Антисемитизм в Новое время
- 1 year ago
- 0
- 0
После возникновения ислама в VII веке и его быстрого распространения на Аравийском полуострове и за его пределами евреи , как и многие другие народы, жили в странах, в которых господствовали мусульманские правители. В различные периоды отношение к евреям правителей, государственных чиновников, духовенства и всего населения менялось.
Клод Каен и Шеломо Дов Гойтейн приводят доводы против антисемитизма в мусульманских странах, утверждая, что дискриминация немусульман несет общий характер и не направлена против евреев. Для этих ученых исламский антисемитизм в период Средневековья был местным, его проявления были случайны и единичны.
Бернард Льюис пишет, что в то время как мусульмане придерживались негативных стереотипов относительно евреев на протяжении большей части истории ислама, их стереотипы отличаются от европейского антисемитизма, потому что, в отличие от христиан, мусульмане рассматривали евреев как объекты насмешек, не вызывающие страх. Он утверждает, что мусульмане, в отличие от христиан, не приписывают евреям никакого «космического зла». По утверждению Льюиса, только в конце XIX века впервые появилось движение среди мусульман, ставшее антисемитским по европейским нормам.
Фредерик М. Швейцер и Марвин Перри утверждают, что ссылки на евреев в Коране и хадисах в основном негативные, и что исламские режимы воспринимали евреев как народ, идущий по пути деградации. Евреи (и христиане ) в этих странах имели статус зимми . Авторы заявляют, что на протяжении большей части истории христиане относились к евреям хуже мусульман, что в христианских землях евреи скорее подвергались преследованиям и убийствам.
По Вальтеру Лакеру , изучение различных толкований Корана важно для понимания отношения мусульман к евреям. Есть стихи в Коране, в которых проповедовалась терпимость к евреям; в других — враждебные замечания, которые похожи на враждебные замечания в отношении тех, кто не принял ислам. Мухаммед взаимодействовал с евреями, живущими в Аравии, дружил с ними. Он проповедовал, надеясь обратить их в свою веру. Затем, получив отпор, начал борьбу против них и убил много евреев.
Мартин Крамер утверждает, что современный исламский антисемитизм «затрагивая некоторые истины, пропускает много других». Современный антисемитизм, по Крамеру, частично обусловлен израильской политикой. Крамер считает, что основная причина мусульманского антисемитизма — современные европейские идеологии, которые заразили мусульманский мир.
В Коране сорок три конкретные ссылки на Бани Исраэль (Дети Израиля ). Арабский термин яхуд (евреи) и яхуди используется одиннадцать раз, словесная форма Хада (что означает «быть евреем») встречается десять раз.
По Халиду Дурану, при негативных упоминаниях применяется яхуд, в то время как в положительных ссылках — в основном Бани Исраэль. Евреи не упоминаются в стихах, датирующихся после мекканского периода.
По Бернарду Льюису, евреям в Коране отведено относительно незначительное место. Упоминания в Коране евреев интерпретируются по-разному.
По Фредерику М. Швейцеру и Марвину Перри, эти ссылки «в основном негативные».
По Тахиру Аббасу, общие ссылки на евреев являются благоприятными, и только адресованные отдельным группам евреев содержат резкие критические замечания.
Бернард Льюис и другие ученые утверждают, что в самых ранних стихах Корана в значительной степени прослеживаются симпатии и сочувствие евреям. Мухаммед восхищался их монотеизмом и видел в них естественных приверженцев новой веры, строя модели раннего исламского поведения на основе еврейской практики, например, полуденные молитвы, молитву в пятницу, пост Рамадан (по образцу еврейского поста Йом-Кипур в десятый месяц тишрей ). До 623 года мусульмане молились в сторону Иерусалима, а не Мекки. После своего «полета» (аль-хиджра) из Мекки в 622 году Мухаммед и его последователи поселились в Ясрибе , впоследствии переименованном в Медину аль-Наби (Город Пророка), где ему удалось составить «социальный контракт», часто называемый Конституцией Медины . Этот контракт составил основу договора о мирном сосуществовании мусульман, евреев и христиан, объединив их в единое сообщество — умма , предоставив всем свободу религиозной мысли. Ясриб/Медина не был однородным. Наряду с 200 переселенцев из Мекки в Медину (мухаджирами), которые последовали за Мухаммедом, его население состояло из правоверных Медины (ансар «помощников»), арабских язычников, трех еврейских кланов и небольшой группы христиан. Впервые в истории конституционно попытались ввести формальное соглашение, гарантирующее межконфессиональное равенство, созданное для стратегического сотрудничества при обороне города.
В пункте 16 этого документа говорится: «Евреи, которые следуют за нами, имеют право на помощь и поддержку столько времени, сколько они не действуют против нас или не оказывают помощь любым нашим врагам».
Год переселения Мухаммеда стал первым годом мусульманского летоисчисления.
Первоначально Мухаммед не имел никаких предубеждений против евреев, но впоследствии нарушения ими Конституции Медины привели к разрыву. Неудачные языковые недоразумения, возможно, также создали впечатление, подтвержденное в Коране, что еврейская община публично унизила Мухаммеда.
Бану Кайнука — одна из трех еврейских группировок (крупных семейных кланов), изгнанных из Медины в 624 году. В марте 624 года мусульмане во главе с Мухаммедом победили мекканцев клана Бану курайшитов в битве при Бадре . Ибн Исхак пишет, что вскоре после этого вспыхнул спор между мусульманами и Бану Кайнука (союзники клана Хазрадж).
Однажды мусульманская женщина зашла в ювелирную лавку на рынке Канука, ювелир-еврей закрепил её одежду ювелирным украшением таким образом, чтобы при снятии она была раздета донага. Мусульманин в качестве возмездия убил владельца магазина. Толпа евреев в отместку убила его. Это привело к цепи убийств и росту вражды между мусульманами и Бану Кайнука.
Традиционные мусульманские источники рассматривают этот и другие эпизоды как нарушение Конституции Медины.
Вейнсинк приводит эпизоды, подобные рассказу о еврейском ювелире, унизившем мусульманку. Это использовалось мусульманскими историками для оправдания изгнания евреев. Вейнсинк пишет, что евреи, постоянно споря с Мухаммедом, представляли собой большую опасность как группа, обладающая существенной независимой властью. Таким образом, он пришел к выводу, что Мухаммед, окрыленный победой при Бадре, решил устранить еврейскую оппозицию. Норман Стилман также считает, что Мухаммед решил выступить против евреев Медины после битвы при Бадре.
Мухаммед затем собрал представителей клана Бану Кайнука на рынке и предупредил, что их постигнет участь курайшитов при Бадре. Он также предложил им принять ислам, сказав, что он пророк, посланный Богом, согласно их священному писанию. Евреи в ответ посмеялись над Мухаммедом и его последователями, а также над его победой при Бадре. Они предупредили его, чтобы он никогда не воевал с ними. Эта реакция рассматривалась как объявление войны. Мухаммед затем начал осаду Бану Кайнука , после чего евреи безоговорочно капитулировали и были изгнаны из Медины.
В 625 году клан Бану Надир был выселен из Медины после попытки убить Мухаммеда. Мужчины Бану Курайза были убиты, а женщины и дети обращены в рабство после битвы у рва . Хотя представители племени Бану Курайза никогда не воевали против Мухаммеда или мусульман, они нарушили Конституцию Медины, вступив в переговоры с враждебной армией.
С тех пор мусульмане стали молиться в сторону Мекки (вместо Иерусалима ). Самые негативные стихи о евреях появились после этих событий.
По Лакеру, заявления о евреях в Коране являются основой отношений мусульман к евреям и по сей день, особенно в периоды усиления исламского фундаментализма .
По Стилману, Коран хвалит Моисея , и изображает израильтян как получателей божественного благоволения. "Коран посвящает много стихов прославлению еврейских пророков, " — говорит Леон Поляков.
По Бернарду Льюису, нет ничего в мусульманском богословии (с одним исключением), служащим для опровержения иудаизма или свирепых антиеврейских выпадов. Льюис и Чейнс предположили, что изначально мусульмане не были антисемитски настроены. Коран, как и Тора , исповедовал строгое единобожие. Он отвергал рассказ о еврейском богоубийце и другие подобные истории.
Кроме того, Льюис утверждает, что Коран не следует популярной западной традиции приписывать евреям «вину и предательство». Розенблат и Пинсон предполагали, что Коран видит в иудаизме религиозного сотоварища (из-за приверженности монотеистической вере).
Льюис добавляет, однако, что слова о евреях, употребляемые в Коране, часто весьма безжалостны. Обычные мусульманские эпитеты, которыми награждаются евреи и христиане, — «обезьяны» и «свиньи». В соответствии с Гойтейн, идея нарушения иудейской субботы и превращения евреев в обезьян отражает влияние йеменского мидрашим.
Леон Поляков , Уолтер Лакер, и Джейн Гербер утверждают, что в Коране есть обвинения евреев в отказе признать Мухаммеда пророком. «Коран занят, главным образом, определением грешников среди евреев. Нападения на них формируются в соответствии с моделями, которые встречаются в Новом Завете». Священный для мусульман текст очень важен для рядовых мусульман и определяет отношение арабов и мусульман к евреям, особенно в периоды подъёма исламского фундаментализма.
Уолтер Лакер отмечает, что в Коране и его толкованиях есть очень много противоречивых вещей, говорящих о евреях.
Фредерик М. Швейцер и Марвин Перри утверждают, что ссылки на евреев в Коране в основном негативные. Коран утверждает, что убогость и подлость свойственны евреям. Призывает с гневом относиться к тем, кто не поверил в открытие Аллаха. В Коране говорится о запрете для евреев ростовщичества, о том, какое болезненное наказание ждет их. Коран требует «унижения и бедности» евреев в виде подати джизьи . В своем «гневе» Аллах «проклял» евреев и их, как всех «неверных», в будущем превратит в обезьян.
По словам Мартина Крамера, Коран говорит о евреях негативно и сообщает о еврейском предательстве пророка Мухаммеда. Тем не менее, ислам не изображает евреев предателями всегда и во всем. В Коране есть свидетельства дружественных отношений Мухаммеда с евреями.
В Коране есть и взгляд мусульман на обвинение в богоубийстве. С мусульманской точки зрения, распятие Христа было иллюзией.
Али С. Асани предполагает, что Коран утверждает равенство религиозных меньшинств в мусульманских странах на протяжении всей истории. Он говорит об одобрении плюрализма в Коране, который объясняет, почему жестокие формы антисемитизма, генерируемые в средневековой и современной Европе, приведшие к Холокосту , никогда не происходили в регионах, находящихся под властью мусульман.
Один из пяти столпов ислама — прочтение мусульманами ежедневных молитв ( намаза ), включающее в себя первую главу Корана (аль-Фатиха). Некоторые комментаторы предполагают, что слова «те, кто зарабатывает гнев Твой» относятся к евреям.
Слова «смирение» и «оскорбление» часто употребляются в Коране и более поздней мусульманской литературе по отношению к евреям. По словам Льюиса, с исламской точки зрения, это является справедливым наказанием за прошлые бунтарства, порождает их нынешнее бессильное положение между могущественными силами христианского мира и ислама.
Стандартная ссылка на евреев в стихе Корана: «И помните, что вы говорили: „О Моисей! Мы не можем терпеть один вид пищи (всегда); поэтому умоляем Господа производить для нас на земле зелень, огурцы, чеснок, чечевицу и лук“. Он сказал: „Неужели вы обменяете лучшее на худшее? Идите вниз в любой город, и вы должны найти то, что вы хотите“».
Согласно Корану, евреев покрыли унижения и страдания. Они навлекли на себя гнев Аллаха. Это потому, что они отказались от знамения Аллаха и убивали гонцов Его без уважительной причины. Это потому, что они восстали и пошли на нарушения (Его предписаний).
По Норману Стилману: Евреи в Медине определяются как «люди, чьи злоба и вражда направлены на апостола Бога». Евреи в этой литературе проявляют себя не только как вредоносные, но и лживые, трусливые люди, в которых полностью отсутствует решимость. Тем не менее, им не приписывали ни одного из демонических качеств, приписываемых средневековой христианской литературой. Их позор часто контрастирует с мусульманским героизмом, и, в общем, соответствует образу, созданному в Коране, «об убогости и подлости, за которую Аллах покарал их»
Кроме Корана, верующие мусульмане большое значение придают хадисам (изречениям пророка Мухаммеда). В них он упоминает евреев, как правило, в негативном контексте.
Пример хадиса. Пророк сказал: «Группа израильтян погибла. Никто не знает, что они сделали. Но я не вижу другой причины за исключением того, что они были прокляты и превратились в крыс, потому что если вы положите молоко верблюдицы перед крысой, она не будет пить, но если молоко овцы ставится перед ним, он будет пить». Я рассказал об этом Кааба, который спросил меня: «Вы слышали, это от Пророка?» Я сказал «да». Кааба задал мне тот же вопрос несколько раз. Я сказал Кааба. «Я читал это в Торе (то есть я говорю вам это от Пророка)»
Другой пример. Он сказал: «Не настанет Час этот, пока мусульмане не сразятся с иудеями, когда станут (иудеи) прятаться за камнями и деревьями, а камни и деревья будут говорить: „О мусульманин, вот позади меня иудей, иди же и убей его!“, — (и скажет это каждое дерево,) кроме гаркада , ибо (гаркад) относится к числу иудейских деревьев» .
Этот хадис , цитируемый в мусульманской литературе бесчисленное количество раз, стал частью устава ХАМАСа — террористической организации, открыто выражающей антисемитские взгляды . Организация призывает мусульман убивать евреев, делает всё для уничтожения Государства Израиль, занимается изданием и распространением сочинений и антисемитских документов (« Протоколы сионских мудрецов » и др.), выпуском многочисленной европейской антисемитской литературы.
По Швейцеру и Перри, хадисы «еще более резко (чем Коран) направлены против евреев»: «В хадисах евреи предстают униженными, проклятыми Богом навсегда. Они никогда не смогут покаяться и получить прощение; они обманщики и предатели; нахальные и упрямые, они убивали пророков; они являются лжецами, которые фальсифицируют Священное Писание и берут взятки. Таков образ еврея в классическом исламе» .
В странах, где правили мусульмане, евреям и христианам присваивался особый статус — зимми, распространенный позже и на других немусульман (например, индусов). Получившие такой статус наделялись правом на защиту мусульманского содружества. В свою очередь они должны были платить налог, известный как джизья, в соответствии с Кораном. Льюис и Поляков утверждают, что отношение к еврейским общинам было терпимо до тех пор, пока они были согласны на ограничение прав и мусульманское превосходство. Эти права были юридически разработаны и часто использовались. Люди, имеющие этот статус, были обязаны: платить высокие налоги; в некоторых странах — носить одежду или некоторые отличительные знаки, отличающие их от мусульман. Им запрещалось занимать государственные должности, носить оружие, ездить верхом на лошади; выступать в качестве свидетелей в судебных разбирательствах мусульман; в некоторых местах в определённые периоды зимми не разрешалось восстанавливать уже существующие или возводить новые культовые сооружения. Обращение в любую веру, кроме ислама, было запрещено. Позже были включены запреты на присвоение немусульманам арабских имен, продажу алкогольных напитков.
Швейцер и Перри дали примеры раннего мусульманского антисемитизма: IX век — «преследования и вспышки насилия»; X и XI века — антисемитская пропаганда, которая «представила евреев как ненадежных, предательских угнетателей и эксплуататоров мусульман». Эта пропаганда «вдохновила насилие и вызвала много жертв в Египте ». Мавританское стихотворение XI века описывает евреев как «преступных людей» и утверждает, что «общество близится к краху из-за еврейского богатства и господства, их эксплуатации и предательства мусульман; евреи поклоняются дьяволу, врачи травят своих пациентов». Автор утверждал, что «евреи добавляют яд в пищу и воду в соответствии с требованиями иудаизма» и другое."
Мусульманские отношения с евреями были достаточно сложными. Так, после завоевания мусульманами Пиренейского полуострова испанский иудаизм процветал в течение нескольких столетий . В течение длительного периода мусульмане Испании либерально относились к покоренным народам, различным религиям, в том числе к иудаизму, и создали неортодоксальное общество .
Однако так было не всегда. XI век стал временем мусульманских погромов в Испании (в Кордове в 1011 и в Гранаде в 1066 году) . В 1066 году в Гранадской резне мусульманская толпа замучила еврейского визиря Иосиф ибн Нагхрелу, было убито около 4000 евреев . Мусульмане мстили за то, что часть евреев стали богатыми, а некоторые продвинулись на руководящие должности .
Династия Альмохадов в Испании, которая свергла христианскую династию, стала началом мусульманской эпохи. Евреям было предложено либо обращение в мусульманскую веру, либо изгнание.
В 1165 году один из правителей приказал всем евреям в стране принять ислам под страхом смерти (еврейский раввин, теолог, философ и врач Маймонид симулировал обращение в ислам, впоследствии, однако, бежал из страны). В Египте Маймонид открыто стал исповедовать иудаизм и был обвинен в вероотступничестве. Его спас от смерти главный администратор Салах ад-Дина , который объявил, что вынужденное принятие ислама недействительно .
Во время своих странствий Маймонид написал письмо евреям Йемена ( Игерет Тейман ), которые тогда испытывали жестокие преследования от рук мусульманских правителей. В нём Маймонид описывает свою оценку отношения мусульман к евреям:
«… В наказание за наши грехи Бог бросил нас на растерзание этому народу, нации Измаила (то есть мусульманам), которые настойчиво преследуют нас, разрабатывают способы, как нанести вред нам, и как унижать нас … Ни один народ никогда не делал больше вреда Израилю. Ни один не стремился так его унижать. Никто не был в состоянии унизить нас так, как они … Мы перенесли их стремление к нашей насильственной деградации, их ложь, их нелепости, которые выходят за рамки человеческих возможностей … Несмотря на это, мы не избавлены от свирепости их зла в любое время. Наоборот, чем больше мы страдаем и стараемся уступить им, тем более воинственны и агрессивны они по отношению к нам».
В то время как некоторые мусульманские государства уменьшились, Османская империя возвысилась как «величайшее мусульманское государство в истории». По Швейцеру и Перри, евреи сделали немало, чтобы империя процветала. В отличие от христиан, турки были более терпимы к евреям. Некоторые евреи в Османской империи занимали почетные места в торговле, в высших финансовых кругах; среди них были правительственные чиновники, торговцы и ремесленники.
По словам Марка Коэна, арабский антисемитизм в современном мире возник сравнительно недавно, в XIX веке, на фоне многочисленных противоречий еврейского и арабского национализма, пришел в арабский мир, прежде всего, от националистически настроенных арабов-христиан (только впоследствии он был «исламизирован»).
В 1840 году итальянский монах и его слуга исчезли в Дамаске. Сразу последовало обвинение в ритуальном убийстве. Оно было предъявлено многочисленным евреям города. Все они были признаны виновными. Консулы Англии, Франции Австрии, а также османские власти, христиане, мусульмане и евреи — все оказались задействованы в этом деле. После дела Дамаска начались погромы. Они прошли по многим городам Ближнего Востока и Северной Африки. Были зафиксированы погромы: в Алеппо (1850, 1875), Дамаске (1840, 1848, 1890), Бейруте (1862, 1874), Дейр эль-Камаре (1847), Иерусалиме (1847), Каире (1844, 1890, 1901-02), Мансуре (1877), Александрии (1870, 1882, 1901-07), Порт-Саиде (1903, 1908), в Даманхуре (1871, 1873, 1877, 1891), Стамбуле (1870, 1874), Буюкдере (1864), Кургункуке (1866), Эйюбе (1868), Эдирне (1872), Измире (1872, 1874). Была резня евреев в Багдаде в 1828 году. Ещё одна бойня прошла в Барфуруше в 1867 году.
В 1839 году в восточном персидском городе Мешхеде толпа ворвалась в еврейский квартал, сожгла синагогу и уничтожила свитки Торы. Это известно как инцидент Аллахдад. Только благодаря вмешательству руководства резня была предотвращена.
Бенни Моррис пишет, что в этот период получило распространение бросание камней в евреев мусульманскими детьми. Моррис цитирует путешественника XIX века: «Я видел шестилетнего малыша, окруженного малышами трех и четырёх лет, учащего бросать камни в еврея. Один маленький пострел хладнокровно и вразвалку подошел к человеку и прямо плевал на его еврейской габардин. Всему этому еврей обязан был подчиниться».
Джером Чанез, Пинсон, Розенблатт, Марк Коэн, Норман Стилман, Ури Авнери, М. Клин и Бернард Льюис утверждают, что антисемитизм в исламе появлялся редко. Льюис утверждает, что нет никаких признаков глубоких корней эмоциональной враждебности, направленной против евреев или любой другой группы, которые могут быть охарактеризованы как антисемитизм. Существовало, однако, заметное негативное отношение, скорее даже презрение, которое было свойственно мусульманам по отношению к неверующим.
Массовые убийства евреев в мусульманских странах продолжились в XX веке. Еврейский квартал в Фесе был почти уничтожен мусульманской толпой в 1912 году. Были вдохновленные нацистами погромы в Алжире в 1930 году и массовые нападения на евреев в Ираке и Ливии в 1940-х годах. Профашистски настроенные мусульмане убили десятки евреев в Багдаде в 1941 году.
В XX веке многие арабы нашли общий язык с нацистской Германией . Влияние нацистов на арабский мир резко возросло в тридцатые годы .
31 марта 1933 года, после прихода Гитлера к власти в Германии , аль-Хусейни направил телеграмму в Берлин на имя немецкого генерального консула. Он говорил о надежде мусульман Палестины и других мест компактного проживания мусульман распространить гитлеровскую идеологию на весь Ближний Восток . Аль-Хусейни тайно встретился с немецким генеральным консулом в 1933 году. Во время беседы он выразил свое одобрение антисемитским настроениям в Германии и попросил не отправлять евреев в Палестину. В том же году помощники муфтия обратились к нацистам с просьбой о помощи в вопросе создания Арабской национал-социалистической партии в Палестине. Отчеты, направленные иностранным представительствам в Берлине, свидетельствуют о высоком уровне арабского восхищения Гитлером .
Египет, Сирия и Иран в этот период укрывали нацистских преступников, хотя они отвергают эти обвинения В 1943 году с помощью Великого муфтия аль-Хусейни в основном из мусульман была сформирована 13 горнострелковая дивизия Ваффен СС Ханджар . Она стала первым негерманским подразделением СС. .
Муфтий Иерусалима Амин аль-Хусейни пытался создать альянс с нацистской Германией и фашистской Италией, тем самым надеясь затруднить создание еврейского государства в Палестине, препятствовать любой эмиграции еврейских беженцев в период Холокоста .
В годы Холокоста наблюдался значительный рост антисемитизма в арабских странах. Правительство Ирака проводило жесткую антиеврейскую политику. В июне 1941 года произошел пронацистский переворот, который был подавлен. В Багдаде возникли беспорядки, был организован кровавый погром « Фархуд », убито 180 евреев, около 50,000 человек потеряли имущество. Началось массовое бегство евреев из страны. В 1948 году в Ираке, как и во всех арабских странах, принимаются активные меры, направленные на то, чтобы евреи были вынуждены уехать в Израиль. В 50-60 е годы преследование евреев было продолжено. В 2009 году некогда крупная еврейская община в Багдаде насчитывала 8 человек.
В конце тридцатых годов двадцатого века в Ливии был установлен фашистский режим. В 1941 году 25 % населения Триполи составляли евреи. Местное население, рассчитывавшее на немцев, ожидало от них решения «еврейского вопроса». Вскоре после ухода оккупантов 5-7 ноября 1945 года в Триполи разразился один из крупнейших погромов в Северной Африки послевоенного периода. Более 140 евреев (в том числе 36 детей) были убиты, сотни ранены, более 1000 домов и магазинов, почти все синагоги — все было разграблено. Тысячи людей остались разоренными, без крыши над головой. В дальнейшем после многочисленных нападений, погромов и ограничений евреи Ливии постепенно покинули страну. Последняя еврейка Ливии выехала в Италию в 2003 году.
В 1945 году усилились антиеврейские настроения в Египте . В ноябре начались беспорядки. В результате погрома в Каире 10 евреев было убито, 350 ранено. Впоследствии в результате вспышек насилия в 1948, 1949 и в пятидесятые годы евреи неоднократно подвергались преследованиям и страдали от вспышек антисемитизма. Начался массовый отъезд, которому способствовало распространение известной антисемитской фальшивки „ Протоколы сионских мудрецов “. Евреи уезжали, подписывая дарственную на основную часть имущества в пользу государства. В 1957 году евреев в Египте насчитывалось менее 15000 человек. Кроме того, люди, покидая страну, не имели возможности рассказать правду о истинном отношении к евреям в стране. В Египте оставались родственники, которые выполняли роль заложников. В шестидесятые годы травля была продолжена.
К 1948 году Ливан был единственной арабской страной, где отношение к евреям было лояльным. Поэтому сюда устремились еврейские беженцы из Сирии и Ирака . Но вскоре антиеврейские настроения в обществе стали расти. К 1967 году большинство ливанских евреев были вынуждены эмигрировать в США , Канаду , Францию и Израиль . Сегодня еврейская община Ливана насчитывает от 20 до 40 человек.
Американский ученый Бернард Льюис и другие утверждали, что антисемитские темы стали привычными в публикациях представителей арабских исламских движений (таких как Хизболла и Хамас ), в заявлениях различных агентств Исламской Республики Иран и даже в газетах и других изданиях „Рефах Партиси“, турецкой исламской партии, возглавляемой Премьер-министром в 1996—1997.» Льюис также писал, что язык этих выступлений часто весьма агрессивен, а обычные эпитеты для евреев и христиан — «обезьяны» и «свиньи».
1 марта 1994 года Рашид Баз — американский мусульманин, живущий в Бруклине ( Нью-Йорк ), выстрелил в фургон, перевозящий еврейских студентов-хасидов на Бруклинский мост . Студенты возвращались в Бруклин после посещения больного Любавичского ребе , перенесшего инсульт двумя годами раньше. Один из студентов — Ари Халберстам — был убит. Другие были ранены. Баз, как говорят, признался в 2007 году: «Я стрелял только потому, что они были евреями.»
В стране участились антисемитские инциденты. Происшествия в основном провоцируются исламской молодежью, мальчиками марокканского происхождения. Во время футбольных матчей против так называемого еврейского футбольного клуба " Аякс "среди мусульманской молодежи становится популярной фраза, ставшая главным лозунгом пропалестинских демонстраций: «ХАМАС, ХАМАС, евреев — в газ!» По данным Центра информации и документации, в 2009 году число антисемитских инцидентов в Амстердаме (родине приблизительно 40000 голландских евреев) было удвоено по сравнению с предыдущим годом. В 2010 году Рафаэль Эверс, ортодоксальный раввин в Амстердаме , сообщил норвежской газете « Афтенпостен », что евреи из-за высокого риска нападений «больше не чувствуют себя, как дома, в городе. Многие рассматривают возможность репатриации в Израиль».
В 2009 году зарегистрировано свыше ста антисемитских нападений в Бельгии. Это на 100 % больше по сравнению с предыдущим годом. Преступники, как правило, молодые иммигранты из стран Ближнего Востока. В 2009 году бельгийский город Антверпен , часто называемый последним островком Европы, пережил всплеск антисемитского насилия. Блоем Эверс-Эмден, житель Амстердама, переживший Освенцим, был процитирован в газете «Афтенпостен» в 2010 году: «Антисемитизм сейчас ещё хуже, чем до Холокоста. Антисемитизм стал более жестоким. Теперь они угрожают убить нас…»
В 2004 году во Франции наблюдается повышение уровня исламского антисемитизма. В 2006 году были зафиксированы многочисленные провокации во французских школах. Это нашло свое отражение в отчетах, отражающих уровень напряженности в отношениях между детьми североафриканских иммигрантов-мусульман и еврейскими детьми из Северной Африки. Кульминацией враждебности стала мученическая смерть Илана Халими от рук так называемой «банды варваров» (во главе с Юсуфом Фофаном). В 2007 году более 7000 членов общины ходатайствовали о предоставлении убежища в Соединенных Штатах, со ссылкой на антисемитизм во Франции.
В период от 2001 до 2005 года приблизительно 12000 французских евреев репатриировались в Израиль. Многие эмигранты причинами своего отъезда назвали антисемитизм и увеличивающееся арабское население. На церемонии, устроенной для французских евреев летом 2004 года, израильский премьер-министр Ариэль Шарон обратился ко всем французским евреям с призывом «немедленно переехать» в Израиль и избежать того, что он назвал «самым диким антисемитизмом». Его слова вызвали неоднозначную реакцию. В первой половине 2009 года был зарегистрирован приблизительно 631 акт антисемитизма во Франции. Это больше, чем за весь 2008 год. Выступая на Всемирном еврейском конгрессе в декабре 2009 года, французский министр внутренних дел Хортефе назвал акты антисемитизма «ядом для нашей республики». Он также сообщил, что назначит специального координатора по борьбе с расизмом и антисемитизмом.
Волну антисемитизма в современной Франции часто связывают с обострением израильско-палестинского конфликта. Между началом израильского наступления в секторе Газа в конце декабря и концом его в январе во Франции, по оценкам специалистов, были зафиксированы сотни антисемитских актов. Это число (250) соответствует общему количеству антисемитских актов за весь 2007 год.
Отчет, составленный Форумом по координации борьбы с антисемитизмом, выделил Францию как один из центров исламского антисемитизма среди западных стран.
В 2012 году Мохаммед Мера убил четырёх евреев, в том числе троих детей, в еврейской школе в Тулузе . В 2015 году сразу после теракта в редакции Шарли Эбдо Амеди Кулибали убил четырёх еврейских покупателей кошерного супермаркета в Париже и держал пятнадцать человек в заложниках. В ответ на эти нападения еврейская иммиграция в Израиль из Франции увеличилась на 20 % — до 5100 человек в год.
Исследования, проведенные правительством в 2006 году, показали, что 5 % взрослого населения страны и 39 % взрослых мусульман придерживаются «антисемитских взглядов». Бывший премьер-министр Йоран Перссон назвал эти результаты «удивительными и страшными». Тем не менее, раввин ортодоксальной еврейской общины Стокгольма Меир Хорден сказал: «Несправедливо говорить, что все шведы — антисемиты. Некоторые из них враждебно относятся к Израилю, потому что они воспринимают палестинцев как слабую сторону».
В марте 2010 года Фредерик Сирэдзк в интервью корреспонденту австрийского интернет-издания «Ди прессе» сказал, что евреев «преследуют и на них нападают» «люди из стран Ближнего Востока», хотя только небольшое количество из 40000 мусульман Мальмё «демонстрируют ненависть к евреям». Сирэдзк также заявил, что около 30 еврейских семей эмигрировало из Мальмё в Израиль в прошлом году, желая избежать притеснений. Кроме того, в марте шведская газета « Дагбладет » Сканска сообщила, что, согласно статистике полиции, количество нападений на евреев в 2009 году в Мальмё по сравнению с прошлым годом удвоилось.
В октябре 2010 года в газете «Форвард» появилось сообщение о положении евреев в стране и уровне антисемитизма в Швеции. Генрик Бахнер, писатель и профессор Лундского университета , крупнейший специалист по вопросам антисемитизма в Европе, утверждал, что члены парламента Швеции стали свидетелями антиизраильских митингов, во время которых сжигался израильский флаг, флаги ХАМАСа и Хизболлы победно развевались, а риторика была чисто антисемитской.
В том же году Чарльз Малый, директор Йельского университета по исследованию антисемитизма, заявил, что «Швеция представляет собой микромир современного антисемитизма. Это форма уступок радикальному исламу, который настроен диаметрально противоположно всему, за что выступает Швеция ». Гадмандсон, автор многочисленных редакционных статей в шведской печати, резко раскритиковал политиков, которые, как он утверждает, ищут «слабые отговорки» для мусульман, обвиняемых в антисемитских преступлениях. «Политики говорят, что эти дети являются бедными и угнетенными, и поэтому полны ненависти. По сути, эти политики утверждают, что поведение таких детей — в какой-то мере наша вина».
Джудит Попински, 86 лет, выжившая после Холокоста, рассказала, что её больше не приглашают в школы, в которых есть мусульмане. Попински, которая спаслась в Мальмё в 1945 году, вспоминала, что до недавнего времени её история интересовала в Мальмё школы в рамках изучения Холокоста. В настоящее время из-за учеников и студентов-мусульман в учебных заведениях отношение к ней и другим, пережившим Холокост, подчеркнуто неуважительное. Слушатели игнорируют их рассказ, демонстративно выходят из класса. Она также заявила: «Антисемитизм в Мальмё напоминает мне мое детство. Я вновь чувствую себя ребёнком в Польше перед войной. Мне, как и другим евреям, в Швеции больше небезопасно».
В декабре 2010 года еврейская правозащитная организация ( Центр Симона Визенталя ) выпустила рекомендации туристам относительно Швеции, советуя евреям быть «крайне осторожными» при посещении южных частей страны в связи с увеличением преследования еврейских граждан мусульманами в городе Мальмё.
В 2010 году норвежская радиовещательная корпорация провела исследования, показавшие, как широко распространен антисемитизм среди норвежских мусульман. Учителя в школах с большой долей мусульман рассказывали, что мусульманские школьники и студенты часто «хвалят и восхищаются Адольфом Гитлером за убийства евреев», что «ненависть к евреям узаконена в огромных группах студентов-мусульман», что «мусульмане смеются и останавливают [учителей], когда им пытаются рассказать о Холокосте». Кроме того, «когда некоторые студенты протестуют, слыша поддержку терроризма, многие студенты выражают ненависть к евреям». Утверждают, что «в Коране есть призывы убивать евреев, и что все истинные мусульмане ненавидят евреев». Большинство этих студентов родились и выросли в Норвегии. Один еврейский отец также рассказал, что его ребёнок после школы был окружен мусульманской толпой (ему, правда, удалось избежать насилия) для того, «чтобы быть вывезенным в лес, где его намеревались повесить за то, что он еврей».
В октябре 2023 года на Северном Кавказе произошли антисемитские волнения , вызванные обострением палестино-израильского конфликта , дезинформацией в социальных сетях и поддержкой Россией ХАМАСа . Инциденты включали несанкционированные митинги, требования выселения предполагаемых израильских беженцев и погромы .
По словам профессора Роберта Вистриха , директора Международного центра Видала Сассуна по изучению антисемитизма ( SICSA ), призывы к уничтожению Израиля со стороны Ирана , Хамаса , « Хизболлы », «Исламского джихада» или «Братьев-мусульман» представляют собой современный вид исламского антисемитизма.
По утверждению иорданского религиозного ученого шейха Ахмада Адвана, «Палестины» не существует. Адван утверждает, что Аллах отдал Святую Землю еврейскому народу «до Дня Страшного Суда». Шейх пишет: «Ваши претензии к Земле Израиля — фальшивка и представляют собой атаку против Корана. И потому вы не преуспеете, и Аллах вас не поддержит, и Аллах вас унизит, потому что Аллах взял под свою защиту евреев». Адван говорит: «Я поддерживаю еврейский народ, потому что моя вера в их суверенитет над этой землей исходит из знания Корана. Это подчеркивается во многих пассажах в Коране, например, в Суре 5, где Аллах говорит: О, Дети Израилевы, войдите в Святую Землю, которую Аллах выделил вам» .
По данным Глобального проекта по изучению общественного мнения, проведенного Американским исследовательским центром Пью в Вашингтоне, в шести странах с высоким процентом мусульманского населения большинство придерживается негативного мнения о евреях. Отчет был опубликован 14 августа 2005 года. В анкетах требовалось высказать мнение от «очень благоприятного» до «очень неблагоприятного». 60 % турок, 74 % пакистанцев, 76 % индонезийцев, 88 % марокканцев, 99 % ливанских мусульман и 100 % иорданцев назвали своё отношение к евреям либо «несколько неблагоприятным», либо «очень неблагоприятным» .
По Норману Стилману, антисемитизм в мусульманском мире значительно возрос, «достигнув своего максимума в 1970-е годы, он несколько замедлился в процессе сближения между арабским миром и государством Израиль в 1980-е и 1990-е годы». Иоганн Янсен считает, что антисемитизм не имеет будущего в арабском мире. По его мнению, антисемитизм, как явление, свойственное западу, не в состоянии утвердиться в обычной жизни мусульман. В 2004 году Халил Мухаммед сказал, что «антисемитизм следует отклонить как ложь, исходящую от расистских мусульманских лидеров». Многие из них сразу поспешили обвинить Халила Мухаммеда в неверном построении отношений между евреями и мусульманами. В 2010 году Моше Мэоз, почетный профессор исламских и ближневосточных исследований в Еврейском университете , редактировал книгу, подвергающую сомнение общее восприятие ислама как антисемитское или антиизраильское учение.
{{
cite encyclopedia
}}
: Википедия:Обслуживание CS1 (множественные имена: editors list) (
ссылка
)