Interested Article - Теория жидомасонского заговора
- 2020-04-14
- 2
« Жидомасо́нский заговор » (« иудео-масо́нский заговор » ) — антисемитская и антимасонская теория заговора , политический миф , утверждающий существование тайной коалиции еврейства (или иудаизма ) и масонства , целью которой является установление мирового господства . В конспирологии образ « франкмасона » неотделим от образа «еврея». «Разоблачаемый» заговор всегда представлен как «иудео-масонский». Масонство может изображаться в качестве «еврейского» творения (интерпретация, которая преобладает в литературе, опирающейся на фальшивый антисемитский документ « Протоколы сионских мудрецов ») или как второстепенная и негативная сила, подчинённая еврейству .
Теория иудео-масонского заговора имела политический смысл в контрреволюционной среде в качестве «объяснения» Великой французской революции «скрытыми причинами», которое включало осуждение якобинства как «чудовищного плода» идей Просвещения , сведённых к завуалированному выражению мысли об «антихристианском заговоре» . Революция 1905 года приписывалась союзу масонов с евреями . Сторонниками теории заговора как результат «жидомасонского заговора» часто рассматривается Октябрьская революция .
Идеи о существовании такого заговора были распространены в разных странах, в том числе во Франции времён Третьей республики , дореволюционной России и в русской эмиграции , в нацистской Германии и франкистской Испании .
Данная теория существует и в настоящее время, хотя в Европе и Америке после Второй мировой войны подобные взгляды в целом ушли из публичной политики и широкого общественного обсуждения. При этом теории традиционно придерживаются сторонники неонацизма .
Содержание
Общим местом антиеврейской и антимасонской риторики является обличение «мирового суперправительства» или « мондиализма », включая обвинения Ротшильдов, Международного валютного фонда, Лиги Наций, ООН. Все наднациональные или интернациональные организации понимаются как орудия «мондиалистского» разрушения государств-наций и закабаления народов. К числу важнейших свойств «оккультной иудео-масонской власти» причисляются «мондиализм», «манипуляции» с информацией, денежным обращением и т. д., «владычество» над народами, государствами и т. д. . Во всех вариантах литературы о заговорах, посвящённой разоблачению еврейских или иудео-масонских тайных сил, присутствует тема полного подчинения прессы и издательского дела еврейской или иудео-масонской финансовой верхушке .
Сторонники теории считают, что целью «жидомасонов» является подрыв устоев христианской цивилизации (включая православную Россию ) и создание организации, которая способна править миром, заменив суверенные государства и правительства . Конспирологи могут понимать иудео-масонство как «контр-Церковь», в результате этого отождествлять его с Сатаной , или с Антихристом , включая антисемитизм в фантастическое, где все страшное и опасное видится как возможное, располагая его в демонологическо-политической сфере, где любые антиеврейские формулировки считаются проверенными по определению и неопровержимыми в принципе .
«Иудео-масонская опасность» может переинтерпретироваться как « иудео-капиталистический заговор », « сионистский заговор » или « иудео-большевистский заговор » . Твердое ядро мифа о еврейском, или иудео-масонском, заговоре полностью или частично, само по себе (цитирование «Протоколов») или в отдельных своих элементах, в чистом виде или в соединении с другими идеями (например, с « антиимпериализмом ») присутствует в двух типах нарративов — коммунистическом и антикоммунистическом .
«Католический» конспирационизм, например, у Исидора Бертрана, включает представление о непримиримом конфликте Церкви и Синагоги, усиленное идеей смертельной битвы христианской цивилизации с миром современности, который «иудаизировался», «объевреился», по своей сущности иудео-масонским. Конспирационистское видение истории представляет манихейскую картину столкновения сил, в которой евреи и их сателлиты (масоны, протестанты и т. д.) сатанизируются , понимаются в качестве инстанций, монополизирующих силу ненависти и разрушения .
История
« Масонский заговор » вскоре после своего появления трансформировался в «иудеомасонский заговор» . Обилие иудейской (включая ветхозаветную) символики , используемой в масонских ритуалах , интерес масонов к каббалистической литературе и прославление ими Сиона стали основанием полагать, что существует связь между масонами и евреями .
Идея свести к «иудейской секте» все прочие «гнусные секты, расчищающие путь Антихристу», была набросана в «письме капитана Жана-Батиста Симонини», которое было якобы получено от него французским аббатом Огюстеном Баррюэлем в 1806 году. Предположительно, это была фальшивка и одна из первых версий мифа иудео-масонского заговора. Эта идея распространялась во второй половине XIX века посредством большого числа памфлетов, которые имели более или менее учёный вид .
Политический миф теории «иудеомасонского заговора» был сконструирован преимущественно католическими авторами (такими как Роже Гужено де Муссо , аббат Шаботи, монсеньор Лео Мёрен ), традиционалистскими контрреволюционными журналами ( Le Contemperain ), ватиканской прессой ( Civilta cattolica , основанная в 1850 году, официозное издание Римской католической церкви ; Osservatore romano , её официальный орган), которой следовала другая пресса, нередко принимавшая форму памфлетов (во Франции — газета La Croix ). Ко времени, когда Эдуард Дрюмон опубликовал книгу «Еврейская Франция» (1886) идея «иудео-масонского заговора» стала предметом верования, вначале во Франции, Германии, Австро-Венгерии и Италии, но также в России и в целом в православном культурном пространстве, где растёт число публикаций, направленных на «защиту христианства» от евреев, рассматриваемых как подрывные элементы, и франкмасонов . Широкому распространению идеи об «иудео-масонской опасности» также способствовала иезуитская пропаганда .
Николаю I неоднократно приносили доносы на масонов. В одном из доносов императору Михаил Магницкий впервые употребил термин «жидомасоны». Он, в частности, писал, что Россия «страшна [масонам] силою физическою, духом <…> истинной и несокрушимой религией, преданностью к <…> самодержцам, искреннею, сердечною, святою, потому что она основана на вере, на чувстве, на тысячелетнем предании любви народной» . По мнению историка С. Ю. Дудакова , письма Магницкого стали одним из важнейших документов, повлиявших на фабрикацию на рубеже XIX—XX веков известной фальшивки, обвинявшей евреев в планах мирового господства — « Протоколов сионских мудрецов » . Главная цель фальсификаторов «Протоколов» из охранного отделения заключалась в том, чтобы опорочить любую попытку «либеральной» модернизации Российской империи, представив такую попытку в качестве «еврейской» или «иудео-масонской» .
Существенную роль в складывании в Европе антииудео-масонского мифа сыграла работа Эдуарда Эмиля Эккерта Der Freimaurer-Orden in seiner wahren Bedeuting (Дрезден, 1852), при помощи которого уже в середине 1850-х годов были посеяны «первые семена враждебности к евреям и франкмасонам во Франции» .
С теорией «жидомасонского заговора» связана политическая борьба во Франции вокруг дела Дрейфуса (1894—1906). На распространение теории повлияли такие факторы, как рост и интернационализация капиталов ряда еврейских банкирских и промышленных династий ( Ротшильдов и других) в XIX веке и приписываемая значительному числу французских, американских, а затем и российских политиков конца XIX — начала XX веков принадлежность к масонским ложам .
В 1906 году графом Владимиром Ламздорфом , царским министром иностранных дел, была подана записка, в которой содержался призыв к совместным действиям России, Германии и Ватикана против «иудео-масонства», революционных групп и Франции, согласно Ламсдорфу находящейся под властью «Всемирного еврейского альянса» и представляющей собой предпочтительный инструмент «для всеобщего торжества антихристианского и антимонархического еврейства». На полях документа император Николай II написал: «Переговоры следует начать незамедлительно. Я полностью разделяю изложенные здесь мнения» .
В 1918 году подполковник А. Родионов опубликовал в Новочеркасске брошюру «Сионские протоколы. План завоевания мира жидомасонами». В Белой армии имели распространение различные варианты «Протоколов сионских мудрецов», обычно сокращённые .
Период правления генерала Петра Врангеля в Крыму был преимущественно временем антисемистской пропаганды, которая основывалась на «Протоколах». Профессором Малаховым, священником Востоковым, журналистами Ножиным и Руадзе, субсидируемыыми правительством, продвигалась идея об опасности «Протоколов» и всемирном жидомасонском заговоре. Однако эта кампания не принесла значительных результатов . Григорий Бостунич , противник красных, вёл активную антибольшевистскую агитацию в городах, занятых генералами Деникиным и Врангелем. В результате этой деятельности им была усвоена идея заговора евреев, масонов и большевиков и программы последнего, по мнению Бостунича, записанной в «Протоколах». В 1920 году большевики заочно приговорили Бостунича к смерти, но он смог бежать в Болгарию. Он ездил по Югославии и читал лекции о заговоре евреев и масонов для немецким националистов на территориях бывших австрийских провинциях нового государства. Первая книга Бостунич «Франкмасонство и русская революция» вышла в 1922 году в русском издательстве «Новый Сад», между 1923 и 1926 годами выдержки публиковали немецкие националистические и правые журналы. В 1922 году Бостунич эмигрировал в Германию, где также занимался чтением конспирологических лекций, утверждая, что все нежелательные изменения в послевоенном мире являются результатом злобных происков евреев, масонов и большевиков. Он принимал участие в ариософском движении ибыл очень активен в нацистских кругах, впоследствии став штандартенфюрером СС Бостунич много путешествовал по Германии, а позднее и по оккупированным странам, читая лекции о франкмасонах, еврействе и других «врагах нацизма» .
Сторонником идеи был Йорг Ланц фон Либенфельс , один из основателей эзотерического расистского учения ариософии . Поражение в Первой мировой войне и распад империи Габсбургов подтверждало его уверенность в существовании злобного заговора, ответственного за разрушение исторических и политических структур и уничтожение элиты. С этого периода антисемитизм и вера в союз евреев, большевиков и масонов характеризовали его « арио-христианскую » идеологию .
В 1920 году французский монсеньор
выпустил в Париже первое отдельное издание «Протоколов»: «Иудео-масонская опасность», том первый: «Протоколы сионских мудрецов» .Карл Мария Вилигут , ариософ, и будущий духовный наставник рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера и бригадефюрер СС , ещё в начале 1920-х годов начал убеждаться, что он является жертвой многовекового преследования его рода и «воссозданной» им «ирминистской религии». В его представлениях это преследование совпало с заговором лично против него католической церкви, евреев и франкмасонов, которых он обвинял также в проигранной Первой мировой войне и развале империи. После того, как бывший сослуживец не вернул ему долг, Вилигут утверждал, что этот человек также является агентом всемирного заговора против него. С целью обнародовать свои идеи среди других националистов новой социалистической австрийской республики, Вилигут основал антисемитскую лигу в Зальцбурге и приступил к выпуску газеты «Железная метла», на страницах которой яростно высказывал обвинения в адрес евреев и франкмасонов .
Нацизм в качестве опоры использовал сильные образы, призванные облегчить беспокойство, ощущение поражения и деморализации в межвоенной немецкой среде. Согласно идеологии нацизма, само существование немецкой нации и Германии поставлено под угрозу заговором евреев и их сообщников, включая социалистов, «ноябрьских преступников» (те, кто подписал «позорный» мир 1918 года), большевиков, франкмасонов и современных художников. Предполагалось, что лишь тотальное уничтожение евреев способно спасти немцев. Идеи заговора и « золотого века » были возрождены после экономического краха и депрессии в 1930—1933 годов .
Мигель Серрано , отставной чилийский дипломат и создатель эзотерического гитлеризма, писал, что высшая раса «арийцев»- гиперборейцев , ведёт изнурительную борьбу с Демиургом (Яхве), «хозяином сего мира», несущим лишь разложение. На стороне Демиурга выступила сотворённая им «антираса» (биороботы) — евреями, плетущие заговор против гиперборейцев. Орудиями заговора являются христианство и масонство, которые сознательно исказили исконные «арийские» знания. Серрано утверждал, что именно против христианства и масонства боролись сначала рыцари-тамплиеры, а позднее эсэсовцы, чтобы спасти мир от деволюции .
Востоковед и неоязычник Валерий Емельянов , являясь в начале 1970-х годов лектором Московского горкома партии, призывал к «разоблачению» «жидомасонского заговора» . В 1977 году он направил в ЦК КПСС докладную записку относительно «всемирного заговора», в которой «разоблачал» «международную иудео-масонскую пирамиду» . В 1970-х годах Емельянов написал книгу « Десионизация ». Со момента появления евреев стержнем мировой истории, по Емельянову, стала смертельная схватка «сионистов» (евреев) и «масонов» с остальным человечеством во главе с «арийцами» в борьбе за мировое господство. План этой борьбы якобы был разработан ещё царём еврейским Соломоном . Емельянов утверждал, что иудаизм требует человеческих жертвоприношений. Своей целью Емельянов ставил разоблачение замыслов «сионистско-масонского концерна», якобы замышлявшего создание всемирного государства к 2000 году. Мощным орудием в руках «сионизма» служит христианство, по Емельянову, созданное иудеями специально с целью порабощения остальных народов. Иисус у Емельянова был одновременно «обычным иудейским расистом» и «масоном», а князь Владимир Святославич наделялся еврейской кровью. Лишь «арийский» мир во главе с Россией был способен дать отпор «сионизму» . Семён Резник писал, что в 1975 году Емельянову удалось добиться ликвидации масонской символики с посвящённой декабристам выставки. Участник «русской партии» Сергей Семанов в своем дневнике отмечал, что в 1977 году Емельянов направил в ЦК КПСС письмо с протестом против присутствия на выпущенном в оборот юбилейном рубле масонской символики, которую образовывали три перекрещивающихся орбиты спутников. У Емельянова состоялась беседа с секретарем по идеологии Михаилом Зимяниным , в результате чего решением Политбюро ЦК КПСС выпуск монет изъяли из обращения и отправили в переплавку . Емельянов был членом националистического общества « Память », а в конце 1987 году основал свой «Всемирный антисионистский и антимасонский фронт (ВАСАМФ) „Память“», конечной задачей которого было установление во всех странах мира «антисионистской и антимасонской диктатуры» .
С 1980-х годов в кругах русских националистов и православных традиционалистов евреи (более или менее прямо называемые) считаются как основными виновниками убийств, связанных с большевистской революцией, Октябрьская революция рассматривается как результат «жидомасонского заговора». Известный «борец с русофобией» математик Игорь Шафаревич , благодаря которому понятие « русофобия », направленное преимущественно против евреев, особенно против еврейских интеллектуалов, получило распространение, стал выразителем русского националистического течения, объясняющего все проблемы русской родины заговором, который замышляют главным образом «жидомасоны» . Антиеврейские шаблонов, взятые без изменений из антииудео-масонской литературы, использовались националистическим обществом « Память » .
В походной песне неофашистской организации « Русское национальное единство », руководителем которой являлся бывший член общества «Память» Александр Баркашов , присутствовал призыв: «Смерть псам-космополитам, Смерть жидомасонам!» .
В России в среде радикальных националистов слово «масоны» может служить эвфемизмом для обозначения евреев . Многие национал-патриоты, стремясь к сплочению русского народа, готовы отказаться от нападок друг на друга, основанных на религиозных различиях, поскольку борьба с «жидомасонским заговором» представляется им намного важнее . Экономист Олег Платонов в многотомных работах стремился найти «свидетельства» о «жидомасонском заговоре» и писал о «ритуальных убийствах», осуществлявшихся «тайной иудейской сектой». Своё негативное отношение к Западу Платонов объяснял идеей, что тот покорился «талмудической иудейской идеологии» .
Тема «жидомасонского заговора», включая обвинения «иудомасонов» в ритуальных убийствах и использовании крови младенцев , популярна в идейных направлениях, связанных с « арийской » идеей, в том числе в славянском неоязычестве .
Один из основателей русского неоязычества Валерий Емельянов , уже в начале 1970-х годов, будучи лектором Московского горкома партии, занимался «разоблачением» «жидомасонского заговора» в духе «Протоколов сионских мудрецов». Только после официального протеста, который был заявлен американским сенатором советскому послу в США Анатолию Добрынину в 1973 году, эти лекции были прекращены . О «жидомасонском заговоре» писал сторонник «арийской» идеи художник Илья Глазунов . Юрий Никитин , автор славянского фэнтези , писал о «жидомасонском заговоре», который своими корнями уходит к началу времён и ставит целью установить власть избранных Мудрецов над миром. Иудейский бог изображён жаждущим кровавые человеческие жертвы и стремящимся к уничтожению славян, и иудеи приносят ему в жертву славян. Происходит мировая борьба сил света и сил тьмы, представленных славянами и иудеями соответственно. Христианство уничтожило исконную веру предков, её волхвов и древнюю славянскую письменность. Автор повторяет неоязыческую мифологему, что князь Владимир Святославич, выполняя заказ «жидомасонов», оплёл Русь христианской сетью и превратил русичей в рабов . Отсылки к «жидомасонскому заговору» содержатся в творчестве писателя-фантаста Василия Головачёва , согласно которому на службе у еврейских сатанинских сил стоят масонские ложи и христианская церковь; утверждается, что ритуалы этих тёмных сил требовали использования крови . Александр Хиневич , основатель инглиизма , одного из направлений славянского неоязычества, видел в христианстве продукт «жидомасонского заговора», который ставит своей целью привести славян к вырождению . Неоязыческий деятель («пророк» Канди) антисемитизм, исходящий из идеи «жидомасонского заговора», и, чтобы лишний раз подчеркнуть тесное родство своего учения с версией «Протоколов сионских мудрецов», Кандыба делает царя Соломона основоположником масонства. Его соавтор Пётр Золин уверял читателя в наличии «жидомасонского заговора», поскольку, согласно Золину, даже если «Протоколы» и являются фальшивкой, их предвидения реализуются с высокой точностью . Считавший себя православным писатель-фантаст Юрий Петухов объединял концепцию «жидомасонского заговора» с идеей «славян-ариев» .
Украинский политэкономист
писал о «жидомасонах», стремящихся к мировому господству, и утверждал, что в иудейском Второзаконии присутствует программа будущих большевизма и гитлеризма .Влияние европейской антииудео-масонской литературы прослеживается в арабском антисемитизме . Так, ливанский шиит Мухаммад Хусейн Фадлалла , основатель движения « Хезболла », в 1980-е годы утверждал, что франкмасоны «тесно связаны с колониализмом и мировым сионизмом», а доктрина и символы франкмасонства «связаны с иудаизмом» .
Критика
Историк и политолог Вальтер Лакер отмечает многочисленные искажения, логические и фактические нестыковки этой теории . При этом он отмечает, что сторонники таких теорий — «люди веры , рациональные дискуссии с ними бессмысленны: они не воспринимают критический анализ и возражения».
Психиатр Михаил Буянов считал, что существует «масонофобия» — род идеологического сумасшествия, для которого характерны разнообразные страхи и крайняя подозрительность как при паранойе , однако оказание помощи такому больному невозможно .
В произведениях искусства
Теория жидомасонского заговора неоднократно обыгрывалась в художественной литературе, например, в произведениях Умберто Эко , Дмитрия Быкова и др.
Два романа Умберто Эко касаются данной темы: « Маятник Фуко », где идея жидомасонского заговора является одной из конспирологических линий, хоть и не определяющей; и « Пражское кладбище », который напрямую посвящён «Протоколам сионских мудрецов» и жидомасонскому заговору.
Примечания
- , с. 112 и сл.
- , pp. 41—.
- .
- ↑ , с. 124.
- , с. 112.
- , с. 125.
- , с. 77—78.
- , с. 223.
- ↑ .
- , с. 307—308.
- , с. 147.
- , с. 287—293.
- , с. 199.
- , с. 153.
- ↑ , с. 206.
- , с. 249.
- , с. 369.
- , с. 124—125.
- , с. 151.
- , с. 100.
- , с. 56—57.
- , с. 12.
- , с. 363—364.
- , с. 487.
- , с. 489.
- , с. 65.
- ↑ .
- , с. 129.
- , с. 491.
- , том 1, с. 45.
- , том 1, с. 92—93.
- , с. 36—37.
- , с. 503.
- , том 1, с. 278—279.
- , с. 222.
- , том 1, с. 279.
- , с. 222—223.
- , с. 226.
- , том 1, с. 332.
- .
- , том 2, с. 120.
- . ФЕОР (10 сентября 2008). Дата обращения: 5 октября 2019. Архивировано из 4 апреля 2009 года.
- , том 2, с. 112.
- , том 1, с. 148.
- , том 1, с. 278.
- , том 1, с. 173.
- , том 1, с. 262—269.
- , том 1, с. 258.
- , том 1, с. 300.
- , том 2, с. 82.
- , том 2, с. 122.
- , том 2, с. 185.
- , с. 243 и сл..
- , с. 273.
- , с. 77—84.
- , с. 85.
Литература
- Гудрик-Кларк Н. Оккультные корни нацизма. Тайные арийские культы и их влияние на нацистскую идеологию . — СПб. : Евразия, 1995.
- Дудаков С. Ю. История одного мифа. Очерки русской литературы XIX—XX вв. — М. : Наука , 1993. — ISBN 5-02-009738-1 .
- Кац А. С. .
- Лакер У. Черная сотня: происхождение русского фашизма. — М. : Текст, 1999. — 432 с. — ISBN 5-7516-0001-0 .
- / , Серков А. И. // Маниковский — Меотида [Электронный ресурс]. — 2011. — С. 287—293. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 19). — ISBN 978-5-85270-353-8 .
- Митрохин Н. А. . — М. : Новое литературное обозрение , 2003. — 624 с.: ил. с. — (Библиотека журнала « Неприкосновенный запас »). — ISBN 5-867-93219-2 .
- Митрохин Н. А. // Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры — Русское издание. — 2013. — № 2 . — С. 214—232 .
- Нудельман Р. Современный советский антисемитизм. Формы и содержание // Антисемитизм в Советском Союзе. Его корни и последствия. — Иерусалим: Библиотека «Алия», 1979.
- Смит Д. // Сост. Л. Гудков. Образ врага : Сборник. — М. : ОГИ, 2005. — С. 80—101 . — ISBN 5-94282-159-3 .
- Тагиефф П.-А. Протоколы сионских мудрецов. Фальшивка и ее использование / Перевод с французского Г. А. Абрамова. — М. : Мосты культуры / Гешарим , 2011. — 584 с. — ISBN 978-5-93273-331-4 .
- Шнирельман В. А. . — М. : Библейско-богословский институт святого апостола Андрея , 2012. — xiv + 302 с. — ISBN 978-5-89647-291-9 .
- Шнирельман В. А. / Российская академия наук , Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая . — М. : Новое литературное обозрение , 2015. — (Библиотека журнала « Неприкосновенный запас »). — ISBN 978-5-4448-0279-3 .
- Conspiracy theories in American history: An Encyclopedia / Peter Knight. — ABC-CLIO , 2003. — ISBN 9781576078129 .
- Donskis, Leonidas . . — Rodopi , 2003. — ISBN 90-420-1066-5 .
- Williford, Thomas J. Chapter IV: Conservative Political Rhetoric: The Judeo-Masonic Conspiracy Theory // : [ англ. ] . — Vanderbilt University , 2005.
- 2020-04-14
- 2