Обыкновенный фашизм
- 1 year ago
- 0
- 0
Русский фашизм — идеология, разновидность русского национализма в 1930—1940-е годы, характеризующаяся симпатией к итальянскому фашизму и германскому национал-социализму , ярко выраженным антикоммунизмом и антисемитизмом .
Русский фашизм имеет свои корни в движениях, известных в истории как « чёрная сотня » и « белое движение ». Был распространён среди белоэмигрантских кругов, проживающих в Германии , Маньчжоу-го и США . В Германии и США (в отличие от Маньчжоу-го) политической активности они практически не вели, ограничиваясь изданием газет и брошюр.
Некоторые идеологи «Белого движения», такие как И. А. Ильин и В. В. Шульгин , приветствовали приход к власти Бенито Муссолини в Италии и Адольфа Гитлера в Германии, предлагая соратникам фашистский «метод», как способ борьбы с социализмом , коммунизмом и безбожием . При этом политические репрессии и антисемитизм они не отрицали и оправдывали .
С началом Второй мировой войны русские фашисты в Германии поддержали Гитлера и влились в ряды русских коллаборационистов .
После падения фашистских режимов по итогам Второй мировой войны фашистский философ Иван Ильин писал, что фашизм возник как реакция на большевизм, поскольку искал справедливых социально-политических реформ, но в то же время совершил ряд ошибок, среди которых Ильин назвал безрелигиозность, создание правого тоталитаризма, установление партийной монополии, уход в крайности национализма и воинственного шовинизма, смешение социальных реформ с социализмом и соскальзывание через тоталитаризм в огосударствление хозяйства, идолопоклоннический цезаризм с его демагогией, раболепством и деспотией . Кроме того, он указал, что русские фашисты этого не поняли и если они «водвориться в России (чего не дай Бог), то они скомпрометируют все государственные и здоровые идеи и провалятся с позором». При этом он считал, что «Франко и Салазар поняли это и стараются избежать указанных ошибок. Они не называют своего режима „фашистским“» . Современный немецкий профессор Хартмут Рюдигер Петер в своей статье об Ильине и фашизме раскритиковал взгляд последнего на эту идеологию, указав, что критике подвергнуты лишь такие ошибки немецких нацистов как негативное отношение к религии и, весьма незначительно, расизм , в то время как Холокост даже не отмечен, и фашистские режимы в Испании и Португалии получают от философа хвалебную оценку .
Возрождение черносотенного движения наблюдалось в конце и после перестройки . Так, в 1992 году член общества « Память » А. Р. Штильмарк начал издавать газету «Чёрная сотня», тогда же его группа «Чёрная сотня» отделилась от общества «Память». С 2003 года «Православный набат» — главное издание черносотенного движения, возглавляемого Штильмарком.
К черносотенцам относится воссозданный в 2005 году « Союз русского народа », газета «Православная Русь», организации во главе с Михаилом Назаровым , а также основанное при участии Константина Кинчева среди «правых» фанатов группы « АлисА » сообщество «Красно-чёрная сотня» , и множество других мелких организаций. Значительная часть современного русского фашизма если не выводит себя напрямую из черносотенства начала XX века, то не отрицает хотя бы идейного воздействия этого движения [ источник не указан 901 день ] .
По мнению Владимира Илюшенко, русский фашизм гораздо больше похож на германский национал-социализм , чем на итальянский фашизм . Тема «русского неонацизма » поднимается в СМИ преимущественно в связи с преступлениями, совершенными на почве межнациональной розни и нетерпимости .
Заметным общественным явлением неонацизм стал в 1990-х в форме движения НС-скинхедов . Численность скинхедов увеличилась с нескольких десятков в начале 1990-х до десятков тысяч в начале 2000-х годов . Причинами резкого роста движения скинхедов в России эксперты считают развал системы образования и воспитания, экономический спад и безработицу во время реформ 1990-х годов , войну в Чечне, усилившую неприязнь к выходцам с Кавказа, а также недостаточную активность правоохранительных органов в борьбе с праворадикальными организациями в 90-е годы . По данным центра «Сова» , количество жертв нападений по мотивам ненависти в различное время составляло до 700 человек в год (максимальные значения зафиксированы в 2008—2009 годах), к 2015 году это количество снизилось до 80 человек .