Кши́штоф Пендере́цкий
(
польск.
Krzysztof Penderecki
;
23 ноября
1933
,
Дембица
—
29 марта
2020
,
Краков
) — польский композитор, дирижёр и педагог.
Юность
Родился в семье адвоката Тадеуша Пендерецкого и Зофии Витгенштейн
. Его дед — Роберт Бергер, немецкого происхождения, — был директором банка и талантливым художником; бабушка — Евгения Шилкиевич — была армянкой
.
С детства обучался игре на
скрипке
и
фортепиано
. В конце 1940-х годов играл в городском духовом оркестре
Дембицы
. Позже, в
гимназии
, Кшиштоф организовал собственный оркестр, в котором был и скрипачом, и дирижёром. В 1955 году переезжает учиться в Краков, где занимается теоретическими дисциплинами с
—
пианистом
и композитором, физиком и математиком.
В 1955—1958 годах учился у
Малявского
и
в
Краковской консерватории
.
Большое влияние на молодого Пендерецкого оказало творчество
Бартока
,
Стравинского
. Внимательное изучение произведений
Булеза
и
Ноно
(знакомство с последним состоялось в 1958 году) способствовало его увлечению авангардом.
Авангардный период
Пендерецкий преподавал композицию в
Кракове
,
Эссене
и
Йеле
. Среди его учеников в этот период —
Антоний Вит
,
.
Первый успех Пендерецкого как композитора — победа в
1959 году
на всепольском композиторском конкурсе, организованном
: Пендерецкий представил жюри свои сочинения «
», «
» и «
».
В начале
1960-х годов
Пендерецкий получил всемирную известность как один из главных представителей
восточноевропейского
музыкального
авангарда
. Композитор регулярно участвует в международных фестивалях современной музыки в
Варшаве
,
Донауэшингене
,
Загребе
.
В раннем творчестве экспериментировал в области современных свойств выразительности — главным образом
сонорики
, активно применял
кластеры
, нетрадиционные способы пения (в том числе
хорового
) и игры на музыкальных инструментах, имитировал музыкальными средствами различные крики, стоны, свисты, шёпоты. Для адекватного воплощения музыкального замысла композитор использовал в
партитурах
специально придуманные знаки.
Среди характерных сочинений этого периода — «
Плач по жертвам Хиросимы
» (1960),
(1973).
Главная художественная задача композитора в ранних сочинениях — достижение максимально эмоционального воздействия на слушателя, а главными темами становились страдание, боль, истерия. Так, например, сочинение для 48 струнных «
Полиморфия
» (
1961
) было основано на
энцефалограммах
больных людей, сделанных во время прослушивания ими «
Плача по жертвам Хиросимы
». Единственная опера этого периода — «
Дьяволы из Лудена
» (
1966
, по
(англ.)
(
Олдоса Хаксли
) повествует о массовой истерии среди монахинь женского монастыря и отличается чёткостью, графичностью в передаче ситуации
эротического
помешательства.
Вместе с тем уже в этот период проявилось характерное для Пендерецкого увлечение религиозной тематикой («
»,
1962
; «
Страсти по Луке
»,
1965
; «
»,
1970
—
1971
), благодаря которой в его сочинениях появляются музыкальные интонации
григорианского пения
,
православной
литургической традиции
и
И. С. Баха
.
Творчество середины 1970-х — 2000-х годов
С середины
1970-х годов
Пендерецкий выступал как дирижёр, в том числе с исполнением собственных сочинений. В
1972
—
1987 годах
Пендерецкий — ректор
Краковской консерватории
.
С середины
1970-х годов
музыкальный стиль Пендерецкого эволюционирует в сторону большей традиционности, тяготеет к
неоромантизму
, обнаруживает влияние
Франца Шуберта
,
Яна Сибелиуса
,
Густава Малера
,
Дмитрия Шостаковича
. Основное внимание композитор уделяет крупным вокально-симфоническим и симфоническим произведениям («
Польский реквием
»,
1980
—
2005
; «
»,
1998
; два скрипичных концерта,
1977
,
1992
—
1995
; симфонии № 2—8).
Седьмая («Семь врат Иерусалима»
,
1996
) и
симфонии включают в себя вокальные партии, отсылая тем самым слушателя к традициям
Малера
и
Шостаковича
.
Одно из крупнейших сочинений позднего Пендерецкого — «
Польский реквием
» — писалось в течение нескольких десятилетий (
1980
—
2005
). В
1980 году
появился его первый фрагмент — «
Lacrimosa
», написанная в память о
гданьских
докерах
, расстрелянных во время восстания против тоталитарного режима десятью годами раньше; композитор посвятил эту музыку
Леху Валенсе
и возглавляемому им союзу «
Солидарность
». В
1981 году
появился «Agnus Dei», посвящённый памяти глубоко почитаемого в Польше
кардинала Вышинского
; в
1982
— «Recordare Jesu pie», написанный по случаю причисления к лику блаженных священника
Максимилиана Кольбе
, который в
1941 году
, спасая другого пленника, добровольно пошёл на смерть в
Освенциме
. В
1984 году
— в сороковую годовщину
Варшавского восстания против нацистской оккупации
— был создан «
Dies Irae
» (отличный от
1967 года
). Первая редакция «Польского реквиема» впервые прозвучала в
Штутгарте
в сентябре
1984 года
под управлением
Мстислава Ростроповича
. В
1993 году
композитор дописал к партитуре «Sanctus» (в таком виде «Польский реквием» был исполнен на фестивале Пендерецкого в
Стокгольме
11 ноября
1993 года
под управлением автора). В
2005 году
Пендерецкий дописал к реквиему «
Чакону
для струнного оркестра» памяти
Папы Иоанна Павла II
.
Музыка Кшиштофа Пендерецкого использована в фильмах
Алена Рене
«
Люблю тебя, люблю
» (
1968
),
Уильяма Фридкина
«
Экзорцист
»,
Стэнли Кубрика
«
Сияние
»,
Анджея Вайды
«
Катынь
»,
Мартина Скорсезе
«
Остров проклятых
»,
Дэвида Линча
«
Внутренняя империя
», «
Твин Пикс
» (сезон 3, серия 8),
Альфонсо Куарона
«
Дитя человеческое
»,
Александра Муратова
«Моонзунд»
, в сериале «
Секретные материалы
».
Музыка, жанр музыки композитора
Музыка Пендерецкого (даже сложнейшие эксперименты в области атональной музыки) всегда рассчитана на широкого слушателя и выгодно отличается от многих элитарных произведений композиторов
XX века
относительной доступностью музыкального языка. В произведениях атонального периода творческое высказывание Пендерецкого всегда было открыто лапидарным; в более поздних произведениях обнаруживает сложившиеся под влиянием
Шостаковича
серьёзность, ясный пафос и внутреннее напряжение.
Творчество Пендерецкого проникнуто идеями
экуменизма
. Будучи
католиком
, Пендерецкий нередко обращается к
православной
традиции («
»,
1970
—
1971
; «
»,
1997
). Произведение написано по заказу
А. С. Пономарёва
, директора канала
ТВ-6 Москва
, который познакомился с Пендерецким по инициативе
Бари Алибасова
.
С большим интересом Пендерецкий относился к
русской
культуре, что проявилось при создании сочинений «
» (
1997
), «
» (на тексты из Библии, Булгакова и Достоевского; возможно, не окончено) и упоминавшейся в некоторых интервью оратории на тексты
Сергея Есенина
.
Большинство сочинений позднего Пендерецкого написаны на заказ. Среди музыкантов, в расчёте на мастерство которых созданы произведения композитора —
Мстислав Ростропович
.
Скончался в Кракове после продолжительной болезни
29 марта
2020 года
.
2 апреля
2020 года
состоялась похоронная церемония в присутствии близких родственников с временным захоронением урны с прахом композитора в крипте костёла Святого Флориана в Кракове
. Окончательная похоронная церемония с государственными почестями состоялась
29 марта
2022 года
в Национальном пантеоне
костёла Святых Петра и Павла в Кракове
.
Награды
-
Орден Белого орла
(2005 год)
.
-
Командор со звездой
ордена Возрождения Польши
(1993 год)
.
-
Командор ордена Возрождения Польши (1974 год)
.
-
Кавалер ордена Возрождения Польши (1964 год)
.
-
Орден «Знамя Труда»
I степени.
-
Золотая
медаль «За заслуги в культуре Gloria Artis»
(2005 год)
.
-
Командор
ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»
(
Германия
, 1990 год)
.
-
Большой золотой почётный знак «За заслуги перед Австрийской Республикой»
(
Австрия
, 2003 год)
.
-
Австрийский почётный знак «За науку и искусство»
(
Австрия
, 1992 год)
.
-
Командор
ордена искусств и литературы
(
Франция
, 1996 год)
.
-
Кавалер
ордена Заслуг
(
Люксембург
, 2009 год)
.
-
Офицер
ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой»
(
Италия
, 14 марта 2000 года)
.
-
Командор
ордена Культурных заслуг
(
Монако
, 1993 год)
.
-
Орден Утренней звезды с ликом Марка Марулича (
Хорватия
, 27 мая 1999 года)
.
-
Орден Утренней звезды с ликом Антуна Радича (
Хорватия
, 20 декабря 2013 года)
.
-
Большой крест
ордена pro Merito Melitensi
(
Мальтийский орден
, 2011 год)
.
-
Командор
ордена Льва Финляндии
(
Финляндия
, 2008 год)
.
-
Командор
ордена Трёх звёзд
(
Латвия
, 12 октября 2006 года)
.
-
Офицер
ордена Великого князя Литовского Гядиминаса
(
Литва
, 19 ноября 1998 года)
.
-
Орден Креста земли Марии
I степени (
Эстония
, 14 марта 2014 года)
.
-
Орден Почёта
(
Армения
, 28 октября 2009 года)
.
-
Медаль «За заслуги перед Отечеством»
1 степени (
Армения
, 22 ноября 2013 года)
.
-
Офицер
ордена Бернардо О’Хиггинса
(
Чили
, 2008 год)
.
-
Золотая медаль Министерства культуры Республики Армения (2018)
.
-
Премия принца Астурийского
в области искусства (2001 год).
-
Императорская премия
(2004 год).
-
Международная премия «Балтийская звезда» (2006 год)
.
-
Золотая почётная медаль «За заслуги перед Малопольским воеводством» (2013 год)
.
-
Почётный знак Подляского воеводства (2013 год)
.
-
Почётный знак Подкарпатского воеводства
.
-
Почётный гражданин
Кракова
.
Признание
-
В 1992 году Пендерецкий был удостоен
Премии Гравемайера
за
(1989).
-
29 апреля
2003 года
дирижёру и композитору Кшиштофу Пендерецкому было присвоено звание доктора Honoris causa Санкт-Петербургского государственного университета.
-
6 ноября
2008 года
Гданьской Музыкальной Академией дирижёру и композитору Кшиштофу Пендерецкому было присвоено звание доктора Honoris causa.
-
4 июня
2010 года
Харьковским университетом искусств имени Котляревского — Кшиштофу Пендерецкому присвоено звание почётного доктора университета.
Сочинения
Оперы
Вокально-симфонические сочинения
-
1959
:
для сопрано, чтеца и десяти инструментов (на слова
Менандра
,
Софокла
и др.)
-
1958
:
для смешанного хора и струнных (на тексты псалмов XXVIII, XXX, XLIII и CXLIII)
-
1959
—
1960
:
Wymiary czasu i ciszy
(«Меры времени и тишины») для 40-голосного смешанного хора (САТБ), ударных и струнных;
-
1964
:
Cantata in honorem Almae Matris Universitatis Iagellonicae sescentos abhinc annos fundatae
для двух смешанных хоров и оркестра;
-
1963
—
1966
:
Passio Et Mors Domini Nostri Jesu Christi Secundum Lucam
(«Страсти по Луке») для сопрано, баритона, баса, чтеца, хора мальчиков, трёх хоров САТБ и оркестра;
-
1967
:
Dies irae
. Подзаголовок:
Oratorium ob memoriam in perniciei castris in Oświęcim necatorum inexstinguibilem reddendam
, для сопрано, тенора, баса, хора САТБ и оркестра: I. Lamentatio, II. Apocalypsis III. Apotheosis;
-
1970
:
для сопрано, тенора, баса, смешанного хора и оркестра;
-
1969
—
1970
:
Utrenja I
(
Jutrznia — złożenie do grobu
) (Утреня I «Положение во гроб») для сопрано, альта, тенора, баса, баса-профундо, двух смешанных хоров и оркестра;
-
1970
—
1971
:
Utrenja II
(
Zmartwychwstanie
) (Утреня II «Воскресение») для сопрано, альта, тенора, баса,
баса-профундо
, двух смешанных хоров и оркестра;
-
1970
—
1973
:
Canticum Canticorum Salomonis
(«Песнь песней») для 16-голосного смешанного хора, камерного оркестра и пары танцоров (ad lib.- по усмотрению исполнителей);
-
1973
—
1974
:
Magnificat
для баса-соло, вокального ансамбля, двух смешанных хоров, голосов мальчиков и оркестра: I. Magnificat, II. Fuga, III. Et misericordia eius…, IV. fecit potentiam, V. passacaglia, IV. sicut locutus est, VII. gloria;
-
1979
—
1980
:
Te Deum
для сопрано, меццо-сопрано, тенора, баса, двух смешанных хоров и оркестра;
-
1980
—
1984
:
Польский реквием
для четырёх солистов, смешанного хора и оркестра (отредактирован в 1993; дополнен в 2005)
-
1995
:
Agnus Dei
для четырёх солистов, смешанного хора и оркестра;
-
1997
:
для смешанного хора и оркестра;
-
1997
:
Hymn do św. Adalberta
(«Гимн святому Адальберту») для смешанного хора и оркестра;
-
1997
—
1998
:
(Кредо) для пяти солистов (сопрано, меццо-сопрано, альта, тенора и баса), детского и смешанного хоров и оркестра;
-
2004
:
Phedra
для голоса, хора и оркестра;
-
2008
:
Три китайские песни
(«Drei Chinesische Lieder») для высокого баритона и оркестра;
-
2009
:
Кадиш
для солистов, смешанного хора и оркестра;
-
2011
:
Повеяло на меня море снов
(«Powiało na mnie morze snów…»), вокальный цикл для трёх солистов, смешанного хора и оркестра;
-
2014
:
Dies illa
, для трёх солистов, трёх смешанных хоров и оркестра
Оркестровая музыка
-
1959
—
1960
:
Anaklasis
для 42 струнных инструментов и ударных;
-
1961
—
1962
:
Fluorescencje
(«Флуоресценции») для оркестра;
-
1966
:
De natura sonoris No. 1
(«О природе звука») для оркестра;
-
1967
:
Pittsburgh Ouverture
для духового оркестра;
-
1971
:
Prélude
для медных духовых, ударных и контрабасов;
-
1971
:
De natura sonoris No. 2
для оркестра;
-
1974
:
«Przebudzenie Jakuba»
(«Пробуждение Иакова») для оркестра;
-
1979
:
Adagietto
из оперы
«Потерянный рай»
для оркестра;
-
1994
:
Entrata
для 4-х валторн, 3-х труб, 3-х тромбонов, тубы и литавр;
-
1995
:
Adagio
из симфонии № 3;
-
1998
:
Luzerner Fanfare
для 8-ми труб и ударных;
-
2003
:
Fanfarria Real
для оркестра;
-
2003
:
Largo
для виолончели с оркестром;
-
2015
:
Полонез
для оркестра;
-
2019
:
Полонез №2
для оркестра
Сочинения для струнного оркестра
-
1959
:
Emanacje
(«Эманации») для двух струнных оркестров;
-
1960
:
Плач по жертвам Хиросимы
для 52 струнных инструментов
-
1961
:
Полиморфия
для 48 струнных инструментов
-
1962
:
Kanon
для струнного оркестра;
-
1973
:
Intermezzo
для 24-х струнных инструментов;
-
1996
—
1997
:
Serenade
для струнного оркестра:
Passacaglia
(1996),
Larghetto
(1997);
-
1998
:
De profundis
из симфонии № 7;
-
2013
:
Adagio
из симфонии № 3
Сочинения для джазового ансамбля
-
1971
:
Actions
для джазового ансамбля
Концертные сочинения
Камерные сочинения
-
1953
:
Соната
для скрипки и фортепиано;
-
1956
:
3 миниатюры
для кларнета и фортепиано;
-
1959
:
Миниатюра
для скрипки и фортепиано;
-
1960
:
Quartetto per archi
No. 1 (
I Струнный квартет
);
-
1968
:
Каприччио для
Зигфрида Пальма
-
1968
:
Quartetto per archi No. 2
(
II Струнный квартет
);
-
1980
:
Каприччио
для тубы соло;
-
1984
:
Cadenza
для альта соло;
-
1985
—
1986
:
для виолончели соло;
-
1987
:
Prélude
для кларнета соло in B;
-
1988
:
Der unterbrochene Gedanke
для струнного квартета;
-
1990
—
1991
:
Струнное трио
;
-
1993
:
Квартет
для кларнета, скрипки, альта и виолончели;
-
1994
:
Divertimento
для виолончели соло;
-
1999
:
Соната
для скрипки и фортепиано № 2;
-
2000
:
Секстет
для скрипки, альта, виолончели, кларнета, валторны и фортепиано;
-
2004
:
Tempo di Valse
для виолончели соло;
-
2007
:
Серенада
для трёх виолончелей;
-
2008
:
Каприччио
для скрипки соло;
-
2008
:
Quartetto per archi No. 3
(
III Струнный квартет
);
-
2010
:
Violoncello totale
для виолончели соло;
-
2015
:
Струнный квинтет
, для двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса (переложение
III Струнного квартета
);
-
2016:
Quartetto per archi No. 4
(
IV Струнный квартет
)
Киномузыка
Электронная музыка
Сочинения для хора a cappella
-
1962
:
Stabat Mater
из
Страстей по Луке
для трёх смешанных хоров
;
-
1965
:
Miserere
из
Страстей по Луке
для трёх смешанных хоров АТБ и хора мальчиков
ad lib.
;
-
1965
:
In Pulverem Mortis
из
Страстей по Луке
для трёх смешанных хоров САТБ;
-
1972
:
Ecloga VIII (Vergili «Bucolica»)
для 6 голосов ААТБББ;
-
1981
:
Agnus Dei
из
Польского Реквиема
для смешанного хора ССААТТББ;
-
1986
:
Иже херувимы
для смешанного хора ССААТТББ на староцерковнославянский текст;
-
1987
:
Veni creator (Hrabanus Maurus)
для смешанного хора ССААТТББ;
-
1992
:
Benedicamus Domino (Organum i Psalm 117)
для пятиголосного мужского хора ТТТББ;
-
1993
:
Benedictus
для смешанного хора САТБ;
-
2008
:
Sanctus
для хора
Примечания
-
Пендерецкий Кшиштоф //
Большая советская энциклопедия
: [в 30 т.]
/ под ред.
А. М. Прохоров
— 3-е изд. —
М.
:
Советская энциклопедия
, 1969.
-
Krzysztof Penderecki //
(порт.)
— São Paulo:
, 2001. —
ISBN 978-85-7979-060-7
-
-
-
-
(неопр.)
. Дата обращения: 29 марта 2020.
3 апреля 2020 года.
-
(неопр.)
. ТАСС. Дата обращения: 30 марта 2020.
29 марта 2020 года.
-
Ormianką była Eugenia Szylkiewicz, babka ze strony ojca kompozytora. Źródło: Ciągle myślę o Fedrze — wywiad z Krzysztofem Pendereckim, Rzeczpospolita, dodatek Opera Narodowa we Lwowie, 21 grudnia 2007
-
(неопр.)
. Дата обращения: 23 ноября 2008.
14 сентября 2008 года.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 1 августа 2015.
8 декабря 2015 года.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 29 марта 2020.
29 марта 2020 года.
-
-
(неопр.)
. Дата обращения: 31 марта 2020.
31 марта 2020 года.
-
от 27 ноября 2010 на
Wayback Machine
(польск.)
-
от 18 марта 2015 на
Wayback Machine
(польск.)
-
Dziennik Polski, rok XXX, nr 175 (9456), s. 2.
(польск.)
-
Dziennik Polski, rok XX, nr 171 (6363), s. 6.
(польск.)
-
от 22 марта 2015 на
Wayback Machine
(польск.)
-
от 24 марта 2016 на
Wayback Machine
(польск.)
-
от 3 апреля 2019 на
Wayback Machine
(PDF; 6,9 MB)
-
от 18 апреля 2015 на
Wayback Machine
(нем.)
-
↑
-
-
от 24 сентября 2015 на
Wayback Machine
(итал.)
-
(неопр.)
Дата обращения: 7 сентября 2023.
2 января 2023 года.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 7 сентября 2023.
7 сентября 2023 года.
-
от 2 апреля 2015 на
Wayback Machine
(англ.)
-
-
12 мая 2013 года.
(лат.)
-
Декрет от 19 ноября 1998 года № 240
от 8 августа 2020 на
Wayback Machine
(лит.)
-
от 2 апреля 2015 на
Wayback Machine
(эст.)
-
(неопр.)
. Дата обращения: 6 ноября 2017.
7 ноября 2017 года.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 6 ноября 2017.
7 ноября 2017 года.
-
-
(неопр.)
. Дата обращения: 27 марта 2019. Архивировано из
3 сентября 2018 года.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 12 августа 2023.
12 августа 2023 года.
-
-
-
-
(неопр.)
. Дата обращения: 4 декабря 2017.
16 октября 2017 года.
Литература
-
Никольская И. И.
Кшиштоф Пендерецкий. Инструментальная музыка. Симфонии. Оперы. Очерки.
М., «Композитор», 2012. — 300 стр. —
ISBN 978-5-4254-0050-5
-
Лаврова С.
//
Musicus. Вестник Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова
. — Санкт-Петербург, 2007. —
№ 9
. —
С. 14—15
. —
ISSN
.
-
Дмитрий Евтушенко.
Мастер-класс Кшиштофа Пендерецкого в
Вюрцбурге
//
Новая Польша
, 2009, № 4 (107), с.70-71
Ссылки
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
Тематические сайты
|
|
Словари и энциклопедии
|
|
Генеалогия и некрополистика
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|
|
Архитектура
|
|
Живопись
|
|
Музыка
|
|
Скульптура
|
|
|