Interested Article - Лансере, Евгений Евгеньевич

Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ ( 23 августа [ 4 сентября ] 1875 , Павловск , Санкт-Петербургская губерния 13 сентября 1946 , Москва ) — русский и советский художник . Академик Императорской Академии художеств . Народный художник РСФСР (1945). Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1933). Лауреат Сталинской премии второй степени (1943).

Сын скульптора Евгения Лансере , брат художницы Зинаиды Серебряковой и архитектора Николая Лансере , племянник Александра Бенуа , стоявшего вместе с Сергеем Дягилевым и Дмитрием Философовым у основания «Мира искусства».

Биография

Выпускник Первой Санкт-Петербургской гимназии . С 1892 года учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств , Петербург , где посещал классы Я. Ф. Ционглинского , Н. С. Самокиша , Э. К. Липгарта . С 1895 по 1898 год много путешествовал по Европе и совершенствовал мастерство во французских академиях Ф. Коларосси и Р. Жюлиана .

С 1899 года — член объединения « Мир искусства ». В 1905 году уехал на Дальний Восток.

В 1906 году был издателем еженедельного иллюстрированного журнала политической сатиры « Адская почта » (вышло 3 номера) . В дальнейшем сотрудничал с издательством « Шиповник » Зиновия Гржебина и Соломона Копельмана , в том числе создал его логотип .

В 1907—1908 годах стал одним из создателей « Старинного театра » — кратковременного, но интересного и заметного явления в культурной жизни России начала века. Лансере продолжил работу с театром в 1913—1914 годах.

В 1911—1915 годах — заведующий художественной частью на Императорском фарфоровом заводе и мастерских гравировки стекла в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге . Покинул Императорский фарфоровый завод в июне 1917 года . Звание академика Императорской Академии художеств (1913) .

В 1914—1915 годах — военный художник-корреспондент на Кавказском фронте во время Первой мировой войны .

С 1917 по 1919 год находился в Дагестане .

В 1919 году сотрудничал как художник в Осведомительно-агитационном бюро Добровольческой армии А. И. Деникина (ОСВАГ). В 1920 году переезжает в Ростов-на-Дону , затем в Нахичевань-на-Дону и Тифлис .

С 1920 года — рисовальщик в Музее этнографии, выезжал в этнографические экспедиции с Кавказским археологическим институтом. С 1922 года — профессор Академии художеств Грузии , МАрхИ . В 1927 году был командирован на полгода в Париж от Академии художеств Грузии. В 1929 году вошёл в состав « Общества живописцев » . Автор герба Грузинской ССР.

В 1934 году переехал на постоянное жительство из Тифлиса в Москву и поселился в перестроенном доходном доме Феттер и Гинкель . С 1934 по 1938 годы преподавал во Всероссийской Академии Художеств в Ленинграде .

Умер 13 сентября 1946 года . Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (4 уч. 56 ряд) .

Портрет Ольги Лансере (Арцыбушевой). З. Серебрякова , 1910.

Семья

Жена — Ольга Константиновна Арцыбушева (1881—1966), дочь Константина Дмитриевича Арцыбушева . Их дети:

  • живописец, архитектор, книжный график Евгений Евгеньевич Лансере (1907—1988);
  • Наталья Евгеньевна Лансере (1909—1994).

Творчество

Мемориальная доска художнику Евгению Евгеньевичу Лансере в Москве. Доска из красного гранита по проекту Евгения Лансере младшего, была установлена в 1971 году на фасаде бывшего доходного дома Феттер и Гинкель ( Милютинский переулок , 20/2, стр. 1).

Живопись

Императрица Елизавета Петровна в Царском селе

В начале 1920-х годов выступал как исторический живописец («Императрица Елизавета Петровна в Царском селе», 1905, Третьяковская галерея; «Петербург начала XVIII века», 1906, Государственный Русский музей;«Корабли времён Петра I», 1911, Третьяковская галерея). В 1942 году создал серию из пяти картин гуашью «Трофеи русского оружия».

Графика и иллюстрации

С 1897 года работал в книжной графике. Плотно сотрудничал с издательством , в частности, оформил в 1904 адресную часть открытки, которая продержалась целых десять лет. Исполнил несколько работ к юбилейным торжествам Санкт-Петербурга, на открытках также кроме декоративных композиций выходили его военные рисунки времён Русско-японской и Первой мировой войн. Выполнил иллюстрации к повестям Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат» и «Казаки».

Монументально-декоративное искусство

Персей и Андромеда , фрагмент росписи потолка в доме Тарасова

В советское время направленность творчества художника с большой полнотой проявилась в монументально-декоративном искусстве. Его работы в этой области характеризуются динамикой пространственного построения, пышностью обрамления и общей торжественностью напоминают плафоны XVII XVIII веков :

  • картины «Партизаны Кавказа» и «Встреча комсомольцев с крестьянами Крыма» в фойе Дворца Рабочего (ныне Дворец культуры «Железнодорожник»), 1931—32, Харьков .
  • росписи залов Казанского вокзала , темпера, силикатные краски, 1933—34 и 1945—46,
  • гостиница «Москва» , темпера, 1937 (в Москве).
  • плафоны в доме Г. А. Тарасова в Москве
  • Памятный зал в Академии художеств в Петербурге.
  • В 2003 году во время реставрации настенных росписей украшающих интерьер вокзального ресторана на железнодорожной станции Армавир-Ростовский, известного в народе как «Чердак», художник Василий Силантьев установил имена авторов картин — это советские художники-монументалисты Е. Е. Лансере(сын) и Леонид Евгеньевич Фейнберг (1896—1980). Уровень мастерства художников подтверждает то, что живописец Евгений Лансере-сын занимался проектами восстановления разрушенных войной городов. Работал над росписями Казанского, Ярославского и Курского вокзалов в Москве.

Театрально-декорационные работы

Лансере работал в области оформления театральных постановок в Москве, Петербурге, Одессе , Кутаиси :

Выставки

На выставках с 1900: «Мира искусств», « », Союза русских художников и др. Являясь одним из членов Северного кружка любителей изящных искусств в Вологде , принимал участие в художественных выставках, организованных членами кружка . Последняя крупная прижизненная выставка была в Третьяковской галерее в 1943 году.

Работы

Никольский рынок в Петербурге . 1901
  • Эскиз декорации для неосуществлённой постановки балета «Сильвия» в Мариинском театре в Петербурге. 1901. 4-я картина.(В собрании Одесского художественного музея ).
  • Заставка в журнале «Мир искусства» (1904, № 6). Тушь, перо.
  • «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе». Гуашь. 1905. Третьяковская галерея, Москва.
  • «Июнь». Рисунок к «Календарю русской революции» В. Л. Бурцева. Тушь, акварель. 1907.
  • «Корабли времён Петра Первого», темпера, 1911, Третьяковская галерея
  • Воцарение Елизаветы Петровны 25 ноября 1741 года. Цесаревна Елизавета Петровна и преображенцы в кордегардии Зимнего Дворца в ночь на 25 ноября 1741 года. 1911. (В собрании Одесского Художественного музея ).
  • «У Александровской колонны». Иллюстрация к повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат». Акварель. 1912—15.
  • Геркулес и Несс. 1913. (В собрании Одесского художественного музея ).
  • Хаджи-Мурат на балу.1913. (В собрании Одесского художественного музея ).
  • Обложка книги В. Я. Курбатова «Сады и парки». Тушь, гуашь, белила, кисть. 1915. Центральный государственный архив литературы и искусства , Москва.
  • «Строительство Москвы». 1933—34. Плафон ресторанного зала Казанского вокзала, Москва.
  • «Ерошка у Оленина». Иллюстрация к повести Л. Н. Толстого «Казаки». Тушь, акварель. 1936. Музей Л. Н. Толстого. Москва
  • Титульный лист для юбилейного сборника «История Академии художеств». Тушь, акварель. 1939. Из собрания семьи художника
  • «Полтавская победа». Лист из серии «Трофеи русского оружия». Гуашь. 1942. Третьяковская галерея

Признание и награды

Примечания

  1. — 2003.
  2. Лансере Евгений Евгеньевич // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  3. Jewgeni Jewgenjewitsch Lansere // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  4. , с. 110.
  5. , с. 433.
  6. Мирошкин, А. . Независимая газета (2 июля 2015). Дата обращения: 3 января 2020. 27 января 2020 года.
  7. Самецкая Э. «Советский агитационный фарфор». — М. : Collector’s book. — С. 19.
  8. , с. 352,360.
  9. . Москва меняется (27 июля 2017). Дата обращения: 3 июня 2018. 17 июня 2018 года.
  10. . Узнай Москву (2013). Дата обращения: 10 июня 2018. 11 июня 2018 года.
  11. Департамент культурного наследия города Москвы. (2014). Дата обращения: 3 июня 2018. Архивировано из 17 июня 2018 года.
  12. . nd.m-necropol.ru . Дата обращения: 14 августа 2023. 14 августа 2023 года.
  13. . Дата обращения: 27 ноября 2012. 4 марта 2016 года.
  14. Временник № 1. — Издание Северного кружка любителей изящных искусств. — Вологда: Типография П. А. Цветова, 1916. — 128 с.

Литература

  • Лобанов В. М. Книжная графика Е. Е. Лансере / Обложка и заглавные буквы художника М. В. Маторина . — М. Л. : Гизлегпром, 1948. — 108 с. — 4000 экз.
  • Лансере Е. Е. Каталог выставки… — М. , 1961.
  • Подобедова О. И. Е. Е. Лансере. 1875—1946. — М. : Советский художник , 1961. — 420 с.
  • Боровский А. Д. Евгений Евгеньевич Лансере / Оформление серии В. Д. Гончаренко. — Л. : Художник РСФСР , 1975. — 64 с. — ( Массовая библиотечка по искусству ). — 60 000 экз.
  • Исаев В. Ю. Сокровища Дома Волошина. Альбом. — Симферополь : СОНАТ, 2004. — 400 с. — ISBN 966-8111-40-0 .
  • Евгений Лансере. Дневники: В 3-х томах. — М. : ИСКУССТВО-XXI ВЕК, 2008. — ISBN 978-5-98051-044-6 .
  • Таханаева П. // Бизнес-Успех. — № 2. — июнь 2009.
  • С. Н. Кондаков. . — СПб. : Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 2 (Часть биографическая). — С. 110.
  • Петинова Е. Ф. // От академизма к модерну: русская живопись конца ХIХ- начала XX века. — СПб. : Искусство, 2006. — С. 433.
  • Лебедева И. В. Общество живописцев. К истории художественной живописи Ленинграда 1920-х годов // Советское искусствознание . Вып. 24. — сб. статей. — М. : Советский художник , 1988. — С. 348—361. — 450 с.
  • Павлинов П. // Третьяковская галерея : журнал. — 2015. — № 2 (47).

Ссылки

в библиотеке «Старатель»

  • Большая российская энциклопедия .
Источник —

Same as Лансере, Евгений Евгеньевич