Этногенез армян
- 1 year ago
- 0
- 0
Этногенез белорусов — исторический процесс формирования белорусского этноса . Среди учёных нет единого мнения как о времени появления белорусов как этноса, так и о предках современных белорусов.
Существуют несколько принципиально разных концепций этногенеза белорусов.
Хронологически первыми возникли «польская» ( , А. Рыпинский ) и «великорусская» ( А. Соболевский , И. Срезневский ) концепции, согласно которым этническая территория белорусов рассматривалась в качестве исконно польской или исконно великорусской соответственно, аргументом чему служило отсутствие у белорусов отдельного языка. Между тем, в начале XX века Ефим Карский в работе «Белорусы» выдвинул идею о самостоятельности « белорусского наречия» как от польского языка, так и от «великорусского наречия русского языка», тем самым опровергая основной аргумент сторонников данных концепций . Ныне точка зрения, полагающая белорусов и белорусский язык самостоятельными этносом и языком в составе восточнославянской группы , является общепризнанной в академической науке.
В начале XX века в среде белорусской национальной интеллигенции сформировалась концепция, согласно которой белорусы происходили от летописного племени кривичей . Автором «кривичской» концепции был Вацлав Ластовский . Ещё ранее подобные идеи, условно называющиеся «племенной» концепцией, изложили Николай Костомаров и Михаил Погодин . Концепция не получила широкого распространения, но послужила идейной основой для формирования так называемой «кривичско- дреговичско - радимичской » концепции. Её авторами были известные историки и языковеды Ефим Карский , Моисей Гринблат , Митрофан Довнар-Запольский и Владимир Пичета . Концепция основывается на идее о формировании белорусского этноса в результате этнической консолидации населявших будущую этническую территорию белорусов племён .
Популярность данной концепции достаточно велика, хотя в ней не учитывается хронологический промежуток между исчезновением летописных племён в середине XII века и формированием общебелорусского этнического комплекса. Кроме того, по словам Вячеслава Носевича , не существует ни письменных, ни археологических данных, дающих основания для выделения среди восточнославянских племён единой прабелорусской группы. Отдельные племена, населявшие этнические земли современных белорусов, были наиболее близки к племенам, вошедшим позднее в состав русского или украинского народов: полоцкие кривичи к псковским и кривичам, радимичи к вятичам , дреговичи к волынянам .
После Великой Отечественной войны в советской науке доминирующую роль заняла «древнерусская» концепция, согласно которой белорусы, наряду с украинцами и русскими, образовались в результате распада единой древнерусской народности . Теоретически эта концепция была обоснована С. Токаревым , в её разработке также приняли участие Пётр Третьяков , Борис Рыбаков , Михаил Тихомиров , Лев Черепнин и другие.
Отдельные положения древнерусской концепции подвергались серьёзной критике со стороны археологов Валентина Седова и Эдуарда Загорульского . Против гипотезы о единой древнерусской народности как таковой активно выступает археолог Георгий Штыхов , в результате чего в крупнейшее из когда-либо созданных учебных пособий по истории Белоруссии попал подраздел «К проблеме древнерусской народности», содержащий критику этой концепции . Несмотря на существование критики, большое количество видных историков, археологов и лингвистов являются приверженцами «древнерусской» концепции.
Временные рамки выделения белорусов из древнерусской народности, указываемые сторонниками этой версии, варьируют. Борис Флоря считает, что процесс распада древнерусской народности растянулся на несколько столетий, и связывает его с вхождением её представителей в состав разных государств с различным социально-политическим строем. Первым этапом он считает постепенную дифференциацию восточных славян Великого княжества Литовского и земель формирующегося Русского государства на протяжении XIV—XVI веков, вторым этапом — дифференциацию белорусов и украинцев в XVII веке на основе отличия общественных порядков в Войске Запорожском и на землях Великого княжества Литовского .
В 1960-х — начале 70-х годов XX века московским археологом Валентином Седовым была сформирована новая концепция, не отвергающая принципиально гипотезу о существовании единой древнерусской народности. Согласно этой концепции, получившей название «балтской», белорусский этнос сформировался в результате смешения и взаимоассимиляции местных балтов с пришлыми славянами, при этом балты в этногенезе белорусов сыграли роль субстрата (подосновы). Концепция строится на основании отнесения археологических культур позднего железного века на территории Белоруссии к балтским, что ныне практически никем не оспаривается. В ходе многочисленных раскопок Валентин Седов нашёл целый ряд украшений, орудий труда, оружия, которые были характерны для балтской культуры и не принадлежали славянам. По его мнению, миграция на эти территории славян началась в середине I тысячелетия нашей эры, причём в этот период славяне заселили лишь территории южнее Припяти . Заселение славянами основной части территории Белоруссии, по Седову, относится лишь к VIII—X векам. В качестве аргумента в пользу «балтской» концепции приводится и факт наличия во многих элементах языка и культуры белорусов балтских корней, к примеру, поклонение ужам и камням в традиционной религии белорусов, лапти прямого плетения, техника строительства жилья, ряд звуков белорусской фонетики (твердый «р», аканье ). С другой стороны, украинские лапти такие же, как и белорусские, а почитание камней встречается у всех восточных славян .
Несмотря на то, что большинство современных исследователей в целом принимают «балтскую» концепцию, зачастую под сомнение ставится столь значительное влияние балтов на формирование белорусского народа, его культуры, языка . Согласно мнению этнолога Михаила Пилипенко , балты выступили субстратом не для формирования непосредственно белорусов, а как подоснова славянских общностей кривичей, дреговичей и радимичей . Впрочем, по мнению Носевича, «новая концепция» Михаила Пилипенко является по сути попыткой сгладить противоречия между «балтской», «кривичско-дреговичско-радимичской» и «древнерусской» концепциями и сама по себе ничего нового не несёт . Носевич указывает на не полное совпадение ареала балтского субстрата с этнической белорусской территорией .
Существует также и «финская» концепция, выдвинутая писателем Иваном Ласковым . Согласно ей, предками белорусов выступили финно-угры . Сторонники концепции заявляли о наличии значительного количества древних финно-угорских гидронимов на территории Белоруссии (например, Двина , Свирь ). Противники гипотезы указывают, что, несмотря на объективное наличие финского субстрата, финноязычное население на территории Белоруссии жило в глубокой древности и было ассимилировано не славянами, а древними балтами, расселившимися в Понеманье, Подвинье и Поднепровье в бронзовом веке. Финны на территории Белоруссии явились субстратом не белорусов, а древних балтов.
Согласно совместному исследованию, проведенному международным коллективом исследователей из Беларуси, Эстонии, Италии, Израиля, Армении, наиболее частотными гаплогруппами Y-хромосомы (обеспечивает передачу генетической информации по отцовской линии) среди 565 представителей 6 субрегионов Беларуси оказались следующие: R1a (50,62%), I2а (17,17%) и N1c (9,56%) .
В обобщающей статье по популяционной генетике современных славяноязычных народов авторы (генетик Е. Кушнеревич, лингвист А. Касьян) указывают:
В 2005—2010 годах в Институте генетики и цитологии Национальной академии наук Беларуси было проведено исследование генофонда белорусов по данным о трех типах генетических маркеров — аутосомных, митохондриальных и Y-хромосомы.
Согласно статье российского генетика О. Балановского в соавторстве с белорусским генетиком Л. Тегако, посвященной данному исследованию, наибольшая часть исследованных геномов белорусов содержала гаплогруппы R1a (60 %) и I1b (17 %). Исходя из частот гаплогрупп Y-хромосомы (передающейся от отца потомкам мужского пола) генофонд белорусов можно охарактеризовать как европейский (на что указывает гаплогруппа R1b3), восточноевропейский (по преобладанию гаплогруппы R1a) и северный восточноевропейский (по присутствию гаплогруппы N3). Наличие у значительной части популяции гаплогруппы I1b свидетельствует в пользу наличия генетических связей и с народами Северной Европы. Таким образом, сравнение результатов с геномом других европейских народов показывает, что по маркерам Y хромосомы белорусы «обнаруживают высокое сходство с восточными славянами и большинством западных славян, но генетически далеки от балтов» . Кроме того, выявлена генетическая общность, которая «образует единый плотный кластер, включающий белорусов, поляков, русских юго-западных областей (Белгородской, Воронежской, Курской, Орловской областей), а также русских Тверской области» . При этом, различия между северными и южными белорусами по данному маркеру оказались минимальными. Третья по численности у белорусов гаплогруппа N1c . У белорусов в среднем её частота изменяется от 8% на юге до 15% на севере. Данная Y-хромосома маркирует миграционный поток с севера, связанный, вероятно, с угрофинским компонентом.
Исследование митохондриальной ДНК , передающейся от матери потомкам обоего пола, показали, что наибольшая часть генофонда белорусов представлена гаплогруппой H (38 %), а остальные частые гаплогруппы J , U5a , T (7−10 %). Наблюдаются «существенные различия между южными и северными белорусами. Оно достигается за счет выраженного своеобразия северных белорусов, которое не связано с балтским субстратом в материнских линиях наследования — северные белорусы в равной степени генетически удалены и от балтов, и от западных славян (в том числе и от поляков), и от финно-угров, и от практически всех популяций восточных славян» . Также отмечается, что по митохондриальной ДНК «очень велико сходство южных белорусов с южными и западными русскими популяциями: к ним южные белорусы в 3—5 раз генетически ближе, чем к северным белорусам» .
Сравнительный анализ генофондов Западной Евразии показал, что «по аутосомным ДНК маркерам все восточные славяне входят в один кластер Восточной Европы. Однако русские и украинские популяции расположены ближе друг к другу, чем к белорусам… Русские и украинцы оказываются ближе к популяциям Западной и Южной Европы, чем белорусы. К сожалению, по этим маркерам не изучены ближайшие западные и северные соседи белорусов, и в частности, балтские народы. Можно предполагать, что некоторое своеобразие генофонда белорусов связано с вкладом балтского субстрата» .
Авторы пришли к выводу, что «различия между белорусскими популяциями меньше, чем различия между украинскими популяциями и намного меньше, чем различия между русскими популяциями. То есть разные популяции белорусов генетически очень похожи друг на друга» . В то же время, относительно вопроса о похожести генофонда белорусов на балтов и славян, авторы отмечают, что «по отцовской линии отличия белорусов от балтов выражены очень явно — по гаплогруппам Y белорусы принадлежат к кругу восточных и западных славян. По материнской линии (гаплогруппы мтДНК) белорусы в равной степени похожи и на балтов, и на славян — как западных, так и восточных» .
Доктор биологических наук, антрополог и генетик Алексей Микулич , исходя из антропологических признаков [ каких? ] , а также распространённости тех или иных групп крови , говорит о едином расовом типе белорусов, аукштайтов, латгалов, жителей Черниговщины, Смоленщины, Брянщины, так называемой Новой Мазовии и возводит этот тип ещё к неолитическому населению Восточной Европы .