Эдер, Норберт
- 1 year ago
- 0
- 0
Борис Афанасьевич Эдер ( 12 [24] июля 1894 , Батуми — 15 ноября 1970 , Москва ) — цирковой артист, дрессировщик хищных животных, основатель советской школы работы с цирковыми хищниками. Народный артист РСФСР ( 1939 ).
Родился в цирковой семье, во время гастролей родителей в городе Батуми . С четырнадцати лет (1908) выступал на манеже как акробат, вольтижёр, затем — как воздушный гимнаст.
В 1932 году принял группу львов, приобретённых у немецкого укротителя Карла Зембаха, в рекордный срок, не имея наставника и никакой предварительной специальной подготовки (по другим сведениям, после нескольких недель уроков у иностранного укротителя), освоил работу с ними и в том же году начал выступать на манеже. Впоследствии работал преимущественно со львами и тиграми, а также леопардами, полярными и бурыми медведями, фрагментарно — со слонами и страусами. Выработал оригинальную методику дрессировки хищников и стилистику номера в клетке, которые легли в основу советской школы цирковой дрессуры, распространились после 1950-х гг. за рубежом и продолжают применяться во всем мире до настоящего времени.
(Существует иная, по всей видимости, фантастическая и романтизированная (возможно, не без участия самого Б. А. Эдера) версия ранних лет жизни: о рождении в семье мастера Батумского нефтеперегонного завода, бегстве из дома в 12 лет ради цирковой карьеры и дальнейшем становлении в цирке, начавшемся с обязанностей «мальчика» (прислуги) директора одной из передвижных трупп.)
Главные черты стилистики номера: отказ от подчеркивания опасности пребывания человека в клетке, отказ от обыгрывания враждебного противостояния человек-хищник, демонстративного преодоления укротителем воли хищника. Основные принципы дрессуры: отказ от терроризирования животного, выработка номеров на основе естественных инстинктов животного (адаптация естественных реакций и движений зверя к цирковым целям), выстраивание контакта дрессировщик-хищник на основе лидирования дрессировщика («дрессировщик для хищника должен быть не страшен, но безусловно авторитетен; не тот способен управлять хищником, кто запугал его, но исключительно тот, кто заставил хищника увидеть в себе вожака, лидера, личность несомненно более сильную, чем сам хищник; личность с силой воли, превосходящей волю хищника, превосходящей многократно и с безусловной решительностью, настолько сильной, чтобы хищник физически не мог ей не подчиниться; успех дрессуры — это победа воли») вознаграждения и строгой дисциплины, принятие тезиса об индивидуальности характера каждого животного и корректировка подходов дрессировщика к каждому зверю в зависимости от его персональных свойств.
Эдер был первым в мире укротителем в клетке, отказавшимся от использования револьвера и громких хлопков бичом (шамбарьером), резких криков и сильных болевых воздействий на хищника. Главным средством управления хищником становились сравнительно негромкие, короткие команды голосом и палка. Номер выстраивался как гармоничное взаимодействие дрессировщика с хищниками, причём опасность пребывания дрессировщика в клетке зрителями не воспринималась вовсе или казалась им гораздо меньшей, чем на самом деле (в действительности Эдер, особенно в 1930-х гг., перенес множество травм от своих животных, в том числе не менее десяти, потребовавших госпитализации). Применял ряд новых и неожиданных для публики приёмов, в частности — выступал, как правило, в необычном для укротителя костюме: обыкновенной пиджачной паре с галстуком или бабочкой. В ряде номеров сочетал дрессуру с эквилибристикой и воздушной гимнастикой. Впервые в мире поставил номера с хищниками, построенными в виде сюжетной повествовательной истории.
С рубежа 1940-50-х гг. перестал выступать на арене лично: работал с хищниками, ставил номера и готовил манежных дрессировщиков (ассистентов), которые и выступали перед публикой. Это был уникальный в своей скромности вид цирковой деятельности. Сам Эдер, однако, не считал своё положение скромным и рассматривал себя как педагога, организатора и руководителя школы советской дрессуры, причём лично ходатайствовал перед начальством о предоставлении молодым дрессировщикам самостоятельной работы, когда находил, что под его руководством они обучились всему необходимому. В цирковых кругах пользовался огромным авторитетом, особенно в 1950-х гг. Наиболее известные ученики — Маргарита Назарова , Вальтер Запашный , Эльвина Подчерникова . Опосредованно Эдер может считаться учителем всех советских и российских дрессировщиков за последние 60-70 лет, поскольку вся школа цирковой дрессуры хищников строится на его методиках.
Принимал активное участие в создании кинофильмов, в которых снимались его хищники — « Цирк », « Опасные тропы », « Укротительница тигров », « Дон Кихот ». В фильме «Укротительница тигров» (1954) в роли Антона Афанасьевича Телегина сыграл самого себя.
Автор мемуаров «Мои питомцы» (М., 1955; 2-е издание: Иваново, 1960). Название несколько иронично, поскольку под «питомцами» можно понимать как животных, с которыми работал Эдер, так и дрессировщиков, чьим наставником он стал. Помимо жизнеописания, книга содержит обстоятельное изложение основных принципов дрессуры, выработанных Эдером, и методики построения цирковых номеров с хищниками.
Скончался в Москве, церемония прощания состоялась в Донском крематории. Место захоронения Авдотьинское кладбище — Россия, Московская область, Ногинский район, с.п. Ямкинское. = Общество Некрополистов. Путешествие в город невест (поиски могилы Бориса Эдера)|publisher=necropolsociety.ru|accessdate=2018-04-29}}</ref>.
Был дважды женат. Первая жена — Эдер Тамара Николаевна (20.09.1911—1988), артистка цирка, воздушная гимнастка, ассистентка мужа. Вторая жена — Эдер Алла Леонидовна (25.12.1927—06.02.2012). Дочь от первого брака Валентина Эдер (р. 15.02.1940) — цирковая актриса; в конце 1960-х гг. вместе с мужем Виктором Канунниковым (р. 08.08.1940) выступала в клетке с поставленным для них отцом номером «Львы и всадник».
Некоторые эпизоды судьбы отражены в российском телевизионном сериале « Маргарита Назарова », вышедшем на телеэкраны в 2016 году. Роль Бориса Эдера исполнил актёр Николай Добрынин .