Interested Article - Выбор цели

« Вы́бор це́ли » — двухсерийный художественный фильм режиссёра Игоря Таланкина о сложности морального выбора, который стоял перед учёными XX века, в частности, И. В. Курчатовым и его соратниками при создании отечественной атомной бомбы. Изначальное название картины — «Ядерный век» — было заменено после разрыва « Мосфильмом » договора с автором сценария Соломоном Шульманом .

Сюжет

События начинаются в 1945 году во время встречи на Эльбе американских и советских войск. После происходит Потсдамская конференция , в ходе которой Гарри Трумэн даёт понять, что ничего не уступит советской стороне в послевоенном разделе Европы, так как США располагают новым оружием массового поражения . Затем сюжет возвращается к некоторым ключевым событиям 1940-х , которые касались разработки атомного проекта в разных странах. Союзники допрашивают группу немецких ученых, захваченных в ходе операции «Эпсилон» , и пытаются понять, насколько нацисты были близки к разработке атомного оружия. Отто Ган тяжело переживает весть о бомбардировке Хиросимы и Нагасаки , считая себя лично ответственным за случившееся. В начале 1940-х Рузвельт принимает сложное решение о начале Манхэттенского проекта на основании письма Эйнштейна . В свою очередь, Гитлер , недооценив значение атомного оружия , останавливает все разработки в этом направлении, считая, что ему необходимы немедленные результаты.

Осенью 1942 года Сталин на даче в Кунцево собирает Вернадского , Иоффе и Зубавина (в фильме — руководитель советского атомного проекта, прообразом для которого послужил Б. Л. Ванников ). Сталин получил письмо от младшего лейтенанта Флёрова , где высказывалось предположение, что союзники за океаном начали работы по ядерному оружию. Принимается решение о старте советского атомного проекта, в качестве руководителя которого Иоффе рекомендует Курчатова . Отозванный с флота, Курчатов энергично начинает работы в условиях военной разрухи. В Советском Союзе возникает новая отрасль промышленности. Тем временем за океаном, в рамках Манхэттенского проекта , американские учёные далеко продвинулись в управлении цепной реакцией и проводят свои первые испытания . Оппенгеймер испытывает угрызения совести в связи с тем, что ему приходится участвовать в разработке оружия. Американские военные готовят цели для будущей атомной бомбардировки и выбирают Хиросиму и Нагасаки . Советские учёные после серии экспериментов и практического воплощения вопросов получения компонентов ядерного оружия наконец дошли до испытания первой советской атомной бомбы на Семипалатинском полигоне . Испытание проходит успешно. С трибуны партийного съезда Курчатов говорит о мирных инициативах и о будущем, которое связано с управляемым термоядерным синтезом .

В ролях

Съёмочная группа

  • Директор картины: Ефим Голынский

История создания

Сценарий

Сценарий «Ядерный век» был написан молодым сценаристом и кинорежиссёром Соломоном Шульманом и принят киностудией «Мосфильм». Предполагалось, что снимать картину будет сам автор. Сценарий был высоко оценен академиком Петром Капицей . Утверждается, что И. Таланкин и Д. Гранин путём интриг добились аннулирования договора с Шульманом и, слегка изменив сценарий, а фактически украв его (это подтвердили эксперты В. Фрид и Ю. Дунский ), запустили его как двухсерийный .

Прообразом для Виталия Петровича Зубавина ( Георгий Жжёнов ), государственного руководителя советского атомного проекта, послужил Борис Львович Ванников .

Съёмки

В фильме произведена историческая реконструкция сцены подготовки бомбардировки японских городов Хиросимы и Нагасаки политическим и военным руководством США с участием «отца американской атомной бомбы» Роберта Оппенгеймера .

Ядерный взрыв , показанный в фильме, на самом деле представляет собой « спецэффект », созданный оператором Борисом Травкиным : окрашенный в оранжевый цвет одеколон в тонком слое водного раствора анилиновой краски . По другой версии (также оператора Травкина), атомный гриб изображала капля сиропа, падающая в наклонную кювету, дно которой покрывал тонкий слой черной анилиновой краски .

Призы и премии

Примечания

  1. // Радио «Свобода». — 2012. — 24 апреля. 10 сентября 2017 года.
  2. от 25 августа 2016 на Wayback Machine ссылка от 13 ноября 2008
  3. , с. 28.
  4. . Дата обращения: 23 июля 2020. 25 ноября 2020 года.
  5. . xn-----6kcwbqeldsdd4a9ag6b6f6b.xn--p1ai . Дата обращения: 9 февраля 2022. 9 февраля 2022 года.
  6. Кино. Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. — М. : Советская энциклопедия, 1987. — С. 82. — 640 с. — 100 000 экз.
  7. Советские художественные фильмы, премированные на международных кинофестивалях в 1977 году. « Искусство кино » № 2, С. 164, 1978.

Литература

Ссылки

  • на сайте «Энциклопедия отечественного кино»
  • в онлайн-кинотеатре «Мосфильма»
  • Даниил Гранин: диалог искусств. Путеводитель зрителя
Источник —

Same as Выбор цели