Interested Article - Сантаяна, Джордж
- 2021-07-06
- 2
Джордж Сантая́на ( англ. George Santayana ), при рождении Хо́рхе Агусти́н Никола́с Руи́с де Сантая́на — исп. Jorge Agustín Nicolás Ruiz de Santayana ; 16 декабря 1863 года , Мадрид — 26 сентября 1952 года , Рим ) — американский философ и писатель испанского происхождения. Сохраняя всю жизнь испанское гражданство, Сантаяна писал по-английски, вырос и получил образование в США и считается прежде всего принадлежащим к американской культуре, хотя большую часть жизни провёл в различных странах Европы.
Известен шеститомным философским сочинением «Жизнь разума» ( англ. The life of reason , 1905—1906), работами «Скептицизм и животная вера» ( англ. Scepticism and animal faith , 1923), «Последний пуританин» ( англ. The last puritan , 1935) и др., а также эссе, стихотворениями и романами.
Биография
Отец Джорджа был испанским колониальным чиновником на Филиппинах . Мать была дочерью испанского дипломата и родилась в Великобритании . Её первым мужем был состоятельный американец из Бостона , после его смерти она вторично вышла замуж. В 1872 году семья перебралась из Испании в США, но затем отец Джорджа вернулся в Испанию и больше не жил с его матерью .
Джордж учился в Бостонской классической школе , в 1886 году окончил Гарвардский колледж . Потом он два года изучал философию в Берлине , затем вернулся в Гарвардский университет и закончил докторскую диссертацию под руководством У. Джемса . С 1889 года был преподавателем, с 1907 года — профессором философского факультета Гарвардского университета.
В 1912 году Сантаяна покинул Гарвард, некоторое время жил уединенно в Англии и Франции, а с 1924 года поселился в Риме , где и жил до конца жизни.
Философия
Свой творческий путь Сантаяна начал с написания философических сонетов, в которых проявлялись его основные взгляды – платонизм, эстетизм и вера в естественность причин всего происходящего.
Корпус философских сочинений Сантаяны состоит из следующих книг: The Sense of Beauty (1896 г., рус. «Чувство прекрасного»), The Life of Reason (1905-1906 г., рус. «Жизнь разума»), Skepticism and Animal Faith (1923 г., рус. «Скептицизм и вера животных»), The Realms of Being (1927-1940 г., рус. «Царство бытия»). Книга The Sense of Beauty считается первой крупной книгой по эстетике, изданной в Америке. Хотя Сантаяна не был прагматиком в духе Уильяма Джеймса , Чарльза Сандерса Пирса , Джозайи Ройса или Джона Дьюи , The Life of Reason, возможно, является первым развернутым трактатом прагматизма.
Подобно многим классическим прагматикам, Сантаяна был приверженцем метафизического натурализма. Он считал, что человеческое познание, культурные обычаи и социальные институты развивались в соответствии с условиями, в которых они существовали. Их ценность может быть оценена по тому, насколько они способствуют человеческому счастью. Альтернативное название The Life of Reason – The Phases of Human Progress, «Фазы человеческого прогресса», указывает на эту метафизическую позицию.
Сантаяна был одним из первых приверженцев эпифеноменализма, но также восхищался классическим материализмом Демокрита и Лукреция. Он высоко ценил труды Спинозы, называя его своим «мастером и образцом».
Джордж Сантаяна был атеистом, но придерживался довольно мягкого взгляда на религию. Воззрения Сантаяны на религию изложены в его книгах Reason in Religion («Разум в религии»), The Idea of Christ in the Gospels («Идея Христа в Евангелиях») и Interpretations of Poetry and Religion («Интерпретации поэзии и религии»). Источник религиозности Сантаяна видел в склонности людей поэтизировать окружающий мир. Христианская религия, по мнению философа, стала эффективной лишь в своем воплощении в искусстве. Сантаяна называл себя «эстетическим католиком». Последнее десятилетие своей жизни он провел в монастыре Синих Монахинь в Риме, где о нем заботились сестры.
Философия Сантаяны имела гуманистическую направленность. Согласно Сантаяне, основная задача философии должна состоять не в объяснении мира, а в выработке «моральной позиции» по отношению к нему.
Главная мысль философии Сантаяны заключается в том, что наиболее совершенное отношение человека к миру есть эстетическое отношение и уровень развития общества определяется не производством материальных благ , а количеством энергии, потраченной на «украшение жизни и культуру воображения». Все типы человеческого опыта (здравый смысл, социальные воззрения, религиозные верования, искусство и наука) отличаются друг от друга типом доминирующего импульса. В науке этот импульс носит более прагматичный характер, но основывается она все равно, как и поэзия, на способности воображения. Философ был убеждён, что «в науке имеется всепроникающий, неизбежный и изменчивый элемент поэзии. Наука является мысленным аккомпанементом искусства». По мнению мыслителя, ученый есть религиозный поэт, поднявшийся на высший уровень символизации. В «Жизни разума» он рассматривал науку, искусство , общество и религию с точки зрения «моральных благ», достигаемых человечеством в его стремлении установить равновесие со средой. Сантаяна считал, что «сама природа влечёт за собою свой идеал и что прогрессивная организация иррациональных импульсов творит рациональную мысль».
В области политической философии Сантаяна был сторонником идеи «элиты» в противовес идее демократии. Он придерживался теории расового превосходства и евгенических взглядов. Он считал, что высшие расы не должны поощряться «смешанными браками с низшими расами».
Сочинения
- Сантаяна Дж. [www.lib.ru/SHAKESPEARE/religion.txt Отсутствие религии у Шекспира] // Начало: Журнал Санкт-Петербургского Института богословия и философии. — СПб: 2000. — № 7.
- Сантаяна Дж. Скептицизм и животная вера. — СПб.: Владимир Даль, 2001. — 390 с.
- Сантаяна Дж. // Новая Юность. — 2002. — № 5.
- Сантаяна Дж. Характер и мировоззрение американцев. — М.: Идея-Пресс, 2003. — 176 с ISBN 5-7333-0056-6 , ISBN 5-7333-0053-8 (ошибоч.) .
Примечания
- ↑ (англ.) // : New Volumes — 12 — London, New York City: 1922.
- ↑ Henfrey N. V. George Santayana // (англ.)
- ↑ — 2003.
- ↑ Сантаяна Джордж // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
- ↑
- от 16 февраля 2018 на Wayback Machine . Retrieved April 25, 2021
Литература
- H. С. Юлина. // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль , 2010. — 2816 с.
- Шохин В. К. Сантаяна и индийская философия // Вопросы философии . — 1992. — № 4. — С. 118—124.
- Епоян Т. А. // Американское общество на пороге XXI века: итоги, проблемы, перспективы: Материалы II научной конференции. — М.: Изд-во МГУ, 1995.
- Епоян Т. А.
Ссылки
- На Викискладе есть медиафайлы по теме
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|
- 2021-07-06
- 2