Interested Article - Поликарп Смирнский

Поликарп на гравюре XVII века

Полика́рп Сми́рнский ( др.-греч. Πολύκαρπος , лат. Polycarpus ; род. 69 23 февраля 155 года ) — епископ Смирнский , один из апостольских мужей , христианский мученик . Святой в Православной и Католической церквях.

Источники

Существует четыре основных источника о жизни и деятельности Поликарпа Смирнского: письмо самому Поликарпу от Игнатия Антиохийского ; послание Поликарпа к Филиппийцам; отрывки из сочинений Иринея Лионского ; «Мученичество Поликарпа» — сочинение прихожан смирнской церкви, повествующее о смерти Поликарпа . Кроме послания Поликарпа к Филиппийцам он, возможно, написал и другие, поскольку Игнатий приписывает ему авторство «посланий» во множественном числе .

Биография

Епископство и вопрос знакомства с Иоанном

Предположительно, Поликарп родился в 69 году, рядом по времени с осадой Иерусалима . Неизвестно, где он жил в молодости, однако был связан с городом Смирна в Малой Азии . Ириней Лионский и Евсевий Кесарийский указывают на знакомство Поликарпа Смирнского и Иоанна Богослова , однако эти свидетельства подвергаются сомнению многими учёными как заблуждение Иринея, которое повторяют поздние авторы. В действительности Ириней предполагает, что он должен был быть знаком с апостолом, поскольку тот жил в близлежащем Эфесе . Американский богослов Джон Сандерс также допускает возможность знакомства Поликарпа и Иоанна, но, как и многие другие исследователи, он предполагает, что Иоанн, на которого ссылаются древние источники, в действительности был Иоанном Пресвитером, другим азиатским христианским учителем .

Из переписки Иренея Лионского с Флорином, еретическим пресвитером из Рима, известно, что оба они в юношестве были учениками Поликарпа. Иреней тепло отзывается о Поликарпе, упоминая, как он рассказывал о своём общении «с Иоанном и другими, видевшими Господа, и как он передавал их слова». В начале II века в Смирну приехал Игнатий Антиохийский , богослов и епископ. Впоследствии он написал одно послание смирнской общине, а другое — самому Поликарпу, однако они не дают подробных сведений о жизни святого. Также Иреней пишет о знакомстве Поликарпа с Папием Иерапольским .

Предположительно, Поликарп был одним из пресвитеров смирнской церкви, прежде чем стать её епископом. Дата его рукоположения неизвестна. Также существует вероятность того, что своё послание к Филиппийцам он написал ещё будучи пресвитером, на что указывает отсутствие в письме указаний на свою должность. В то же время Игнатий обращался в своём послании к Поликарпу как к единственному епископу Смирны .

Празднование пасхи

В письме Иринея к папе Виктору I сообщается, что в старчестве Поликарп посетил папу римского Аникета (ок. 155—166), вероятно, для обсуждения даты празднования Пасхи , хотя некоторые исследователи сомневаются о назначении визита Поликарпа; в частности немецкий богослов Ганс фон Кампенгаузен утверждает, что дискуссия Поликарпа и Аникета скорее касалась пасхального поста . По Евсевию, будучи в Риме, Поликарп обратил в свою веру гностиков валентиниан и маркионитов , а также лично назвал Маркиона «первенцем Сатаны» . Диспут о дате празднования Пасхи заключался в том, что христиане Азии, в отличие от других церквей, праздновали пасху 14 нисана вне зависимости от дня недели, в то время как остальные праздновали её в воскресенье. Поликарп и Аникет не пришли к согласию, а потому решили прекратить спор и остаться друзьями, после чего папа позволил азиатским христианам продолжать праздновать пасху 14 нисана .

По выражению Иеронима , Поликарп был «вождём всей Азии» в христианстве. Образовал около себя круг учеников, из которых особенно чтил его память Ириней Лионский . Ездил к епископу Аниките в Рим, где спорил о времени проведения пасхи , как о том свидетельствует Ириней:

Ибо Аникита не смог убедить Поликарпа прекратить празднование [пасхи в 14-й день нисана ], благо таковые вещи всегда соблюдал и Иоанн ученик Господа, и прочие апостолы, с которыми он [Поликарп] общался.

Поликарп в детстве остался сиротой и был усыновлён вдовой-христианкой Каллистой. После смерти приёмной матери он раздал всё имение бедным и стал вести аскетический образ жизни. Он был любимым учеником престарелого уже Иоанна Богослова , и был рукоположён первым епископом Смирны Вуколом в дьяконы, а затем (около 110 г.) сам стал епископом. Активно боролся против гностиков и учения Маркиона. Поликарп, отказавшийся отречься от Христа, был заживо сожжён на 86-м году жизни. Из всех мучеников он первый, чья смерть в подражание Христу была подробно описана, в «Окружном посланим Смирнской церкви о мученичестве святого Поликарпа» . Это описание приведено и в « Церковной истории » Евсевия . Является почитания у христиан мучеников и их останков .

Наследие

Из собственных сочинений Поликарпа сохранилось только « . от 23 октября 2008 на Wayback Machine », в котором епископ, опровергая Маркиона и прочих гностиков , всячески превозносит апостола Павла и цитирует его писания. Это . от 16 апреля 2008 на Wayback Machine , в котором из Евангелий от Луки и Матфея, а также Первых посланий свв. Петра и Иоанна.

Некоторые патрологи [ какие? ] приписывают св. Поликарпу авторство новозаветных текстов, близких по языку и стилю к «Посланию к Филиппийцам», — именно, Первого и второго посланий к Тимофею , а также Послания к Титу (т. н. пастырские послания ).

Православная церковь совершает память Поликарпа Смирнского 23 февраля ( 7 марта ) в високосные годы и 23 февраля ( 8 марта ) в невисокосные годы.

Примечания

  1. (лат.) : Ex decreto Sacrosancti Œcumenici Concilii Vaticani II instauratum auctoritate Pauli PP. VI promulgatum. Editio typica — Civitas Vaticana: , 1969. — С. 24.
  2. Болотов В. В. . от 13 февраля 2008 на Wayback Machine
  3. . Дата обращения: 27 марта 2009. 18 февраля 2007 года.
  4. , St. Polycarp.
  5. , p. 10.
  6. , pp. 8—9.
  7. , pp. 9—10.
  8. , pp. 10—11.
  9. , pp. 274—275.
  10. . от 20 декабря 2016 на Wayback Machine
  11. Иоанн Мейендорф (протоиерей). Введение в святоотеческое богословие. — Минск: ООО «Медиал», 2018. — С.24

Литература

  • St. Polycarp // Catholic Encyclopedia / Herbermann, Charles. — New York: Catholic Way Publishing, 2014. — ISBN 9781783793341 .
  • Berding, Kenneth. Polycarp and Paul: an analysis of their literary & theological relationship in light of Polycarp's use of biblical & extra-biblical literature. — Leiden: Brill , 2002. — 230 с. — ISBN 9004126708 .
  • Berding, Kenneth. John or Paul? Who was Polycarp’s Mentor? // Tyndale Bulletin. — 2008. — Т. 59 , вып. 1 . — ISSN . — doi : .
  • Schoedel, William. Polycarp of Smyrna and Ignatius of Antioch // Religion (Vorkonstantinisches Christentum: Apostolische Väter und Apologeten) / Wolfgang Haase. — Berlin, Boston: De Gruyter , 1992. — ISBN 9783110861532 . — doi : .
  • Hoover, Jesse. False Lives, False Martyrs: “Pseudo-Pionius” and the Redating of the Martyrdom of Polycarp // Vigiliae Christianae. — 2013. — Т. 67 , вып. 5 . — С. 471–498 . — ISSN . — doi : .
  • // свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М. : Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. VI: Февраль, День 23.

Ссылки

Источник —

Same as Поликарп Смирнский