Interested Article - Хованесс, Алан
- 2021-05-05
- 2
Алан Хованесс ( англ. Alan Hovhaness , арм. Ալան Յովհաննէս ; 8 марта 1911 , Сомервилл (Массачусетс) — 21 июня 2000 , Сиэтл ) — американский композитор, пианист, органист, дирижёр и педагог армяно-шотландского происхождения, один из наиболее плодовитых композиторов XX века . Оказал влияние на развитие алеаторики , способствовал синтезу музыкальных культур Запада и Востока, своим творчеством во многом предвосхитил музыкальный минимализм . Список сочинений Хованесса насчитывает 434 опуса, однако, многие опусы фактически состоят из двух и более произведений, увеличивая, таким образом, общее количество сохранившихся сочинений композитора до более чем 500 . Среди произведений композитора особенно выделяются его 67 симфоний.
Биография
Детство
При рождении и до 1930-х годов композитор именовался Аланом Ованесом Чакмакджяном, но потом взял фамилию Hovhaness . Отец, Арутюн Ованес Чакмакджян, был армянином , выходцем из Османской империи , преподавал химию в колледже Тафт, а также был автором англо-армянского словаря; мать, Мадлен Скотт — шотландского происхождения. В возрасте 4 лет маленький Алан Ованес делает первые попытки сочинять, при этом используя собственную систему нотации, читать традиционную нотацию научился в 7 лет, а в 5 лет импровизирует на органе. Тогда же они с семьей переехали в Арлингтон (штат Массачусетс). В детстве ему казалось, что музыку у себя в голове слышат все люди, и только когда в школе после прослушивания одного музыкального произведения учитель сказал, что его написал Шуберт , маленький Алан понял, что заблуждался.
Ещё обучаясь в школе, Хованесс брал уроки игры на фортепиано у знаменитого немецкого пианиста, ученика Теодора Лешетицкого , Гайнриха Гебхарда . Лешетицкий был учеником Карла Черни , который в свою очередь учился у Бетховена . Тогда же создает 2 оперы и открывает для себя музыку армянского композитора Комитаса .
Учёба
После окончания средней школы в 1929 году Хованесс учится в престижнейшей Консерватории Новой Англии в Бостоне под руководством композитора Фредерика Конверса . В 1934 году вместе со своей первой женой предпринимает поездку в Финляндию к своему музыкальному кумиру Яну Сибелиусу . Финский маэстро, послушав произведения Хованесса, отметил его несомненный мелодический дар, однако, сказал ему, что на данный момент его музыка представляет собой нечто среднее между музыкой Генделя и его собственной. Сибелиус порекомендовал Алану вырабатывать свой собственный музыкальный язык. После отъезда Хованесса из Финляндии композиторы 20 лет состояли в переписке.
В 1942 году Хованесс проходит стажировку в Тэнглвуде в мастер-классе известного чешского композитора Богуслава Мартину , однако, за это время они общались лишь один раз.
Путешествия
С 1959 по 1963 год Хованесс предпринимает ряд исследовательских поездок в Азию и на Гавайи . За счёт гранта программы Фулбрайт с 1959 по 1960 год он изучает южноиндийскую ( ) музыку в Мадрасе . За это время он собрал 308 раг и обучался искусству игры на вине . В Мадрасе он создал пьесу под названием «Нагуран» («Nagooran»), исполненную Южноиндийским оркестром Всеиндийского радио . Сочинение это имеет две редакции: одна (Oр. 237 № 1, 1960) написана для оркестра южноиндийских инструментов, а вторая (Oр. 237 № 2, 1964) — для виолончели и ансамбля ударных . Североиндийскую музыку ( ) композитор начал изучать ещё в 1930-е годы в Бостоне под руководством старшего брата Рави Шанкара — Удая. Её влиянием отмечены такие произведения Хованесса как « » для фортепиано («Madras Sonata», Op. 176, окончательная редакция: 1959), созданная по заказу Академии музыки Мадраса и впервые исполненная в 1960 году в этом городе, а также пьеса «Над заколдованной землёй» («Upon Enchanted Ground» , Ор. 90 № 1, 1951) для флейты, виолончели, арфы и там-тама.
Весну 1962 года композитор проводит на Гавайях, изучая под руководством традиционную японскую музыку гагаку . В этот период он — «композитор в резиденции» Гавайского Университета . Хованесс осваивает традиционные духовые инструменты хитирики , сё и рютэки . Грант Фонда Рокфеллера позволил ему в 1962—1963 годах продолжить изучение гагаку в самой Японии под руководством . Под влиянием гагаку Хованесс пишет свою «Фантазию на темы японских гравюр» для ксилофона с оркестром ( «Fantasy on Japanese Woodprints», for xylophone and orchestra, Op. 211, 1964 ). Наряду с Японией в 1962 году Хованесс посещает Южную Корею , где изучает старинную придворную музыку . В результате этого путешествия на свет появляются такие произведения, как Шестнадцатая симфония, озаглавленная «Каягым» ( Symphony No. 16 («Kayagum»), for six Korean instruments and chamber orchestra, Op. 202, 1962 ), названная в честь солирующей в ней традиционной корейской цитры , а также камерная симфония «Горы и реки без конца» ( «Mountains and Rivers without End», chamber symphony for 10 players, Op. 225, 1968 ), написанная под впечатлением от одноимённой картины корейского художника Ли Инмуна .
В 1965 году в составе финансируемой правительством США делегации он посетил Грузию и родину своих предков Армению . Во время пребывания в Армении он пожертвовал принадлежавшие ему манускрипты с армянской литургической музыкой в Ереване .
Сотрудничество с музыкантами
Произведения Алана Хованесса вызывали живой интерес у многих известных исполнителей XX века. Его фортепианную пьесу «Таинственная флейта» ( «Mystic Flute», for piano, Op. 22, 1937 ) включал в свою концертную программу Сергей Рахманинов . В 1942 году американской премьерой Первой симфонии («Симфонии Изгнания») Хованесса дирижировал Леопольд Стоковский . Он же стал первым исполнителем Второй («Таинственная гора», 1956) и Третьей симфонии (1956) композитора, а также в 1963 году познакомил американцев с его Пятнадцатой симфонией («Серебряное паломничество»). «Таинственная гора» сразу обрела большую популярность и стала одним из самых исполняемых симфонических произведений Хованесса, в частности, его включал в свой репертуар Фриц Райнер . Тридцать шестая симфония была написана специально по заказу французского флейтиста Жан Пьера Рампаля и исполнена под управлением Мстислава Ростроповича . В 1969 году специально для Иегуди Менухина и Рави Шанкара композитор написал «Шамбалу», концерт для скрипки и ситара с оркестром. В 1979 году Карлос Сантана использовал в своей композиции «Transformation Day» , вошедшей в альбом « » , тему из Второй симфонии Хованесса «Таинственная гора».
В 1989 году Кейт Джарретт записал его «Lousadzak», концерт для фортепиано и струнных. Одна из многочисленных записей «Молитвы св. Григория » («Prayer of St. Gregory» (interlude from opera «Etchmiadzin»), for trumpet and string orchestra, Op. 62b, 1946 ) принадлежит знаменитому американского джазовому трубачу Уинтону Марсалису . Записи многих его симфонических произведений впервые осуществил известный американский дирижёр Джерард Шварц . Среди других дирижёров, исполнявших сочинения Хованесса, были Уильяма Стрикленда , Сэйдзи Одзаву , Денниса Рассела Дэвиса и Вахтанга Жордания . По заказу балетмейстера Марты Грэхем Хованесс пишет музыку к трём её постановкам: Ardent Song (1954), Circe (1963) и Myth of a Voyage (1973). Первые два балета стали, соответственно, Тринадцатой и Восемнадцатой симфониями.
Педагогическая деятельность
С 1948 по 1951 год преподавал в Бостонской консерватории. Среди его учеников был знаменитый новатор джаза Сэм Риверз .
Мнения современников
Творчество Хованесса вызывало самые разнообразные отклики: от восторженных дифирамбов до обвинений в легковесности. В 2000 году американский композитор назвал Хованесса «одним из величайших мелодистов XX века» .
В статье в , вышедшей в июле 1951 года, выдающийся американский композитор Генри Кауэлл высказал следующую мысль :
Западные композиторы, которые возвращаются к периоду до XVI столетия , преднамеренно избегают любого влияния современности, называют себя « неоклассическими ». Их музыка часто кажется «заторможенной», поскольку их подход представляет собой крайнюю форму консерватизма . Музыка Хованесса… кажется современной (но не ультрасовременной) естественным и свободным образом, потому что он нашёл новые методы использовать архаичные материалы, которые он берет за основу, следуя за их естественной тенденцией к модальным секвенциям и полимодальности. Его новшества не порывают с более ранними традициями. Его волнующая, протяжная музыка, блестяще написана и уникальна по своему стилю. Это современное развитие архаичного духа, вообще не напоминающее никакую другую музыку.
В 1960 году Леонард Бернстайн отметил :
Некоторые сочинения Хованесса очень, очень хороши.
Однако во время учёбы в Тэнглвуде, случайно услышав исполнение одного из его произведений, тот же Бернстайн язвительно сказал:
Я не могу слушать эту дешёвую музыку гетто !
В 1987 году музыкальный критик The Boston Globe Ричард Буль так охарактеризовал музыку Хованесса :
Хотя его принято считать «армянским» композитором (по аналогии с тем, как Эрнеста Блоха считают композитором «еврейским»), его творчество ассимилирует музыку многих культур. Самым американским в его творчестве является тот способ, которым он превращает эти разрозненные элементы в своего рода экзотику. Атмосфера его музыки умиротворенна, благоговейна, окрашена мистикой и ностальгией.
Признание
В 1951 году Хованесс стал членом . Впоследствии он получил почетные степени доктора музыки от университета Рочестера (1958), (1959), и (1987). В общей сложности у Хованесса было 5 почетных степеней. 17 мая 2009 года в в Арлингтоне была открыта мемориальная доска в честь композитора
Семейная жизнь
За свою долгую жизнь композитор был женат 6 раз. Первая супруга — художница . Крестным отцом их дочери был Ян Сибелиус. Четвёртая жена — танцовщица . Пятая супруга — пианистка , ученица знаменитого Мечислава Хоршовского . С шестой женой, певицей и актрисой , Хованесс прожил 23 года вплоть до своей смерти. Ей композитор посвятил ряд своих произведений. Совместно они основали звукозаписывающую компанию , занимающуюся продвижением творчества Хованесса. В настоящее время её возглавляет дочь композитора от первого брака клавесинистка Джин Нэди.
Избранные сочинения
Оперы и оперетты
- Daniel, без номера ор. (1925), опера
- Lotus Blossom, без номера ор. (1929), опера
- Etchmiadzin, Ор. 62 (1946), опера
- The Burning House, Ор. 185 (1960 ), опера в 1 акте
- Pilate, Ор. 196 (1963), опера в 1 акте
- Spirit of the Avalanche, Ор. 197 (1962), опера в 1 акте
- The Travellers, Ор. 215 (1965), опера в 1 сцене
- Afton Water, Op. 248 No. 1 (1951), оперетта, по одноимённой пьесе У. Сарояна
- Pericles, Ор. 283 (1975), опера, по одноимённой пьесе У. Шекспира и Д. Уилкинса
- Tale of the Sun Goddess Going into the Stone House, Ор. 323 (1978, ред. 1981, ред. 1988), опера
- The Frog Man, Ор. 407 (1987), камерная опера
Балеты и танцевальные драмы
- Circe, Ор. 204 (1963)
- The Leper King, Ор. 219 (1965 )
- A Rose for Miss Emily, Op. 229 No. 2 (1970)
- Dream of a Myth, Ор. 260 (1973)
- God, the Reveller, Ор. 408 (1987)
Симфонии
- Симфония No. 1 — Exile, Op. 17 No. 2 (1937, ред. 1970), для оркестра
- Симфония No. 2 — Mysterious Mountain, Op. 132 (1955), для оркестра
- Симфония No. 3, Op. 148 (1956), для оркестра
- Симфония No. 4, Op. 165 (1959), для духового оркестра
- Симфония No. 5 — Short Symphony, Op. 170 (1953, ред. 1963), для оркестра
- Симфония No. 6 — Celestial Gate, Op. 173 (1959), для камерного оркестра
- Симфония No. 7 — Nanga Parvat , Op. 178 (1959), для духового оркестра
- Симфония No. 8 — Arjuna , Op. 179 (1947), для фортепиано и оркестра
- Симфония No. 9 — Saint Vartan, Op. 180 (1949-50), для оркестра
- Симфония No. 10 — Vahaken, Op. 184 (1959), для оркестра
- Симфония No. 11 — All Men Are Brothers, Op. 186 (1960, ред. 1969), для оркестра
- Симфония No. 12 — Choral, Op. 188 (1960), для хора , магнитофонной ленты и оркестра
- Симфония No. 13, Op. 190 (1953), для оркестра
- Симфония No. 14 — Ararat, Op. 194 (1960), для духового оркестра
- Симфония No. 15 — Silver Pilgrimage, Op. 199 (1962), для оркестра
- Симфония No. 16 — Kayakeum, Op. 202 (1962), для шести корейских инструментов и оркестра
- Симфония No. 17 — Symphony for Metal Оркестра, Op. 203 (1963), для шести флейт , трех тромбонов и пяти ударных
- Симфония No. 18 — Circe, Op. 204a (1963), для оркестра
- Симфония No. 19 — Vishnu, Op. 217 (1966), для оркестра
- Симфония No. 20 — Three Journeys to a Holy Mountain, Op. 223 (1968), для духового оркестра
- Mountains and Rivers Without End, Ор. 225 (1968), камерная симфония для 10 исполнителей
- Симфония No. 21 — Etchmiadzin, Op. 234 (1968), для камерного оркестра
- Симфония No. 22 — City of Light, Op. 236 (1970), для оркестра
- Симфония No. 23 — Ani, Op. 249 (1972), для большого духового оркестра и духового ансамбля ad libitum
- Симфония No. 24 — Majnun, Op. 273 (1973), для тенора соло, трубы, скрипки , хора и струнного оркестра
- Симфония No. 25 — Odysseus, Op. 275 (1973), для оркестра
- Симфония No. 26, Op. 280 (1975), для оркестра
- Симфония No. 27, Op. 285 (1976), для оркестра
- Симфония No. 28, Op. 286 (1976), для оркестра
- Симфония No. 29, Op. 289 (1976), для баритона и оркестра
- Симфония No. 30, Op. 293 (1952-76), для камерного оркестра
- Симфония No. 31, Op. 294 (1976-77), для струнного оркестра
- Симфония No. 32 — The Broken Wings, Op. 296 (1977), для оркестра
- Симфония No. 33, Op. 307 (1977), для камерного оркестра
- Симфония No. 34, Op. 310 (1977), для басового тромбона и струнного оркестра
- Симфония No. 35, Op. 311 (1978), для двух оркестров: корейских инструментов и симфонического
- Симфония No. 36, Op. 312 (1978), для флейты и оркестра
- Симфония No. 37, Op. 313 (1978), для оркестра
- Симфония No. 38, Op. 314 (1978), для высокого сопрано, флейты, трубы и струнного оркестра
- Симфония No. 39, Op. 321 (1978), для гитары и оркестра
- Симфония No. 40, Op. 324 (1979), для оркестра
- Симфония No. 41, Op. 330 (1979), для оркестра
- Симфония No. 42, Op. 332 (1979), для оркестра
- Симфония No. 43, Op. 334 (1979), для гобоя , трубы, литавр и струнного оркестра
- Симфония No. 44, Op. 339 (1980), для оркестра
- Симфония No. 45, Op. 342 (1954), для оркестра
- Симфония No. 46 — To the Green Mountains, Op. 347 (1980), для оркестра
- Симфония No. 47 — Walla Walla, land of many waters, Op. 348 (1980), для колоратурного сопрано и оркестра
- Симфония No. 48 — Vision of Andromeda, Op. 355 (1981), для оркестра
- Симфония No. 49 — Christmas Symphony, Op. 356 (1981), для струнного оркестра
- Симфония No. 50 — Mount St. Helens, Op. 360 (1982), для оркестра
- Симфония No. 51, Op. 364 (1982), для трубы и струнного оркестра
- Симфония No. 52 — Journey to Vega, Op. 372 (1983), для оркестра
- Симфония No. 53 — Star Dawn, Op. 377 (1983), для духового оркестра
- Симфония No. 54, Op. 378 (1983), для оркестра
- Симфония No. 55, Op. 379 (1983), для оркестра
- Симфония No. 56, Op. 380 (1983), для оркестра
- Симфония No. 57 — Cold Mountain, Op. 381 (1983), для сопрано или тенора соло, кларнета и струнного оркестра
- Симфония No. 58 — Symphony Sacra, Op. 389 (1985), для сопрано и баритона соло, хора и камерного оркестра
- Симфония No. 59, Op. 395 (1985), для оркестра
- Симфония No. 60 — To The Appalachian Mountains, Op. 396 (1985), для оркестра
- Симфония No. 61, Op. 397 (1986), для оркестра
- Симфония No. 62 — Oh Let Man Not get These Words Divine, Op. 402 (1987—88), для баритона соло, трубы и струнного оркестра
- Симфония No. 63 — Loon Lake, Op. 411 (1988), для оркестра
- Симфония No. 64 — Agiochook, Op. 422 (время создания неизвестно), для трубы и струнного оркестра
- Симфония No. 65 — Artsakh, Op. 427 (1991), для оркестра
- Симфония No. 66 — Hymn to Glacier Peak, Op. 428 (1992), для оркестра
- Симфония No. 67 — Hymn to the Mountains, Op. 429 (1992), для оркестра
Другие сочинения для оркестра
- Monadnock, Op. 2 No. 1 (1936), фантазия для оркестра
- Storm on Mt. Wildcat, Op. 2 No. 2 (1931, ред. 1936), фантазия для оркестра
- Сюита для духового оркестра, Ор. 15 (1948)
- Вариации и фуга для оркестра, Ор. 18 (1963)
- Псалом и фуга для струнного оркестра, Ор. 40а (1940)
- Аллелуйя и фуга для струнного оркестра, Ор. 40b (1940)
- Celestial Fantasy, Ор. 44 (1935—44), для струнного оркестра
- Армянская рапсодия № 1 для ударных и струнного оркестра, Ор. 45 (1944)
- Армянская рапсодия № 2 для струнного оркестра, Ор. 51 (1944)
- Island Sunrise, Ор. 107 (1964):
- Meditation on Orpheus, Ор. 155 (1957—58, ред. 1970):
- Армянская рапсодия № 3 для струнного оркестра, Ор. 189 (1944)
- Mountain of Prophecy, Ор. 195 (1960)
- Meditation on Zeami, Ор. 207 (1963)
- Floating World (Ukiyo), Ор. 209 (1964), баллада для оркестра:
- Ode to the Temple of Sound, Ор. 216 (1965)
- The Holy City, Ор. 218 (1965 ), для камерного оркестра
- And God Created Great Whales , Op. 229 No. 1 (1970), для оркестра и магнитофонной записи:
- Nagooran, Op. 237 No. 1 (1960), для оркестра южноиндийских инструментов
- Ruins of Ani, Op. 250 No. 2 (1972), для струнного оркестра
- Copernicus, Ор. 338 (1960), симфоническая поэма
- Греческая рапсодия № 2, Ор. 341 (1972)
Концерты и другие сочинения для оркестра и солирующего инструмента
- Концерт для виолончели с оркестром, Op. 17 No. 1 (1937)
- Lousadzak, Ор. 48 (1944), для фортепиано и струнного оркестра
- Khrimian Hairig, Ор. 49 (1944), для трубы и струнного оркестра
- Elibris, Ор. 50 (1944), концерт для флейты и струнного оркестра
- Prayer of Saint Gregory, Op. 62b (1946), для трубы и струнного оркестра (или фортепиано)
- Haroutiun, Ор. 71 (1948), для трубы и струнного оркестра
- Zartik Parkim, Ор. 77 (1948), концерт для фортепиано и камерного оркестра
- Artik, Ор. 78 (1948), концерт для валторны и струнного оркестра
- Janabar, Ор. 81 (1949), для скрипки, трубы, фортепиано и струнного оркестра
- Talin, Op. 93 No. 1 (1951—52), концерт для альта и струнного оркестра
- Партита для фортепиано и струнного оркестра, Op. 98 No. 1 (время создания неизвестно)
- 7 Greek Folk Dances, Ор. 150 (1956), для гармоники и струнного оркестра (или фортепиано)
- Концерт для аккордеона с оркестром, Ор. 174 (1959)
- Fantasy on Japanese Wood Prints, Ор. 211 (1964), для ксилофона с оркестром:
- Return and Rebuild the Desolate Places, Ор. 213 (ок. 1959), для трубы и духового оркестра
- Shambala, Ор. 228 (1969 ), концерт для скрипки и ситара с оркестром
- Khorhoort Nahadagats, Ор. 251 (1972), для уда (или лютни, или гитары) и струнного квартета (или оркестра)
- Концерт для арфы и струнного оркестра, Ор. 267 (1973)
- Ode to Freedom, Ор. 284 (1976), для скрипки и оркестра
- Rubaiyat, Ор. 308 (1975), для чтеца, аккордеона и оркестра:
- Концерт № 1 для гитары с оркестром, Ор. 325 (1979)
- Концерт для сопранового саксофона и струнного оркестра, Ор. 344 (1980)
- Концерт № 2 для гитары с оркестром, Ор. 394 (1985)
- Концерт для гобоя с оркестром, Ор. 430 (1992)
- Концерт № 2 для скрипки с оркестром, Ор. 431 (1993)
Камерная музыка
- Фортепианное трио, Ор. 3 (1935?)
- Струнный квартет № 1, Ор. 8 (1936)
- Фортепианный квинтет № 1, Ор. 9 (1926, ред. 1962)
- Соната для скрипки и фортепиано, Ор. 11 (1937)
- Прелюдия и фуга для гобоя (или флейты) и фагота, Ор. 13 (1935, ред. 1959)
- Сюита для английского рожка и фагота, Ор. 21 (1933)
- Lament, Ор. 25 (1935), для кларнета соло
- Invocations to Vahakn , Op. 54 No. 1 (1945), для фортепиано и ударных инструментов
- Chahagir, Ор. 56 No. 1 (1944), для альта соло
- Upon Enchanted Ground, Ор. 90 No. 1 (1951), для флейты, виолончели, арфы и там-тама
- Фортепианный квинтет № 2, Ор. 109 (1964)
- Соната для рютэки (или флейты) и сё (или органа), Ор. 121 (время создания неизвестно)
- Дуэт для скрипки и клавесина, Ор. 122 (1957)
- Соната для 2 гобоев и органа, Ор. 130 (1963-64)
- Струнный квартет № 2, Ор. 147 (1950)
- Квинтет для духовых инструментов, Ор. 159 (1960, ред. 1965)
- Соната для хитирики (или гобоя) и сё (или органа), Ор. 171 (1962)
- Соната № 1 для трубы и органа, Ор. 200 (1962)
- Струнное трио [№ 1], Ор. 201 (ок. 1962)
- Струнный квартет № 3, Op. 208 No. 1 (1968)
- Струнный квартет № 4, Op. 208 No. 2 (1970)
- Nagooran, Op. 237 No. 2 (1964), для виолончели и ударных инструментов
- Соната для 2 фаготов (или фагота и виолончели), Ор. 266 (1973)
- Струнный квартет № 5, Ор. 287 (1976)
- Соната для 2 кларнетов, Ор. 297 (1977)
- Соната для кларнета и клавесина, Ор. 322 (1978)
- Трио для 3 саксофонов, Ор. 331 (1979)
- Соната № 2 для трубы и органа, Ор. 349 (1981)
- Соната для альтовой блокфлейты и клавесина, Ор. 387 (1984)
- Струнное трио [№ 2], Ор. 403 (1986)
- Соната для флейты и арфы, Ор. 406 (1987)
- Дуэт для скрипки и виолончели, Ор. 409 (1987)
Сочинения для фортепиано и других клавишных инструментов
- 8 эскизов, без номера ор. (1933), для фортепиано
- Evening in the Hills, без номера ор. (1933), для фортепиано
- 3 прелюдии и фуги, Ор. 10 (1935), для фортепиано
- Sonata ricercare, Ор. 12 (1935), для фортепиано
- Фантазия, Ор. 16 (1952), для фортепиано
- Mystic Flute, Ор. 22 (1937), для фортепиано
- Two Ghazals, Ор. 36 (1933, ред. 1966), для фортепиано
- 12 Armenian Folk Songs, Ор. 43 (1943), для фортепиано
- Сюита, Ор. 96 (1954—1967), для фортепиано
- Jhala , Ор. 103 (1951), для фортепиано
- Сонатина, Ор. 120 (1962), для фортепиано
- Dawn Hymn, Ор. 138 (1953), для органа
- Lake of Van Sonata, Ор. 175 (1946, ред. 1959), для фортепиано
- Madras Sonata, Ор. 176 (1947, 1951, ред. 1959), для фортепиано
- Shalimar, Ор. 177 (1950, ред. 1951), сюита для фортепиано
- Laona, без номера ор. (1956), для фортепиано
- Poseidon Sonata, Ор. 191 (1957), для фортепиано
- Bardo Sonata, Ор. 192 (1959), для фортепиано
- Bare November Day, Ор. 210 (время создания неизвестно), для клавесина (или органа, или фортепиано, или клавикорда)
- Dark River and Distant Bell, Ор. 212 (время создания неизвестно), для клавесина (или фортепиано, или клавикорда)
- 5 Visionary Landscapes, Ор. 214 (1965 ), для фортепиано
- Christmas Snow, без номера ор. (1979), для фортепиано
- Сонатина, Ор. 382 (1983), для органа
- Соната, Ор. 399 (1986), для фортепиано
- Consolation, Ор. 419 (1989), для фортепиано
- Hermit Thrush, Ор. 424 (время создания неизвестно), соната для органа
- Habakkuk, Ор. 434 (1995), для органа
- Bedouin, без номера ор. (19??), для фортепиано
- Dirge and Dance of the Wind, без номера ор. (19??), для фортепиано
- Star Dawn, без номера ор. (19??), 2 пьесы для фортепиано
Документальные фильмы об Алане Хованессе
- 1984 — Alan Hovhaness . Режиссёр Jean Walkinshaw, KCTS-TV, Сиэтл.
- 1986 — . Режиссёр Barbara Willis Sweete, Rhombus Media.
- 1990 — The Verdehr Trio: The Making of a Medium . Program 1: . Режиссёр Lisa Lorraine Whiting, Университет штата Мичиган .
- 2006 — A Tribute to Alan Hovhaness . продюсер Alexan Zakyan, Международный исследовательский центр Алана Хованесса в Ереване.
Избранная нотография
Зарубежные издания
Советские и российские издания
- Звуки водопада [Jhala of the Waterfall, Op. 177 No. 8] / Обработка В. А. Максименко // Концертные пьесы для шестиструнной гитары. — М. : Советский композитор, 1985. — С. 45—47. — 48 с.
- Пьеса [Prayer of Saint Gregory, Op. 62b] // Пьесы зарубежных композиторов для трубы и фортепиано. — М. : Музыка, 1979. — С. 35—38. — 40 с.
Литература
- // (англ.) / Completely Revised by Nicolas Slonimsky . — Fifth Edition. — New York: G. Schirmer Inc. , 1958. — P. .
Примечания
- Alan Hovhaness Biographical Summary by Marco Shirodkar от 22 апреля 2021 на Wayback Machine
- Kunze E. Alan Hovhaness: A Discography (8 March 1911 — 21 June 2000: In Memoriam). — Victoria, British Columbia: University of Victoria, 2010. — P. 229.
- « Новый музыкальный словарь Гроува » упоминает только об одной редакции «Нагурана» и относит это произведение к 1971 году. Кунце также сообщает лишь об одной версии, но датирует её 1960—1964 годами.
- Название — строка из стихотворения Эмили Дикинсон .
- Alan Hovhaness Symphonies — Part 2 : Symphonies 1 — 14 от 21 апреля 2021 на Wayback Machine
- Composer Alan Hovhaness Dies at 89 от 21 мая 2011 на Wayback Machine
- Who Was Alan Hovhaness? от 14 августа 2010 на Wayback Machine
- Richard Buell, "Sinfo Nova remembers Hovhaness, " The Boston Globe , February 2, 1987.
- ↑ Согласно « Новому музыкальному словарю Гроува ». В остальной литературе время создания не указано.
- Название — цитата из Ветхого Завета ( Книга Бытия , I: 21).
- . Дата обращения: 30 июля 2016. 30 мая 2016 года.
- Инструментальная форма североиндийской музыки.
- Музыкальный материал использован в симфонии № 53.
Ссылки
- (англ.)
- (англ.)
- (недоступная ссылка) на All Music Guide (англ.)
- (англ.) на сайте Internet Movie Database
- 2021-05-05
- 2