Interested Article - Нацистский оккультизм

Наци́стский оккульти́зм — совокупность оккультных организаций, движений и учений , связанных с немецким национал-социализмом и нацистской Германией . Исследователи расходятся в оценке роли оккультизма в нацистской идеологии .

Позиции учёных

Религиовед Николас Гудрик-Кларк считал, что оккультные доктрины ариософии имели прямое влияние на доктрины национал-социализма через «апокалиптические фантазии», которые завершились хилиастическим обещанием Третьго рейха . С другой стороны, историк Коринна Трейтель ( англ. Corinna Treitel ) писал, что между нацизмом и оккультизмом не было тесных связей, их отношение характеризовалось «нарастающей враждебностью» . В эту доктрину укладывается отношение к мифу Третьего рейха : вначале поддерживаемый, он был отклонён . Это направление анализировалось Аланом Бейкером ( Invisible Eagle , 2000). Тема усложняется тем фактом, что ранние, донацистские фёлькише и пангерманистские расистские группы до и после Первой мировой войны находились под влиянием эзотерических идей. Конструкция арийского мифа с идеей полярного происхождения «нордической расы» имела глубокие корни в европейском романтизме и теософии конца XIX века и была распространена в таких движениях, как ариософия . Несмотря на эту идеологическую близость, Бейкер отмечает, что доказательства вовлечённости Гитлера и других ведущих нацистов в магические практики, очень слабы .

Историк (англ.) вслед за Питером Штауденмайером ( англ. Peter Staudenmaier ) считал, что истина лежит посередине: без сомнения, оккультисты играли важную роль на ранних этапах создания НСДАП , «но столь же очевидно», что руководители партии впоследствии активно их преследовали. В « Майн кампф » Гитлер открыто нападает на оккультистов Вальтера Наухауза (Walter Nauhaus) и Рудольфа фон Зеботтендорфа , «блуждающих немецких учёных-расистов… восхищающихся тёмной доисторической эпохой и каменными топорами» .

История

В формировании нацизма большую роль сыграло оккультное Общество Туле , которое занималось мистическими аспектами происхождения германцев . По словам Зеботтендорфа, сказанным в 1933 году, «именно к членам Туле Гитлер пришёл в самом начале, именно люди из Туле первыми присоединились к нему» .

Детали членства ведущих нацистов в Обществе Туле являются предметом спора историков; позиции разнятся от утверждений о том, что практически каждый будущий лидер НСДАП состоял в обществе, до мнения, что лишь немногие из них приходили на собрания, и то в качестве гостей. Научный консенсус состоит в том, что, как и Зеботтендорф, Рудольф Гесс , Ганс Франк , Альфред Розенберг , Дитрих Эккарт и Карл Харрер были либо членами общества, либо часто принимали участие в собраниях как гости .

Общество, по словам Зеботтендорфа, декларировало себя как аполитичное. Курландер считает это тактическим ходом, сделанным с целью избежать гнева властей (сначала имперских, затем веймарских ): собрания включали как лекции о древнегерманском лозоходстве , так и призывы к свержению республиканского правительства. Наиболее заметным из заговоров была попытка свержения правительства Баварской советской республики в апреле 1919 года, которая была раскрыта; Вальтер Наухауз с шестью другими участниками был расстрелян.

Происшедший в 1920 году раскол между нацистами и обществом Туле был вызван несколькими причинами: осознанной Карлом Харрером необходимостью расширить политическую базу. Зеботтендорф и оккультисты предпочитали общество богатых слоёв среднего класса ; Харрер уже в 1918 году основал «рабочий кружок», затем, вместе с Готфридом Федером и Дитрихом Эккартом, Немецкую рабочую партию . В руководстве партии преобладали тулисты, включая самого Харрера и Фридриха Крона ( нем. Friedrich Krohn ), который создал флаг со свастикой , но в партии состояли также рабочие-железнодорожники и собрания проходили в пивной, а не в роскошном отеле «Четыре сезона» (в котором собиралось Туле) ; недовольством Гитлера слабой организацией, отсутствием политических навыков и элитизмом общества ; поддержкой со стороны членов общества конкурирующих националистических организаций, включая (англ.) .

Раскол оформился в июле 1920 года, когда Гитлер потребовал — и добился — чтобы газета « Фёлькишер беобахтер » (поначалу купленная Зеботтендорфом для Туле) перестала поддерживать другие консервативные партии. К концу года Зеботтендорфу пришлось уйти, а газета была выкуплена НСДАП с помощью займа от фон Эппа .

Несмотря на разрыв, Туле сыграло важную роль в становлении нацистов: почти все ранние соратники Гитлера были связаны с этим обществом. В Немецкой рабочей партии и её газете поначалу доминировали люди с активным интересом к оккультизму (что не помешало в дальнейшем нацистам преследовать эзотериков) .

Один из ведущих идеологов нацизма Альфред Розенберг разделял популярную в начале XX века гипотезу австрийского инженера Ханса Хёрбигера о смене земных полюсов, и считал, что в далёком прошлом климат северных широт был значительно мягче. Там существовал обширный континент, связываемый им с легендарной Атлантидой , где возникла одарённая раса голубоглазых и белокурых культуртрегеров-«арийцев». После того, как древний континент ушёл под воду, эта раса распространила свою высокую культуру, включая первую письменность, по всему миру, создавая известные древние цивилизации. Богами «арийцев» были златокудрый Аполлон и воинственная Афина Паллада. Примордиальный культурный центр на далёком Севере был центральной идеей мистического Общества Туле , с которым Розенберг был связан в 1919—1920 годах. С этим обществом также были связаны многие другие ключевые фигуры будущей НСДАП. Главным мифом Розенберг считал солнечный миф, который, по его мнению, происходил с далёкого Севера, где сезоны года были ярко выражены и значение солнечного тепла и света осознавалось особенно явственно. Затем, по Розенбергу, азиатские расы перешли в наступление из своих центров в Малой Азии, и последовал упадок «нордической расы», причиной которого было межрасовое смешение, согласно одной из основных идей расизма, порождающее неполноценное выродившееся потомство. Это смешение произошло, потому что «арийцы» ввели демократические порядки — послабления в отношении рабов, эмансипацию женщин, помощь бедноте. «Арийские» небесные боги в его книге выступали против малоазийских земных богов. Упадок «нордической расы» также определяла смена прежних светлых патриархальных богов на привнесённые из Азии образы богинь со змеями .

Придя к власти, нацисты оказали поддержку большому числу видов паранауки , включая астрологию , гиммлеровскую « теория мирового льда », « учение о расовой чистоте », которые стали официально признанными и финансируемыми государством «профессиональными» сферами. В эту деятельность оказалось вовлечено большое число врачей, юристов, учёных и других академических специалистов, что объясняется осознанной лишь «постфактум» моральной неустойчивостью интеллектуалов, проявленной ими в условиях общекультурной катастрофы, тогда как политики и деятели паранауки, напротив, легко установили связи и объединились .

Нацизм отличается ярко выраженным антиинтеллектуализмом и антинаучностью , поскольку входит в резкое противоречие с научными знаниями и стремится подчинить науку своим интересам. В нацистской Германии ценность научной методологии и объективного знания отрицалась, единственной методологической основой для историков объявлялся «германский патриотизм». В Германии 1930-х годов получили развитие псевдонаучные школы, которые, имея поддержку нацистских властей, осуществляли погромы своих оппонентов. К числу таких течений принадлежала школа австрийского инженера Ханса Хёрбигера , создавшая мистическую схему мировой истории, опиравшуюся на доверие к древним мифам в фантастической трактовке. Эта школа создала доктрину вечного льда , включающую теорию катастроф, идеи о «допотопных цивилизациях», в том числе об Атлантиде , людях-богах, цикличности мировой истории, обусловленной вечной борьбой между «космическим льдом» и огнём. Доктрина включала учение, что Луна была захвачена Землёй, что привело к изменению положения полюсов, затем к оледенению, вызвавшему смену рас и упадок цивилизаций. Создатели прежних цивилизаций обладали высшими знаниями и сохранили эти тайные знания для будущих поколений. Другая нацистская школа развивала идею полой Земли. Одним из идеологов нацизма был Герман Вирт , голландско-немецкий этнолог и мистик, автор псевдонаучной теории о высокоразвитой арктической (« гиперборейской ») «арийской» цивилизации. При поддержке рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера в 1935 году Вирт стал первым руководителем « Аненербе », псевдонаучной организации, созданной для изучения в рамках эзотерики истории и наследия «нордической расы» .

«Аненербе» была важным учреждением в СС. В 1933 году Гиммлер призвал к созданию новой исследовательской группы учёных в области гуманитарных наук, таких как предыстория, археология, лингвистика, этнография и символика, естественных наук и медицины, направленных на обоснование «арийского расового мировоззрения» нацистской идеологии и идеологии СС. После 1935 года «Аненербе» быстро росла, включив более 50 отделений. Она выпускала два научных периодических издания и содержала несколько издательств в Германии, оккупированных Нидерландах и Норвегии. Планировались экспедиции в экзотические места Азии, Африки и Южной Америки. Учёные из немецких университетов редактировали исследования по индологии, санскритским текстам, катарам и святому Граалю, розенкрейцерам и тайнам Тибета. Научные исследования охватывали биологию, наследственность и генетику редких пород животных Средней Азии и Кавказа .

Экспедиция СС в Тибет в 1938—1939 годах изначально планировалась как частный проект, но Гиммлер предложил ограниченное финансирование, чтобы передать ее под эгиду «Аненербе». Мотивом интереса к Тибету послужили его оккультные идеи о полубожественном происхождении «арийской расы». Руководитель экспедиции доктор Эрнст Шефер , ещё будучи студентом в 1931—1932 годах участвовал в экспедиции в Тибет под руководством американца Брук Долан для Академии естественных наук в Филадельфии. Вступив в СС в 1933 году, Шефер отправился во вторую экспедицию Долана в Восточный и Центральный Тибет в 1934—1936 годах. Успех этой экспедиции привлёк внимание Гиммлера к Шеферу. На их первой встрече в июне 1936 года Гиммлер объяснил свой интерес к теории мирового льда, согласно которой первобытные наводнения затопили древний континент Атлантиду. Он также упомянул о своей вере в то, что нордическая раса не эволюционировала, а спустилась с небес и поселилась в Атлантиде. Гиммлер считал, что «арийские» выходцы из Атлантиды основали великую цивилизацию в Центральной Азии. Третья тибетская экспедиция Эрнста Шефера состоялась в период с апреля 1938 по август 1939 года под эгидой СС. Учитывая академический опыт Шефера в области зоологии и ботаники, а также некоторый опыт работы в географии и этнологии, его доклад предлагал обзор фауны и флоры. Нет никаких упоминаний об эзотерическом интересе Гиммлера к «арийскому» происхождению, хотя были проведены тщательные антропологические измерения тибетских кочевников .

Ночные церемонии по случаю празднования даты смерти короля Генриха Птицелова , Кведлинбург , 1 июля 1938. На фото: рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер , кладущий венок, за ним (слева направо) — группенфюрер СС Карл Вольф , гауляйтер и рейхсляйтер Йордан, обергруппенфюрер СС Рейнхард Гейдрих и обергруппенфюрер СС А. Хейсмейер

Понимание Гиммлером СС как элитного военно-религиозного ордена, возглавляющего «арийский» крестовый поход с целью отвоевать Восток, нашло отражение в его романтическом взгляде на средневековую немецкую историю. 2 июля 1936 года Гиммлер организовал специальную религиозную церемонию над могилой Генриха Птицелова в Кведлинбургском соборе, приуроченную к тысячелетию со дня смерти этого короля, основавшего королевскую саксонскую династию и оттеснившего славян на восток за Эльбу. В настроении мистического паломничества Гиммлер говорил о Генрихе как об образце германской доблести и благочестия и поклялся продолжить его миссию на Востоке .

«Замок Гиммлера», Вевельсбург , укрепил репутацию СС как эзотерического рыцарского ордена. Во время избирательной кампании начала 1933 года Гиммлер путешествовал по Вестфалии, «земле Германа и Видукинда», и был впечатлен мифической атмосферой Тевтобургского леса . Вдохновленный романтическими средневековыми образцами, он решил приобрести замок в этом регионе для нужд СС. Вевельсбург недалеко от Падерборна был передан СС в августе 1934 года. Он начал работать как музей и офицерский колледж СС для идеологического воспитания в составе Главного управления СС по вопросам расы и поселения , но затем в феврале 1935 года был передан под прямой контроль личного штаба рейхсфюрера СС, что отражало новую идею Гиммлера по превращению Вевельсбурга в замок ордена СС, сравнимый с замком Мариенбург средневековых тевтонских рыцарей в Пруссии. В конце 1930-х годов Гиммлер и комендант замка Манфред фон Кнобельсдорф проводили в Вевельсбурге неоязыческие свадебные церемонии офицеров СС, организовывали праздники весны, урожая и солнцестояния для гарнизона и деревни .

Массивная северная башня замка была расширена с помощью рабочих из близлежащего специально построенного концентрационного лагеря. Здесь, в большом круглом верхнем зале, увенчанном куполом, должны были размещаться гербы погибшего группенфюрера СС, а мраморный пол украшало большое солнечное колесо , включающее двенадцать рун зиг , получившее известность как чёрное солнце . В крыльях замка учебные комнаты были названы и обставлены в честь фигур, по мысли авторов, представляющих «нордическую» мифологию, таких как Видукинд, Генрих Пловец, Генрих Лев, король Артур и Святой Грааль. Планы 1940—1942 годов предусматривали перенос деревни на некоторое расстояние и строительство огромного архитектурного комплекса, состоящего из залов, галерей, башен и навесных стен, радиально расположенных вокруг склона холма, с большой северной башней. На раннем этапе войны Гиммлер задумывал Вевельсбург как будущий Ватикан СС, имеющий гигантские масштабы и представляющий собой средину нового «арийского» мирового порядка .

Современный миф

В послевоенной литературе, склонной к сенсациям и работающей в темах оккультизма и теорий заговора , популярна идея, что нацизм был сформирован и прямо руководился оккультными силами с 1920 по 1945 годы. Происхождение этого мифа не связано с ариософией, а с послевоенным ажиотажем на тему нацизма. Быстрота роста нацизма, его радикализм и бесчеловечность воспринимаются многими как сверхъестественный эпизод современной истории. Таинственный образ движения поддерживают популярные литературные произведения, изображающие военные преступления, тайные послевоенные нацистские организации, появление Гитлера спустя много лет после его смерти. В этих рамках популярна идея, что национал-социализм был прямо связан с оккультизмом. Спекулятивная история основывается на скудных доказательствах и произвольных ассоциациях. Коллекционируются знаки отличия и сувениры Третьего Рейха, крайне правыми группами и различными религиозными культами заимствуется форма нацистов и их церемониал . В популярной культуре часто утверждается, что беглые нацистские лидеры стремятся посредством заговора создать Четвёртый рейх . Базовый для этого направления французский бестселлер « Утро магов » (1960), переведённый на многие иностранные языки, используется многочисленной популярной литературой, изданной в Великобритании, Франции и США .

Результатами стали деисторизация фактов диктатуры, террора, войн и угнетения и формирование мифологических представлений о демонической задаче и планетарном масштабе нацизма. Оккультная мифология наделяла нацистские артефакты и реликвии магической силой возрождения. Такие темы, как восстановление праха Гитлера или расположение секретной нацистской колонии в Гималаях, соединялись со старыми историями о выживании укрывшихся нацистов .

Первоначально теология «нацистских тайн» являлась литературным феноменом, но в 1980-х и 1990-х годах она стала существенным элементом мистического неонацизма .

См. также

Примечания

  1. Термин: , p. 126.
  2. , p. 529.
  3. .
  4. , p. 126.
  5. , p. 531.
  6. , p. 532.
  7. , p. 533.
  8. , p. 534.
  9. , том 1, с. 75—82.
  10. , На пути к выводам.
  11. , том 1, с. 73—75.
  12. , The Nazi Mysteries, p. 123.
  13. , The Nazi Mysteries, pp. 123—124.
  14. , The Nazi Mysteries, pp. 124—125.
  15. , The Nazi Mysteries, p. 125.
  16. , p. 127.
  17. , Современный миф оккультного нацизма.
  18. , The Nazi Mysteries, p. 108.

Литература

на русском языке

на других языках

  • Goodrick-Clarke, Nicholas . Black Sun: Aryan Cults, Esoteric Nazism and the Politics of Identity . — New York University Press , 2002. — ISBN 0-81-473124-4 .
  • Gábor Hamza. Die Idee des «Dritten Reichs» im deutschen philosophischen und politischen Denken des 20. Jahrhunderts. In: Zeitschrift der Savigny-Stiftung für Rechtsgeschichte, Germanistische Abteilung. Böhlau. — Wien/Köln/Weimar, Bd. 118, 2001. — С. 321—336.
  • (англ.) . Unknown Sources: National Socialism and the Occult, translated by Nicholas Goodrick-Clarke. — Edmonds, Washington : Holmes, 2000.
  • (англ.) . (англ.) // (англ.) . — 2012. — No. 30.4 . — P. 528—549.
  • Rißmann, Michael. 2001. Hitlers Gott. Vorsehungsglaube und Sendungsbewußtsein des deutschen Diktators . esp. pp. 137—172; Zürich, Munich. Pendo.
  • Staudenmaier P. Occultism, Race and Politics in German-speaking Europe, 1880—1940: A Survey of the Historical Literature (англ.) // (англ.) . — 2009. — Январь ( no. 39 (1) ). — P. 47—70 . — doi : .
Источник —

Same as Нацистский оккультизм