Дэшнер, Джеймс
- 1 year ago
- 0
- 0
Джеймс Таррелл ( англ. James Turrell ; род. 1943 , Лос-Анджелес , США ) — современный американский художник .
Творчество Таррелла посвящено изучению света и пространства . Будь то использование света на закате или сияния телевизора — искусство Таррелла помещает зрителей в реалии чистого опыта. Таррелл манипулирует светом как скульптор глиной. Каждая инсталляция активизирует сенсорное восприятие, которое способствует открытию: что казалось, например, кубом , в действительности — две световые плоскости проецируемого света, а чёрный квадрат на потолке — портал в ночное небо. Творчество Таррелла находится где-то между логическим дискурсом и чистым наблюдением . Художник создает работы, которые свидетельствуют о расхождении между знанием и восприятием . То, что Таррелл показывает зрителям, не является иллюзией или обманом, это удивительная реальность.
Таррелл принадлежит к группе калифорнийских художников, которые экспериментировали со светом и восприятием в конце 1960 -х. Тогда он, (Robert Irwin), (Douglas Wheeler) и другие были участниками движения «Свет и Пространство Калифорнии» (California’s Light and Space Movement). Для этой группы художников тема произведения искусства как была пройденным этапом. Их интересовали феномены восприятия, чистое исследование визуального опыта . Анализ привел к созданию окружения с тщательно просчитанным светом и пространством, которое вызывало у зрителя оптические эффекты.
Первые проекты Таррелла были осуществлены в Mendote Hotel в Калифорнии , который он арендовал как студию и выставочное пространство с 1966 по 1972 . Здесь, используя перекрестно проецируемый галогенный свет, художник создавал геометрические формы, которые взаимодействовали с интерьером и внешним пространством. Многие произведения художника связаны со сложностью восприятия света. Wedgework III (1974) не является исключением: в темноте виден объём из флуоресцентного фиолетового света, похожий на клин. Источник света остается вне поля зрения, видна только проекция. Этот свет не освещает какой-либо объект, он сам является объектом.
С 1972 Таррелл занимается преобразованием кратера Роден в масштабное произведение искусства. Этот потухший вулкан расположен на юго-западе Окрашенной пустыни в Северной Аризоне . Как обсерватория , кратер Роден позволяет посетителям увидеть небесные явления невооруженным глазом. Строительство данного проекта находится в ведении Dia Art Foundation и Skystone Foundation при поддержке со стороны Lannan Foundation.
В 1976 Таррелл начал серию Space Division Constructions. В этих работах Таррелл разделял выставочное пространство при помощи перегородки с отверстием на две зоны: для зрителей и света. Таррелл создает оптическую иллюзию, благодаря которой зритель воспринимает прямоугольное отверстие как плоскую монохромную поверхность . Длительное разглядывание дает удивительный сдвиг в восприятии.
В 1970 -х Таррелл начал серию работ, которые он описывает как «небесные пространства» (skyspaces). Это закрытые пространства — комнаты или отдельно стоящие структуры, с открытым доступом к небу посредством прямоугольного или круглого отверстия в крыше. Хотя они несут архитектурный характер, эти пространства существуют для создания световых эффектов и восприятия событий, которые являются искусством Таррелла. Tending, (Blue) был создан для Nasher Sculpture Center. Чтобы достигнуть оптического эффекта, Таррелл скоординировал сложную систему подсветки, которая вступает во взаимодействие с природными циклами восхода и захода солнца и реагирует на постоянно меняющиеся атмосферные условия. Расположенный в северной части скульптурного сада, Tending, (Blue) размещен в структуре из грубых блоков чёрного гранита и состоит из двух самостоятельно функционирующих, но связанных между собой, компонентов: вестибюля и «небесного пространства».
В 2000-х Таррелл начал создавать серию Tall Glass. В этой серии художник добавил временной элемент. Каждая работа состоит из светодиодов, запрограммированных менять цвет с течением времени, по аналогии с изменением цвета неба. Зритель видит только крупные, плавучие, тонко меняющиеся области света.
С 1968 , когда Таррелл получил грант от Национального фонда искусств, художник стал получателем порядка девятнадцати наград: от Фонда стипендий Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров ( 1984 ) до Chevalier des Arts et des Lettres от французского правительства ( 1991 ). На протяжении шести лет, с 1997 по 2002 , Таррелл получил шесть различных призов и наград и стал почетным доктором Художественного института Чикаго ( 1999 ), Университета Клермонт в Калифорнии ( 2001 ), Королевской академия искусств в Лондоне ( 2002 ).
|
|
|
|
|
|