Кауфман, Марк Арнольдович
- 1 year ago
- 0
- 0
Илья́ Арно́льдович Ильф (имя при рождении — Иехи́ел-Лейб А́рьевич Фа́йнзильберг ; 3 [15] октября 1897 , Одесса , Российская империя — 13 апреля 1937 , Москва , СССР ) — русский советский писатель, драматург и сценарист, фотограф, журналист.
Значительная часть художественной прозы была написана Ильфом в соавторстве с Евгением Петровым , в том числе романы « Двенадцать стульев » и « Золотой телёнок », книга « Одноэтажная Америка », ряд киносценариев, повести, очерки, водевили. Произведения Ильфа и Петрова были переведены на десятки языков мира, выдержали большое количество переизданий, неоднократно экранизировались и инсценировались.
Илья (Иехиел-Лейб) Файнзильберг родился 3 (15) октября 1897 год (сам же праздновал на день позже, 16-го ) в Одессе , был третьим из четырёх сыновей в семье банковского служащего Арье Беньяминовича Файнзильберга (1863—1933) и его жены Миндль Ароновны (урождённая Котлова; 1868—1922), родом из местечка Богуслав Киевской губернии (семья переехала в Одессу между 1893 и 1895 годами). Место рождения отмечено мемориальной доской . Отец работал бухгалтером в одесском отделении , располагавшемся в доме купца на улице Дерибасовской , 11 (угол Ришельевской ) .
В 1913 году окончил техническую школу, после чего работал в чертёжном бюро, монтёром на телефонной станции, токарем на военном заводе (трудился на заводе аэропланов Артура Анатра и на заводе по производству гранат). Под женским псевдонимом публиковал стихи в журнале «Синдетикон» (выпуски не сохранились) .
С лета 1919 года участвовал в Гражданской войне , служил в красноармейском караульном полку, сформированном из негодных к строевой службе призывников. Участвовал в боях против ВСЮР генерала Деникина . В 1920—1921 годах работал заведующим складом и бухгалтером в Опродкомгубе (организации по снабжению Красной армии продовольствием и формированию продотрядов) .
В начале 1920-х годов Ильф работал журналистом , сотрудничая с газетой «Моряк», и участвовал во встречах литературного кружка «Коллектив поэтов» вместе с Валентином Катаевым и Юрием Олешей . Был членом .
В 1923 году переехал в Москву, став сотрудником газеты « Гудок ». Работал литературным обработчиком и корреспондентом, позже начал писать материалы юмористического и сатирического характера — в основном фельетоны (публиковались в журнале «Красный перец»). Писал рецензии на фильмы в газетах «Вечерняя Москва» и «Кино» .
В 1927 году с совместной работы над романом « Двенадцать стульев » началось творческое содружество Ильи Ильфа и Евгения Петрова (см. Ильф и Петров ), который также работал в газете «Гудок».
В 1928 году Илья Ильф был уволен из газеты из-за сокращения штата сатирического отдела, вслед за ним ушёл Евгений Петров. Вскоре они стали сотрудниками нового еженедельного журнала « Чудак » .
Впоследствии в соавторстве с Евгением Петровым были написаны (см. Произведения Ильи Ильфа и Евгения Петрова ):
В 1932—1937 годах Ильф и Петров писали фельетоны для газет « Правда », « Литературная газета » и журнала « Крокодил ».
В 1930-е годы Илья Ильф увлекался фотографией . Фотографии Ильи Арнольдовича через много лет после его смерти случайно нашла дочь Александра Ильинична Ильф .
Во время путешествия на автомобиле по американским штатам у Ильфа открылся давний туберкулёз , диагностированный у него в начале 1920-х, вскоре приведший к его кончине после возвращения в Москву 13 апреля 1937 года.
В Москве Илья Ильф жил в общежитии газеты « Гудок » в Большом Чернышёвском переулке ; позже, летом 1924 года — в одной из комнат бывшего Воспитательного дома (т. н. «Дворца Труда») на Солянке , д. 12. Впоследствии — в Сретенском переулке , в Соймоновском проезде , д. 5, в Нащокинском переулке , д. 3/5 (снесён в конце 1970-х ); последний адрес — Лаврушинский переулок , д. 17 .
Братья:
Жена — Мария Николаевна Тарасенко (1904—1981).
«Записные книжки» Ильф вёл с 1925 года до самой смерти. Туда включались дневники поездок по СССР и другим странам, наброски будущих очерков и фельетонов, удачные фразы. Подготовительные записи вычёркивались, если они переносились в новые сочинения. Постепенно «Записные книжки» превратились в особое художественное сочинение, напоминающее исповедь. Там есть зарисовки, напоминающие стихотворения в прозе, критические и пародийные отзывы о советской жизни. В книге есть и символическое определение СССР, для которого автор использовал заглавие книги Пришвина «В краю непуганых птиц»: «Край непуганых идиотов», а рядом слова: «Самое время пугнуть». По мнению Петрова, книга получилась «поэтичная и грустная». Издать «Записные книжки» в СССР удалось лишь со значительными сокращениями, но многие мысли быстро стали крылатыми .
В культурно-историческом комплексе «Двор кириллицы» болгарского города Плиска установлена скульптура И. Ильфа и его соавтора Е. Петрова работы Александра Миронова .