Interested Article - Хоровод
- 2020-02-13
- 1
Хорово́д (от др.-греч. χορός — «групповой танец» ; харагод, курагод ; арх. ходеци ; ю.-рус. карагод, танок, круг, улица ; белор. карагод ; полес. кола, круг, абруч ; польск. korowód ) — древний народный круговой массовый восточных славян , известный и в восточной Польше, содержащий в себе: обрядовое или необрядовое массовое игровое действо, танец, пение ( хороводные песни ) и/или игру на инструментах .
известен с древности у многих народов мира во множестве вариантов, широко распространён у славян . Названия танца у разных славянских народов: коло ( сербское ), оро ( македонское ), коло ( хорватское ), хоро ( болгарское ). Название у других народов: ёхор ( бурятское ), хорэ ( молдавское ), ( эвенское ), ( грузинское ) и др. Определённое сходство с хороводом также имеют танцы и менуэт .
Хороводом у восточных славян назывались также молодёжные игры на открытом воздухе, сопровождаемые исполнением танца-хоровода. Приходятся в основном на конец весны и осенью ; по Далю летом, во время страды , хороводы не водили .
В святочных хороводных комплексах характерна брачная тематика (« Женитьба », «Свадьба»). В весенне-летней символике прослеживается символика начала сельскохозяйственного года и символика увеличения плодородия или вклинивания в хороводное действие сценок с участием ряженых («старик» и «старуха», «медведь» и «вожак» ). Летние хороводы чаще связаны с вызыванием дождя, выпроваживание «девушек» .
Типы
Выделяют хороводы игровые и орнаментальные (плясовые), по форме танца — круговые (движение «по солнцу» и «против солнца») и некруговые (движение цепочкой, спиралью и др.) :
Примером игровых являются архаичные линейные хороводы « А мы просо сеяли » и « ». В них участники встают в две шеренги напротив друг друга и с поочерёдным пением строф «наступают» и «отступают». В круговых игровых хороводах один, два или несколько человек в центре круга разыгрывают сюжет на тему слов песни, в исполнении песен ведущая роль принадлежит запевале (см. напр. « Селезень »). В орнаментальных хороводах все поют и пляшут, повторяя движения (« ручеёк », «воротца» и другие) за «хороводницей»; такие хороводы обычно движутся вдоль улицы (см. напр. Вождение стрелы ), иногда по кругу. В круговых плясках пляшущие нередко двигаются по кругу, а стоящие рядом «зрители» поют, иногда также играют на музыкальных инструментах (см. напр. Порушка-Параня ) .
Тематически хороводы делятся на три группы :
- трудовые (« А мы просо сеяли », « Ковали »);
- семейно-бытовые (« Во лузях », « Перепёлка », «Ой ветки, веточки»);
- хороводы, воплощающие патриотические чувства народа, воспевают родную природу («А уж весна», «Марена»).
Традиции Русского Севера
Хоровод на Русском Севере ( круг ) довольно своеобразен, он сильно отличается от традиционного для средней полосы России. Однако этот вариант танца во многих областях со временем оказался забыт.
В своём самобытном виде его можно наблюдать, например, в селе Усть-Цильма Республики Коми во время народных гуляний Красных горок . Древность происхождения и сохранность ритуала на протяжении столетий подтверждается и тем, что большинство жителей села — староверы . Первые достоверные сведения о проведении праздника «горка» в Усть-Цильме относятся к середине XIX века. Горочное «хождение под песню» исполняется одновременно мужчинами и женщинами всех возрастов (начиная с детей и заканчивая стариками) в традиционных костюмах несколько раз в день, в полном виде — вечером, завершая собой празднество . Танец восходит к 17-и фольклорным песенным сюжетам и даёт представление о мировоззрении и эстетических ценностях русского народа много веков назад. Во время танца выполняются семь символических фигур . Их последовательность такова: «столбы», «вожжа», «плетень», «круг», «сторона на сторону», «на четыре стороны», «плясовая». Каждая из фигур исполняется под определённую песню и в определённом ритме: от плавного и неспешного у начальных фигур до стремительного — у завершающих.
- Столбы — первая фигура, в которой участвуют только женщины. Неподвижный квадрат, танцовщицы с конца которого по трое выходят чуть в сторону и, обойдя остальных, встают вначале. Продолжается до тех пор, пока так не пройдут все. Действо символизирует продолжение рода .
- Вожжа , в которую переходят столбы . Участники движутся волнистой линией — змейкой — с постепенно уменьшающейся амплитудой, проходя под аркой, образованной руками первой пары.
- Затем наступает очередь плетня . Участники движутся по раскручивающейся из центра спирали.
- Круг — колонна водящих хоровод делает петлю в виде круга.
- Сторона на сторону — мужчины и женщины разделяются на две шеренги, которые то расходятся в разные стороны, то вновь сближаются. При этом девушки роняют платки и венки на землю, а юноши поднимают их и возвращают их хозяйкам. Эта хороводная игра изображает сватовство и женитьбу молодых .
- Шестая часть горочного обрядового танца — на четыре стороны — символизирует урожай. Называется она так потому, что все участники встают квадратом и начинают делать движения, показывающие, что они «сеют просо».
- В заключение начинается плясовая часть. Это уже не хоровод, не ритуал, а обыкновенные праздничные народные танцы под гармонь — барыня и кадриль .
Южнорусские танок и карагод
Южнорусские хороводы ( танки́ ) представляют собой грандиозное явление русского хореографического творчества. Понятие «водить танки» соответствует общерусскому понятию «водить хороводы». Южнорусские карагоды по своему виду не похожи на общерусские хороводы .
Танками называли относительно спокойный ритуальный тип движения («танок-шествие») с развитыми хореографическими построениями и множеством фигур, в том числе с элементами игрового начала . Как правило, исполнение танков было приурочено к праздничным датам народного календаря, в том числе в Великий пост ( постовые или « говеенские » танки ). Чаще всего танки водили весной и летом. Этой приуроченности соответствовали определённые песни и разновидности таночных движений . Южнорусские танки водятся только под песню, без музыкального сопровождения.
Карагод — это круговая пляска , в основе которой лежит индивидуальное мастерство пляшущих, самостоятельность действий, почти полная независимость плясуна, плясуньи или пары солистов от других пляшущих . В карагоде обычно женщины стоят кругом, а мужчины пляшут внутри круга . Карагоды могут исполяться в любое время, кроме поста. В Белгородских сёлах под карагодом понимают не только движущихся, танцующих людей в круге, но и стоящих рядом «потенциальных исполнителей» . В более широком смысле южноруский карагод — это своеобразный ритуал, на котором следует всем жителям села не только присутствовать, но обязательно петь и плясать . Поэтому слово «карагод» также употребляется и в значении «собраться вместе», «окарагодить» (окружить) кого-либо .
См. также
- Танок — вид хоровода в Курско-Белгородском Попселье (р. Псёл )
- Хора (танец)
- Русская пляска
- Гаилки
- Русский народный танец
- Этнохореология
Примечания
- , с. 332.
- , с. 81.
- ↑ , с. 170.
- .
- от 6 марта 2016 на Wayback Machine в от 3 февраля 2011 на Wayback Machine
- // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1882. — Т. 4. — С. 577.
- , с. 57.
- от 16 октября 2021 на Wayback Machine // Тимошенко Л. Г. от 16 октября 2021 на Wayback Machine Русский народный танец: региональные особенности] — Томск, 2013
- Климов А. А. от 16 октября 2021 на Wayback Machine — М.: Искусство, 1981 — С. 29
- от 23 ноября 2020 на Wayback Machine / упоряд., авт. вступ. ст. і прим. , ред. П. П. Вірський . — Київ: Наукова думка , 1969. — 610 c. — С. 9 (укр.)
- ↑ Шмелева М. Н. Общественный быт середины ХІХ — начала XX века // Русские. Народная культура (история и современность). Том 4. Общественный быт. Праздничная культура. Под. ред. И. В. Власовой. — М. Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2000 — 244 с. — 45
- ↑ Миловский А. от 19 сентября 2011 на Wayback Machine // Вокруг света. — 1982. — № 12. — от 4 июня 2022 на Wayback Machine
- ↑ от 4 октября 2018 на Wayback Machine на от 19 августа 2011 на Wayback Machine
- ↑ , с. 15.
- , с. 76.
- ↑ , с. 79.
- , с. 34.
- , с. 74.
- Токмакова О. С. от 27 сентября 2021 на Wayback Machine // Народная культура и проблемы её изучения: Материалы научной конференции. Воронеж, 2006
- от 9 мая 2020 на Wayback Machine . Диссертация кандидата искусствоведения — Москва, 2010
- , с. 75.
- Алексеева О. И. от 27 октября 2014 на Wayback Machine
Литература
- Веретенников И. И. Белгородские карагоды. — Белгород: ГБУК « БГЦНТ », 2014. — 86 с.
- Гулянья. Хороводы // Рабинович М. Г. Очерки этнографии русского феодального города — М.: Наука, 1978 — С. 159
- Жиров М.С. . — Белгород: Белгородский государственный университет, 2000. — С. 45—51. — 265 с.
- Руднева А. В. . — М. : Советский композитор, 1975. — 309 с.
- Стародубцева С. В. / Отв. ред. Владыкина Т. Г. — Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН , 20001. — 421 с.
- // «Традиционная культура», № 4 (20). — М. , 2005. — С. 73—84 .
- // Хвойка — Шервинский. — М. : Большая российская энциклопедия, 2017. — С. 170—171. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 34). — ISBN 978-5-85270-372-9 .
- Е. М. Фраёнова. Хоровод // Хейнце — Яшугин. Дополнения А — Я. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор , 1982. — (Энциклопедии. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982, т. 6).
- Николай И. К. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Морозов И. А. , Слепцова И. С. . — М. : Индрик , 2004. — 920 с. — ( Традиционная духовная культура славян . Современные исследования). — ISBN 5-85759-295-X . (недоступная ссылка)
- // = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва . — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс , 1987. — Т. III : Муза — Сят. — С. 332.
- // = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва , под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина [т. I]. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс , 1987. — Т. IV : Т — Ящур. — С. 264.
- Ширина Е. // Фалькларыстычныя даследаванні. Кантэкст. Тыпалогія. Сувязі — Мінск: Бестпрынт, 2004 — ISBN 985-6722-47-0 — С. 146—154
Ссылки
- (culture.ru)
- (culture.ru)
- (culture.ru)
- // Электронная библиотека «РОД»
- 2020-02-13
- 1