на чужбину поляка — участника восстания . Дальнейшая судьба героя прослеживается в рассказе «Встреча в Марипозе» (1882). Сенкевич сообщает в нём от своего имени знаменательную деталь: во время поездки в Соединённые Штаты, записываясь в гостиничных книгах, он неизменно добавлял: «Из Польши» — страны, которой не было на географических картах того времени.
В рассказе «Бартек-победитель» (1882) языком горькой сатиры говорится об онемечивании и глумлении над польским мужиком в находившейся под властью Пруссии части Польши ( Герцогство Познанское ); в «Орсо» (1879) и «Сахем» (1889) — об истреблении индейцев в Америке. Очевидна параллель между трагическими судьбами главных героев и жизнью поляков под гнётом оккупации.
Темы многих романов Сенкевича присутствуют в написанных им ранее рассказах: « » (1880) предваряет трилогию, «Та, третья» (1888) — романы о современности, «Пойдём за Ним» (1893) — «Quo vadis» .
В историческую трилогию входят романы « Огнём и мечом » (1883—1884), « Потоп » (1884—1886), « Пан Володыёвский » (1887—1888). Все они были встречены польскими читателями с восторгом и сегодня считаются классикой польской литературы. В первом романе отображается борьба шляхетской Речи Посполитой с казаками Хмельницкого . Во второй части трилогии воссоздаётся картина освободительной войны поляков со шведской интервенцией 1655 — 1656 годов . В третьем романе поэтизируются ратные подвиги польских рыцарей в период турецкого нашествия ( 1672 — 1673 ).
В психологическом романе «Без догмата» (1889—1890) изображён тип декадента-аристократа. В нём Сенкевич экспериментирует с самоанализом, выбирая для романа форму дневника, а сам роман при этом носит и натуралистические черты. Лев Толстой , которому чрезвычайно понравился роман, особенно выделил в нём «славянское толкование любви к женщине» .
Некоторые сюжетные линии «Без догмата» были продолжены в объёмистом романе « Семья Поланецких » (1893—1894), образовав своеобразную дилогию. Идеализация дельца из шляхты контрастирует здесь с сатирическим изображением светского общества. Сам автор не причислял «Семью Поланецких» к числу своих крупных достижений, однако в России роман пользовался большой известностью .
В « Quo vadis » (в других русских переводах «Камо грядеши» и «Куда идёшь», 1894—1896) изображается борьба Нерона против христиан. Тем самым в романе проводится параллель борьбы ранних христиан против Нерона с борьбой поляков за независимость. Победа христианской духовности над материализмом Рима — это критика материализма и упадка, а также аллегория воспрянувшего духа в Польше.
Борьбе поляков и литвинов с Тевтонским орденом в конце XIV — начале XV веков посвящён роман « Крестоносцы » (1897—1900). В романе рассказывается о победе поляков над германцами, что имело политический подтекст, так как в это время наблюдается попытка германизации польского общества.
Роман «Омут» (1909—1910) повествует о событиях русской революции 1905—1907 годов с критической по отношению к социалистическому движению позиции.
В 1910—1911 годах написал приключенческую повесть для детей « В дебрях Африки » («В пустыне и в джунглях»). Роман об участии поляков в наполеоновских войнах « Легионы » (1913—1914) остался незаконченным.
При жизни Сенкевич стал одним из самых известных и популярных польских писателей в Польше и за рубежом. После трилогии «Огнём и мечом», «Потоп», «Пан Володыёвский» стал польским писателем с самыми высокими заработками (за право издания трилогии в течение 20 лет получил от издателя 70 тысяч рублей ).
Творчество Генрика Сенкевича сыграло большую роль в истории польской культуры и получило всемирное признание ( Нобелевская премия по литературе , 1905, «За выдающиеся заслуги в области эпоса»). Его высоко ценили Л. Н. Толстой , Н. С. Лесков , А. П. Чехов , А. И. Эртель , А. И. Куприн , А. М. Горький и другие русские писатели. Роман «Quo vadis» переведён более чем на сорок языков. Большинство романов Сенкевича экранизировано. Самые известные экранизации: « Quo vadis » (1951, США ), « Пан Володыёвский » (1969, Польша), « Огнём и мечом » (1999, Польша ), « Quo vadis » (2001, Польша ).
Также в его честь был назван самолёт Ил-62 с бортовым номером RA-86708.
В Риме , на Старой Аппиевой дороге ( Via Appia Antica ), стоит церковь Домине-Кво-Вадис (по преданию , на этом месте апостол Пётр , убегавший из Рима от гонений, встретил Христа и повернул обратно — этот эпизод описан в романе Сенкевича « Quo vadis »). В церкви имеется бюст Сенкевича, поставленный польскими эмигрантами.