Interested Article - Антисемитизм во Франции

Антисемитизм во Франции — это выражение идеологии ненависти к евреям через слова или действия на территории Франции .

Общий обзор

Евреи жили ещё в Римской Галлии , но информация об этом до IV века н.э. отрывочна. После христианизации в Римской империи были введены ограничения для евреев, и многие переселились на окраины, в том числе в Галлию , где с V века возникли варварские королевства . В средние века Франция была центром еврейской учености, но преследования евреев со временем усиливались. Имели место неоднократные массовые изгнания евреев.

Во время Французской революции в конце XVIII века Франция стала первой страной в Европе, эмансипировавшей свое еврейское население под влиянием идей Просвещения . Но антисемитизм оставался, достигнув высокого уровня к 1890-х гг., как показало дело Дрейфуса , а кульминации в 1940-х гг., во время немецкой оккупации и режима Виши .

Во время 2-й мировой войны правительство Виши сотрудничало с нацистскими оккупантами , депортировав большое количество как французских евреев, так и иностранных еврейских беженцев в концентрационные лагеря. К концу войны, около 72,5 тыс. из 330 тыс. евреев, находившихся во Франции, погибло в результате Холокоста , что считается более низкой долей, чем в большинстве других стран, находившихся под нацистской оккупацией .

Французское еврейское население резко увеличилось в 1950-х - 1960-х гг., когда преимущественно франкоговорящие евреи из Алжира , из Марокко и Туниса в больших количествах эмигрировали во Францию ​​в процессе исхода евреев из мусульманских стран , связанного с ростом антисемитизма в арабском мире . Так Франция заняла третье место в мире по численности еврейского населения после Израиля и США (400 000 евреев по состоянию на 2020г.).

При этом в послевоенной Франции антисемитизм сохранился и усилился, в том числе в связи с ростом доли мусульманского населения, государственной антисионистской политикой, начиная с 1967 г., влиянием как правоконсервативных , так и левых антисионистских политиков, распространением отрицания Холокоста . С 1990-х гг. опросы показали увеличение стереотипных антисемитских убеждений среди населения Франции.

С 2000 г. значительно увеличилось количество нападений на евреев и еврейские объекты, что вызвало дебаты о « новом антисемитизме », при котором многие евреи больше не чувствуют себя в безопасности во Франции. В XXI веке всё больше французских евреев переезжает в Израиль в ответ на рост антисемитизма во Франции . За 10 лет с 2006 г. по 2016 г. почти 40 тыс. французских евреев репатриировались в Израиль - около 10% от общего числа всей французской еврейской диаспоры.

Римская Галлия

Дата начала еврейского присутствия в Римской Галлии (южной части современной Франции ) неизвестна. Галлия находилась под властью Римской империи с 122 г. до н.э. Евреи расселялись, мигрируя к окраинам империи, после разрушения Второго Храма в 70 г. н.э., и еще больше после восстания Бар-Кохбы и разрушения Иерусалима . Галлия была местом изгнания изгнанных римских политиков, и, поскольку некоторые евреи были изгнаны из своей земли, вероятно, некоторые из них тоже оказались там.

Однако только в IV веке появились надежные документы о присутствии евреев в Галлии. Не все они были родом из Иудеи, часть была обращена евреями, живущими в изгнании. По мере христианизации Римской империи, с 313г., началось введение ограничений для евреев, что усилило эмиграцию, особенно в Галлию, которая была наименее христианизирована. Численность еврейских поселений была небольшой; в основном они располагалась вдоль побережья, например, в Нарбоне и Марселе , а также в долинах рек и близлежащих населенных пунктах, простираясь до Клермон-Феррана и Пуатье .

Евреи в Галлии имели определенные права, вытекающие из Эдикта Каракаллы , изданного в 212 г. римским императором Каракаллой для всех жителей Империи, и включали в себя свободу вероисповедания, возможность занимать государственные должности и служить в армии. Евреи занимались всеми видами торговли и внешне мало отличались от других римских граждан, одеваясь и говоря на том же языке. Даже в синагоге использовался не только иврит. Отношения с романизованными галлами были ровными .

Средневековье

При Меровингах

После Падения Западной Римской империи с V по VIII век регионом правила франкская династия Меровингов ; первое время при этом формально сохранялась преторианская префектура Галлии . Императоры Восточной Римской империи Феодосий II и Валентиниан III направили Аматию, префекту Галлии, указ от 9 июля 425 г., запрещавший евреям и язычникам заниматься юриспруденцией или занимать государственные должности. Это было сделано для того, чтобы христиане не подчинялись иноверцам и, возможно, не склонялись к тому, чтобы оставить свою веру.

Франкский король Хлодвиг I крестился в 496 г. вместе с большинством населения, что породило давление и на евреев с требованием их крещения. Известно, что ряд епископов предложили евреям в своих диоцезах выбор между крещением и изгнанием. В VI веке еврейское присутствие задокументировано в Марселе, Арле, Юзесе, Нарбонне, Клермон-Ферране, Орлеане, Париже и Бордо.

Обращение вестготов и франков в христианство усложнило положение евреев. Череда вселенских соборов последовательно уменьшала их права. На Эльвирском соборе (305 г.), Ванском соборе (465 г.), трёх Орлеанских соборах (533 г., 538 г., 541 г.), и Клермонском соборе (535 г.), церковь запретила евреям есть вместе с христианами и заключать смешанные браки, а также запретила празднование Шаббата ; целью всех этих мер считается уменьшение влияния иудаизма на население. Наконец, в 633 г. Дагоберт I потребовал от евреев креститься или покинуть Францию .

При Капетингах

Начиная с 1007 г., во Франции были широко распространены гонения на евреев. Эти преследования, спровоцированные Робертом II (972–1031) , королем Франции (987–1031), прозванным «Благочестивым», описаны в дошедшем до нас памфлете на иврите, где также говорится, что король Франции сговорился со своими вассалами уничтожить на их землях всех иудеев, не принявших крещения, и многие были преданы смерти или совершили самоубийство . Роберту приписывают пропаганду насильственного крещения евреев, находившихся под его властью, и массовые избиения отказавшихся. Роберт Благочестивый широко известен своей религиозной нетерпимостью и ненавистью к тем, кого считал еретиками ; именно Роберт восстановил римский имперский обычай сжигать еретиков на костре. В Нормандии при Ричарде II , герцоге Нормандском, в 1007 г., еврейство Руана подвергалось гонениям, и многие женщины, спасаясь от ярости толпы, прыгали в реку и тонули. Известный еврей города, Иаков бен Иекутиэль, знаток Талмуда, смог добраться до Рима и ходатайствовать перед папой римским Иоанном XVIII , чтобы остановить насилие. Папа отправил специального посланника к королю Роберту, приказав ему прекратить преследования .

Когда в Иерусалиме мусульманами в 1009 г. был разрушен Храм Гроба Господня , и новости об этом достигли Европы, клюнийский монах Рауль Глабер обвинил в разрушении евреев. В том же году Алдуин, епископ Лиможский , предложил евреям своей епархии выбор между крещением и изгнанием. В течение месяца богословы вели диспуты с евреями, но без особого успеха: только трое или четверо евреев отреклись от своей веры; другие покончили с собой; остальные либо бежали, либо были изгнаны из Лиможа . Подобные изгнания имели место и в других французских городах. Рауль Глабер утверждал в 1030 г., что орлеанские евреи отправили на восток через нищего письмо, которое спровоцировало приказ халифа о разрушении Храма Гроба Господня. Глабер добавляет, что после «раскрытия преступления» повсюду было объявлено об изгнании евреев: одних изгоняли из городов, других предали смерти, а некоторые покончили с собой. Со слов Глабера, лишь немногие евреи остались в «римском мире», что, очевидно, является преувеличением, но отражает сам факт гонений , о которых упоминает и Адемар Шабанский .

Известно о всплеске ненависти к евреям около 1063-1065 гг. Папа Александр II в письме 1063-1064 гг. вступался за евреев Испании, которых часть христиан хотела истребить во время Реконкисты . Он написал Беренгеру , виконту Нарбонны , и Гифреду, архиепископу Нарбонны, хваля за то, что они предотвратили резню евреев в их округе, и напоминая им, что Бог не одобряют пролития крови. В том же году папа увещевал Ландульфа VI , князя Беневенто , «что обращение евреев не может быть достигнуто силой» .

Крестовые походы

Евреи Франции пострадали во время Первого крестового похода (1096 г.) , когда, как утверждается, крестоносцы, например, заперли евреев Руана в церкви и перебили их без различия возраста и пола, щадя лишь тех, кто принял крещение. Согласно источнику на иврите, евреи по всей Франции в то время были в большом страхе и писали своим братьям в Рейнской области , сообщая им о своем ужасе и прося их поститься и молиться.

В Рейнской области крестоносцы перебили тысячи евреев , устроив масштабные погромы . Эта резня, также известная как Германский крестовый поход 1096 г., представляла собой серию массовых убийств евреев, совершенных толпами христиан Германии и Восточной Франции. При этом были уничтожены еврейские общины в Шпайере , Вормсе и Майнце . Эти массовые убийства считаются первыми в череде массовых антисемитских нападений в Европе, кульминацией которых стал Холокост . Среди видных лидеров крестоносцев, участвовавших в массовых убийствах, были Петр Пустынник и особенно граф .

В графстве Тулуза отношение к евреям до альбигойского крестового похода 1209-1229 гг. было сравнительно хорошим. Терпимость и благосклонность, проявляемые к евреям, были одной из главных претензий Римской церкви к графам Тулузским. После успешных войн крестоносцев против Раймонда VI и Раймонда VII графы были обязаны дискриминировать евреев, как и другие христианские правители. В 1209 г., раздетый до пояса и босой, Раймунд VI был вынужден поклясться, что больше не позволит евреям занимать государственные должности. В 1229 г. его сын Раймонд VII прошел аналогичную церемонию, на которой он был обязан запретить работу евреев на общественных должностях, на этот раз в соборе Нотр-Дам в Париже . Четкие положения по этому поводу были включены в Парижский договор (1229 г.) . После этого, как пишет историк Майкл Костон, организованное и официальное преследование евреев стало нормальной чертой жизни на юге Франции, поскольку церковь стала достаточно могущественной, чтобы настаивать на применении мер дискриминации .

Французская инквизиция , изначально созданная для подавления ереси катаров , постепенно занялась крещёными евреями Южной Франции. В марте 1273 г. папа Григорий X сформулировал следующие правила: крещёные евреи, вернувшиеся к иудаизму, а также христиане, отрекшиеся от своей веры в пользу «еврейского суеверия», должны были рассматриваться инквизиторами как еретики. Около 1276 г. несколько евреев, вернувшихся к вере отцов, были сожжены по приказу папы Николая III . В 1288 г. 13 евреев было сожжено в Труа как еретики. В 1310 г. зафиксировано сожжение еврея, вернувшегося в иудаизм, на аутодафе в Париже .

Изгнания и возвращения

Практика изгнания евреев с конфискацией их имущества и последующим временным возвращением за выкуп использовалась в средние века для обогащения короны, в том числе при следующих изгнаниях:

В 1182 г. Филипп II Август изгнал евреев из Франции и снова вернул их в 1198 г. В 1306 г. казна была почти пуста, и король Филипп IV приговорил евреев к изгнанию, насильно завладев их имуществом, недвижимым и личным (что через год проделал и с Орденом Тамплиеров ). Дома, земли и движимое имущество евреев были проданы с аукционов; любые ценности, найденные зарытыми в жилищах, принадлежавших евреям, также считались собственностью короля. Людовик X (1314–1316) указом от 28 июля 1315 г. разрешил евреям вернуться на двенадцать лет, позволив поселиться в городах, в которых они жили до изгнания.

17 сентября 1394 г. Карл VI неожиданно издал ордонанс , в котором объявил, что впредь ни один еврей не должен проживать в его владениях. Согласно Мишелю Пинтуану , король подписал этот указ по настоянию королевы . Перед исполнением ордонанса евреям была предоставлена отсрочка, чтобы они могли продать свое имущество и заплатить свои долги. Должникам предписывалось погасить свои обязательства в установленный срок; в противном случае евреи должны были продать свои залоги. Прево должен был сопровождать евреев к границе королевства. Впоследствии король разрешил христианам не возвращать долги евреям.

Чёрная смерть

Чума, называвшаяся « Чёрная смерть », опустошила Европу в середине XIV века, уничтожив более половины населения. Вина за это часто возлагалась на евреев. Распространялись слухи, что евреи вызвали болезнь , преднамеренно отравив колодцы. Сотни еврейских общин были физически уничтожены в ходе погромов во время чумы , в частности, на Пиренейском полуострове и в Германской империи. «Несмотря на то, что сами евреи также не имели иммунитета от губительного действия чумы, их пытали до тех пор, пока они не признавались в преступлениях, которые никак не могли совершить». В одном из таких случаев человека по имени Агимет заставили «признаться», что раввин Пейре из Шамбери приказал ему отравить колодцы в Венеции , Тулузе и других местах.

Первое массовое убийство евреев, непосредственно связанное с чумой, произошло в апреле 1348 г. в Провансе , в Тулоне , где был разграблен еврейский квартал, а 40 евреев были убиты . В 1349 г. массовые убийства и преследования распространились по Европе, включая резню в Эрфурте , резню в Базеле , погромы в Арагоне и Фландрии . Хотя Папа Климент VI и пытался защитить евреев папской буллой от 6 июля 1348 г., а затем еще одной буллой в том же году, 14 февраля 1349 г., в День святого Валентина , в ходе резни в Страсбурге , ещё не поражённом чумой, сотни евреев были сожжены заживо, за исключением согласившихся креститься . Уцелевшие евреи были изгнаны, их имущество поделено горожанами Страсбурга . Климент VI осудил расправу и сказал, что обвинители евреев (в том числе флагелланты ), были «соблазнены этим лжецом, Дьяволом ».

Старый режим (с XVI в. до Революции)

Старый режим - политическая и социальная система Французского королевства с позднего средневековья до Французской революции 1789 г . В преддверии революции еврейское население Франции составляло от 40 000 до 50 000 человек, в основном в Бордо , Меце и нескольких других городах. У них были очень ограниченные права и возможности, кроме ростовщического бизнеса, хотя их статус был легальным .

Евреи жили в основном на периферии страны: на юго-западе, юго-востоке и северо-востоке в условиях, унаследованных от средневековья; в Париже проживало лишь около 400 евреев. Одной из главных проблем общины было сохранение права на жительство. Это требовало значительных выплат различным правителям, что осложнялось разделением власти между королем и местными сеньорами. Взамен евреям разрешалось жить в определенных местах и заниматься определенным ограниченным кругом занятий, в первую очередь ростовщичеством и продажей подержанных товаров. Евреев терпели как чужеродную группу, имевшую собственное самоуправление, параллельное окружающему общественному порядку, но не совсем интегрированное в него. Община управлялась в рамках традиционного еврейского права - Галахи . Евреи имели право исповедовать свою религию, сталкиваясь, однако, при этом с неприязнью. Евреи Эльзаса и Лотарингии были наиболее бесправными при Старом режиме. Венессенские евреи занимали промежуточное положение по своему статусу. Марраны юго-запада (переселившиеся из Испании и Португалии ), в основном из Бордо , считались короной наиболее экономически полезными и имели право свободно перемещаться и торговать. Однако они долгое время не имели права называться евреями и именовались новохристианами; лишь после королевской патентной грамоты 1723 г. они получили право называться евреями, и многие из них стали открыто исповедовать иудаизм .

Революционная Франция

Накануне Революции

Среди французских просветителей Вольтер широко известен нападками на евреев в целом ряде работ . Самая длинная статья в его «Философском словаре» (1745) называется «Еврей», насчитывает 30 страниц и содержит, в числе прочих оскорблений, следующее обращение к евреям: «Вы – животные, которые умеют считать, постарайтесь стать животными, умеющими думать» .

В 1770-х гг. большинство авторов Энциклопедии и других ведущих мыслителей Франции (за редкими исключениями), занимаясь защитой прав чернокожих жителей Антильских островов , гуронов Северной Америки и других народов, не стали ходатайствовать об освобождении своих непосредственных соседей, евреев Франции, вместо этого обвиняя и высмеивая их .

Против евреев Эльзаса (около 20 000 человек) были приняты суровые меры по патентным грамотам от 10 июля 1784 г.: ограничение числа евреев и их браков, экономические ограничения и другие меры .

Революция и эмансипация

Во годы Великой Французской Революции решением Учредительного собрания от 27 сентября 1791 г. евреи получили равные права на гражданство во Франции. Позже была добавлена ​​поправка, отменившая элементы автономного самоуправления еврейских общин, чтобы строго уравнять права евреев с правами всех остальных граждан Франции .

При Наполеоне (1799-1814)

В начале XIX века благодаря своим завоеваниям в Европе Наполеон Бонапарт распространял модернистские идеи революционной Франции: равенство граждан и верховенство закона. Личное отношение Наполеона к евреям по-разному интерпретировалось разными историками, поскольку в разное время он делал заявления как в поддержку, так и против евреев. Ортодоксальный раввин Берл Вайн высказал предположение, что Наполеон был заинтересован в первую очередь в том, чтобы евреи ассимилировались, а не процветали как отдельная община: «Внешняя терпимость и справедливость Наполеона по отношению к евреям на самом деле основывались на его грандиозном плане добиться их полного исчезновения посредством тотальной ассимиляции, смешанных браков и крещения» .

С одной стороны, Наполеон выражал свою поддержку эмансипации евреев, призывал «отказаться от ростовщичества» и «сделать их хорошими гражданами». С другой стороны, в 1808 г. он писал своему брату Жерому : «Я взялся реформировать евреев, но я не пытался дополнительно привлекать их в свои владения. Наоборот, я избегал делать что-либо, что могло бы выказать любое уважение к презреннейшим из всего человечества» .

При Третьей Республике (1870-1940)

Антисемитская пресса

Три антисемитских издания возникли в период 1882-1885 гг., но просуществовали недолго: L'Anti-Juif , L'Anti-Sémitique и Le Péril sociale .

Французский политик и публицист Эдуар Дрюмон опубликовал в 1886 г. 1200-страничный антисемитский трактат «Еврейская Франция». Бестселлер своего времени, он был чрезвычайно популярен и выдержал 140 изданий за первые два года после первоначальной публикации. Книга даже породила собственный литературный жанр: по её образцу в 1887 г. были изданы «Еврейская Россия» Каликста де Вольски (псевдоним П.И. Рачковского ) и «Еврейский Алжир» Жоржа Мейни, в 1900 г. «Еврейская Австрия» Франсуа Троказа, а в 1913 г. «Еврейская Англия» Дедала . Книга Дрюмона переиздавалась в 1938, 1986 и 2012 гг., а также в электронном виде в 2018 г.

Вдохновленные успехом книги, Дрюмон и Жак де Бье основали в 1889 г. «Антисемитскую лигу Франции». Лига организовывала демонстрации и беспорядки, активно участвовала в деле Дрейфуса . Одним из её лидеров был Жюль Герен, редактировавший антидрейфусарскую еженедельную газету «Антиеврей», официальный печатный орган Антисемитской лиги, с 1898 по 1899 гг.

Количество подписчиков «Международного обзора тайных обществ», которым руководил сначала Эрнест Жуэн, а затем Канон Шефер, лидер «Свободной католической лиги», выросло с 200 в 1912 г. до 2000 в 1932 г. В издании участвовал католический журналист Леон де Понсен, пропагандист теорий заговора и корреспондент многих газет (в том числе Le Figaro Франсуа Коти и «Друзей народа» с подзаголовком «Еженедельный журнал расистских действий против оккультных сил»). В последнем издании участвовал также оккультист Пьер Вирион, который после 2-й мировой войны основал ассоциацию вместе с генералом Вейганом , министром обороны правительства Виши , а позже внедрял расистские законы в Северной Африке .

Le Grand Occident («Великий Запад»), которым руководили антидрейфусары Люсьен Пемжан, Жан Дро и Альбер Моннио, издавался в 1934 г. тиражом в 6000 экземпляров. Le Réveil du peuple («Пробуждение народа»), орган «Свободного фронта» Жана Буасселя, с которым сотрудничали Жан Дро и Урбен Гойе, распространил в 1939 г. 3000 экземпляров. Основанная Эдуаром Дрюмоном La Libre Parole («Свободная речь»), прекратившая публиковаться в 1924 г., снова была запущена в 1928-1929 гг., но без коммерческого успеха, затем возобновлена с 1930 г. Анри Костоном (псевдоним - «Жорж Виребо»), который руководил ею до войны. Для газеты писали многие известные антисемиты , в том числе Жак Плонкар, Жан Дро, Анри-Робер Пети, Альбер Моннио, Матье Дегей, Луи Турнейр и Жак Дитте. Ежемесячный журнал с тем же названием распространялся среди 2000 подписчиков .

Другие антисемитские издания были менее регулярными, например, La France Réelle , близкое к « Французскому действию »; L'Ordre National , близкое к антикоммунистической и антисемитской террористической группе « Кагуляры» , финансируемой Эженом Шуэллером, основателем L'Oréal ; профашистская L'Insurge .

Панамский скандал

Панамский скандал — коррупционный скандал, разразившийся во Франции 1892 г. и связанный с неудачной попыткой французской компании построить канал через Панаму ; считается крупнейшим коррупционным скандалом XIX века. Было потеряно около полумиллиарда франков. Члены французского правительства брали взятки , чтобы молчать о финансовых проблемах компании Панамского канала .

Ханна Арендт писала в своей работе « Истоки тоталитаризма» , что это дело имело огромное значение в развитии французского антисемитизма из-за участия двух евреев немецкого происхождения, барона Жака де Райнаха и Корнелиуса Герца. Хотя они не были среди подкупленных членов парламента или в правлении компании, по словам Арендт, они отвечали за раздачу взяток. Шантаж Герца в конечном итоге довел Райнаха до самоубийства. Но перед смертью Райнах передал антисемитской газете Эдуарда Дрюмона «Свободная речь», в обмен на сокрытие своей роли в деле, список подкупленных членов парламента. За одну ночь эта история превратила «Свободную речь» из мелкой газеты в одно из самых влиятельных изданий страны. Список виновных публиковался каждое утро небольшими порциями, так что сотням политиков приходилось месяцами жить в напряжении. Как пишет Арендт, этот громкий скандал, поскольку среди виновных оказались евреи, помог проложить путь к делу Дрейфуса.

Дело Дрейфуса

Дело Дрейфуса было политическим скандалом, разделявшим французское общество с 1894 г. до его разрешения в 1906 г. Оно стало символом несправедливости во франкоязычном мире и остается одним из наиболее ярких примеров комплексной судебной ошибки и антисемитизма . Роль прессы и общественного мнения в конфликте оказалась весьма значительной.

Скандал начался в декабре 1894 г., когда капитан Альфред Дрейфус эльзасского еврейского происхождения был осужден за государственную измену . Он был приговорен к пожизненному заключению за то, что якобы сообщил немцам французские военные секреты, и был заключен в тюрьму на острове Дьявола во Французской Гвиане , где провел почти пять лет.

На протяжении всего дела, антисемитизм оставался его важным фактором. Ещё до дела Дрейфуса, он проявился во время дела о буланжизме и Панамского скандала , но был ограничен интеллектуальной элитой. Дело Дрейфуса распространило ненависть к евреям во всех слоях общества, основы для чего заложил успех антисемитского трактата «Еврейская Франция» Эдуарда Дрюмона в 1886 г. Антисемитизм всё больше усиливался в связи с рядом юридических эпизодов и кампаний в прессе на протяжении почти 15-ти лет. Так антисемитизм был нормализован и приобрёл официальный статус во всех слоях общества. Кандидаты на выборах в законодательные органы пользовались антисемитизмом как предвыборным лозунгом. Этот антисемитизм был усилен кризисом отделения церкви от государства в 1905 г. , что, вероятно, привело к его пику во Франции.

Антисемитские беспорядки

13 января 1898 г. в газете « Орор» появилась знаменитая статья Эмиля Золя « Я обвиняю ». Считается, что спонтанной реакцией на эту публикацию и последующий суд над Золя, стали массовые антисемитские выступления, вспыхивавшие «почти каждый день». Антисемитские беспорядки случались на востоке Франции и раньше, но выступления против евреев, вспыхнувшие в 1898 г. во время дела Дрейфуса, были гораздо более масштабными. В течение января и февраля в 55 населенных пунктах было три волны насилия; эти и другие эпизоды составили всего 69 случаев антисемитских выступлений. Кроме того, с 18 по 25 января беспорядки происходили и во французском Алжире . Участники беспорядков бросали камни, скандировали лозунги, нападали на еврейскую собственность, а иногда и на евреев, и сопротивлялись попыткам полиции остановить их. Мэры призвали к спокойствию; к подавлению беспорядков привлекались войска, включая кавалерию .

Французский антисемитизм пустил прочные корни среди французской диаспоры в Алжире , где каждый муниципальный совет контролировался антисемитами , а газеты изобиловали ксенофобскими нападками на местные еврейские общины . В Алжире, когда Эмиль Золя предстал в 1898 г. перед судом за свою защиту Альфреда Дрейфуса в открытом письме « Я обвиняю », более 158 принадлежащих евреям магазинов были разграблены и сожжены, двое евреев были убиты, в то время как армия стояла рядом и отказалась вмешиваться.

Префекты или полиция в различных городах отмечали демонстрации в своих местах и связывали их с «кампанией, предпринятой в пользу экс-капитана Дрейфуса», или с «вмешательством месье Золя», или с самим судом над Золя, который, «похоже, вызвал антисемитские выступления». В Париже демонстрации в связи с судом над Золя были частыми и иногда сопряжёнными с насилием. Мартен дю Гар сообщал, что «людей с еврейскими чертами лица хватали, окружали и избивали обезумевшие юноши, которые танцевали вокруг них, размахивая пылающими факелами, сделанными из свернутых копий «Орор».

Однако бурная реакция на дело Дрейфуса и особенно на суд над Золя была спонтанной лишь отчасти. В дюжине городов, включая Нант , Лилль и Гавр , на улицах появились антисемитские плакаты, и вскоре за этим последовали беспорядки. В Сент-Этьене плакаты гласили: «Подражайте своим братьям из Парижа , Лиона , Марселя , Нанта , Тулузы ... присоединяйтесь к ним в демонстрации против закулисных нападений на нацию». В Кане , Марселе и других городах беспорядки последовали за антисемитскими речами или собраниями, такими как собрание, организованное «Комитетом защиты религии и общества» в Кане.

Режим Виши

Во время Второй мировой войны правительство Виши сотрудничало с нацистской Германией для ареста и депортации большого количества как французских евреев, так и иностранных еврейских беженцев в концентрационные лагеря. К концу войны около 25% еврейского населения Франции погибло в Холокосте .

Ариизация

Ариизация была политикой насильственного изгнания евреев из общественной и деловой жизни в нацистской Германии и государствах Оси , а также на оккупированных ими территориях. Это подразумевало переход еврейского имущества в « арийские » руки. Процесс начался в 1933 г. в нацистской Германии с изъятия еврейской собственности и закончился Холокостом .

Этот термин также используется историками для обозначения ограбления французских евреев, осуществляемого совместно и одновременно немецкими оккупантами и режимом Виши . Ограбление последовало за законом от 22 июля 1941 г. правительства Виши, которое само последовало за ариизацией, проводимой немцами с осени 1940 г. в оккупированной зоне. С 1990-х гг. редко вспоминавшаяся тема грабежа еврейской собственности во Франции стала темой подробных исследований.

Ограбление евреев с самого начала была включено в миссию Генерального комиссариата по еврейским вопросам , созданного 29 марта 1941 г. и возглавляемого сначала Ксавье Валла, а затем Луи Даркье де Пельпуа. С лета 1940 г. разграблением еврейского имущества активно занимались и различные немецкие ведомства. Посол Отто Абец воспользовался массовым бегством населения в 1940 г. на юг Франции для кражи коллекций произведений искусства отсутствующих еврейских владельцев. В конце 1941 г. Германия наложила на французскую еврейскую общину непомерный штраф в размере одного миллиарда франков, который должен был быть выплачен, среди прочего, при продаже еврейской собственности и управлялся Фондом депозитов и консигнаций .

Историк Анри Руссо оценил количество ариизированных компаний в 10 000. Во время оккупации было назначено 50 000 управляющих еврейской собственностью. К 1940 г. 50% еврейской общины были лишены привычных средств к существованию в соответствии с законами Виши, запрещающими им многие занятия, а также в соответствии с немецкими постановлениями.

Пропаганда

«Евреи и Франция» — антисемитская пропагандистская выставка, проходившая в Париже с 5 сентября 1941 г. по 15 января 1942 г. во время немецкой оккупации Франции . Киноверсия выставки вышла во французских кинотеатрах в октябре 1941 г.

Выставка была организована и финансировалась пропагандистским подразделением немецкой военной администрации во Франции через Институт изучения еврейских вопросов (IEQJ), управлявшийся Гестапо , и привлекла около полумиллиона посетителей. Эта выставка была основана на работе профессора Джорджа Монтандона из Школы антропологии в Париже, автора книги «Как узнать еврея?», вышедшей в ноябре 1940 г. и претендовавшей на «научность» .

Антиеврейские законы

Антиеврейские законы, принятые правительством Виши в 1940-1941 гг., затронули как континентальную Францию, так и ее заморские территории во время Второй мировой войны . Фактически эти законы были указами главы государства маршала Филиппа Петена , поскольку с 11 июля 1940 г. парламент больше не работал. Мотивация принятия закона была спонтанной и не была санкционирована Германией .

В июле 1940 г. Виши учредил специальную комиссию, которой было поручено пересмотреть все случаи натурализации после реформы закона о французском гражданстве 1927 г. С июня 1940 г. по август 1944 г. денатурализовано 15 000 человек, в основном евреев. Это бюрократическое решение сыграло важную роль в их последующем интернировании в рамках облавы «Зелёный билет» .

Петен издал закон от 3 октября 1940 г., который «воспринял определение еврея, установленное в Нюрнбергских законах », лишил евреев гражданских прав и уволил их со многих должностей. Закон также запрещал евреям работать по определенным профессиям (учителям, журналистам, юристам и т.д.), в то время как закон от 4 октября 1940 г. разрешал заключать иностранных евреев в концлагеря на юге Франции, такие как Гюрс . Закон Виши от 7 октября 1940 г. отменил и денатурализировал еврейское население Алжира .

Целью этих законов было лишение евреев права занимать государственные должности, причисление их к низшему разряду людей и лишение гражданства . Впоследствии многие евреи были собраны в концлагере Дранси , а затем депортированы для уничтожения в нацистских концентрационных лагерях .

Облавы

Французская полиция провела многочисленные облавы на евреев во время Второй мировой войны, в том числе Облаву «Зеленый билет» в 1941 г. , Облаву «Вель д’Ив» в 1942 г. , в ходе которых было арестовано более 13 000 евреев, и . Почти все арестованные были депортированы в Освенцим или другие лагеря смерти .

Взрывы синагог в Париже

В ночь со 2 на 3 октября 1941 г. шесть синагог в Париже подверглись нападению и были повреждены взрывными устройствами. Приказ об этом отдал Гельмут Кнохен , главный комендант Полиции безопасности нацистской Германии во Франции . К терактам причастна и французская ультраправая политическая партия .

Холокост

Между 1940 и 1944 гг. евреи в континентальной Франции и во французской Северной Африке , контролируемой Виши , подвергались преследованиям, арестам и депортации в нацистские лагеря смерти . Правительство вишистской Франции и французская полиция организовывали и проводили облавы на евреев. Преследование началось в 1940 г. и завершилось депортацией евреев из Франции в нацистские концентрационные лагеря в нацистской Германии и оккупированной нацистами Польше . Депортации начались в 1942 г. и продолжались до июля 1944 г. Из 330-340 тыс. евреев, преимущественно ашкеназов , находившихся в континентальной Франции в 1940 г., более 75 000 были депортированы в лагеря смерти, где было убито около 72 500 человек.

Спасение многих евреев Франции от этой участи связано с помощью укрывавших их деятелей как протестантской, так и католической церкви , ряда американских общественных организаций , а также многих отдельных лиц, семей и общин во Франции, среди которых наиболее известен городок Шамбон-сюр-Линьон . Израильским институтом катастрофы и героизма мемориала « Яд ва-Шем » 4206 спасителям евреев из Франции было присвоено почётное звание « праведники народов мира» (2-е место из 51 страны по числу известных на сегодня праведников мира).

Вторая половина XX века

Ультраправые в послевоенной Франции

В послевоенной Франции существовали организации неофашистского толка, антикоммунистические и антисемитские , стремящиеся к реабилитации режима Виши , в том числе: «Молодая нация» (основана в 1949 г., запрещена в 1959 г.) , « Запад » (основан в 1964 г., запрещён в 1968 г.) , Федерация национального и европейского действия (основана в 1966 г., запрещена в 1987 г.) .

Чуть более умеренную позицию занимал Национальный фронт (основан в 1972 г., переименован в 2018 г.).

С середины 1980-х гг. во Франции распространяется ультраправая субкультура скинхедов-неонацистов ; одним из их известных лидеров становится Серж Аюб , основатель движения « ».

Поддержка французскими коммунистами СССР в «деле врачей»

В январе 1953 г. советская « Правда » сообщила об обвинении девяти врачей , шесть из которых были евреями. Их обвинили в том, что они довели до смерти видных советских деятелей неправильными диагнозами и лечением, а также планировали новые убийства; показания были добыты под пытками. В это время в советской прессе достигла кульминации борьба против «космополитизма и сионизма» . Французские интеллектуалы-коммунисты организовали в Париже крупный митинг солидарности в поддержку официальной позиции СССР в «деле врачей». Многие из выступавших объясняли, что подозревать врачей в отравлении людей - нормально; один из них, врач еврейского происхождения, заявлял, что обвинения не абсурдны (хотя потом и сожалел о своих словах).

Импорт арабо-израильского конфликта во Францию

В 1950-х и 1960-х гг. многие франкоговорящие евреи- сефарды эмигрировали во Францию из таких стран, как Алжир , Марокко и Тунис , получивших независимость в антиколониальных войнах против Франции . В Алжире борьба против Франции сопровождалась массовыми гонениями на евреев ; кроме того, новые законы Алжира не давали немусульманам права на гражданство. В Марокко, Тунисе и окружающих арабских странах также возрос антисемитизм , усилившийся после Шестидневной войны 1967 г. между Израилем и рядом арабских стран. Почти все евреи в итоге покинули Северную Африку и другие арабские страны ; многие из них переехали во Францию.

При этом, начиная с конца XX века, возрос и приток иммигрантов - мусульман , в том числе арабов из североафриканских стран, эмигрировавших во Францию по экономическим причинам, а также бегущих от гражданских войн в своих странах. Франция становится лидером Европы по доле мусульманского населения . Уровень их бедности и безработицы остался высоким, а уровень интеграции во французское общество - ограниченным . Для этой части общества, идентифицирующей себя с исламским миром и арабским миром , часто характерны негативное отношение к евреям и к Израилю .

Ухудшение отношения к Израилю и евреям в 1967-1981 гг.

По окончании Алжирской войны в 1962 г. президент Шарль Де Голль , исчерпав конфликт с арабским миром , взял курс на восстановление и укрепление связей с ним, ослабление связей с США , Англией и НАТО , и улучшение отношений с Организацией Варшавского договора . В 1966 г. Франция выходит из НАТО , Де Голль посещает СССР и призывает США прекратить войну во Вьетнаме . В 1967г., с началом Шестидневной войны , пострадали и израильско-французские отношения . Франция, ранее бывшая основным поставщиком современных вооружений для ЦАХАЛ , заняла резкую антиизраильскую позицию и наложила эмбарго на продажу французского оружия в регион, по большей части направленное на Израиль . Де Голль осудил Израиль, заявив на , что евреи «всегда были народом-элитой, самоуверенным и доминирующим» . Глава Французской коммунистической партии Бенуа Фрашон писал о праздновании Израилем победы в 1967 г.: «балом правил Сатана» .

Французская пресса стала резко критиковать политику Израиля, часто оправдывая, замалчивая или воспринимая «с пониманием» действия враждебных ему террористических организаций. Газета Le Monde особенно часто подвергалась критике за такой подход, например, за частичное оправдание палестинца Серхана Серхана , совершившего убийство Роберта Кеннеди , симпатиями жертвы к Израилю ; за сравнение Галахи и Нюрнбергских законов из-за традиционного определения еврея как родившегося от еврейской матери , и т.д. В академической и журналистской среде Франции было нормализовано сохранившееся до сих пор и оскорбительное для большинства евреев сравнение Израиля с Третьим Рейхом , еврейства/ иудаизма - с нацизмом , а врагов Израиля, включая вооружённых террористов - с жертвами Холокоста . Отношения между Францией и Израилем начали теплеть только с избранием президентом в 1981 г. Франсуа Миттерана , навестившего Израиль в 1982 г. и произнесшего речь перед Кнессетом .

Террористический акт возле синагоги в Париже

3 октября 1980 г. в синагоге на улице Коперник в Париже, Франция, произошёл взрыв . В результате этого теракта четыре человека погибли и 46 получили ранения. Взрыв произошел вечером незадолго до начала Шаббата , во время еврейского праздника Симхат-Тора . Это было первое смертельное нападение на евреев во Франции после окончания Второй мировой войны. Ответственность за это взяла на себя Федерация национального и европейского действия (FANE) , но позже следствие пришло к выводу, что ответственность, вероятно, лежит на пропалестинских группировках. Один из террористов, член подразделения НФОП , палестинец с двойным гражданством Ливана и Канады , Хасан Диаб , был лишь в 2023 г. приговорен к пожизненному заключению, но заочно, так как скрылся в Канаде.

Теракт в еврейском ресторане в Париже в 1982 г.

9 августа 1982 г. Организация Абу Нидаля совершила теракт в еврейском ресторане «У Джо Гольденберга» . Нападавшие бросили в ресторан гранату, затем ворвались внутрь и открыли огонь из автоматов . Были убиты 6 человек, в том числе 2 гражданина США , а ранены еще 22. Позже отмечалось, что это были «самые тяжелые потери, понесенные евреями во Франции со времен Второй мировой войны» . После теракта глава французской контрразведки заключил, по собственному признанию, следующую договорённость с палестинскими террористами : «Я больше не хочу терактов на территории Франции. Взамен я вам разрешу приезжать во Францию и гарантирую, что с вами ничего не случится».

Хотя Организация Абу Нидаля подозревалась в теракте долгое время , подозреваемые из этой группы были окончательно идентифицированы только через 32 года. Франция смогла добиться экстрадиции лишь одного из них, Валида Абдулрахмана Абу Заида, переданного французской полиции Норвегией в декабре 2020 г. По состоянию на март 2021 г. он находился во французском следственном изоляторе.

Осквернение еврейского кладбища в Карпантре в 1990 г.

10 мая 1990 г. было осквернено еврейское кладбище в Карпантре . Это вызвало общественный резонанс и демонстрацию протеста в Париже, в которой приняли участие 200 000 человек, в том числе президент Франции Франсуа Миттеран . После нескольких лет расследования 2 августа 1996 г., пять человек, в том числе трое бывших членов ультраправой экстремистской , признались в совершении преступления. 5 июня 1990 г. французские власти запретили журнал этой партии Tribune nationaliste .

Начало XXI века

Краткий обзор антисемитизма во Франции в XXI веке

В начале XXI века антисемитизм во Франции, как и в других европейских странах, усилился во время Второй интифады , а его связь с антисионизмом укрепилась . Франция - абсолютный лидер Европы по доле мусульман (к 2017г. - 8,8% , к 2023 г. - 10% ). Значительная часть мусульманского иммигрантского населения второго поколения во Франции стала отождествлять себя с палестинской стороной конфликта, а некоторые - и с радикальным исламизмом , что особенно характерно для молодёжи до 25 лет . Для этой части общества, чувствующей отчуждение по отношению к западной цивилизации , часто характерны негативное отношение к евреям и к Израилю , проявляющиеся, в том числе, в нападениях и актах вандализма по отношению к французским евреям.

Среди французских политиков левой ориентации и в левых СМИ широко распространено негативное отношение к Израилю, действия которого при освещении арабо-израильского конфликта резко критикуются, в то время как действия палестинских террористов часто оправдываются, замалчиваются или воспринимаются «с пониманием».

Вместе с тем «классический» антисемитизм правоконсервативной части французов, связанный с шовинизмом , расизмом , теориями заговора , отрицанием Холокоста , неонацизмом и оправданием режима Виши также сохранился и развился в 1990-е - 2000-е гг.

Встревоженные физическим насилием, вандализмом и пропагандой ненависти, многие французские евреи в XXI веке начали массово эмигрировать, в том числе в Израиль .

Во Франции среди групп, позиционирующих себя как борцы с дискриминацией, существует ряд разногласий, т.к. значительная часть из них - левые антисионисты . Антисионизм является антисемитизмом , согласно Международного альянса в память о Холокосте , одобренному на 13 июля 2023 г. 1192-мя учреждениями, включая ЕС , Госдеп США и 32 из 50 штатов США . Президент Франции Макрон также приравнял антисионизм к антисемитизму. ООН и про- палестинские организации не признают это определение.

Антисемитизм в политике

Национал-консерватизм и петенизм

Французский правоконсервативный политик Жан-Мари Ле Пен , основавший и долгое время возглавлявший « Национальный фронт », неоднократно привлекался к ответственности за антисемитские высказывания и отрицание Холокоста . Его дочь Марин Ле Пен , возглавившая партию после него, в 2014 г. постаралась откреститься от этого наследия и улучшить отношения с французскими евреями; отнёсся к этому скептически . Правопопулистский политик и еврей Эрик Земмур обвинялся в отрицании Холокоста и антисемитизме , заявив в 2019 г., будто коллаборационист Петен спас большинство французских евреев.

Другие известные французские ультраправые политики крайне антисемитского толка, продолжившие деятельность в начале XXI века - Пьер Сидос , Жан-Жиль Мальяракис , .

Левый антисионизм/антисемитизм

При социалистическом правительстве Лионеля Жоспена в 1997 - 2002 гг. антисемитский характер нападений на евреев часто отрицался властями - эти преступления выдавались за обычное хулиганство. В январе 2002 г., после серии нападений на евреев, министр иностранных дел Юбер Ведрин заявил: «Не обязательно надо быть шокированным тем, что молодые французы эмигрантского происхождения испытывают сострадание к палестинцам и взволнованы тем, что происходит [на Ближнем Востоке]».

Один из министров этого правительства, Жан-Люк Меланшон , позднее возглавлявший Левую партию и « Непокорённую Францию », известен своими нападками на Израиль и иудаизм ; он многократно обвинялся в тесном сотрудничестве с радикальными антисемитскими силами.

Сочетание «правого» и «левого» антисемитизма

Ассоциация «Равенство и примирение» Алена Сораля , бывшего члена французской компартии и бывшего сотрудника Национального фронта , сочетает элементы правого консерватизма , « новых правых », марксизма и антисемитизма; её основатель неоднократно привлекался к ответственности за антисемитскую пропаганду.

Французский политик и комик Дьедонне Мбала Мбала , начинавший свою карьеру как левый оппонент Национального Фронта , с 2002 г. стал известен высказываниями против евреев и Израиля; сблизился с Национальным фронтом , Аленом Соралем и другими политиками-антисемитами. Поддерживал Усаму Бен Ладена , Иран , Хезболлу , ХАМАС . Безуспешно участвовал в различных выборах. Был многократно осуждён за антисемитизм.

Французская « Сеть Вольтер », учреждённая в 1994 г. как НКО левого толка, с 2002 г. начала распространять теории заговора и трансформировалась в информационно-пропагандистскую сеть, располагающуюся в Ливане и известную антиамериканизмом , антисионизмом , евроскептицизмом и поддержкой исламизма с использованием риторики антиколониализма . Её лидер Тьерри Мейсан поддерживал французских политиков-антисемитов , а также Иран, Хезболлу , сирийский режим Башара Асада , ливийский режим Каддафи .

Организация « » под руководством Сержа Аюба , сочетавшая неонацизм , антиамериканизм , антикапитализм , антисионизм и проарабскую позицию, была активна в 2010-2013 гг. до её официального запрета. Одновременно была запрещена и другая организация Аюба, « ».

Антисемитизм в системе образования

В сентябре 2002 г. отмечено противодействие во французских школах учителям, рассказывающим о Холокосте , со стороны учеников-мусульман . В 2003 г. и 2004 г. были зафиксированы сотни случаев преследования (избиений, унижений) еврейских детей в школах Франции со стороны детей-мусульман при нежелании персонала школ признавать наличие антисемитизма и вмешиваться.

В сентябре 2017 г. сообщалось, что «бывший директор подготовительной школы для подростков ... сказал, что он регулярно советовал евреям не посещать его учреждение из-за боязни преследования со стороны других учеников» и что только треть евреев посещает государственные школы.

Антисемитизм в прессе

В начале июня 2005 г. французский суд признал главного редактора и трёх авторов газеты Le Monde виновными в «расистской диффамации» Израиля и еврейского народа . В феврале 2023 г. израильский посол во Франции обвинил Le Monde в «несдерживаемом антисемитизме».

В 2021-2023 г. государственный телеканал France 24 неоднократно получал жалобы на журналистов его арабского раздела за антисемитские высказывания в социальных сетях. Так, они оскорбительно для евреев шутили о Гитлере и Холокосте; заявляли об убивших израильтян террористах-смертниках , что убийцы « вознеслись на небеса » ; называли евреев Израиля, даже живущих в границах 1967 г., словом «поселенцы»; для ликвидации террориста-убийцы израильскими военными использовали термин « заказное убийство », и т.д.

Резонансные нападения в 2000 - 2014 гг.

30 марта 2002 г. совершено нападение на синагогу в Лионе с использованием двух автомобилей.

В октябре - ноябре 2005 г. во время массовых беспорядков во Франции две синагоги были атакованы с помощью коктейлей Молотова .

21 января 2006 г. Илан Халими , молодой французский еврей марокканского происхождения, был похищен группой мусульман под названием «Варвары» и подвергался пыткам в течение 3-х недель, что привело к его смерти.

С 11 по 19 марта 2012 г. Мохаммед Мера , французский гражданин алжирского происхождения , родившийся в Тулузе, совершил два нападения на французских военных в Тулузе и Монтобане (убив трёх из них), а затем нападение на еврейскую школу в Тулузе . В еврейской школе он убил учителя и троих детей, а также ранил подростка .

Резонансные нападения в 2015 - 2023 гг.

Существует мнение, что рост с 2015 г. физического насилия по отношению к евреям во Франции ставит под сомнение «само существование еврейских общин» в стране.

В январе 2015 г. террорист Амеди Кулебали , также ответственный за теракт в редакции Charlie Hebdo , захватил заложников в кошерном супермаркете и убил четверых из них. После этого французское правительство заявило, что увеличило присутствие солдат у известных еврейских зданий.

В феврале 2015 г. солдат, охранявший еврейский общинный центр в Ницце, получил ножевое ранение от сторонника ИГИЛ Мусы Кулибали.

24 октября 2015 г. трое евреев возле синагоги в Марселе получили многочисленные ножевые ранения от террориста, кричавшего антисемитские лозунги. Нападавший был задержан.

18 ноября 2015 г. еврейский учитель в Марселе, идущий по улице, был ранен нападавшими, кричавшими антиеврейские лозунги; один из них был в футболке с надписью ISIS . Трое мужчин на двух скутерах, приблизились к учителю и воткнули ему ножи в руку и в ногу. Они убежали, когда к месту происшествия подъехала машина.

12 января 2016 г. еврейская учительница Бенджамина Амселлема у еврейской школы в Марселе была атакована подростком с мачете, утверждавшим, что действует от лица ИГ . Нападавший оказался мусульманином - курдом , начитавшимся исламистских сайтов, чья семья эмигрировала во Францию из Турции . После этого, в целях безопасности, евреям Марселя было рекомендовано не носить кипу.

18 августа 2016 г. «антисемит-рецидивист» , выкрикнув « Аллаху Акбар » , ранил ножом 62-летнего еврея в кипе на проспекте Вогезов в Страсбурге . Ранее, в 2010 г., он ткнул ножом в живот другого еврея на площади Клебера. У нападавшего, по данным полиции, были психические проблемы. На следующий день ему было предъявлено обвинение в «покушении на убийство, основанном на внешности жертвы, принадлежащей к расе или религии».

4 апреля 2017 г. 65-летняя еврейка Сара Халими была убита и впоследствии выброшена со своего парижского балкона Кобили Траоре, родившимся в Мали, который кричал « Аллаху Акбар », избивая её . Это убийство вызвало публичный резонанс во Франции из-за того, что пресса в основном умалчивала о нём, а правительство не признавало его антисемитским.

23 марта 2018 г. 85-летняя еврейка Мирей Кнолль была убита в своей парижской квартире Ясином Михубом, французским гражданином алжирского происхождения , с криком « Аллаху Акбар » .

Опросы общественного мнения

Среди всех граждан Франции

Согласно опросам антидиффамационной лиги (ADL) во Франции , в 2002 г., антисемитские убеждения и стереотипы присутствовали у 42-46% респондентов . Заявление «евреи более лояльны к Израилю , чем к своей стране», по опросам ADL в период 2002-2017 гг., от 28% до 45% французов оценивали как «вероятно, верное» . Согласно докладу , ассоциируемого с СДПГ , в 2011 г. 27,7% французов согласились с заявлением «У евреев слишком много влияния во Франции» ; распространённость этого мнения во Франции достигала пиковых показателей в 2013 г. (33%) и 2014 г. (37%). По опросу FES от 2011 г., 25,8% французов согласились с заявлением «евреи не заботятся ни о ком, кроме себя» .

Согласно опросу от 2014 г., 39% французов относились к Израилю негативно, при этом 37% согласились и лишь 19% не согласились, что «сионизм – это идеология, служащая Израилю для оправдания своей политики оккупации и колонизации палестинских территорий»; 23% приравняли сионизм к расизму . В среднем 25% французов согласились, что «сионизм – это международная организация, которая пытается влиять на мир и общество в пользу евреев», причём среди избирателей Национального фронта так считали 32%, среди электората « Зелёных» и Левого фронта - 31% и 28% соответственно; а среди респондентов- мусульман - 57%.

По опросу агентства Ipsos в марте 2023 г., 42% французов до 35 лет подвержены шести и более антисемитским предрассудкам, при этом 16% в той же возрастной группе считают, что Франции пошёл бы на пользу массовый исход евреев.

Среди французских евреев

Опрос, проведенный в 2022 г. Французским институтом общественного мнения , показал, что 85% французских евреев считают, что антисемитизм широко распространен и растет в стране; 74% опрошенных и 78% тех, кто регулярно носит кипу, сообщили, что подвергались словесному или физическому насилию как евреи .

При этом, согласно опросам , в 2012 г. лишь 23% жертв антисемитских инцидентов обращались в полицию, а к 2018 г. этот показатель упал до 18% . По данным той же организации от 2018 г., 67% евреев считают, что французское правительство не борется с антисемитизмом эффективно.

Борьба с антисемитизмом во Франции в XXI веке

Государство и основные общественные организации

В борьбе с антисемитизмом французские еврейские организации традиционно сотрудничают с правительством и общественными группами в правовом и образовательном поле. Представительный совет еврейских учреждений Франции (КРИФ) , зонтичная организация французских еврейских общин, использует взаимодействие с политиками , информационную деятельность и образование для борьбы с антисемитизмом. Во Франции также активна Международная лига по борьбе с расизмом и антисемитизмом (ЛИКРА) , основанная в 1927 г. и постепенно включившая в свою деятельность борьбу с различными видами дискриминации.

Вигилантизм и Лига защиты евреев

Одним из ответов на антисемитское насилие стало объединение евреев в группы самообороны, сконцентрированные на « прямом действии» , что может характеризоваться как вигилантизм или самосуд . Так возникла , зарегистрированная в 2001 г. и известная нападениями на лиц, которых считала антисемитами . LDJ была осуждена руководством французских еврейских организаций. Её отношения с КРИФ описывались как напряжённые. В 2009 и 2013 гг. её члены привлекались к уголовной ответственности за насилие .

Отрицание и преуменьшение антисемитизма

Британский историк опубликовала исследование «Мусульмане и евреи во Франции: история конфликта» (2014). Она относит корни мусульманского антисемитизма среди иммигрантов второго поколения во Франции к более ранним межобщинным отношениям между народами в Алжире, Тунисе и Марокко, ходу деколонизации в Северной Африке и арабо-израильскому конфликту. Мандель делает акцент на «привилегированности» евреев . Социологи, такие как Нонна Майер, Лоран Мукчиэлли и другие, заявили, что антисемитизм во Франции связан с политикой Израиля и что другие формы расизма более распространены, чем антисемитизм . Члены французской еврейской общины критиковали эти выводы.

См. также

Ссылки

  1. (фр.) . .
  2. knesset.gov.il (27 июля 2020).
  3. от 5 октября 2018 на Wayback Machine , Israel Journal of Foreign Affairs , 2015, от 10 апреля 2019 на Wayback Machine
  4. от 1 октября 2018 на Wayback Machine , Times of Israel
  5. от 20 сентября 2020 на Wayback Machine , US Holocaust Museum
  6. от 1 марта 2018 на Wayback Machine , Democratic Union
  7. . Дата обращения: 23 октября 2017. 4 октября 2020 года.
  8. . Radio France Internationale (23 сентября 2014).
  9. Матти Фридман. . Lechaim (4 июля 2023).
  10. . Deutsche Welle . 2017-01-09.
  11. Эстер Бенбасс. История евреев Франции / под ред. Инны Аблиной, пер. с фр. Григория Мельника. — Мосты культуры, 2004. — 432 с. — ISBN 5-93273-171-0 .
  12. . www.jewishencyclopedia.com . Дата обращения: 11 июля 2023.
  13. . www.encyclopedia.com . Дата обращения: 11 июля 2023.
  14. (рус.) . www.jcrelations.net (31 мая 2003). Дата обращения: 11 июля 2023.
  15. Bokenkotter, Thomas S. A concise history of the Catholic Church. — New York, 2004. — 155 с. — ISBN 0385505841 .
  16. . web.pdx.edu . Дата обращения: 11 июля 2023.
  17. Hoinacki, Lee. . — Pennsylvania State University Press, 1996. — ISBN 0271016124 .
  18. Cantor, Norman Frank. Church, Kingship, and Lay Investiture in England, 1089-1135.. — Princeton University Press, 2015. — С. 127. — ISBN 978-1-4008-7699-0 .
  19. Nirenberg, David. "The Rhineland Massacres of Jews in the First Crusade: Memories Medieval and Modern". Medieval Concepts of the Past.. — Cambridge University Press, 2002. — С. 279-310.
  20. Michael Coston. The Cathars and the Albigensian Crusade. — Manchester University Press, 1997. — ISBN 9780719043321 .
  21. . www.jewishencyclopedia.com . Дата обращения: 12 июля 2023.
  22. Barkey, Karen; Katznelson, Ira. "States, regimes, and decisions: why Jews were expelled from Medieval England and France". Theory and Society.. — 2011. — С. 475–503.
  23. Stéphane, Barry; Gualde, Norbert. La plus grande épidémie de l'histoire. — 2006.
  24. Foa, Anna. . — University of California Press, 2000. — ISBN 978-0-520-08765-1 .
  25. Kantor, Máttis. Codex Judaica: Chronological Index of Jewish History, Covering 5,764 Years of Biblical, Talmudic & Post-Talmudic History.. — New York: Zichron Press, 2005. — ISBN 978-0-9670378-3-7 .
  26. Hertzberg, Arthur; Hirt-Manheimer, Aron. Jews: The Essence and Character of a People. — 1998. — С. 84. — ISBN 0-06-063834-6 .
  27. Gottfried, Robert S. Black Death. — Simon and Schuster, 2010. — ISBN 978-1-4391-1846-7 .
  28. Lindsey, Hal. The Road to Holocaust. — Random House Publishing Group, 1990. — С. 22. — ISBN 978-0-553-34899-6 ..
  29. Aston, Nigel. . — Washington D.C.: Catholic University of America Press, 2000. — ISBN 978-0-8132-0977-7 .
  30. Робер Бадентер. (1997).
  31. Hyman, Paula E.; Sorkin, David. The Jews of Modern France. Jewish Communities in the Modern World, 1.. — University of California Press, 1998. — ISBN 978-0-520-91929-7 .
  32. Редакция . Электронная еврейская энциклопедия ОРТ . Дата обращения: 18 июля 2023.
  33. Voltaire. . — Lefèvre; Firmin Didot frères, 1829. — 548 с.
  34. Даниэль Гольденберг. . Хроники Иерусалима .
  35. Birnbaum, Pierre. Est-il des moyens de rendre les Juifs plus utiles et plus heureux?: le concours de l'Académie de Metz (1787). — 2017. — ISBN 978-2-02-118317-7 .
  36. . jhist.org . Дата обращения: 13 июля 2023.
  37. Feuerwerker, David. "Les juifs en France : anatomie de 307 cahiers de doléances de 1789". — 1965.
  38. . — 1791-09-27.
  39. Wein, Berel. Triumph of Survival: The Story of the Jews in the Modern Era, 1650-1990. Jewish history, a trilogy, 3.. — 1990. — ISBN 978-1-4226-1514-0 .
  40. Emperor of the French Napoléon I, Mary Loyd. . — London, W. Heinemann, 1898. — 414 с.
  41. Poliakov, Léon. Histoire de l'antisémitisme: L'age de la science. — 1981.
  42. Whyte, George R. The Dreyfus Affair: A Chronological History.. — 2005. — С. 215. — ISBN 978-0-230-58450-1 .
  43. Schor, Ralph. L'antisémitisme en France dans l'entre-deux-guerres : prélude à Vichy. — 2005. — С. 33-34. — ISBN 2-8048-0050-4 .
  44. . www.ak190x.de . Дата обращения: 13 июля 2023.
  45. Ханна Арендт. Истоки тоталитаризма. — М. : ЦентрКом, 1996.
  46. Wilson, Stephen. "Antisemitism in France at the Time of the Dreyfus Affair". In "Hostages of Modernization: Germany, Great Britain, France". / Strauss, Herbert A. (ed.). — 2007. — ISBN 978-1-8003-4099-2 .
  47. Kalman, Samuel. . — Ashgate Publishing, 2008. — С. 210. — ISBN 9780754662402 .
  48. Hyman, Paula E.; Sorkin, David. The Jews of Modern France. Jewish Communities in the Modern World, 1.. — 1998. — С. 105. — ISBN 978-0-520-91929-7 .
  49. Raymond Bach. . — L'Université de Bourgogne, 1999.
  50. Fresco, Nadine. On the Death of Jews: Photographs and History. — 2021. — ISBN 978-1-78920-882-5 .
  51. . www.hrono.ru . Дата обращения: 13 июля 2023.
  52. (неопр.) (27 февраля 2023). Дата обращения: 13 июля 2023.
  53. . Еврейская электронная энциклопедия .
  54. . Энциклопедия Холокоста .
  55. . Lechaim . 2023-04-17.
  56. . ЯД ВАШЕМ .
  57. . www.france-politique.fr . Дата обращения: 28 июля 2023.
  58. . www.france-politique.fr . Дата обращения: 28 июля 2023.
  59. . www.france-politique.fr . Дата обращения: 28 июля 2023.
  60. Smith, Craig S. (2004-08-13). . The New York Times (англ.) . 0362-4331 . Дата обращения: 30 июля 2023 .
  61. . www.jcpa.org . Дата обращения: 23 июля 2023.
  62. Smith, Craig S. (2006-03-26). . The New York Times . из оригинала 4 октября 2020 . Дата обращения: 4 мая 2010 .
  63. . BBC News Русская служба . Дата обращения: 23 июля 2023 .
  64. Nossiter, Adam (2016-01-24). . New York Times . из оригинала 24 октября 2017 . Дата обращения: 25 января 2016 .
  65. . Радио Франс Интернасьональ . 2019-12-03.
  66. . Электронная Еврейская Энциклопедия .
  67. (англ.) . Jewish Telegraphic Agency (1 декабря 1967).
  68. Gary J. Bass. (англ.) . The New York Times (31 марта 2010).
  69. (амер. англ.) . Jewish Telegraphic Agency (20 марта 2015). Дата обращения: 23 июля 2023.
  70. (амер. англ.) . Jewish Telegraphic Agency (20 марта 2015). Дата обращения: 23 июля 2023.
  71. . Кнессет .
  72. . Le Monde.fr . 1981-10-22 . Дата обращения: 14 июля 2023 .
  73. . BBC News Русская служба . Дата обращения: 26 июля 2023 .
  74. . dw.com . Дата обращения: 26 июля 2023.
  75. Noemie Bisserbe (2015-06-17). . The Wall Street Journal .
  76. John Vinocur (1982-08-11). . New York Times .
  77. . web.archive.org (22 марта 2012). Дата обращения: 15 июля 2023.
  78. . Радио Франс Интернасьональ . 2019-08-12.
  79. Massoulié, François. . — Interlink Books, 2003. — С. 98. — ISBN 1566562376 .
  80. Charters, David. The deadly sin of terrorism: its effect on democracy and civil liberty in six countries. — Greenwood Publishing Group, 1994. — С. 108. — ISBN 0313289646 .
  81. Henry Samuel (2015-06-17). . The Telegraph .
  82. . Radio France Internacionale . 2020-12-05.
  83. Isungset, Odd (неопр.) . NRK (10 марта 2021). Дата обращения: 15 июля 2023.
  84. . www.france-politique.fr . Дата обращения: 15 июля 2023.
  85. . Дата обращения: 23 октября 2017. 21 декабря 2018 года.
  86. Hackett, Conrad (амер. англ.) . Pew Research Center . Дата обращения: 23 июля 2023.
  87. . www.insee.fr . Дата обращения: 23 июля 2023.
  88. от 1 октября 2018 на Wayback Machine , New York Times Magazine , February 29, 2004
  89. от 2 сентября 2020 на Wayback Machine , Haaretz , 18 February 2014
  90. (фр.) . lejdd.fr (18 сентября 2016). Дата обращения: 23 июля 2023.
  91. (англ.) . The Jewish Cronicle (31 мая 2018).
  92. Algemeiner, The (амер. англ.) . www.algemeiner.com (8 августа 2023). Дата обращения: 8 августа 2023.
  93. Werner Bergmann and Juliane Wentzel. . EUMC (European Monitoring Centre on Racism and Xenophobia) (февраль 2003). Дата обращения: 9 марта 2013. 21 декабря 2018 года.
  94. Wieviorka, Michel. (англ.) . — Netherlands: BRILL, 2005. — ISBN 978-900416337-9 . 1 сентября 2020 года.
  95. от 1 сентября 2020 на Wayback Machine , Deutsche Welt , 17 March 2014
  96. Dion J. Pierre (2023-07-13). . Algemeiner .
  97. Гасан Гусейнов (2003-06-21). . Deutsche Welle .
  98. Марика Димитриади (2019-02-21). . EuroNews .
  99. Ariel Kahana (2023-06-11). . Israel Hayom .
  100. . Лехаим (2 сентября 2021). Дата обращения: 24 июля 2023.
  101. . Радио Франс Интернасьональ . 2014-06-19.
  102. Liphshiz, Cnaan (амер. англ.) . www.timesofisrael.com . Дата обращения: 8 августа 2023.
  103. Sarare (амер. англ.) . The Yeshiva World (26 октября 2021). Дата обращения: 8 августа 2023.
  104. Liphshiz, Cnaan (амер. англ.) . www.timesofisrael.com . Дата обращения: 8 августа 2023.
  105. . Le Monde.fr . 2020-09-05 . Дата обращения: 28 июля 2023 .
  106. (фр.) . L'OBS .
  107. . Радио Франс Интернасьональ . 2016-05-05.
  108. (амер. англ.) . Jerusalem Center for Public Affairs . Дата обращения: 16 июля 2023.
  109. . Лехаим (2 ноября 2021). Дата обращения: 28 июля 2023.
  110. . NEWSru.co.il (15 июня 2012). Дата обращения: 28 июля 2023.
  111. . Радио Франс Интернасьональ . 2018-03-29.
  112. à 14h52, Par Le Parisien Le 17 janvier 2019; À 15h36, Modifié Le 18 Janvier 2019 (неопр.) . leparisien.fr (17 января 2019). Дата обращения: 24 июля 2023.
  113. . Радио Франс Интернасьональ . 2020-07-30.
  114. (фр.) . www.20minutes.fr (16 июля 2008). Дата обращения: 1 августа 2023.
  115. (фр.) . L'Express (16 февраля 2007). Дата обращения: 3 августа 2023.
  116. Agnès Poirier (2014-01-10). . CNN .
  117. . Twitter . Дата обращения: 3 августа 2023.
  118. . web.archive.org (14 января 2007). Дата обращения: 3 августа 2023.
  119. Maïa de la Baume (2012-06-22). . The New York Times .
  120. N. Szerman and R. Sosnow (2014-01-16). . MEMRI .
  121. . France 24 . 2013-12-29.
  122. . L'Humanité . 2015-02-13.
  123. Fourest, Caroline (неопр.) . Conspiracy Watch | L'Observatoire du conspirationnisme (10 июня 2011). Дата обращения: 3 августа 2023.
  124. Voltaire, Réseau (фр.) . Réseau Voltaire (2 сентября 2008). Дата обращения: 3 августа 2023.
  125. . Радио Франс Интернасьональ . 2013-06-08.
  126. . La Croix (фр.) . 2014-07-30. 0242-6056 . Дата обращения: 30 июля 2023 .
  127. Craig S. Smith (2003-03-22). . The New York Times .
  128. Georges Bensoussan. (англ.) .
  129. Lipshiz, Cnaan (2017-09-08). . JTA. из оригинала 4 октября 2020 . Дата обращения: 8 сентября 2017 .
  130. Henley, Jon (2005-06-03). . The Guardian . 0261-3077 . Дата обращения: 28 июля 2023 .
  131. Algemeiner, The (амер. англ.) . www.algemeiner.com (16 февраля 2023). Дата обращения: 28 июля 2023.
  132. (амер. англ.) . CAMERA . Дата обращения: 23 июля 2023.
  133. (амер. англ.) . CAMERA . Дата обращения: 23 июля 2023.
  134. Diamond, Andrew (2002-04-01). . JTA . из оригинала 4 октября 2020 . Дата обращения: 8 августа 2016 .
  135. . New York Times . 2002-04-01. из оригинала 4 октября 2020 . Дата обращения: 8 августа 2016 .
  136. от 8 июня 2020 на Wayback Machine , , , February 22, 2006.
  137. Horn, Heather (2012-03-19). . The Atlantic . из оригинала 4 октября 2020 . Дата обращения: 8 августа 2016 .
  138. Hadro, Matt (2016-01-18). . Washington Times. Catholic News Agency. из оригинала 4 октября 2020 . Дата обращения: 24 августа 2016 .
  139. Brenner, Marie (2015-07-08). . Vanity Fair . из оригинала 4 октября 2020 . Дата обращения: 24 августа 2016 .
  140. . Haaretz . Дата обращения: 23 октября 2017. 4 октября 2020 года.
  141. . dw.com . Дата обращения: 13 июля 2023.
  142. . BBC News. Дата обращения: 23 октября 2017. 18 ноября 2015 года.
  143. . Times of Israel . 2005-10-24. из оригинала 4 октября 2020 . Дата обращения: 14 декабря 2015 .
  144. . BBC News. 2015-11-18. из оригинала 22 ноября 2015 . Дата обращения: 14 декабря 2015 .
  145. . New York Times . 2015-11-18. из оригинала 4 октября 2020 . Дата обращения: 14 декабря 2015 .
  146. . The Guardian . 2015-11-18. из оригинала 4 октября 2020 . Дата обращения: 14 декабря 2015 .
  147. Hall, John (2016-01-12). . The Telegraph . из оригинала 19 июля 2020 . Дата обращения: 25 января 2016 .
  148. (неопр.) . BBC News Україна (13 января 2016). Дата обращения: 13 июля 2023.
  149. . Radio France Internationale (13 января 2016). Дата обращения: 13 июля 2023.
  150. AURÉLIEN POIVRET. . Darnières Nouvelles d'Alsace (фр.) . из оригинала 22 августа 2016 . Дата обращения: 23 августа 2016 . Il s'agit d'un déséquilibré de 44 ans, antisémite revendiqué
  151. Jacques Fortier. . Le Monde (фр.) . из оригинала 21 августа 2016 . Дата обращения: 23 августа 2016 . l'agresseur semble ne rien avoir perdu de sa haine antisémite
  152. Michaël Bloch. . Le Journal du Dimanche (фр.) . из оригинала 23 августа 2016 . Дата обращения: 23 августа 2016 . Un juif religieux d'une soixantaine d'années a été blessé après avoir été attaqué au couteau à Strasbourg par un homme qui a crié "Allahou Akbar".
  153. . BBC News. из оригинала 22 августа 2016 . Дата обращения: 23 августа 2016 . A police source said the victim was in distinctive Jewish dress
  154. . Дата обращения: 23 октября 2017. 24 сентября 2017 года.
  155. . Paris Match (фр.) . из оригинала 24 августа 2016 . Дата обращения: 23 августа 2016 . le parquet de Strasbourg a annoncé samedi soir dans un communiqué avoir ouvert une information judiciaire «pour tentative de meurtre sur une victime en raison de son appartenance réelle ou supposée à une race ou à une religion»
  156. Weitzmann, Marc (2017-03-25). . Tablet Magazine. из оригинала 30 августа 2017 . Дата обращения: 29 августа 2017 .
  157. McAuley, James (2017-07-23). . Washington Post. из оригинала 17 июня 2019 . Дата обращения: 29 августа 2017 .
  158. Goldman (2017-07-17). . The New York Times . из оригинала 28 января 2018 . Дата обращения: 29 августа 2017 . [France President Macron] also called for an investigation into the death of Sarah Halimi, a 66-year-old woman who in April was thrown from the window of her Paris apartment
  159. . newsru.co.il . 2021-11-11.
  160. . Anti-Defamation League (октябрь 2002). Дата обращения: 12 декабря 2016. Архивировано из 31 января 2017 года.
  161. Gunther Jikeli. (англ.) . De Gruyter . Journal of Contemporary Antisemitism (2020).
  162. . Friedrich Ebert Stiftung. Дата обращения: 16 марта 2013. Архивировано из 26 сентября 2013 года.
  163. Günther Jikeli. "Antisemitic Acts and Attitudes in Contemporary France: The Effects on French Jews", in Antisemitism Studies 2, no. 2 (2018). — 2018. — С. 306-307.
  164. Dominique Reynié. L’antisémitisme dans l’opinion publique française. Nouveaux éclairages (première version avec annexe). — Paris: Fondapol, 2014.
  165. Algemeiner, The (амер. англ.) . www.algemeiner.com (26 марта 2023). Дата обращения: 26 июля 2023.
  166. . Lechaim . 2022-11-14.
  167. . — 2018. — С. 33 34, 57, 60.
  168. . Jewish.Ru . Дата обращения: 24 июля 2023.
  169. Шарый, Андрей (2012-03-23). . Радио Свобода . Дата обращения: 24 июля 2023 .
  170. Jean-Pierre Allali et Haim Musicant. Des hommes libres: histoires extraordinaires de l'histoire de la LICRA. — Paris: Bibliophane, 1987. — ISBN 2-86970-006-7 .
  171. Richard Séréro et Philippe Benassaya (dir.). 1905-2005 Un siècle de liberté et de respect. — Paris: LICRA, 2005.
  172. . NEWSru.co.il (14 августа 2012). Дата обращения: 24 июля 2023.
  173. Cnaan Lipshiz. . Jewish Telegraphic Agency (25 июня 2013). Дата обращения: 24 сентября 2016. 2 октября 2016 года.
  174. Maud S. Mandel. . — Princeton: Princeton University Press, 2014.
  175. Mucchielli, Laurent (фр.) (5 марта 2009). Дата обращения: 28 марта 2012. 30 сентября 2018 года.
  176. Mayer, Nonna. Nouvelle judéophobie ou vieil antisémitisme ? (неопр.) // Raisons politiques. — 2004. — 1 January ( т. 16 , № 4 ). — С. 91 . — doi : .
  177. Waintrater, Meïr (фр.) . . Дата обращения: 28 марта 2012. 15 декабря 2018 года.

Внешние ссылки

Источник —

Same as Антисемитизм во Франции