Interested Article - Виджи

Виджи или Уиджи ( англ. Weegee, Wee Gee ) — псевдоним Артура Феллига ( 12 июня 1899 26 декабря 1968 ), американского фотожурналиста и мастера документальной фотографии , прославившегося фоторепортажами о ночной жизни Нью-Йорка периода Великой депрессии и сухого закона . Один из основоположников уличной фотографии , Виджи работал, как независимый репортёр, фотографируя в Нижнем Ист-сайде на Манхэттене криминальную хронику и повседневную жизнь разных слоёв общества.

В 1938 году Виджи стал первым в истории гражданским лицом, получившим разрешение на коротковолновой радиоприёмник полицейского диапазона . Прослушивая радиообмен отделения, с которым сотрудничал, он часто оказывался на месте происшествия раньше всех экстренных служб, не говоря уже о конкурентах. Репортёр оставил после себя более 20 000 фотоснимков, многие из которых стали культовыми.

Биография

Виджи родился под именем Ашер Феллиг англ. Asger (Usher) Fellig в городе Золочев , относившемся в тот момент к Австро-Венгерской провинции Галиция (в настоящее время город находится в Львовской области Украины ) . В 1910 году вместе с семьёй эмигрировал в США , и в момент регистрации на острове Эллис поменял имя на Артур . В возрасте 14 лет мальчик бросил школу и начал работать, чтобы поддержать семью. Работал помощником официанта, мойщиком посуды, а затем ассистентом коммерческого фотографа нью-йоркской студии Ducket & Adler. Какое-то время Феллиг был уличным фотографом, а в 1924 году получил место фотолаборанта в агентстве Acme Newspictures, переименованном позднее в United Press International . После дневной работы в лаборатории, по ночам Артур брал в руки фотоаппарат и снимал ночную жизнь, оттачивая профессиональные навыки. В 1935 году Виджи уволился, став независимым фоторепортёром, сотрудничающим с манхэттенским отделением полиции .

Портрет Виджи. Примерно 1945 год

Проводя в своей машине Chevy Coupe целые ночи, Виджи слушал полицейскую волну, узнавая о наиболее интересных событиях раньше всех . Снятые им в этот период фотографии ночных происшествий предназначались для таблоидов и агентств фотоинформации, штатные фотографы которых не успевали добраться до места события. Опережать конкурентов Феллигу удавалось также за счёт проявления негатива и печати фотографий в портативной фотолаборатории , организованной им в багажнике собственного автомобиля. В результате, ночные снимки удавалось продать газетам, выходившим наутро после события. Это лучшим образом сочеталось с потребностями «жёлтой прессы», остро нуждавшейся в оперативной фотоинформации о «горячих» новостях. Техника съёмки Виджи была стандартной для эпохи: он пользовался распространённой пресс-камерой «Спидграфик» ( англ. Graflex Speed Graphic ) формата 4×5 дюймов . Большинство снимков сделаны с закрытой до f/16 диафрагмой на выдержке 1/200 секунды со вспышкой для одноразовых фотобаллонов. При этом съёмка нормальным объективом велась с расстояния 3 метра , давая средний план , популярный у бильдредакторов .

Вскоре после начала самостоятельной карьеры Виджи стал постоянным автором таких газет, как New York Herald Tribune , New York Post , New York Journal American , The Sun и других, печатавших его фотографии пожаров , автокатастроф и убийств . Первая персональная выставка «Виджи: убийство — мой бизнес» прошла в Нью-Йорке в 1941 году. Спустя два года пять фотографий приобрёл Нью-Йоркский музей современного искусства , включив их в экспозицию Action Photography . После этого последовали заказы от журналов Life и Vogue . В 1945 году издана первая книга «Обнажённый город» ( англ. Naked City ), название которой было куплено кинопродюсером Марком Хеллингером , снявшим через три года одноимённый фильм . В дальнейшем это же название использовалось для телесериала и рок-группы .

В 1947 году Виджи женится и переезжает в Голливуд , где сотрудничает с киностудиями . Фотограф пробует самостоятельно снимать узкоплёночные фильмы и подрабатывает техническим консультантом на кинокартинах, иногда снимаясь в эпизодических ролях . Через два года после развода Феллиг возвращается в Нью-Йорк , где в 1952 году начинается новый период его творчества в качестве фотографа. Это время Виджи посвятил съёмке «искажённых» портретов знаменитостей, для которых он использовал разнообразные оптические насадки на объектив . Также Феллинг занимался созданием карикатур на общественных и политических деятелей . В 1957 году, заболев диабетом , Виджи переехал на 47-ю улицу к социальной работнице Вилме Уилкокс, которая ухаживала за фотографом и впоследствии сохранила его архив. Одновременно с занятиями фотографией он работает консультантом и штатным фотографом кинофильма « Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу » своего земляка Стенли Кубрика .

До своей смерти в 1968 году репортёр часто ездил в Европу, снимая для «Daily Mirror» и других журнальных и книжных фотопроектов. В СССР первая выставка Виджи прошла во время его лекционного турне в 1959 году.

Наследие

Большинство искусствоведов считают Виджи американским аналогом Брассаи , снимавшего ночную жизнь Парижа . Излюбленные Феллигом темы нудистов, цирковых артистов, фриков и других людей улицы в начале 1960-х годов получили развитие в творчестве Дайаны Арбус .

В 1980 году компаньонка фотомастера Вильма Уилкокс при содействии Сидни Каплан, Аарона Роуз и Ларри Сильвера сформировали портфолио Виджи, создав уникальную коллекцию отпечатков с его оригинальных негативов. Как законная правопреемница , Уилкокс подарила фотоархив, состоящий из 16 тысяч снимков и 7 тысяч негативов, Международному Центру Фотографии ( англ. International Center of Photography, ICP ) в Нью-Йорке . Этот акт дарения и перехода авторских прав, совершённые в 1993 году, в дальнейшем позволили создать несколько книг и выставок. Среди них фотоальбомы «Мир Виджи» ( англ. Weegee's World , 1997) под редакцией Майлза Барта и «Неизвестный Виджи» ( англ. Unknown Wegee , 2006), составленная Синтией Янг. Первой и самой крупной стала выставка «Мир Виджи: жизнь, смерть и человеческая драма» ( англ. Weegee's World: Life, Death and the Human Drama ), смонтированная в 1997 году. За ней в 2002 году последовала выставка трюковой фотографии ( англ. Weegee's Trick Photography ), а 4 года спустя открылась экспозиция «Неизвестный Виджи» ( англ. Unknown Weegee ), собравшая более поздние фотографии без традиционного преобладания криминальных сюжетов .

В 2005 году в московской «Галерее Гари Татинцяна» экспонировались 40 работ самого интересного «манхэттенского» периода мастера. В 2009 году венская арт-галерея Kunsthalle Wien открыла выставку под названием «Лифт на виселицу» ( англ. Elevator to the Gallows ), в которой инсталляции современного художника Бэнкса Виолетта соседствовали с ночными фотографиями Виджи .

В 2012 году нью-йоркская ICP открыла ещё одну выставку Виджи под названием «Убийство мой бизнес» ( англ. Murder Is My Business ). В том же году в московском Мультимедиа Арт Музее была открыта выставка «Обнаженный город: Нью-Йорк, Лос-Анджелес» . Автобиография фотографа, впервые опубликованная в 1961 году под заголовком «Виджи о Виджи», в 2013 году переиздана под новым названием: «Виджи: автобиография» ( англ. Weegee: The Autobiography ). В 2014 году в австрийском Дорнбирне завершила работу выставка «Виджи: как фотографировать труп» ( англ. Weegee. How to photograph a corpse ), висевшая в залах Flatz Museum больше года. Кроме оригинальных авторских отпечатков, экспозиция предоставила зрителям множество газет и журналов, вышедших в годы создания опубликованных в них снимков Виджи.

См. также

  • « Фотограф » — фильм, снятый на основе биографии Виджи

Примечания

  1. На жаргоне американских бильдредакторов такие фотографии называли «Десятифутовый снимок», поскольку снимали их с дистанции примерно 10 футов (3 метра)

Источники

  1. (англ.) — 1990.
  2. Weegee // (англ.) OUP , 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7
  3. (англ.)
  4. Ирина Чмырёва. . Персона . Photographer.ru (15 февраля 2006). Дата обращения: 16 декабря 2015. 22 декабря 2015 года.
  5. , с. 274.
  6. , с. 140.
  7. , с. 296.
  8. , с. 275.
  9. , с. 136.
  10. , с. 137.
  11. Александр Сайганов. . Имена в фотографии . Фотоновости. Дата обращения: 17 декабря 2015. Архивировано из 4 марта 2016 года.
  12. Eric Kim. (англ.) . Workshops . Персональный блог (22 мая 2013). Дата обращения: 18 декабря 2015. 22 декабря 2015 года.
  13. (англ.) . Graflex . Дата обращения: 19 декабря 2015. 3 января 2016 года.
  14. , с. 141.
  15. , с. 297.
  16. Фотография XX века. Музей Людвига в Кёльне / пер. с англ. А.А. Сосинова. — Издательство АТС, 2008. — ISBN 978-5-17-047116-4 .
  17. Roberta Smith. (англ.) . The New York Times (19 января 2012). Дата обращения: 12 июля 2019. 12 июля 2019 года.
  18. (англ.) . Kunsthalle Wien (20 марта 2009). Дата обращения: 12 июля 2019. 30 июня 2019 года.
  19. . Выставки . Мультимедиа Арт Музей. Дата обращения: 17 декабря 2015. 19 ноября 2012 года.
  20. Андрей Мирошкин. . Проекты . Фонд поддержки современного искусства (16 октября 2012). Дата обращения: 17 декабря 2015. 22 декабря 2015 года.

Литература

  • Анисия Борознова. // «Foto&video» : журнал. — 2005. — № 10 . — С. 136—143 .
  • Владимир Левашов. Лекции по истории фотографии / Галина Ельшевская. — 2-е изд.. — М. : «Тримедиа Контент», 2014. — 464 с. — ISBN 978-5-903788-63-7 .
  • Фотография и модерн // ФОТОГРАФИЯ. Всемирная история / Джульет Хэкинг. — М. : «Магма», 2014. — С. 274—275. — 576 с. — ISBN 978-5-93428-090-2 .

Ссылки

  • (англ.) . Photography . Amber Online. Дата обращения: 17 декабря 2015. 31 марта 2017 года.
Источник —

Same as Виджи