Interested Article - Приап
- 2020-03-06
- 1
Приа́п ( др.-греч. Πρίαπος , также лат. Priapus ) — в античной мифологии древнегреческий бог плодородия; полей и садов — у римлян. Изображался с чрезмерно развитым половым членом в состоянии вечной эрекции .
Другое название бога плодородия, согласно Аристофану и Лукиану — Фалет ( др.-греч. Φᾰλῆς, Φᾰλῆτος, Φάλης, Φάλητος ). Празднество и торжественное шествие в честь фаллического божества, согласно Плутарху , носило название — фаллефории ( др.-греч. φαλλη-φόρια ). Торжественная фаллическая песнь, согласно Аристофану , носила название — фалликон ( др.-греч. φαλλικόν ). Все эти названия однокоренные слову фаллос ( др.-греч. φαλλός ).
Происхождение
Сын Диониса и Афродиты ; или сын Диониса и нимфы ; либо сын Гермеса ; или Диониса и Хионы , или Пана , или Адониса , или Сатира .
Афродита родила его в Абарниде (Апарниде) близ Лампсака , но из-за его безобразия отказалась от него . Был изгнан из Лампсака из-за величины члена . Ему поклоняются там, где имеются выгоны коз и овец и где есть пчёлы, но более всего в Лампсаке .
Приап победил говорящего осла Диониса в состязании в длине членов и убил того , по другой версии был побеждён и в гневе убил осла , который был затем вознесён на небо, став одной из звёзд Ослят: гаммы и дельты Рака . В Лампсаке Приап пытался соблазнить Диониса , но неудачно . Есть рассказ, как Приап пытался изнасиловать Весту , но ему помешал осёл , поэтому в Лампсаке ему в жертву приносят ослов. По вифинскому преданию, он обучил Ареса владеть оружием, но не прежде, чем сделал из него плясуна, за это Гера установила десятину от Ареса Приапу .
Распространение
Первоначально местное малоазийское божество. В классическую эпоху культ Приапа распространился по всей Греции и Италии. В Древнем Риме к нему с большим уважением относились арендаторы, а также бедняки. Первые считали его защитником своих посевов, а вторые — другом простого народа .
Египтяне рассказывают миф о почитании члена Осириса . Также Приап отождествлялся с Протогоном . Сосуды в форме фаллоса называли .
У Гомера и Гесиода он не упоминается . Упоминается в эпиграммах , в буколиках . Иногда его имя упоминается во множественном числе . Его святилище было в Орнеях ( Арголида ) . Культ из Орней перенесён в город Приап .
Тихон — синоним Приапа и Гермеса . Первоначально это аттическое божество, близкое Приапу , фаллическое божество счастливого случая. У Антифана была комедия «Воин, или Тихон» .
См. также
Примечания
- Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.335-336,
- Антипатр Сидонский. Эпиграмма 41 Пейдж
- Павсаний. Описание Эллады IX 31, 2
- ↑ Страбон. География XIII 1, 12 (стр.587)
- Гигин. Мифы 160
- Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.149
- Примечания О. Л. Левинской, И. В. Рыбаковой в кн. Афиней. Пир мудрецов. Кн. 1-8. М., 2003. С.529
- Первый Ватиканский мифограф II 24, 2
- Овидий. Скорбные элегии I 10, 26
- Гигин. Астрономия II 23, 2
- Лактанций. Божественные установления I 21, 28
- Лукиан. Разговоры богов 23, 2
- Овидий. Фасты VI 335—346
- Лукиан. О пляске 21
- Е. Штаерман. Кризис рабовладельческого строя в западных провинциях Римской империи . — с. 139—140
- Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 6, 1-4
- Орфические гимны VI 9
- Ювенал. Сатиры II 95
- Гедил. Эпиграмма 1 Пейдж
- Феокрит. Идиллии I 21
- Мосх. Плач о Бионе, ст.27
- Страбон. География VIII 6, 24 (стр.382)
- Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 6, 4
- Афиней. Пир мудрецов III 62, 103е
Литература
- Буров А. С. 1998: от 21 июня 2016 на Wayback Machine // Проблемы истории, филологии, культуры. V, 95-101.
- Лопес-Педраза Р. Приап // Гермес и его дети = Hermes y sus hijos. — М. : Касталия, 2020. — С. 158—183. — 208 с. — ISBN 978-5-521-15783-9 .
- Штаерман Е. М. Кризис рабовладельческого строя в западных провинциях Римской империи. — М. : Издательство Академии Наук СССР, 1957. — 512 с.
- Штернберг Л. Я. , ,. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
Ссылки
- На Викискладе есть медиафайлы по теме
- 2020-03-06
- 1