Interested Article - Луспекаев, Павел Борисович

Па́вел Бори́сович (Богдасарович) Луспека́ев ( 20 апреля 1927 , Большие Салы , Ростовская область 17 апреля 1970 , Москва ) — советский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1970),(посмертно) Лауреат Государственной премии России (1997, за художественный фильм « Белое солнце пустыни », посмертно ). Участник Великой Отечественной войны .

Биография

Детство и юность

Родился 20 апреля 1927 года в селе Большие Салы Мясниковского района Северо-Кавказского края (ныне — в Ростовской области ). Отец — Богдасар Гукасович Луспекян — был родом из донских армян (из села Большие Салы ), работал мясником; мать Серафима Авраамовна Ковалева — донская казачка . В 1941 году поступил в Луганское ремесленное училище, позднее вместе с ним эвакуировался во Фрунзе , работал слесарем на заводе. При переезде в Луганск сменил фамилию с Луспекян на Луспекаев .

В 1943 году шестнадцатилетним подростком ушёл добровольцем на фронт. Попал в один из партизанских отрядов, неоднократно участвовал в боевых операциях в составе партизанской разведгруппы («опергруппа 00134»). Во время одного из боёв был тяжело ранен в руку разрывной пулей, которая раздробила локтевой сустав . Был отправлен в Саратовский военный госпиталь, где срочно начали готовить к ампутации руки. Усилием воли выплыл из беспамятства и не позволил хирургу дотронуться до своей руки, пока тот не поклялся попробовать обойтись без ампутации . Руку удалось спасти. После выздоровления был определён на службу в штаб партизанского движения 3-го Украинского фронта . В 1944 году, демобилизовавшись из армии, переехал в Ворошиловград (ныне Луганск ).

Творческие годы

После войны устроился в труппу Ворошиловградского областного русского драматического театра. В 1946 году поступил в Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина (курс К. А. Зубова ), где заметно выделялся среди сокурсников; по предмету «актёрское мастерство» педагоги неизменно ставили ему «отлично».

Во время учёбы познакомился со студенткой Иннесой Александровной Кирилловой, которая училась на два курса старше его. Вскоре они поженились, и у них родилась дочь Лариса.

После окончания Щепкинского училища в 1950 году Луспекаев с семьёй переехал в Тбилиси , где играл на сцене Тбилисского русского драматического театра имени Александра Грибоедова . В 1957 году Луспекаевы перебираются в Киев , где он играл на сцене Киевского русского драматического театра имени Леси Украинки а через два года оседают в Ленинграде .

С 1959 года Луспекаев — актёр Большого драматического театра имени Максима Горького .

В 1962 году вскоре после окончания съёмок фильма « Капроновые сети » актёра положили в больницу. Во время войны в одном из разведывательных рейдов Павлу пришлось четыре часа неподвижно пролежать на снегу, и он сильно обморозил ноги . С тех пор кровообращение в ногах нарушилось, и уже в 26 лет у Луспекаева развился атеросклероз сосудов ног. Теперь же старая болезнь обострилась. Ему были сделаны две операции: сначала на носоглотке, а затем на ногах — ампутировали некоторые фаланги пальцев на ногах. 1 марта 1965 года официально вышел на пенсию по инвалидности.

В 1966 году в самый разгар съёмок в фильме « Республика ШКИД » у Луспекаева вновь обострилась болезнь. Актёра снова положили в больницу. Врачи настаивали на ампутации обеих ног до колен. Однако это поставило бы крест на Луспекаеве как на актёре. Лишь когда стало ясно, что выхода нет, а промедление грозит гибелью, Луспекаев согласился на опасный компромисс: на ампутацию пальцев ног. После этого его стала невыносимо мучить фантомная боль . По рекомендации врачей он стал принимать сильнодействующий болеутоляющий наркотик — пантопон . Когда доза дошла до шестнадцати ампул в день, Луспекаев твёрдо решил, что от этой зависимости надо избавиться. Чтобы как-то отвлечь себя, Луспекаев попросил жену принести ему мешок подсолнечных семечек. Однако это помогло незначительно. Неделю актёр находился в полубессознательном состоянии, отказывался от пищи. Большую помощь Луспекаеву оказала министр культуры Екатерина Фурцева . Когда до неё дошли слухи о страдающем от болей актёре-самородке, который несмотря на это снимается в кино, министр распорядилась раздобыть для Луспекаева нужные лекарства за границей, а также протезы из Франции . В своём дневнике актёр тщательно записывал часы, а потом дни, прожитые без наркотиков. Когда наконец Луспекаев ощутил, что освободился от наркотической зависимости, первое за что он взялся, — начал рисовать себе эскизы протезов .

Болезнь актёра прогрессировала, ему было сделано несколько операций. В 1967 году, на фоне обострившейся болезни, Луспекаев написал заявление об уходе из БДТ по состоянию здоровья .

Последние годы жизни и смерть

Памятник Луспекаеву на Северном кладбище

В 1969 году во время съёмок фильма « Белое солнце пустыни » здоровье Павла Луспекаева ухудшилось. Его жена носила с собой маленький складной стул, так как актёр вынужден был отдыхать через каждые двадцать шагов.

Павел Луспекаев скончался 17 апреля 1970 года от разрыва аневризмы аорты в гостинице «Минск» в Москве, не дожив всего трёх дней до своего 43-летия.

Большой драматический театр Ленинграда отказался его хоронить, сославшись на то, что актёр у них не работает. Траурные хлопоты взял на себя « Ленфильм » . Актёр умер накануне столетия со дня рождения В. И. Ленина . По Союзу было объявлено всенародное празднование, а траур никак не вписывался в график торжественных мероприятий. Организаторы похорон не знали, где устроить гражданскую панихиду . Тело Луспекаева перевезли в Ленинград и похоронили на Северном кладбище . На его могиле петербургские таможенники, которые называют Луспекаева главнейшим таможенником России, поставили памятник с надписью: «С поклоном от таможенников Северо-Запада» .

Семья

  • Супруга Павла Луспекаева Инесса Александровна Кириллова (1923—1988) до выхода на пенсию работала в БДТ , затем вела драматический кружок в Ленинградском архитектурно-строительном техникуме. Умерла в 1988 году, похоронена рядом с мужем.
  • Дочь Лариса окончила исторический факультет Ленинградского государственного университета . Работает в гостиничном бизнесе.
  • Внучка Дарья закончила петербургский филиал Российской таможенной академии, работает по специальности в Пулковской таможне.
  • Внук Александр учится в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете.

Творческая деятельность

В 1944 году Павел был зачислен в труппу Ворошиловградского областного русского драматического театра . В течение двух лет, пока там находился, сыграл несколько ролей, среди которых самыми заметными были: Алёшка ( «На дне» М. Горького ) и Людвиг ( К. М. Симонова ).

С 1950 по 1957 годы играл на сцене . Первый выход Луспекаева на сцену театра состоялся 3 ноября в роли Мартына Кандыбы в спектакле по пьесе А. Корнейчука . После этого роли последовали одна за другой. Уже тогда репертуар молодого актёра был значительный и необычайно разнообразный: Вожеватов ( «Бесприданница» , А. Н. Островского , 1951 ), Борейко ( , А. Н. Степанова ), Хлестаков ( «Ревизор» , Н. В. Гоголя , 1952), Тригорин ( «Чайка» , А. П. Чехова ), Алексей ( , В. В. Вишневского , 1953), Шок ( , Ц. С. Солодаря , 1955).

В 1954 году состоялся кинодебют Луспекаева. Он сыграл Бориса в фильме режиссёра Н. Санишвили . А в 1955 году он снялся в «Тайне двух океанов» режиссёра К. Пипинашвили . Однако, несмотря на то, что картина имела большой успех у зрителей, роль Карцева , колоритно исполненная Луспекаевым, так и осталась незамеченной. [ источник не указан 3081 день ]

С 1957 по 1959 годы по приглашению Л. В. Варпаховского П. Луспекаев работал в киевском Театре русской драмы имени Леси Украинки . Там он с успехом дебютировал в пьесе А. А. Крона в роли Бакланова . Эта роль буквально поразила театральный Киев. Актёр был настолько органичен в ней, что и зрители, и критики оказались одинаково восхищены его игрой. [ источник не указан 3081 день ]

Павел Луспекаев в роли Ноздрёва в спектакле « Мёртвые души » (телеспектакль, 1969 год)

В 1959 году по совету К. Ю. Лаврова приехал в Ленинград и был принят Г. А. Товстоноговым в труппу Большого драматического театра . На сцене БДТ Павел Луспекаев дебютировал в роли Егора Черкуна в М. Горького . Своей игрой он завоевал самые горячие симпатии ленинградцев. Самыми заметными были роли Галлена ( , 1961), Бонара ( , 1961), Нагульнова ( , 1964). В 1965 году Луспекаев покинул БДТ из-за разногласий с руководством [ каких? ] и болезни ног.

В 1962 году Луспекаев получил роль шофёра Степана в фильме Геннадия Полоки и Левана Шенгелия «Капроновые сети» . Эта роль помогла Луспекаеву раскрыть всю мощь своего таланта. [ источник не указан 3081 день ] Так как вскоре после окончания съёмок актёра положили в больницу, роль Луспекаева в «Капроновых сетях» озвучивал Леонид Галлис .

В 1966 году актёр снялся в фильме Г. И. Полоки «Республика ШКИД» в роли КостАлМеда . Первоначально предполагалось снять две серии, причём Луспекаеву отводилась одна из главных ролей. Его герой должен был пережить массу различных историй, среди которых была и тайная любовь к преподавательнице ЭлАнЛюм , трогательная дружба со шкидовцем Савушкой . Однако болезнь помешала Луспекаеву завершить роль, она осталась буквально в нескольких кадрах. Поэтому интерес, проявленный к КостАлМеду критиками и зрителями на Всесоюзном кинофестивале , проходившем в Ленинграде в 1968 году, оказался для Луспекаева неожиданным. [ источник не указан 3081 день ]

Последняя роль Луспекаева в кино — Ивана Артамонова, человека, ищущего могилу погибшего на войне сына — состоялась в телефильме « Такая длинная, длинная дорога... »; выход фильма задержали из-за цензуры — в первой сцене фильма герой Луспекаева пьёт пиво в Ленинграде у Таврического сада и размышляет вслух. Сцену с намёком на матерный юмор вырезали, а выход фильма на телеэкраны задержали до 1972 года, уже после его смерти.

В конце 1969 года киностудия « Беларусьфильм » приступила к съёмкам художественного фильма «Вся королевская рать» . На главную роль губернатора Вилли Старка был приглашён Луспекаев. Однако всю роль ему сыграть не довелось. Он скончался, когда было отснято около тридцати процентов фильма. В итоге они были пересняты с новым исполнителем — Г. Жжёновым .

Театральные работы

1950 - 1955 годы:

  • 1950 — «Калиновая роща» А. Корнейчука - Мартын Кандыба
  • 1951 — «Бесприданница» А. Н. Островского - Вожеватов
  • 1952 — «Порт-Артур» А. Н. Степанова - Борейко
  • 1952 — «Ревизор» Н. В. Гоголя - Хлестаков
  • 1953 — «Чайка» А. П. Чехова - Тригорин
  • 1953 — «Раки» С.В. Михалкова - а ферист Ленский
  • 1953 — «Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского - Алексей
  • 1955 — «В сиреневом саду» Ц. С. Солодаря - Шок
  • « »  — Жорж

Большой драматический театр имени М. Горького

Работы на телевидении

  • 1960 — « » (телеспектакль); режиссёры: Георгий Товстоногов , Юрий Музыкант  — Агностос, капитан стражи
  • 1960 — « » (телеспектакль); режиссёр Георгий Товстоногов Фёдор Дятлов, чекист
  • 1961 — « » (телеспектакль) — Френк Моррисон
  • 1964 — « » (телеспектакль) — Шекспир
  • 1965 — «Римские рассказы» по новеллам А. Моравиа (телеспектакль); режиссёр Л. И. Цуцульковский
  • 1965 — «Нос» Н. В. Гоголя (телеспектакль); режиссёр А. Белинский
  • 1967 — «Жизнь Матвея Кожемякина»» (телеспектакль); режиссёр А. Белинский — Матвей Кожемякин
  • 1967 — «Зависть» (телеспектакль); режиссёр М. Сулимов — Андрей Петрович Бабичев
  • 1969 — «Мёртвые души» Н. В. Гоголя (телеспектакль); режиссёр А. Белинский — Ноздрёв
  • 1970 — «Кандидат партии» (телеспектакль) — Плотовщиков
  • 1970 — «Двадцать седьмой неполный» (телеспектакль); режиссёр Г. Селянин Голиков (Гайдар )
  • 1967 — «В прекрасном и яростном мире» (телеспектакль) — главная роль

Фильмография

Главная роль

Павел Луспекаев в роли Верещагина в фильме « Белое солнце пустыни »
Памятник Павлу Верещагину

Главной работой Луспекаева за всю его творческую карьеру стала роль, предложенная ему режиссёром Владимиром Мотылём в июле 1968 года, — роль таможенника Павла Верещагина в «Белом солнце пустыни». Поначалу он отказался, но потом согласился при условии, что у него не будет дублёров . Также Луспекаев на корню отверг идею Мотыля с костылями для своего героя. Он показал режиссёру чертёж металлических упоров, которые, будучи вделаны в сапоги, позволят ему передвигаться без палки. Съёмки фильма начались в августе 1968 года. В оригинальном сценарии роль Верещагина была незначительной, однако во время съёмки она значительно расширилась за счёт сцен, полностью построенных на импровизации. Связь между актёром и его героем была настолько сильной, что съёмочная группа начала называть Верещагина Паша (Павел), хотя по сценарию персонажа звали Александр.

После выхода картины на Луспекаева обрушился триумф, его узнавали на улице, о нём, о его игре и актёрском таланте писали журналы и газеты. Так, например, мартовский номер «Советского экрана» за 1970 год писал:

Играет Верещагина… актёр редкой и сильной индивидуальности… Луспекаев сумел показать его трогательное простосердечие, наивность, незащищённость.

До этого Луспекаев как киноактёр был малоизвестен, а его работы в кино, за редким исключением, носили характер случайный, кратковременный и эпизодический. Режиссёры считали Луспекаева чисто театральным актёром, поэтому если и приглашали его на роль, то ограничивались либо ролями второго плана, либо эпизодами. Да и сам Луспекаев ролям в кино предпочитал роли в театре и многие свои киноопыты не любил. [ источник не указан 3081 день ] После премьеры «Белого солнца пустыни» в марте 1970 года на Луспекаева обрушилась всесоюзная слава и предложения о съёмках в других картинах, однако воспользоваться ими он не смог, в апреле того же года актёр скончался во время съёмок в следующем фильме.

Телеспектакли

Награды

Память

  • Петербургские таможенники в память о Верещагине взяли шефство над могилой актёра и приезжают туда в день своего профессионального праздника .
  • С 1997 года на кинофестивале стран СНГ и Балтии «Киношок» вручается специальный приз «Госпожа Удача» имени Павла Луспекаева «За мужество и достоинство в профессии».
  • В 2000 году в порту Владивостока состоялась церемония поднятия флага на судне «Павел Верещагин» . Таможенный патрульный корабль назван в честь персонажа фильма «Белое солнце пустыни». Участие в подъёме флага приняли создатели фильма и дочь актёра Павла Луспекаева, сыгравшего роль таможенника Верещагина.
  • В 2001 году, по решению руководителей донецкой таможни, на границе Донецкой и Ростовской областей был установлен памятник Павлу Верещагину, изготовленный из дуба.
  • В 2002 году во Владивостоке на воду был спущен таможенный корабль, названный в честь легендарного героя фильма — «Павел Верещагин», судно несёт службу у берегов Сахалина и Курил .
  • В 2005 году режиссёром Ольгой Дроздовой был снят документальный фильм «Павел Луспекаев. Эта жестокая „госпожа удача“». Фильм рассказывает о трагической судьбе актёра, знакомит со страницами из его дневников.
  • Летом 2008 года в Москве планировалось открыть памятник Павлу Верещагину, который стал бы одновременно и памятником Павлу Луспекаеву. Заказ на установление памятника поступил из таможенной службы РФ.
  • В 2007 году у стен Курганской таможни установили памятник Павлу Верещагину, приурочив его открытие к 15-летию отделения.
  • В 2011 году в Луганске установили памятник Павлу Верещагину, выполненный из кованой меди . Его автором стал скульптор Виктор Закалюкин.
  • В 2012 году Луганскому академическому областному русскому драматическому театру присвоено имя Павла Луспекаева. В апреле 2012 года на здании театра установлена мемориальная доска Павлу Луспекаеву. В торжественном открытии принял участие народный артист России Георгий Штиль. В том же году театр учредил и провёл 1-й театральный фестиваль им. Павла Луспекаева «Госпожа удача», в котором приняли участие тринадцать театров с Украины, России и Белоруссии.
  • 28 февраля 2014 года в штаб-квартире Федеральной таможенной службы в Филях (Москва) состоялась торжественная церемония открытия памятника в честь таможенников России. В бронзовой композиции запечатлен образ легендарного Павла Верещагина в тот момент, когда он с маузером в руке стоит на баркасе, на котором контрабандисты приготовились вывезти за рубеж золотые изделия и культурные ценности. На памятнике выбита знаменитая фраза: «Я мзду не беру, мне за Державу обидно!» Высота бронзового Верещагина — 2,35 м, вес — более полутора тонн. Выполнить памятник доверили смоленским литейщикам из поселка Катынь под руководством автора памятника — московского скульптора Екатерины Коваль. Екатерина Коваль — член Союза художников и Союза московских скульпторов.
  • В Сквере таможенников летом 2019 года в Южно-Сахалинске торжественно открыли памятник героям фильма «Белое солнце пустыни» — бывшему начальнику царской таможни Павлу Верещагину и красноармейцу Петрухе. «Эти герои символизируют именно причастность к таможенной службе: защиту — раз, неподкупность — два. Сами помните легендарные слова Павла Верещагина „Я мзду не беру — мне за Державу обидно!“. Поэтому образ именно Павла Верещагина стал собирательным для всей таможенной службы», — объяснил выбор скульптуры начальник сахалинской таможни Виктор Холичев. Бронзовую композицию изготовили в городе Жуковском Московской области, скульптор — мастер скульптурно-производственного предприятия «Лит Арт» Александр Устенко.
  • В 2020 году имя присвоено между домами 26 и 32 по Торжковской улице в Санкт-Петербурге .
  • В 2020 году у доме № 32 по Торжковской улице по инициативе клуба краеведов и художников «Приморский ветер» был установлен закладной камень будущего памятника. В 2021 году на доме № 32 была открыта мемориальная доска .
  • На месте захоронения П.Б. Луспекаева на Северном кладбище установлена стела с памятной благодарственной надписью от Северо-Западной таможни. К ней примыкает прямоугольная тумба с домиком-ларцом для свечей и лампадки, а также две стелы. Одна — от родственников, друзей и Всероссийского театрального общества, вторая представляет собой мемориальную плиту, на которой размещены обязательные сведения о покойном. По периметру захоронения установлена фигурная оградка.

Факты

  • После визита в Ленинград британский актёр театра и кино Лоренс Оливье так отзывался о Луспекаеве: «В России, в БДТ, есть один актёр — абсолютный гений! Только фамилию его произнести невозможно» .
  • Песня про « девять граммов в сердце », которую напевал Верещагин, ставшая визитной карточкой картины «Белое солнце пустыни», записана с двух попыток под аккомпанемент двух разных гитаристов .
  • Кровь на лице Верещагина в эпизоде на баркасе — настоящая. Актёр явился на съёмочную площадку с ножевой раной на лице, которую получил в потасовке с местными жителями в пивной поблизости .
  • В фильме «Белое солнце пустыни» баркас, на котором погибает Верещагин, взрывался на счёт 42. Павел Луспекаев умер в сорок два года от разрыва сердечной аорты.

Книги

  • Луспекаев П. Б. Госпожа удача. — М.: Зебра Е, 2012. — (Весь XX век). — 3000 экз. — ISBN 978-5-94663-071-9 .

Адреса в Санкт-Петербурге

  • Торжковская улица, д. 32, кв. 36 (1961—1970) .

Примечания

  1. Bibliothèque nationale de France Pavel Luspekaev // (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
  2. . Центр поддержки русско-армянских стратегических и общественных инициатив (30 мая 2020). Дата обращения: 23 июня 2022. 26 июля 2021 года.
  3. . Дата обращения: 13 декабря 2014. Архивировано из 13 декабря 2014 года.
  4. . Дата обращения: 11 января 2008. 3 марта 2008 года.
  5. (недоступная ссылка)
  6. . Дата обращения: 10 декабря 2019. 22 октября 2019 года.
  7. Бесик Пипия. . Независимая газета (3 февраля 2003). Дата обращения: 26 апреля 2015. 16 марта 2017 года.
  8. Оксана Марченко . (укр.) . Авторська програма Оксани Марченко «Імена» (22 марта 2005). Дата обращения: 26 апреля 2015. 5 марта 2016 года.
  9. . Дата обращения: 11 января 2008. Архивировано из 10 января 2008 года.
  10. . Дата обращения: 10 декабря 2019. 10 декабря 2019 года.
  11. . Дата обращения: 22 января 2007. Архивировано из 9 октября 2007 года.
  12. // Телеканал «Культура»
  13. . Дата обращения: 12 сентября 2016. 18 сентября 2016 года.
  14. . Дата обращения: 17 апреля 2018. 18 апреля 2018 года.
  15. . Дата обращения: 17 апреля 2018. Архивировано из 18 апреля 2018 года.
  16. . Дата обращения: 17 января 2008. Архивировано из 22 октября 2007 года.
  17. . Дата обращения: 11 января 2008. Архивировано из 15 февраля 2006 года.
  18. . Дата обращения: 11 января 2008. Архивировано из 10 августа 2007 года.
  19. . Телеканал «Россия». Дата обращения: 25 февраля 2010. 22 февраля 2012 года.
  20. . Дата обращения: 11 января 2008. 15 мая 2008 года.
  21. (недоступная ссылка)
  22. . Дата обращения: 21 июня 2011. 23 июня 2011 года.
  23. Ратников Д. Топонимисты берут новые рубежи // Санкт-Петербургские ведомости. — 2020. — 19 мая.
  24. Глезеров С. Глыба на Торжковской // Санкт-Петербургские ведомости. — 2021. — 24 мая.
  25. . Дата обращения: 12 января 2008. 24 мая 2015 года.
  26. . Дата обращения: 2 августа 2008. 2 января 2009 года.

Литература

Ссылки

  • Верещагин из донской глубинки //
  • 20 апреля 1927 года в Луганске родился актёр Павел Луспекаев, «таможенник Верещагин» //
  • Багдыков Г. Павел Луиспекаев — донской армянин и русский патриот //
  • на сайте
  • Геннадий Полока
  • Моральний дух донецьких митників підніматиме Павло Верещагін, герой кінострічки «Біле сонце пустелі» // (укр.)
  • Пальчиковский С. Павел Луспекаев. Везение в любви на пути к смерти // . — № 171.
  • Максимова, Татьяна. // Комсомольская правда . — 2002. — 20 апр.
  • Дунаевская, Ольга. // Независимая газета . — 2007. — 13 апр.
  • Бесик Пипия. . Независимая газета (3 февраля 2003). Дата обращения: 26 апреля 2015.
  • Оксана Марченко . (укр.) . Авторська програма Оксани Марченко «Імена» (22 марта 2005). Дата обращения: 26 апреля 2015.
  • "Театр был его главной страстью" - об актере Павле Луспекаеве и его приключениях в Тбилиси. 27.07.2021 (обновлено: 16:32 13.01.2022).
  • ЛУГАНЩИНА В ЛИЦАХ. ПАВЕЛ ЛУСПЕКАЕВ.
Источник —

Same as Луспекаев, Павел Борисович