Interested Article - Кракауэр, Зигфрид

Зигфрид Кракауэр ( нем. Siegfried Kracauer , 8 февраля 1889 , Франкфурт-на-Майне , Германия 26 ноября 1966 , Нью-Йорк ) — немецкий социолог массовой культуры , кинокритик , писатель , публицист , один из самых влиятельных теоретиков кинематографа . Сформировал учение о спиралевидной взаимозависимости коммерческого кино и массовой психологии: кино точно отражает психологию масс со всеми её «тёмными» сторонами и, в свою очередь, воздействует на её формирование.

Немецкий период биографии

Из еврейской семьи. В 1907 1913 годах изучал архитектуру в Дармштадте , Берлине и Мюнхене , слушал курсы философии и социологии . В 1914 году получил диплом инженера , до 1920 года работал архитектором в Оснабрюке , Берлине и Мюнхене. В 1922 1933 годах вёл отдел литературной и кинокритики в газете «Франкфуртер Цайтунг» во Франкфурте , а с 1930 года — в Берлине, сблизился там с Вальтером Беньямином и Эрнстом Блохом . Испытал воздействие «теологии революции» Эрнста Блоха, философии романа Дьёрдя Лукача . В эссе « Детективный роман» ( 1925 ), серии журнальных заметок «Орнамент массы» ( 1927 ), книге «Служащие» ( 1930 ), повлиявших на Теодора Адорно и его позднейшие исследования авторитарной личности, отмечал формирование в Германии 1920-х годах «среднего человека» и его повседневного обихода, феномена скуки мегаполисов и индустрии популярных развлечений ( спорт , туризм , кино, фотография , цирк , танцы , реклама ), исследовал этот процесс с марксистских позиций, привлекая элементы феноменологической философии и психологии , идеи Макса Вебера и Георга Зиммеля . В многочисленных рецензиях откликался на все сколько-нибудь значительные явления в общественной мысли и культурной жизни Германии 1920-х — начала 1930-х годах.

Годы в Париже и США

В 1933 году эмигрировал в Париж , где работал над книгой об Оффенбахе и буржуазном Париже его эпохи (опубл. 1937 ). С началом Второй Мировой войны в 1939 году был на некоторое время интернирован французскими властями, в 1940 году через Марсель и Лиссабон перебрался в США . В 1941 1943 годах служил в Музее современного искусства в Нью-Йорке , изучал актуальную немецкую кинопропаганду; на средства, полученные от Фонда Рокфеллера и на стипендию Гуггенхайма занимался историей немецкого кино. Итогом этих занятий стала наиболее известная книга Кракауэра «От Калигари до Гитлера . Психологическая история немецкого кино» ( 1947 , на англ. языке), где становление фашистской идеологии прослеживается на поэтике фильмов немецкого экспрессионизма , трактовке в них темы «человек и власть».

В 1960 году опубликовал другую монографию , получившую известность среди теоретиков и историков зрелищных искусств, — «Природа фильма». В последние годы жизни был руководителем отдела прикладных социальных исследований в Колумбийском университете , занимался изучением воздействия массовых коммуникаций на общественное сознание в странах социализма . Последняя книга Кракауэра — опубликованный посмертно труд «История, последние вещи перед концом» ( History, the Last Things Before the Last ).

О Кракауэре снят документальный фильм «Mit dem Blick für das Sichtbare» ( рус. «Глядя на очевидное» , 1986 , режиссёры , ).

Публикации

Сочинения

  • Soziologie als Wissenschaft. Eine erkenntnistheoretische Untersuchung. Dresden 1922.
  • Die Wartenden. Erste Gabe des Frankfurter Bundes tätiger Altstadtfreunde. Frankfurt/Main, 1922.
  • Ginster. Von ihm selbst geschrieben. Berlin, 1928 (автобиографический роман, опубликован без имени автора).
  • Die Angestellten. Aus dem neuesten Deutschland. Frankfurt/Main, 1930.
  • Jacques Offenbach und das Paris seiner Zeit. Amsterdam, 1937.
  • Propaganda and the Nazi War Film. New York, 1942.
  • The Conquest of Europe on the Screen. The Nazi Newsreel 1939—1940. Washington, 1943.
  • From Caligari to Hitler. A Psychological History of the German Film. Princeton, 1947.
  • Udlaendinge i amerikanske film. Copenhagen, 1951.
  • Satellite Mentality. Political Attitudes and Propaganda Susceptibilities of Non-Communists in Hungary, Poland and Czechoslovakia. A Report of the Bureau of Applied Social Research, Columbia University. New York, 1956.
  • Theory of Film. The Redemption of Physical Reality. New York, 1960.
  • Ornament der Masse: Essays. Frankfurt/Main, 1963.
  • Straßen in Berlin und anderswo. Frankfurt/Main, 1964.
  • History. The Last Things Before the Last. New York, 1969.

Посмертные издания

  • Über die Freundschaft: Essays. Frankfurt/Main: Suhrkamp, 1971.
  • Kino. Essays, Studien, Glossen zum Film. Frankfurt/Main: Suhrkamp, 1974.
  • Der Detektiv-Roman. Ein philosophischer Traktat. Frankfurt/Main: Suhrkamp, 1979.
  • Realismus und Fiktion. Literatur- und filmtheoretische Beiträge von Adorno, Lukács, Kracauer und Bazin. Dortmund: Nowotny, 1985.
  • Der verbotene Blick. Beobachtungen, Analysen, Kritiken. Leipzig: Reclam, 1992.
  • Berliner Nebeneinander. Ausgewählte Feuilletons 1930—1933. Zürich: Epoca, 1996.
  • Frankfurter Turmhäuser. Ausgewählte Feuilletons 1906—1930. Zürich: Epoca, 1997.

Переписка

  • Walter Benjamin: Briefe an Siegfried Kracauer. Mit 4 Briefen von Siegfried Kracauer an Walter Benjamin. Marbach am Neckar: Dt. Schillergesellschaft, 1987.
  • Siegfried Kracauer — Erwin Panofsky. Briefwechsel 1941—1966. Berlin: Akademie-Verlag, 1996.
  • In steter Freundschaft. Briefwechsel Leo Löwenthal und Siegfried Kracauer 1922—1966. Springe: zu Klampen, 2003.
  • Nachrichten aus Hollywood, New York und anderswo: der Briefwechsel Eugen und Marlise Schüfftans mit Siegfried und Lili Kracauer. Trier: WVT, 2003.

Собрания сочинений

  • Schriften. Band 1-8 Herausgegeben von Karsten Witte, Frankfurt am Main 1971—1976.
  • Werke in neun Bänden. Bd.6-9/. Hrsg. von Inka Mülder-Bach und Ingrid Belke. Frankfurt/Main: Suhrkamp, 2004.

На русском языке

  • Зигфрид Кракауэр. = Theory of Film. The Redemption of Physical Reality / Сокращённый перевод с английского Д. Ф. Соколовой. — Москва: Искусство, 1974.
  • Зигфрид Кракауэр. От Калигари до Гитлера: Психологическая история немецкого кино = From Caligari to Hitler. A Psychological History of the German Film. — М. : Искусство , 1977. — 320 с. — 10 000 экз.
  • Зигфрид Кракауэр. Пропаганда и нацистский военный фильм. // Киноведческие записки , 1991, № 10, с. 100—125.
  • Зигфрид Кракауэр. . — М. : Аграф, 2000. — 416 с. — ISBN 5-7784-0095-0 .
  • . Рецензия 1929 г. // Киноведческие записки , 2000, № 49, с. 205—207.
  • // Новое литературное обозрение , 2008, № 92, с.69-77.
  • Зигфрид Кракауэр. Служащие: из жизни современной Германии / пер. с нем. О. Мичковский — Екатеринбург; Москва: , 2015. — 144 с.

См. также

Примечания

Литература

  • Adorno T.W. Der wunderliche Realist// Idem. Noten zur Literatur III. Frankfurt/Main: Suhrkamp, 1966, S. 83-108.
  • Frisby D. Fragments of Modernity : theories of modernity in the work of Simmel, Kracauer and Benjamin. Cambridge: Polity Press, 1985.
  • Mülder I. Siegfried Kracauer-Grenzgänger zwischen Theorie und Literatur. Seine frühen Schriften 1913—1933. Stuttgart: Metzler, 1985.
  • Jay M. Permanent Exiles. Essays on the Intellectual Migration From Germany to America. New York: Columbia University Press , 1985 (гл.11-13).
  • Siegfried Kracauer 1889—1966/ Bearbeitet von Ingrid Belke und Irina Renz. Marbach: Deutsche Schillergesellschaft, 1988.
  • Siegfried Kracauer: Neue Interpretationen/Kessler M., Levin T.Y., Hrsg. Tübingen: Stauffenburg, 1989.
  • Reeh H. Storbyens Ornamenter — Siegfried Kracauer og den moderne bykultur. Odense: Odense UP, 1991 (англ. 2005).
  • Barnouw D. Critical Realism. History, Photography and the World of Siegfried Kracauer. Baltimore; London: The Johns Hopkins UP, 1994.
  • Traverso E. Siegfried Kracauer. Itinéraire d’un intellectuel nomade. Paris: La Découverte, 1994.
  • Günter M. Anatomie des Anti-Subjekts: Zur Subversion des Ich bei Siegfried Kracauer, Walter Benjamin und Carl Einstein. München: Dissertation an der L.-M. Universität München, 1995.
  • .
  • Siegfried Kracauer: zum Werk des Romanciers, Feuilletonisten, Architekten, Filmwissenschaftlers und Soziologen. Zürich: Seismo, 1996.
  • Hofmann M., Korta T. Siegfried Kracauer — Fragmente einer Archäologie der Moderne. Sinzheim: Pro-Universitate-Verlag, 1997.
  • Schlüpmann H. Ein Detektiv Des Kinos: Studien Zu Siegfried Kracauers Filmtheorie. Frankfurt/Main;Hessen: Stroemfeld, 1998.
  • Oschmann D. Auszug aus der Innerlichkeit. Das literarische Werk Siegfried Kracauers. Heidelberg: Universitätsverlag, 1999.
  • Band H. Mittelschichten Und Massenkultur: Siegfried Kracauers Publizistische Auseinandersetzung Mit Der Popularen Kultur Und Der Kultur Der Mittelschichten in Der Weimarer Republik. Berlin: Lukas, 1999.
  • Hogen H. Die Modernisierung Des Ich: Individualitatskonzepte Bei Siegfried Kracauer, Robert Musil Und Elias Canetti. Würzburg: Königshausen & Neumann, 2000.
  • Brodersen M. Siegfried Kracauer. Reinbek bei Hamburg: Rowohlt 2001.
  • Stalder H. Siegfried Kracauer: Das journalistische Werk in der ‚Frankfurter Zeitung' 1921—1933. Würzburg: Königshausen & Neumann, 2003.
  • Siegfried Kracauer, penseur de l’histoire/ Philippe Despoix, Peter Schöttler, dir. Paris: Éditions de la Maison des sciences de l’Homme, 2006.
  • Хансен М. Децентрированные ракурсы: кино и массовая культура в ранних работах Кракауэра//Новое литературное обозрение, 2008, № 92, с.42-68.
  • Attilio Bruzzone, Siegfried Kracauer e il suo tempo (1903—1925). Il confronto con Marx, Simmel, Lukács, Bloch, Adorno, alle origini del pensiero critico , Milano-Udine: Mimesis, 2020, ISBN 978-88-5757-232-1 .

Ссылки

  • .
  • .
  • .
Источник —

Same as Кракауэр, Зигфрид