Некоторые исследователи характеризуют его как одного из столпов армянской и советской композиторской школы
.
Автор трёх балетов, трёх симфоний, шести концертов, произведений вокальной, хоровой, инструментальной и программной музыки, музыки к кинофильмам и театральным постановкам, а также музыки
Государственного гимна Армянской ССР
(1944).
В 1911—1913 годах учился в частном пансионе С. В. Аргутинской-Долгоруковой, в 1913—1921 — в коммерческой школе. С детства любил музыку, в школьной капелле играл на
фортепиано
,
горне
и
тубе
, но родители не одобряли его увлечение, и серьёзно заняться музыкой он смог лишь в 19 лет
.
Я рос в атмосфере богатейшего народного музыкального быта, жизнь народа, его празднества, его обряды, горести, радости, красочные звучания армянских, азербайджанских и грузинских напевов в исполнении народных певцов и инструменталистов — все эти впечатления юных лет глубоко запали в мое сознание.
«Как и все скрипачи, я не могу не гордиться, что первый творческий опус Арама Хачатуряна — его Танец си-бемоль мажор — был написан для скрипки, которую талантливый композитор чувствует как подлинный мастер — виртуоз и вдохновенный художник.»
В 1926—1928 годах работал в Московском доме культуры Армении, где заведовал музыкальной частью 2-й армянской драматической студии под руководством
Р. Н. Симонова
.
В 1929 году поступил в
Московскую консерваторию
, где учился по классу композиции сначала у M. Ф. Гнесина, затем у
Н. Я. Мясковского
; его наставниками по инструментовке были
Р. М. Глиэр
и
С. Н. Василенко
. В 1934 году он с отличием окончил консерваторию и следующие два года совершенствовался там же в аспирантуре у Н. Я. Мясковского.
Ещё к студенческим годам относятся такие его произведения, как Песня-поэма для скрипки с фортепиано (1929)
, Сюита для альта и фортепиано (1929), Токката для фортепиано (1932), трио для фортепиано, скрипки и кларнета (1932)
. Далее композитор создал, ориентируясь на традиции русской школы, Первую симфонию (1934), концерты с оркестром для фортепиано (1936), скрипки (1940), виолончели (1946). А затем — в 1960-е годы — для тех же солирующих инструментов написал новый триптих — концерты-рапсодии (для скрипки — 1961, для виолончели — 1963, для фортепиано — 1968). Наиболее исполняема его симфония — Вторая (1944) — «Симфония с колоколом». Третья симфония (1947) получила название «Симфонии-поэмы». Среди фортепианных сочинений заметны Сонатина (1959), Соната (1961, изданы две редакции), а также Три пьесы (сюита) для двух фортепиано (1945). В последние годы жизни композитор написал три сольные сонаты для струнных инструментов: скрипки, альта и виолончели.
В 1939 году сочинил первый армянский балет «Счастье». Но недостатки либретто балета вынудили переписать большую часть музыки. В результате вся партитура «Счастья», по образному выражению самого автора, была им «раскулачена». Завершилось всё созданием балета «
Гаянэ
» в годы войны. Вот как вспоминает об этом периоде композитор:
Жил я в
Перми
на 5-м этаже в гостинице «Центральная». Когда я вспоминаю это время, я снова и снова думаю, как трудно тогда приходилось людям. Фронту требовались оружие, хлеб, махорка… А в искусстве — пище духовной, нуждались все — и фронт, и тыл. И мы — артисты и музыканты это понимали и отдавали все свои силы. Около 700 страниц партитуры «Гаянэ» я написал за полгода в холодной гостиничной комнатушке, где стояли пианино, табуретка, стол и кровать. Мне тем более это дорого, что «Гаянэ» — единственный балет на советскую тему, который не сходил со сцены четверть века…
Балет «
Спартак
» стал величайшей работой композитора после войны. Партитура балета была завершена в 1954 году, а в декабре 1956 года состоялась премьера. С этого времени «Спартак» прочно вошёл в репертуар балетных трупп и показывался на крупнейших сценах мира. Его ставили
Л. Якобсон
,
И. Моисеев
,
Ю. Григорович
, Е. Чанга и другие видные балетмейстеры.
С 1950 года часто выступал как
дирижёр
, гастролировал с авторскими концертами во многих городах СССР и за рубежом
, в том числе дирижировал исполнением собственных произведений в Вашингтоне, Нью-Йорке, Париже, Токио и других городах и странах в 1960-е гг.
Писал статьи для журналов, посвящённых творческой деятельности ряда советских музыкантов; некоторые из них объединены в сборники, в том числе «А. Хачатурян» (М., 1980).
Заместитель председателя Оргкомитета (1939—1948), с 1957 года — секретарь правления
Союза композиторов СССР
.
Президент Советской ассоциации дружбы и культурного сотрудничества со странами Латинской Америки (с 1958). Член
Советского комитета защиты мира
(с 1962).
При встрече производил на собеседников поразительное впечатление. «Необыкновенно проницательные большие выпуклые глаза, острый взгляд, огромная „львиная грива“ вьющихся волос, плотное телосложение, ощущение высокого роста на сцене, мудрый, чистый и правильный русский язык, — все это дополняло портрет гения, по которому будут судить о нашем времени в веках.» (Новиков А. Ю. Воспоминания о современниках. М., ИПН, 2021).
Брат —
Сурен Хачатурян
(1889—1934), театральный деятель, режиссёр. Племянник —
Карэн Хачатурян
(1920—2011), композитор и педагог. Народный артист РСФСР (1981).
Первая жена — Рамель. Дочь — Нунэ Хачатурян, пианистка.
Вторая жена —
Нина Макарова
(1908—1976), композитор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1975). Сын — Карен Хачатурян (род. 1940), искусствовед.
Награды
Ордена и медали
Герой Социалистического Труда
(1973) —
за выдающиеся заслуги в развитии советского музыкального искусства и в связи с семидесятилетием со дня рождения
Государственная премия СССР
(1971) —
за музыку Триады концертов-рапсодий для скрипки с оркестром; для виолончели с оркестром; для фортепиано с оркестром
Государственная премия Армянской ССР (1965) —
за Рапсодию для виолончели с оркестром
Иностранные награды
Орден «Науки и искусства» 1-й степени (1961,
ОАР
) —
за выдающуюся музыкальную деятельность
Орден Труда
1-й степени (1970,
ВНР
) —
в связи с 25-летием образования Венгерской Народной Республики
Командор
ордена Искусств и литературы
(1974,
Франция
). Получил награду под давлением посольства СССР во Франции, не желавшего давать согласие на «выборочное» награждение одного лишь
М. Ростроповича
, в этот день участвовавшего вместе с А. Хачатуряном в концерте во дворце
князя Монако
Международный конкурс имени Арама Хачатуряна проводится в
Ереване
с 6 по 14 июня ежегодно, начиная с 2003 года. Впервые проект был реализован в рамках мероприятий, посвящённых 100-летию со дня рождения композитора. Конкурс направлен на выявление талантливых молодых музыкантов по трём специальностям — «фортепиано», «скрипка» и «виолончель».
«Походная красноармейская песня ударника обороны…» (1932)
«Походная песня» (1953)
«Поэма» (1946)
«Присяга миру» (1950)
Романс Нины (из драмы М. Лермонтова «Маскарад») (1941)
«Сад мой любимый» (Сл. В. Лебедева-Кумача)
«Сатирическая» (1932)
«Свет любимых глаз» (1962)
«Слава нашей Отчизне!» (1943)
«Самолёт»
«Товарищ Гасан» (1931)
«Третий заём»
«Уралочка» (1943)
«Уральцы бьются здорово» (1942)
Музыка к театральным постановкам
«Разорённый очаг» и «Хатабала»
Г. Сундукяна
, «Восточный дантист» и «Багдасар ахпар» («Дядюшка Багдасар»)
А. Пароняна
(все — в 1927—1935, Драматическая студия при Доме культуры Армянской ССР,
Москва
)
«Мне глубоко запали в душу слова Лермонтова, вложенные им в уста Нины, когда, вернувшись с рокового бала, она вспоминает:
Как новый вальс хорош! в каком-то упоеньи Кружилася быстрей — и чудное стремленье Меня и мысль мою невольно мчало вдаль, И сердце сжалося: не то, чтобы печаль, Не то, чтоб радость…
Признаться, именно Вальс доставил мне больше всего хлопот при сочинении музыки к „Маскараду“. Я бесконечно повторял лермонтовские слова и не мог найти темы, которая была бы, по собственному моему представлению, и „новой“, и „хорошей“, иными словами, достойной… Я буквально потерял покой, едва ли не бредил вальсом.
В то время я позировал для портрета художнице
Евгении Владимировне Пастернак
. И вот в один из сеансов я неожиданно „услышал“ тему, ставшую второй темой будущего моего Вальса. Могу ли я объяснить, как она родилась во мне? Вряд ли…» (А. И. Хачатурян)
«Вальс» и «Танец с саблями» неизменно входят в перечни наиболее исполняемых произведений не только симфонической, но и эстрадной музыки.
31 октября 2006 года в
Москве
(
Брюсов переулок
, 8/10) открыт
памятник Араму Хачатуряну
, на здании установлена мемориальная доска. Скульптор Г. Франгулян и архитектор И. Воскресенский запечатлели маэстро в минуты творческого вдохновения в окружении музыкальных инструментов. В церемонии открытия участвовали президент Армении Роберт Кочарян, мэр Москвы Юрий Лужков и бывшая супруга российского президента Людмила Путина.
6 июня 1999 года памятник (автор — Юрий Петросян) композитору (ко дню рождения А. Хачатуряна) установлен и в центре Еревана перед Большим концертным залом, названным именем композитора.
В центре Еревана на улице
Я. Заробяна
открыт в 2016 г.
Дом-музей
А. И. Хачатуряна
(с концертным залом). В последние 10 лет его директором является пианистка-профессор Армине Романовна Григорян.
2 февраля 2017 года в
Московской Консерватории
был открыт
бюст
композитору работы скульптора Микаэла Согояна
, а также имя Арама Хачатуряна занесено на мраморную доску лучших выпускников музыкального вуза.
6 июня 2017 года в большом зале Ереванской Государственный филармонии был торжественно открыт бронзовый бюст композитора. Автором выступил заслуженный художник Микаэль Согоян
.
В
Нижнем Новгороде
26 февраля 2015 года имя композитора было присвоено 18-й детской школе искусств
Автозаводского района
; в августе 2021 года на территории школы открыли памятник Хачатуряну работы скульптора Микаэла Согояна
.
Именем композитора назван самолёт авиакомпании «
Аэрофлот
»
Airbus A319
-112 (бортовой номер VQ-BCO)
.
Портрет композитора запечатлён на банкноте номиналом 50
армянских драмов
образца 1998 года.
(неопр.)
.
Дата обращения: 27 мая 2011.
20 октября 2014 года.
(рус.)
.
РИА Новости
(6 июня 2013).
Дата обращения: 9 июня 2013.
10 июня 2013 года.
Khachaturian, Aram (Il’ich) // Музыкальный словарь Гроува. «He is considered by some to be the central figure in 20th-century Armenian culture and, along with Prokofiev and Shostakovich, was a pillar of the Soviet school of composition»