Interested Article - Лопушанский, Константин Сергеевич
- 2020-07-29
- 1
Константин Сергеевич Лопушанский (12 июня 1947 года, Днепропетровск ) — советский и российский кинорежиссёр и сценарист, работающий в жанрах притчи и антиутопии . Приверженец авторского кино. Снял несколько фильмов по произведениям братьев Стругацких . Народный артист Российской Федерации (2007) .
Биография
Родился 12 июня 1947 года в Днепропетровске . Мать — София Петровна Лопушанская (1926—2008), отец — Сергей Тимофеевич Лопушанский (ум. 1953).
Детство прошло в Казани, куда его родители приехали преподавать после окончания МГУ .
По первому образованию — музыкант. После окончания Казанской консерватории по классу скрипки (1970) обучался в Ленинградской государственной консерватории (факультет музыкальной режиссуры, кафедра оперной режиссуры, 1973—1976) .
В 26 лет получил степень кандидата искусствоведения ( диссертация «Русская музыкально-исполнительская эстетика второй четверти XIX в.»). Работал преподавателем Казанской и Ленинградской консерваторий (история исполнительского искусства), редактором в Ленинградском Академическом Малом оперном театре .
Окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров (режиссёрское отделение, мастерская Эмиля Лотяну , 1979) . Был ассистентом на съёмках фильма Андрея Тарковского « Сталкер » . Работает режиссёром-постановщиком киностудий « Ленфильм » (с 1980 года) и Андрея Сигле .
Возглавлял (1991—1996) .
Действительный член Российской академии кинематографических искусств «Ника» .
В 2007 году был председателем жюри XVII МКФ « Послание к Человеку ».
В феврале 2012 года приступил к съёмкам фильма « Роль » по собственному сценарию (написан совместно с Павлом Финном ). Действие фильма происходит в годы Гражданской войны . Главную роль в картине исполнил актёр Максим Суханов . Премьера фильма состоялась в рамках конкурсной программы 35-го Московского международного кинофестиваля в конце июня 2013 года.
Творчество
Свой первый фильм, короткометражное кино « », режиссёр снял в 1978 году .
Дипломная работа, короткометражный фильм « Соло » ( 1980 год ), многими была признана лучшим фильмом о блокаде , главного героя играл один из любимых актёров Тарковского Николай Гринько . Фильм «Соло» побывал на многих кинофестивалях и был удостоен Гран-при ( Испания ).
Ученик Андрея Тарковского , последовательно проводящий в своём творчестве духовные и эстетические принципы мастера, Константин Лопушанский — один из немногих российских режиссёров, в отношение которых применимо понятие «авторский кинематограф». Называя себя «убеждённым и непереубеждённым приверженцем тотального авторства», Лопушанский не приемлет компромисс в любом его виде и, прежде всего, по отношению к себе. Он ставит перед собой сложнейшие художественные задачи, каждый его фильм — свидетельство интеллектуального труда и глубоких личностных переживаний. Эстетические ориентиры режиссёра — Ингмар Бергман , Робер Брессон , Кэндзи Мидзогути . Место духовного и художественного поиска — Россия . «Органичная черта русской культуры — космизм, стремление в одном произведении дать образ Вселенной, метафору Истории, — пишет критик Михаил Трофименков в журнале „Сеанс“. — Без этого качества наша культура утратит ту яркость, истовость, которую ищут в ней затосковавшие обитатели „цивилизованного мира“. Константин Лопушанский — режиссёр, который взвалил на себя эту „предельную“ функцию. Она идёт ему, она — к лицу».
Из интервью
«Основная миссия кино — давать духовное начало зрителю, помогать ему развиваться как личности, расти над собой и адекватно оценивать общество, в котором он живёт, указывая на его недостатки.
Сейчас все буквально сдвинулись на принципе развлечений. С экрана идёт пропаганда стиля „жизни как она есть“: мол, мы снимаем безо всяких соплей, безо всяких ваших ложных и устаревших ценностей, мы уходим в „чистый арт“, наплевав на окружающую действительность. Такой подход ведет к созданию абсолютно бездушного и неживого кинематографа, пластмассового, если хотите. Это и не идеализм высоких чувств, и не жесткий реализм проблемного кино. Все эти дурацкие сказочки про бандитов и золотую молодежь — ну какие нормальные люди так живут?
Каждый человек сталкивается в жизни как с непреходящими ценностями (любовью, дружбой, предательством), так и с общечеловеческими катаклизмами (войнами, межнациональными конфликтами, голодом и нищетой). Обо всем этом нужно снимать кино, именно с помощью его инструментов возможно обратить внимание зрителя на проблемы, мимо которых он проходит в повседневной жизни. Не каждый готов сопереживать угнетаемым вот так вот, с нуля, читая статьи в газетах и видя репортажи по телевидению, для него тысячи человеческих жертв останутся лишь цифрой в газете. А кино — это инструмент „комфортного сопереживания“: сидя в мягком кресле, наблюдая за мастерством режиссёра, зритель начинает сопереживать героям, кем бы они ни были, и потом, выйдя из зала, он уже не ударит иностранца или бездомного человека» .
Фильмография
- 1978 — — автор сценария, режиссёр
- 1980 — Соло — автор сценария, совместно с А. Шульгиной, режиссёр
- 1986 — Письма мёртвого человека — режиссёр, автор сценария совместно с В. Рыбаковым , при участии Б. Стругацкого
- 1987 — Голый — автор сценария, совместно с Г. Николаевым
- 1989 — Посетитель музея — автор сценария, режиссёр
- 1994 — Русская симфония — автор сценария, режиссёр
- 2001 — — автор сценария, режиссёр
- 2006 — Гадкие лебеди — автор сценария совм. с В. Рыбаковым , режиссёр
- 2013 — Роль — автор сценария совм. с Павлом Финном , режиссёр
- 2019 — — автор сценария, режиссёр
Награды и звания
- Народный артист Российской Федерации (28 декабря 2007 года) — за большие заслуги в области искусства .
- Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2 августа 1997 года) — за заслуги в области искусства .
- Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1987 год) — за художественный фильм «Письма мёртвого человека» (1986) производства киностудии «Ленфильм»
Общественная позиция
В 2018 году поддержал обращение Европейской киноакадемии в защиту заключённого в России украинского режиссёра Олега Сенцова .
Примечания
- Konstantin Lopuschanskij // — 2005.
- ↑ . Дата обращения: 16 мая 2017. 30 сентября 2017 года.
- ↑ .
- . Дата обращения: 29 августа 2014. 3 сентября 2014 года.
- . Дата обращения: 3 мая 2013. Архивировано из 11 мая 2013 года.
- .
- Хлебников Б., Лопушанский К. Деловой Петербург, № 52 (2374) . dpgazeta.ru; archive.org (28 марта 2007). Дата обращения: 7 мая 2013. Архивировано 13 октября 2007 года.
- Трофименков М. . КоммерсантЪ-СПБ , №69(2199) . kommersant.ru (18 апреля 2001). Дата обращения: 7 мая 2013. 5 ноября 2012 года.
- . Дата обращения: 16 мая 2017. 7 ноября 2017 года.
- Дата обращения: 18 февраля 2019. Архивировано из 14 июня 2018 года.
Ссылки
- . seance.ru. Дата обращения: 2 июня 2013. Архивировано из 6 июня 2013 года.
- (недоступная ссылка — ) . Энциклопедия отечественного кино под ред. Л. Аркус . russiancinema.ru. Дата обращения: 7 мая 2013.
- Фёдоров А. В. (DOC). Сов. Россия. С. 5 . www.edu.of.ru (20 июля 1986). Дата обращения: 3 мая 2013. Архивировано из 11 мая 2013 года.
- LeopART (kinote.info) (25 января 2012). — Пресс-конференция, посвящённая запуску фильма «Роль», прошла на киностудии «Ленфильм». Дата обращения: 20 декабря 2012. 23 декабря 2012 года.
- Мазурова С. . Российская газета (федеральный выпуск), №4639 . rg.ru (16 апреля 2008). Дата обращения: 7 мая 2013.
- . interfax-russia.ru (30 мая 2013).
- . РИА Новости (ria.ru) (18 мая 2013). Дата обращения: 31 мая 2013. 31 мая 2013 года.
- Случайные закономерности: интервью / подг. Е. Боброва // Санкт-Петербургские ведомости. — 2022, 14 июля.
Для улучшения этой статьи
желательно
:
|
- 2020-07-29
- 1