Interested Article - Сулоага, Игнасио

Игнáсио Сулоáга ( исп. Ignacio Zuloaga y Zabaleta ; 26 июля 1870 , Эйбар 31 октября 1945 , Мадрид ) — испанский художник , чрезвычайно популярный в конце XIX — начале XX вв., широко известный на родине и за рубежом. Его манере присущи острота рисунка и декоративность колорита, эффектная театрализация мотивов.

Биография и творчество

Игнасио родился в Стране Басков , в городе Эйбар . Он — сын известного чеканщика, ювелира и оружейника Пласидо Сулоага (Plácido Zuloaga). Внук «дона Эусебио» — основателя и директора Королевской Оружейной палаты в Мадриде . Прадед Игнасио, тоже королевский оружейник, был другом Франсиско Гойи (баска по отцу и арагонца по матери). По материнской линии Игнасио был потомком двухсотлетней «династии» баскских художников Сабалета. Семья проживала в родовом замке XVI века, где имелся небольшой музей древностей.

В детстве Игнасио Сулоага-и-Сабалета увлечённо помогал отцу в его художественных работах. В юности Игнасио нарисовал несколько картин, посвящённых родному Эйбару («Эйбарский источник», «Слепой Аррате» и др.). В дальнейшем он учился в школе иезуитов во Франции, затем — в Мадриде и Париже (где состоялась его первая выставка). Чтобы усовершенствовать своё мастерство, много времени отдал копированию имевшихся в музее Прадо картин Веласкеса , Эль Греко , Риберы , Сурбарана , Гойи .

В 1889 году , 19 лет от роду, Игнасио отправился в Рим , где несколько месяцев делил время между мастерской на Виа-Маргутта и близлежащими трактирами.

В 1890 году Игнасио Сулоага поселился в Париже, на Монмартре — и на всю жизнь полюбил этот район . Здесь он познакомился с Тулуз-Лотреком , Дега , Гогеном , а также с каталонскими художниками — Сантьяго Русиньолем , Рамоном Касасом , . С ними он участвовал в совместных выставках.

В дальнейшем Сулоага надолго поделил свою жизнь между Францией и Испанией. После Парижа три года (1895—1898) прожил в Севилье , где впервые выступил в качестве тореро. Здесь он открыл для себя цветущую и благодатную Андалусию . Евро-африканские пейзажи этой страны, страстные танцовщицы, смуглые цыганки, суровые тореро наполнили собой полотна Сулоаги .

На выставке 1896 года в Барселоне картина давно уже популярного в Каталонии Сулоаги «Друзья» была приобретена Барселонским Муниципальным музеем.

В 1898 году его дядя Даниэль переселился в кастильский город Сеговию и пригласил племянника в гости. Вскоре Сулоага написал картину «Семья моего дяди Даниэля» . Одним из объектов творческого вдохновения живописца стала очаровательная кузина Кандида (дочь Даниэля): за несколько лет Игнасио написал 24 её портрета. В общем, художнику настолько понравилось в Сеговии, что он решил там обосноваться. Свою мастерскую он устроил в одной из старых закрытых церквей Сеговии. И это — весьма характерный штрих! Здесь Сулоага открыл для себя новый мир, здесь запечатлел множество колоритных пейзажей Старой Кастилии , создал портреты её обитателей, ряд жанровых сцен. Старая Кастилия, как и Андалусия, — это тоже коренная Испания. И даже можно сказать: «более коренная». Но… совершенно другая страна: надрывная и трагическая. Старые женщины, одетые в чёрное; обременённые нуждой земледельцы; погонщики мулов; карлики и прокаженные — порою на фоне прочных замков и городских стен Сеговии, Турегано, Сепульведы , под свинцовым грозовым небом .

18 мая 1899 г. Сулоага обвенчался в Мадриде с сестрой французского художника Максима Детома (де Тома). Сулоага дружил с Роденом , Рильке , Барресом , переписывался с ними. Выставлялся в различных странах Европы: Германии , Австро-Венгрии , Бельгии , Италии , представил 34 на Барселонской Всемирной выставке 1907 года.

В 1909 году Сулоага снова поселился в Париже. Это было возвращение с триумфом.

Успехи предыдущих лет сделали его модным в некоторых парижских кругах. Привлекали блеск и цельности его личности, грация и таланты его жены. Их парижская квартира стала местом многолюдных собраний...

— писал испанский искусствовед Феррари Лафуэнте… В том же 1909 году Сулоага ненадолго перебрался в Нью-Йорк . До 1910 года он работает и экспонируется в Новом Свете — в различных городах США и Латинской Америки. После чего — снова Париж. В 1911 г. экспонируется в Риме

Историческая живопись Сулоаги-и-Сабалеты имеет свои особенности. У него было не так уж много батальных сцен. Вовсе не писал он обличительных картин, посвящённых ужасам инквизиции . Любимые же темы мастера представлены в следующих многолетних циклах:

  • Коррида и тореро — вечная любовь и страсть Испании;
  • Старая испанская архитектура;
  • Женщины в национальном костюме на фоне старой испанской архитектуры;
  • Обнажённые женщины в испанском интерьере.

Его испанки не всегда красивы, но всегда удивительно чувственны и грациозны.

В полных жизни фигурах, в жизненном ритме движений, в сочных, ярких гаммах красок слились гармонично строгий тон испанской классической школы и проявления декоративной живописи.

— писал в 1911 г. Новый Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона о творчестве Сулоаги-и-Сабалеты . Впрочем — нет правил без исключений. Вот — удивительное полотно Сулоаги «Старая донья Розита Гутьеррес». Донья Розита сидит на камне рядом с любимым пёсиком. Вдали — старые испанские здания, только не нарядно-декоративные, и не сурово-величественные. А просто — старые дома, столь же некрасивые, как и лицо Розиты. Она одета в чёрное, Солнце высветило её морщинистое лицо и руки, искорёженные болезнью. Эти руки держат веер… с репродукцией «Обнаженной махи» Гойи. Стоит вспомнить, что в своё время Сулоага мастерски скопировал «Обнаженную маху», копия оказалась почти неотличима от оригинала. И вот теперь уверенной рукой художник воспроизвёл контуры прекрасного тела на веере в руках старухи. Контраст. Испанский контраст...

В начале Первой мировой войны Сулоага возвращается из Франции в родную и нейтральную Испанию. На виллу-музей, ранее построенную им в Сумайе, он перевёз свою парижскую коллекцию, жемчужиной которой была одна из последних картин Эль Греко «Снятие седьмой печати» .

В 1925 г. Сулоага вторично побывал в США, выставлялся в Нью-Йорке (в Музее Рейнхардта); в Вашингтоне получил аудиенцию у президента Кулиджа . В ходе своего американского турне художник также посетил Бостон , Палм-Бич и Гавану .

В том же 1925 году Сулоага вновь приезжает в Сеговию. Здесь он приобрёл средневековый замок (Pedraza de la Sierra), возвышающийся на крутой скале. Покупка этого замка стала ещё одним доказательством его любви к Сеговии и Старой Кастилии. Среди высоких гостей, которых художник принимал в Педрасе, были представители Орлеанской ветви французских Бурбонов… В 1926 году король Испании Альфонс XIII (испанский Бурбон) лично открыл выставку Сулоаги во Дворце изящных искусств.

После провозглашения Республики, в 1931 году, Игнасио Сулоага был назначен президентом Мадридского Музея современного искусства «Траст». С тех пор он написал многочисленные портреты, особенно своих друзей, некоторые из которых стали частью музейных коллекций.

С 1936 года Сулоага-и-Сабалета успешно освоил скульптуру.

В период Испанской гражданской войны 1936-39 гг. большая часть басков сражалась против генерала Франко ; некоторая часть (главным образом, Карлисты ) — на его стороне. Ибо после 1876 года , в ходе конфликта «отцов и детей», баскская молодёжь постепенно отступалась от исповедуемой героями-карлистами консервативно-национальной идеологии. Ей на смену пришёл левый национализм, построенный на социалистической платформе . Симпатии Сулоаги-и-Сабалеты были всецело на стороне карлистов и франкистов, защищавших славу и честь «отцов», католические храмы и монастыри. В письме миссис Гаррет, коллекционировавшей его картины (апрель 1939 г.), Сулоага жёстко осудил «дикий вандализм, который преобладал в советском клане Испании!». В том же 1939 году художник написал монументальную картину «Осада Алькасара» , в 1940 г. — «Портрет генералиссимуса Франко» и «Долина Павших».

В 1938 году на Венецианском биеннале Сулоага был награждён Гран-при из рук итальянского диктатора Муссолини , неизменно подчёркивавшего своё уважение к генералиссимусу Франко. Который к тому времени начал проводить политику насильственной кастильянизации Баскских земель .

Игнасио Сулоага до конца своих дней сохранял внешнюю лояльность франкистскому режиму. В 1945 году, всего за несколько месяцев до смерти, Сулоага писал:

Я люблю Кастилию столь глубоко за то, что она показала мне всю совокупность света и тени, смелые контрасты, красные и желтые цвета, несравненные оттенки серого, с его далёкими дымками; краеугольные камни, определяющие параметры и составляющие ландшафты, которые оказывались на моей палитре.

Сулоага-и-Сабалета умер в Кастилии (в Мадриде , в своей мастерской «Лас Вистилла»), а похоронен был в родном краю — в Сан-Себастьяне , столице баскской провинции Гипускоа .

Картины Сулоаги представлены в крупнейших музеях Европы, Северной и Южной Америки.

Семья

У Игнасио Сулоаги и Валентины Детома (Venentine Dethomas) было две дочери — Лусия (род. 15 мая 1902) и Антония (род. 10 декабря 1906).

Страны, где представлены работы Сулоаги

« Карлик Грегорио ». 1908 год. Эрмитаж .
  • Австрия;
  • Аргентина;
  • Бельгия;
  • Великобритания;
  • Венгрия;
  • Германия;
  • Испания ;
  • Италия;
  • Люксембург;
  • Польша;
  • Россия ;
  • США ;
  • Украина;
  • Франция.

Литература

  • Lafuente Ferrari E. La vida y el arte de Ignacio Zuloaga. San Sebastián: Editora Internacional, 1950; 2 ed., Madrid, 1972. (англ. изд. 1991.)
  • Plessier G. Ignacio Zuloaga et ses amis français. Paris: L’Harmattan, 1995.
  • Lorandi M. Dalla tradizione alla tradizione : Rusiñol, Sorolla, Zuloaga, Anglada e la pittura della reiberizzazione in Spagna 1874—1945. Viareggio: M. Baroni, 2000.

Примечания

  1. Хотя здесь ему иногда приходилось, по бедности, приторговывать семейным антиквариатом.
  2. В письмах того периода баск Сулоага именует Андалусию — «Белой Испанией».
  3. Экспонировалась в Салоне 1899 года, приобретена для «Musee du Luxembourg».
  4. «Чёрной Испанией» нарёк Сулоага Старую Кастилию — в противоположность Андалусии, «Белой Испании».
  5. Именно Сулоага познакомил Барреса с наследием великого Эль Греко , а в 1913 г. исполнил портрет М. Барреса на фоне толедского пейзажа.
  6. Дюссельдорф , 1904 г.
  7. Дважды участвовал в Венецианском биеннале (1901 и 1903 гг.).
  8. В старой русской транскрипции (которую использовал и Ефрон ): Зулоага-и-Забалета.
  9. Впоследствии эта картина была приобретена Метрополитен-музеем в Нью-Йорке у наследников Сулоаги.
  10. Заслуживает пристального внимания и судьба древнего аристократического народа басков: парадоксальная и во многом загадочная. (...) В 1923 году руководство Баскской националистической партии (самой на тот момент массовой, изначально консервативной и религиозной), - подпав под влияние левых сепаратистских организаций Каталонии («Эстат Катала», «Чёрное знамя» и им подобных), - легкомысленно растоптало честь и славу предков-карлистов, кровь проливавших в 1833-4О и 1872-76 гг. за принципы легитимной монархии, католического благочестия и муниципальных вольностей (fueros)!.. Как известно, с самого начала испанской гражданской войны, региональное правительство Страны Басков (в октябре 1936 г. его возглавил лидер БНП Агирре-и-Лекубе ) деятельно поддерживало краснознамённый партийный блок т. наз. Народного Фронта. Формально числясь католиками, теоретически признавая "свободу и независимость церкви в её сфере" и не допуская никаких святотатств в своих провинциях ( Бискайя , , Алава ), - баскские националисты, тем не менее, не погнушались вступить в сговор с безбожными убийцами и осквернителями католических храмов и монастырей Севильи, Гранады, Малаги, Кадиса , Аликанте , Барселоны, Вика, Теруэля, Барбастро , Толедо , Эль-Тобосо и знаменитой Горы Ангелов! Кроме того, вопреки уставному прилагательному "националистическая", активисты БНП не остановились и перед братоубийственными схватками с отрядами "рекете", в которых состояли их единоплеменники, сподобившиеся сохранить верность карлистским преданиям!

    — писал по этому поводу журналист К. Э. Козубский: «Парадоксы Новейшей истории» — «Наша Страна» (Буэнос-Айрес), № 2561—2562 от 25 сентября 1999 г.
  11. Тема полотна — героическая оборона Толедской твердыни Алькасар, атакуемой республиканцами-марксистами. Когда генерал Москардо (Moscardo) пожертвовал жизнью сына-заложника, но не сдал крепость.
  12. «Деревенские тореро»: Мадрид, Музей современного искусства; «Портрет М. де Фальи»: Мадрид, музей Сулоаги и др.
  13. «Приготовление к корриде», « Карлик Грегорио », «Портрет И. И. Щукина», « Отшельник »: Государственный Эрмитаж; «Испанка в ложе на Пласа-де-Торос» (1901): ГМИИ им. Пушкина.
  14. «Семья моего дяди Даниэля»: Бостон, Музей изящных искусств; «Цыганский праздник»: Вашингтон, Национальная галерея; «Вид Калатаюда»: Нью-Йорк, Музей Испанского общества и др.

Ссылки

  • (исп.)
  • (исп.)
  • (англ.)
  • (англ.)
Источник —

Same as Сулоага, Игнасио