Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: скорее всего, родился он в
Московском княжестве
(по другим сведениям — в
Великом Новгороде
), вероятно, в конце 1340-х годов
, но не позднее 1370 года
. Из-за прозвища «Рублёв» (от слова «рубель» — инструмент для накатки кож) предполагают, что он мог происходить из ремесленной семьи
.
Монашеский постриг
принял, вероятно, незадолго до 1405 года в
Андрониковом монастыре
при
Андронике Московском
с именем Андрей;
неизвестно (скорее всего, по существовавшей в то время традиции, оно тоже начиналось на «А»). Сохранилась икона, подписанная «Андрей Иванов сын Рублёв»; она поздняя, и подпись явно поддельная, но, возможно, является косвенным свидетельством того, что отца художника действительно звали Иваном.
Творчество Рублёва сложилось на почве художественных традиций Московского княжества; он был хорошо знаком также со славянским художественным опытом. Первое упоминание об Андрее в летописи появилось только в 1405 году; оно свидетельствовало, что
Феофаном Греком
,
Прохором-старцем
и
чернецом
(монахом) Андреем Рублёвым был расписан
Благовещенский собор в Московском Кремле
. В перечне имён в летописи он назван последним, то есть он был младшим
. Второй раз в летописи Андрей упоминается в 1408 году, когда он делал росписи с
Даниилом Чёрным
в
Успенском соборе во Владимире
. Прошло всего три года, а у Андрея уже появились помощники и ученики, к тому времени у Андрея уже полностью сформировался свой индивидуальный стиль. В 1420-х годах Андрей упоминается в третий раз: с Даниилом Чёрным он руководил работами в
Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря
. Эти росписи не сохранились. В 1411 или 1425—1427 годах он создал свой шедевр — «
Троицу
».
На формирование мировоззрения Рублёва большое влияние оказала атмосфера культурного подъёма 2-й половины XIV — начала XV века, для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам. В своих произведениях в рамках средневековой
иконографии
Рублёв воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Творчество Рублёва является одной из вершин русской и мировой культуры
. В 1405 году Андрей Рублёв вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца расписывал стены Благовещенского собора в Московском Кремле.
В
1408 году
Рублёв совместно с
Даниилом Чёрным
и другими мастерами создал свою единственно точно датированную и вдобавок сохранившуюся работу — фрески
Успенского собора во Владимире
(роспись сохранилась частично). Из фресок Рублёва в Успенском соборе наиболее значительна композиция «Страшный суд», где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность человека. Работы Рублёва во
Владимире
свидетельствуют, что уже в это время он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.
В
1425
—
1427 годах
Рублёв, как свидетельствуют летописи, совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал
Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря
и создал иконы его
иконостаса
. Сохранились иконы, считающиеся по большей части работой артели; они выполнены в различных манерах и неравноценны по художественным качествам. Вероятно, именно в этот иконостас входила икона «
Святая Троица
» — его единственно безусловная сохранившаяся работа в жанре иконописи. Традиционный библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким богословским содержанием.
Прочие иконы и фрески, приписывавшиеся на протяжении XX века кисти Андрея Рублёва, в настоящее время большинство исследователей считает работой школы (артели) или даже просто современников мастера
.
Перед главным входом в музей имени Рублёва установлен памятник Андрею Рублёву работы скульптора
Олега Комова
.
В городе
Городце
Нижегородской области имя Андрея Рублёва с 1964 года носит одна из улиц в старой части города. Сегодня она — часть Музейного квартала Городца, место пешеходных экскурсий и городских фестивалей. Улицы Андрея Рублёва есть в
Звенигороде
,
Брянске
,
Новосибирске
,
Уфе
.
↑
(неопр.)
.
Международный мультимедийный пресс-центр МИА «Россия сегодня»
(29 октября 2013).
Дата обращения: 6 ноября 2020.
1 марта 2021 года.
(неопр.)
.
Президентская библиотека
(2 ноября 2023).
Дата обращения: 2 ноября 2023.
(неопр.)
.
en.isabart.org
.
Дата обращения: 6 ноября 2020.
22 января 2021 года.
(нем.)
.
www.heiligenlexikon.de
.
Дата обращения: 6 ноября 2020.
18 января 2021 года.
30 января 2009 года.
↑
.
Веселовский С. Б.
Ономастикон: Древнерусские имена, прозвища и фамилии. — М., 1974. — С. 272.
(рус.)
.
www.icon-art.info
.
Дата обращения: 5 января 2022.
5 января 2022 года.
(рус.)
.
www.icon-art.info
.
Дата обращения: 5 января 2022.
5 января 2022 года.
Ульянов О. Г.
.
от 6 октября 2008 на
Wayback Machine
// Человек верующий в культуре Древней Руси. Мат-лы межд. науч. конф. 5—6 декабря 2005 года / отв. ред. Т. В. Чумакова. — СПб.: Лемма, 2005. — 252 с. —
ISBN 5-98709-013-X
.
О происхождении иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля // Реставрация и исследование памятников культуры. — Вып. 1. — М.:
Стройиздат
, 1975.
Дудочкин Б. Н.
//
/ Отв. ред.: Б. Н. Дудочкин, Р. А. Седова. —
М.
: ЦМиАР, 2002. — С. 300—421. — 440, [32] с. — (Труды Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Т. 2). —
ISBN 5-85759-210-0
.
Ульянов О. Г.
// Памятники культуры. Новые открытия. — М.: Наука, 2008. — С. 364—394.
Ульянов О. Г.
Эволюция иконографии Живоначальной Троицы в древнерусском искусстве времени прп. Андрея Рублёва и проблемы семантики образа // Тр. ГМИР. — Вып. 9. — СПб., 2009. — С. 7—15.
Ульянов О. Г.
Эпитафия прп. Андрею Рублеёу (проблемы атрибуции) // II научные чтения памяти В. А. Плугина. Москва, 10 декабря 2012 г. —
Вестник Московского университета
. — Серия 8. История. — М., 2013. — № 4. — С. 132—133.
Творения преподобного Андрея Рублёва и иконописцев великокняжеской Москвы. —
М.
:
Индрик
, 2007. — 492 с. —
ISBN 978-5-85759-406-3
.