Interested Article - Льюис, Джон (пианист)

Джон Аарон Льюис ( англ. John Aaron Lewis ; 3 мая 1920 , Ла-Грейндж, Иллинойс 29 марта 2001 , Нью-Йорк ) — американский джазовый пианист и композитор , музыкальный руководитель Modern Jazz Quartet .

Ранние годы

Родился в Ла-Грейндже (пригород Чикаго , штат Иллинойс ) и вырос в Альбукерке (штат Нью-Мексико ). Учился музыке и игре на фортепиано с семи лет. Продолжил музыкальное образование в Университете Нью-Мексико, где также изучал антропологию . Служил в армии во время Второй мировой войны . Во время трёхлетнего срока службы во Франции встретился с Кенни Кларком , который в то время экспериментировал в стиле бибоп . Выступал с Кларком в организованной ими группе, писал и аранжировал музыку. Продолжил университетские занятия после возвращения со службы в 1945 .

Джазовая карьера

Осенью 1945 Льюис вернулся в Нью-Йорк , где начал работать в джаз-клубах 52-й улицы . В конце года он присоединился к оркестру Диззи Гиллеспи , где барабанщиком был Кенни Кларк. Льюис продолжал совершенствоваться в композиции и аранжировке для оркестра, занимался в Манхэттенской школе музыки, некоторое время учился в Европе, где остался после гастролей оркестра в начале 1948 года. Вернулся в США и начал работать с Чарли Паркером в 1948 году (играет на знаменитой записи «Parker’s Mood»), с октября 1948 по 1949, Лестером Янгом с 1950 по 1951 год, и другими музыкантами. Льюис принял участие во второй сессии с Майлсом Дейвисом в 1949 году. На этой сессии Льюис аранжировал композиции «Move» и «Budo» (сразу выпущена в виде сингла в 1949 году) и написал одну пьесу «Rouge».

Джон Льюис вместе с вибрафонистом Милтом Джексоном , ударником Кенни Кларком и басистом Рэем Брауном составляли малую группу в биг-бэнде Гиллеспи. Они играли в перерывах между выступлениями оркестра, чтобы дать отдых духовым, игравшим напряжённые партии в верхнем регистре . За этим в 1950 году последовало создание отдельной группы, первоначально известной как квартет Милта Джексона .

В 1952 году в группу вместо Брауна вошёл контрабасист Перси Хит , и коллектив стал называться Modern Jazz Quartet (сокращённо — MJQ). Хотя название подчеркивало, что у ансамбля официально нет одного-единственного лидера, Льюис постепенно взял на себя роль музыкального руководителя квартета. Он нашёл баланс между собственными сдержанными композициями и более энергичной манерой Джексона и переориентировал стиль группы, синтезировав технику джазовой импровизации с традициями классической европейской камерной музыки (например, элементами полифонического развития). Сочетание экспрессивной манеры вибрафона Джексона с задумчивым фортепиано Льюиса, контрабасом и ударными создало характерное звучание MJQ.

В 1953 году Льюис получил степень магистра в Школе Музыки Манхэттена и вскоре полностью посвятил себя MJQ. С 1954 по 1974 год он писал композиции и выступал с квартетом, который за эти годы получил всемирное признание, записав более тридцати альбомов и объехав с концертами почти весь мир. В 1974 году Милт Джексон покинул группу, отчасти из-за того, что стремился к более свободному стилю игры, отчасти из-за финансовых трудностей.

Также Льюис руководил школой джаза в Леноксе (штат Массачусетс ) с 1957 по 1960 год. С 1958 по 1982 год он также был музыкальным руководителем ежегодного в Монтерее , а в 1962 году он создал биг-бэнд «Orchestra U.S.A.», выступавший с композициями в стиле третье течение (Third Stream, соединение джаза и классики). MJQ также записал альбом Third Stream Music .

После временного распада MJQ в 1974 году Льюис преподавал в City College в Нью-Йорке и в Гарвардском университете , давал сольные и дуэтные концерты (с и другими), и продолжал сочинять. После того, как в 1981 году Modern Jazz Quartet был воссоздан, Льюис также играл со своим секстетом (John Lewis Group), а в 1985 году основал .

В 1990-е годы он продолжал преподавать, сочинять и исполнять музыку, как с MJQ, так и самостоятельно. Он участвовал в сессиях Re-birth of the Cool с Джерри Маллигэном в 1992 году, принимал участие в различных музыкальных проектах третьего течения (с Гюнтером Шуллером и другими), а также был сторонником музыки Орнетта Коулмана .

Джон Льюис умер 29 марта 2001 в Нью-Йорке от рака простаты .

Дискография

В качестве руководителя
  • Improvised Meditations and Excursions (1959, Atlantic)
  • Odds Against Tomorrow (1959, UA)
  • The Golden Striker (1960, Atlantic)
  • P.O.V. (1975, Columbia)
  • Preludes and Fugues from the Well-tempered Clavier Book 1 (1984, Philips)
  • The Bridge Game (1984, Philips)
В качестве аккомпаниатора с Чарли Паркером
  • The Genius of Charlie Parker (1945-8, Savoy)
  • «Parker’s Mood» (1948)
  • Charlie Parker (1951-3, Clef)
  • «Blues for Alice» (1951)
В качестве руководителя Orchestra U.S.A. (с Гюнтером Шуллером и Харольдом Фарберманом)
  • Orchestra U.S.A. (1963, Colpix)
Записи с Modern Jazz Quartet
  • Vendome (1952, Prestige)
  • Modern Jazz Quartet, ii (1954-5, Prestige)
  • Concorde (1955, Prestige)
  • Fontessa (1956, Atlantic)
  • One Never Knows (1957, Atlantic)
  • Third Stream Music (1957, 1959-60, Atlantic)
  • Exposure (1960)
  • European Concert (1960, Atlantic)
  • The Modern Jazz Quartet and Orchestra (1960, Atlantic)
  • Original Sin (1961, Atlantic)
  • The Comedy (1962, Atlantic)
  • A Quartet is a Quartet is a Quartet (1963, Atlantic)
  • Under the Jasmin Tree (1968, Apple)
  • The Last Concert (1974, Atlantic)
  • Bill Evans: A Tribute (1982, Palo Alto Records)

С Клиффордом Брауном

  • Memorial Album (Blue Note, 1953)

Примечания

  1. John Lewis // (англ.)
  2. John Lewis // (англ.) — 2000.

Ссылки

  • (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2768 дней])
Источник —

Same as Льюис, Джон (пианист)