Патрициат (Средние века)
- 1 year ago
- 0
- 0
Антисемитизм в Средние века — враждебное отношением к евреям как к религиозной группе в Средневековье , часть истории антисемитизма .
Антисемитизм существовал в двух смежных формах — религиозный антииудаизм («теологический» антисемитизм) и специфический « химерический » ( Гэвин Ленгмюр ) или «оккультный» ( Джон Клир ) антисемитизм . Также антисемитизм широко использовался как инструмент в и .
Начиная с враждебного по отношению к евреям эдикта императора Константина (313 год), влияние христианской церкви в мире всё более возрастало. Вместе с чем возрастало и «обучение презрению» к иудеям. В свою очередь, это приводило к их социальной дискриминации , кровавым наветам , погромам , совершавшимся христианами с благословения церкви, а также погромам, инспирировавшимся непосредственно церковью. Распятие Христа рассматривается некоторыми христианскими богословами и другими авторами как совершённое евреями « богоубийство » . Блаженный Августин утверждал, что евреи, как народ проклятый и наказанный Богом, должны быть обречены на « унижающий их образ жизни » с тем, чтобы стать свидетелями истины христианства .
Химерический антисемитизм как специфическая форма выражается в мифических представлениях о практиках еврейских общин ( ритуальные убийства , осквернение причастия , похищение христианских детей, отравление колодцев, распространение заразы), а также специфических связях с дьяволом и физиологических отличиях евреев от христиан . Отсутствие сильной центральной власти и могущество многочисленных корпораций (цехов, гильдий и т. п.) открывали широкий простор для преследования и унижения евреев всеми классами христианского общества .
В двухтомнике «Antisemitism: a historical encyclopedia of prejudice and persecution» историки Кеннет Стоу ( англ. Kenneth Stow ) и Дин Филлип Белл ( англ. Dean Phillip Bell ) используют традиционную периодизацию Средневековья на «раннее» (430—1096) , «высокое» (1096—1343) и «позднее» (1343—1453) .
В своей классической « Краткой истории евреев » Семён Дубнов делит Средневековье в еврейской истории на два периода :
Завершением средневековой истории евреев по Дубнову стало изгнание из Испании в 1492 году.
В первые три века существования христианства , когда ещё не было единой церкви и каждая крупная община могла трактовать по-своему священные тексты, многие христианские общины мало чем отличались от иудейских. Переломным моментом стало основополагающее решение освободить новообращённых христиан от исполнения заповедей иудаизма и от обрезания на Иерусалимском соборе в 50 году н. э. Конкуренция в обращении язычников и обвинение евреев в богоубийстве постепенно разъединяли иудаизм с христианством и вызывали взаимную ненависть, которую для христиан обосновывал «теологический антисемитизм», активно развиваемый христианскими богословами . Одним из жанров раннехристианской литературы были апологетические сочинения Adversus Judaeos («Против иудеев»). Они формировали в христианской среде негативный образ иудеев и их религии . С ужесточением относящегося к евреям Византии законодательства в начале V века в их положение стало быстро ухудшаться . К началу VI века политические и религиозные идеи слились в имперском законодательстве в соединение роли императора как главы государства и защитника христианской веры. Это создало угрозу для евреев и других иноверцев .
Церковь стремилась разделить христиан и евреев, вводя запреты, например, на совместные трапезы, устанавливая для евреев специальную одежду и запрет евреям нанимать христианскую прислугу и свидетельствовать против христиан в суде. Эта сегрегация была закреплена позднее Вселенскими соборами . Католическая церковь не стремилась к полному искоренению иудаизма, поскольку существование евреев как униженного меньшинства должно было служить свидетельством истинности и победы христианства . Эта позиция опиралась на мнение святого Августина . Папа Григорий I систематически выступал в качестве защитника евреев по поводу частых нарушений гарантированной им законом свободы богослужения и требовал возмещения им убытков, причиняемых захватом синагог . Также Григорий был противником насильственного крещения. При этом он настаивал на запрете евреям строить новые синагоги и владеть рабами-христианами, требовал пресекать попытки распространения иудаизма .
Однако православная греческая церковь была более враждебна к евреям и возбуждала ненависть народных масс подстрекательством против «убийц Христа». Примером могут служить проповеди видного богослова Иоанна Златоуста в Антиохии в конце IV века . Переход в христианство евреев приветствовался и поощрялся, переход христиан в иудаизм запрещался и карался с постепенным ужесточением законодательства от конфискации имущества вплоть до смертной казни обращённого и врача, совершившего обрезание .
Во Франции начиная с эпохи Меровингов с конца V века и после евреи в торговых городах подвергались дискриминации и были объектом народной ненависти. Им запрещалось занимать выборные должности, появление в общественных местах по время Пасхи , вступать в браки с католиками , обращать в иудейство рабов-христиан. Было принято несколько эдиктов с целью принудительного крещения , но по вопросу их практического применения в источниках есть разногласия . В эпоху Каролингов лишь христианам разрешалось приобретать землю в собственность, а иудеям оставалось заниматься торговлей и денежными операциями. Отдавая деньги под проценты , иудеи преуспевали, а их общины множились, но продажа ими рабов вызывала гнев со стороны католического духовенства, и постановления церковного собора в Мо 845 года существенно ограничили их имущественные права .
Принято считать, что в раннем Средневековье евреи жили в относительной безопасности, однако в реальности это был период, когда евреев уже начинали изгонять и принуждать к принятию христианства . Так, в вестготской Испании после принятия католичества королём Рекаредом I в 586 году евреев неоднократно изгоняли из страны и предпринимали акции насильственного крещения. Шестой Толедский собор в 638 году постановил, что лишь католики могут жить в Испании, а король Эгика в 694 году после Семнадцатого Толедского собора оставшихся евреев обратил в рабов . Во Франции первое изгнание датируется правлением Дагоберта I (629—639). Евреям было предложено креститься или покинуть страну .
В период персидско-византийской войны (602—628) евреев преследовали обе стороны. После занятия Иерусалима персами многие евреи были там распяты, а оставшиеся в живых изгнаны. После возврата города под контроль Византии евреи по приказу императора Ираклия I вновь были изгнаны из города , а иудаизм был практически объявлен вне закона. В 634 году Ираклий издал указ, предписывающий креститься всем лояльным гражданам, однако о его выполнении ничего не известно . Император Лев III Исавр в 721 или 722 году вновь потребовал от всех евреев креститься и этот приказ был реализован . Евреи были «вторым сортом» граждан империи, Вениамин Тудельский описывал враждебное отношение к ним в византийском обществе .
В Европе гражданский статус, обеспеченный римским правом , постепенно менялся на феодальную зависимость , но принести присягу вассала могли только христиане. Таким образом, евреи оставались вне защиты закона и полностью зависели от благосклонности правителей .
В период последовавший за исламскими завоеваниями евреи Востока, оказавшиеся под исламским владычеством, жили относительно комфортно, поскольку, как пишет Роберт Чейзен, «в отличие от христианства, в исламе не сложилось фундаментальное антисемитское учение, ставшее частью социальной мифологии» .
Враждебность к евреям стала нарастать с XI—XII веков: из теологического антииудаизма она превращалась в иррациональную ненависть. В отличие от папства , которое требовало не причинять вреда евреям, особую роль в пропаганде ненависти сыграли нищенствующие ордена — францисканцы и доминиканцы . C XII века в Европе стала выстраиваться система стигматизации , криминализации и преследования людей, поведение которых отличалось от общепринятого. Одними из первых под удар строящегося «репрессивного общества» попали евреи . В это время сложился так называемый « химерический антисемитизм », в рамках которого евреи представлялись как слуги дьявола , их начали обвинять в ритуальных убийствах , осквернении причастия и ряде других преступлений. Эти обвинения достигли пика в XIV и XV веках .
Первоначально антииудейская риторика отдельных кругов католического духовенства не встречала единодушной поддержки среди широких кругов населения, особенно в Пиренейских государствах, Лангедоке , Провансе и итальянских землях. Ещё в середине XII века евреи поддерживали там постоянное общение с христианами, и, как как известно из постановлений Четвёртого Толедского собора и последующих соборов, вплоть до конца XI столетия браки между христианами и иудеями являлись обычным делом . Однако по мере нарастания антисемитских настроений церковь настаивала на сегрегации евреев, а затем занялась запретами и цензурой еврейской религиозной литературы .
В 1120 году папа Каликст II издал буллу с изложением официальной позиции церкви. Направленная на защиту последних, она повторяла позицию папы Григория I , декларируя право евреев на «их законную свободу». Христианам под страхом отлучения от церкви воспрещалось принуждать иудеев к крещению, причинять им вред, мешать проведению их праздников и религиозных обрядов. Впоследствии булла подтверждалась примерно 20-ю понтификами до 1447 года . Исключением стала деятельность папы Иннокентия III , который активно проповедовал вражду к евреям, инициировал новые ограничения и учредил инквизицию .
Ключевым событием, изменившим судьбу евреев, стал организованный в 1096 году Первый крестовый поход , целью которого было освобождение Святой земли и « Гроба Господня » от «неверных». Начался же он с уничтожения крестоносцами ряда еврейских общин Европы в ходе так называемого Германского крестового похода . Волна насилия против евреев прокатилась по Франции и Священной Римской империи , включая массовые убийства в Руане , Вормсе , Трире , Меце , Майнце , Кёльне , Бамберге и других городах в период с 1096 по 1099 годы. Большинство евреев были убиты или покончили жизнь самоубийством под угрозой насильственного крещения. Лишь немногие местные власти оказали сопротивление погромщикам. Грабежи, насилие и антиеврейские погромы кроме Германии и Франции охватили также Италию , Испанию , Англию , Венгрию и Богемию . Важную роль в этой волне насилия сыграла антиеврейская пропаганда . Византийские евреи почти не пострадали во время крестовых походов. Напротив, сирийские и палестинские евреи подверглись массовой резне со стороны крестоносцев .
Во время Второго крестового похода (1147—1149) отряды крестоносцев лучше контролировались властями и еврейские общины пострадали существенно меньше. Там, где противостоять подстрекательной агитации не удавалось, власти укрывали евреев в укрепленных замках . Во время Третьего крестового похода (1189—1192) больше всего пострадали евреи Англии после того как к походу решил присоединиться король Ричард Львиное Сердце . Первый погром был устроен в Лондоне после коронации Ричарда 3-4 сентября 1189 года, потом были уничтожены еврейские общины Линна , Норвича и Стамфорда . После того как король отправился в поход, погромы возобновились с новой силой, особенно в Йорке , где 16-17 марта 1190 года были убиты от 150 до 500 евреев. В это время мотивация погромщиков носила уже не столь религиозный, сколь экономический характер .
Во время так называемых крестовых походов пастушков в 1251 и 1320 годах погромам и уничтожению подверглись еврейские общины Франции — Парижа , Орлеана , Тура и Бурже , а затем Гаскони и Прованса . Папа Иоанн XXII отлучил от церкви всех участников похода, король Филипп V пытался остановить бесчинства, но население активно поддерживало погромы и принимало в них участие . Во время альбигойского крестового похода , организованного папой Иннокентием III против христианской секты катаров в 1209—1229 годах, во Франции пострадали также евреи Прованса .
В героической поэме « Песне о Роланде » есть строки: «Пусть каждый рубит нехристей сплеча, чтоб не сложили песен злых про нас. За нас господь – мы правы, враг не прав»; «Пусть синагоги жгут, мечети валят. Берут они и ломы, и кувалды, бьют идолов, кумиры сокрушают, чтоб колдовства и духу не осталось» .
Новые критически важные обвинения в адрес евреев возникли в период XII—XIII веков: кровавый навет и как его варианты — осквернение гостии и легенда о евреях- отравителях . Суть кровавого навета — обвинение евреев в ритуальных убийствах иноверцев и использовании их крови в ритуальных целях.
Согласно житию святого блаженного Евстратия Печерского , весной 1097 года в Херсонесе еврейский купец купил у половцев группу захваченных ими близ Киева пленников, среди которых был монах Киево-Печерской лавры Евстратий. По легенде хозяин убил его за нежелание отказаться от Христа . Филолог Александр Панченко и историк Владимир Петрухин отмечают параллели между легендами о Евстратии и Вильяме Норвичском . Вильям был 12-летним христианским мальчиком, сыном кожевенника, тело которого было найдено в 1144 году близ Нориджа (графство Норфолк ), после чего отдельные представители духовенства обвинили местных иудеев в его ритуальном убийстве , сам же мальчик почитался в качестве местночтимого святого . Учёные связывают эти две легенды, возникшие в одно время на противоположных полюсах христианского мира, с религиозными настроениями периода первых крестовых походов с их акцентом на распятии Христа и антиеврейской идеологией .
Со второй половины XII века кровавый навет происходил в других городах Англии и перекинулся континент — во Францию и Испанию, затем в Германию и далее на Восток . С 1144 до 1290 года, когда евреи были изгнаны из Англии, известно по крайней мере 14 наветов . 26 мая 1171 года во французском городе Блуа по обвинению в убийстве христианского подростка были заживо сожжены по разным данным от 31 до 33 евреев . В 1235 году уже в Германии было зафиксировано четыре кровавых навета — в Фульде , в Лауде , в Таубербишофсхайме и в Вольфесхайме . В июле 1236 года после тщательного исследования не только этих наветов, но и в целом еврейских обычаев с помощью выкрестов из Германии и ряда других стран Европы, император Фридрих II издал буллу, в которой отверг кровавый навет и постановил, что евреи находятся под покровительством императора . С осуждением кровавого навета также выступали все папы Римские, которые высказывались на эту тему, начиная с Иннокентия IV в 1247 году и восьми его преемников в последующем . Однако это не остановило волну наветов, которая достигла кульминации в Западной Европе в XV—XVI веках, а в Польше и других восточноевропейских странах продолжалась до конца XIX — начала XX века ( дело Бейлиса ) .
С кровавыми наветами на евреев и, в частности, в с легендой о Евстратии Печерском, связывает первый известный на Руси еврейский погром в ходе Киевского восстания 1113 года Владимир Петрухин .
В 1290 евреи Парижа были обвинены в осквернении гостии — хлеба, который, согласно христианскому догмату, во время обряда причастия превращается в плоть Иисуса. Этот навет был отголоском известных с раннего христианства легенд об осквернении христианских священных предметов. В связи с важной ролью христианского учения о евхаристии обвинения в осквернении гостии стали популярны с XIII века .
По приблизительным оценкам в европейской истории было около 250 кровавых наветов и около 100 наветов по осквернению гостии .
Рост феодального землевладения, развитие торговли и ремёсел в XII—XIII веках, непосредственный толчок к которым дали крестовые походы, сопровождались формированием национальных купеческих сословий и городских цехов, что неизбежно меняло экономическое положение еврейского населения средневековых европейских монархий, значительная часть которого, помимо «интеллигентных» профессий, неизбежно переходила от земледелия к занятию ростовщичеством .
Источники X—XI веков дают информацию о нападениях на евреев по разным мотивам: иногда как на ростовщиков, иногда как на бродячих торговцев без связи с их происхождением и религией. Однако отмечаются случаи нападения на евреев именно как на евреев вне связи с профессией. Одним из важных мотивов антиеврейского насилия было представление о евреях как богоубийцах .
IV Латеранский собор (1215) потребовал от евреев носить на одежде специальные опознавательные знаки или ходить в особых головных уборах , им было запрещено занимать государственные должности и посещать общественные места в дни христианских праздников . Для сегрегации в одежде использовался чаще всего жёлтый цвет, который был предписан для евреев . В Испании с середины XIII века было распространено массовое христианское миссионерство в том числе среди евреев путем принудительных проповедей и принудительных дискуссий .
Одной из наиболее репрессивных институций была основанная Иннокентием III инквизиция . Папская инквизиция была инструментом борьбы с вероотступниками и негативными отзывами о христианстве. Репрессии на вернувшихся в иудаизм насильно крещёных евреев обрушились вместе с репрессиями в отношении христиан-еретиков. В раввинистической литературе инквизиция находила выпады в адрес христианства, следствием чего было массовое сожжение философских и некоторых галахических трудов Маймонида и ряда других книг. В Испании в 1478 году была введена государственная инквизиция, главной задачей которой было преследование марранов . Евреи считались распространителями всеобщей ереси . После изгнания евреев из Испании в 1492 году под давлением испанцев государственная инквизиция была учреждена Португалии . В Испании и Португалии были введены чисто расистские законы об « исконных христианах », по которым обращенные в христианство были поражены в правах . Были, однако, и христиане, со всей решительностью выступавшие против этих законов. Среди них были святой Игнатий Лойола (около 1491—1556) — основатель ордена иезуитов и святая Тереза Авильская .
Неудачи крестовых походов , а также финансовые затруднения, которые испытывали после их окончания европейские монархии, вызвали новую волну гонений на евреев, которых обвиняли в разорении не только королевской казны, но и населения растущих городов. Постоянные финансовые затруднения, которые испытывала английская королевская власть во время продолжительного правления Генриха III (1216—1270), приводили к частым изъятиям средств у английских евреев, которых постепенно ограничивали в гражданских правах. Так, если обнародованный в 1253 году Генрихом дискриминационный рекомендовал всем иудеям старше 7 лет носить в качестве отличительного признака жёлтую звезду , его сына Эдуарда I 1275 года их это делать уже обязывал .
Во время второй Баронской войны в Англии (1263—1267) прошли погромы многих еврейских общин. 18 июля 1290 года король Эдуард I издал указ об изгнании из страны всех евреев, число которых в стране на тот момент не превышало 4000 человек. Большинство беженцев переехали во Францию, Фландрию и Германию. Указ был отменён только в 1652 году Оливером Кромвелем .
Во Франции в XIII—XIV веках положение евреев ухудшилось. Кроме преследований со стороны инквизиции, католическая церковь вынуждала раввинов принимать участие в религиозных диспутах, исход которых был предрешён заранее. Талмуд подвергался ожесточённым нападкам, а в 1242 году был запрещён . В 1307 году евреев изгнал из Парижа король Франции Филипп IV Красивый , но его сын Людовик X Сварливый дозволил некоторым из них вернуться. В качестве формальных поводов, помимо обвинений в убийствах христианских детей, использовались также бездоказательные подозрения в осквернении гостии и т. п.
Антисемитизм в это период не ограничивался христианской Европой. В Византии в XII—XV веках сохраняли силу прежние дискриминационные нормы, Патриарх Афанасий пытался добиться изгнания евреев из Константинополя . Хотя мусульмане не были одержимы такой враждой к евреям, как христиане и положение евреев было лучше, чем положение язычников, тем не менее они были существенно дискриминированы, в частности ношением специальной отличающей их от мусульман одежды и уплатой специального налога . Хотя евреи находились под защитой закона, тем не менее, иногда в мусульманском мире также случались акции насилия, например, резня в Гранаде в 1066 году и гонения Альмохадов в Испании и Северной Африке в XII веке .
Нападки на евреев неизбежно усиливались в годы различных бедствий, а также при массовых народных возмущениях, особенно в городах, где часть из них занималась ростовщичеством или составляла конкуренцию торгово-ремесленным слоям коренного населения. Так, в годы эпидемии « чёрной смерти » (1348—1349) строгое соблюдение евреями предписаний кашрута и личной гигиены и проживание отдельно от христиан снижало смертность в еврейских общинах. Это усугубляло подозрения толпы, подстрекаемой фанатиками, которые обвиняли евреев в распространении болезни, отравлении колодцев и рассыпании яда у христианских домов. расправы над евреями , в том числе сожжения их на костре, имели место в Париже , Базеле , Эрфурте , Страсбурге , Аугсбурге , Зальцбурге , Фрайбурге , Мюнхене , Констанце . При этом, католическая церковь в лице папы Климента VI решительно осудила подобные вспышки насилия, приводя в качестве аргумента существование поражённых чумой городов, в которых никаких евреев не было .
Во время парижского Восстания майотенов 1382 года отдельные бунтовщики, разгромив еврейский квартал, убили раввина и нескольких богатых иудеев, сожгли их дома и уничтожили долговые расписки . При этом, по словам хрониста Жана Фруассара , пострадали и небогатые евреи с улицы Тампль, некоторые из них были насильно окрещены в церкви Сен-Жермен на Гревской площади . В 1394 году Карл VI Безумный приказал окончательно изгнать из Франции иудеев, в результате чего многие из них переселились в германские и польские земли.
В 1391 году по всему Пиренейскому полуострову прокатилась волна антиеврейских выступлений и погромов. Тысячи евреев погибли, десятки еврейских общин были уничтожены. Королевские власти не смогли эффективно подавить беспорядки, а после их окончания наказали единичных зачинщиков .
В 1420 году по указу герцога Альбрехта V по обвинению в осквернении гостии в Эмсе арестованы были практически все евреи Австрии, из них 270 отправлены были на костёр. Не пожелавшие перейти в христианство иудеи лишались имущества и высылались из страны, дети многих из них были насильно отправлены в монастыри. В 1421 году еврейский квартал в Вене был уничтожен, а синагоги разрушены. Австрия в еврейской традиции получила название «кровавой страны» , а преследования в ней евреев были подробно описаны в «Австрийской хронике» профессора Венского университета Томаса Эбендорфера (1464).
После 1450 года волна насилия в Западной Европе стала спадать. На позицию церкви и горожан влияли экономические соображения, поскольку евреи играли важную роль в городской экономике . В Польше в Средние века численность евреев увеличивалась благодаря притоку переселенцев с запада, в то время как соседняя Русь была почти полностью закрыта для евреев .
Крупнейшей трагедией XV века для евреев Западной Европы стало изгнание из Испании в 1492 и Португалии в 1496 годах. После Реконкисты отношение к иноверцам было крайне негативным. В 1391 году христианское духовенство спровоцировало массовую резню евреев в Севилье , беспорядки перекинулись на другие города, тысячи евреев были убиты. В 1492 году королевская чета Фердинанда II Арагонского и Изабеллы Кастильской приняли эдикт, согласно которому евреям предписывалось в трёхмесячный срок креститься или покинуть Испанию. Через 4 года аналогичный документ был принят в Португалии. Краткая еврейская энциклопедия пишет, что большинство евреев предпочло покинуть страну . В 1492 году в Штернберге (Померания) по указу герцога Мекленбургского Магнуса II отправлены были на костёр 27 иудеев, обвинённых в осквернении гостии . В 1493 году французский король Карл VIII , вдохновленный примером Испании, изгнал евреев из Прованса . К концу XV века евреи были изгнаны из всех королевств Западной и Южной Европы .
Названные выше социально-экономические факторы способствовали переселению евреев в страны Центральной и Северной Европы. Начиная с XII столетия, иудейские общины укрепляли своё положение в северогерманских землях, затем, с XIII века, в Польше , а позже в Великом княжестве Литовском (ВКЛ), где им, как правило, покровительствовали местные светские власти, но всячески противодействовали городские торгово-ремесленные коммуны и церковные круги. Первое изгнание евреев из восточнославянских земель произошло в ВКЛ в 1495 году и продолжалось всего несколько лет .
В целом в этот период в Европе евреи с демографической точки зрения составляли примерно 1 % населения. При этом они часто играли существенную роль в некоторых отраслях, например в торговле. Однако намного важнее, что живя среди христиан, евреи сохраняли верность своей религии и традиции. И эта верность бросала вызов христианству, подвергая сомнению его истинность. В результате образ еврея стал ассоциироваться со злом, а евреи в целом воспринимались как угроза социальной стабильности. Кроме того, были также социально-политические причины, способствовавшие тому, что евреи становились « козлами отпущения », а их судьба в Средневековье в целом была трагичной .