Interested Article - Этногенез белорусов

Этногенез белорусов — исторический процесс формирования белорусского этноса . Среди учёных нет единого мнения как о времени появления белорусов как этноса, так и о предках современных белорусов.

Основные концепции этногенеза

Существуют несколько принципиально разных концепций этногенеза белорусов.

«Польская» и «великорусская» концепции

Хронологически первыми возникли «польская» ( , А. Рыпинский ) и «великорусская» ( А. Соболевский , И. Срезневский ) концепции, согласно которым этническая территория белорусов рассматривалась в качестве исконно польской или исконно великорусской соответственно, аргументом чему служило отсутствие у белорусов отдельного языка. Между тем, в начале XX века Ефим Карский в работе «Белорусы» выдвинул идею о самостоятельности « белорусского наречия» как от польского языка, так и от «великорусского наречия русского языка», тем самым опровергая основной аргумент сторонников данных концепций . Ныне точка зрения, полагающая белорусов и белорусский язык самостоятельными этносом и языком в составе восточнославянской группы , является общепризнанной в академической науке.

«Племенные» концепции

В начале XX века в среде белорусской национальной интеллигенции сформировалась концепция, согласно которой белорусы происходили от летописного племени кривичей . Автором «кривичской» концепции был Вацлав Ластовский . Ещё ранее подобные идеи, условно называющиеся «племенной» концепцией, изложили Николай Костомаров и Михаил Погодин . Концепция не получила широкого распространения, но послужила идейной основой для формирования так называемой «кривичско- дреговичско - радимичской » концепции. Её авторами были известные историки и языковеды Ефим Карский , Моисей Гринблат , Митрофан Довнар-Запольский и Владимир Пичета . Концепция основывается на идее о формировании белорусского этноса в результате этнической консолидации населявших будущую этническую территорию белорусов племён .

Популярность данной концепции достаточно велика, хотя в ней не учитывается хронологический промежуток между исчезновением летописных племён в середине XII века и формированием общебелорусского этнического комплекса. Кроме того, по словам Вячеслава Носевича , не существует ни письменных, ни археологических данных, дающих основания для выделения среди восточнославянских племён единой прабелорусской группы. Отдельные племена, населявшие этнические земли современных белорусов, были наиболее близки к племенам, вошедшим позднее в состав русского или украинского народов: полоцкие кривичи к псковским и кривичам, радимичи к вятичам , дреговичи к волынянам .

«Древнерусская» концепция

После Великой Отечественной войны в советской науке доминирующую роль заняла «древнерусская» концепция, согласно которой белорусы, наряду с украинцами и русскими, образовались в результате распада единой древнерусской народности . Теоретически эта концепция была обоснована С. Токаревым , в её разработке также приняли участие Пётр Третьяков , Борис Рыбаков , Михаил Тихомиров , Лев Черепнин и другие.

Отдельные положения древнерусской концепции подвергались серьёзной критике со стороны археологов Валентина Седова и Эдуарда Загорульского . Против гипотезы о единой древнерусской народности как таковой активно выступает археолог Георгий Штыхов , в результате чего в крупнейшее из когда-либо созданных учебных пособий по истории Белоруссии попал подраздел «К проблеме древнерусской народности», содержащий критику этой концепции . Несмотря на существование критики, большое количество видных историков, археологов и лингвистов являются приверженцами «древнерусской» концепции.

Временные рамки выделения белорусов из древнерусской народности, указываемые сторонниками этой версии, варьируют. Борис Флоря считает, что процесс распада древнерусской народности растянулся на несколько столетий, и связывает его с вхождением её представителей в состав разных государств с различным социально-политическим строем. Первым этапом он считает постепенную дифференциацию восточных славян Великого княжества Литовского и земель формирующегося Русского государства на протяжении XIV—XVI веков, вторым этапом — дифференциацию белорусов и украинцев в XVII веке на основе отличия общественных порядков в Войске Запорожском и на землях Великого княжества Литовского .

«Балтская» концепция

В 1960-х — начале 70-х годов XX века московским археологом Валентином Седовым была сформирована новая концепция, не отвергающая принципиально гипотезу о существовании единой древнерусской народности. Согласно этой концепции, получившей название «балтской», белорусский этнос сформировался в результате смешения и взаимоассимиляции местных балтов с пришлыми славянами, при этом балты в этногенезе белорусов сыграли роль субстрата (подосновы). Концепция строится на основании отнесения археологических культур позднего железного века на территории Белоруссии к балтским, что ныне практически никем не оспаривается. В ходе многочисленных раскопок Валентин Седов нашёл целый ряд украшений, орудий труда, оружия, которые были характерны для балтской культуры и не принадлежали славянам. По его мнению, миграция на эти территории славян началась в середине I тысячелетия нашей эры, причём в этот период славяне заселили лишь территории южнее Припяти . Заселение славянами основной части территории Белоруссии, по Седову, относится лишь к VIII—X векам. В качестве аргумента в пользу «балтской» концепции приводится и факт наличия во многих элементах языка и культуры белорусов балтских корней, к примеру, поклонение ужам и камням в традиционной религии белорусов, лапти прямого плетения, техника строительства жилья, ряд звуков белорусской фонетики (твердый «р», аканье ). С другой стороны, украинские лапти такие же, как и белорусские, а почитание камней встречается у всех восточных славян .

Несмотря на то, что большинство современных исследователей в целом принимают «балтскую» концепцию, зачастую под сомнение ставится столь значительное влияние балтов на формирование белорусского народа, его культуры, языка . Согласно мнению этнолога Михаила Пилипенко , балты выступили субстратом не для формирования непосредственно белорусов, а как подоснова славянских общностей кривичей, дреговичей и радимичей . Впрочем, по мнению Носевича, «новая концепция» Михаила Пилипенко является по сути попыткой сгладить противоречия между «балтской», «кривичско-дреговичско-радимичской» и «древнерусской» концепциями и сама по себе ничего нового не несёт . Носевич указывает на не полное совпадение ареала балтского субстрата с этнической белорусской территорией .

«Финская» концепция

Существует также и «финская» концепция, выдвинутая писателем Иваном Ласковым . Согласно ей, предками белорусов выступили финно-угры . Сторонники концепции заявляли о наличии значительного количества древних финно-угорских гидронимов на территории Белоруссии (например, Двина , Свирь ). Противники гипотезы указывают, что, несмотря на объективное наличие финского субстрата, финноязычное население на территории Белоруссии жило в глубокой древности и было ассимилировано не славянами, а древними балтами, расселившимися в Понеманье, Подвинье и Поднепровье в бронзовом веке. Финны на территории Белоруссии явились субстратом не белорусов, а древних балтов.

Исследование генома

Согласно совместному исследованию, проведенному международным коллективом исследователей из Беларуси, Эстонии, Италии, Израиля, Армении, наиболее частотными гаплогруппами Y-хромосомы (обеспечивает передачу генетической информации по отцовской линии) среди 565 представителей 6 субрегионов Беларуси оказались следующие: R1a (50,62%), I2а (17,17%) и N1c (9,56%) .

  • Из данных трех гаплогрупп первая, R1a, традиционно соотносится с индоевропейской колонизацией Восточноевропейской равнины, пришедшей из причерноморско-каспийских степей, и считается присутствующей в регионе начиная с бронзового века (именно балтские языки, в частности, литовский, считаются на сегодня наименее измененными из существующих живых языков по сравнению с состоянием ранних индоевропейских диалектов). Исходя из данного показателя, белорусы оказываются в одном плотном восточноевропейском кластере с поляками, русскими юго-западных областей и русскими Тверской области . Данный кластер коррелирует с обнаруживаемой на востоке и западе данного ареала древнебалтской гидронимией, в частности в бассейнах Вислы и Одера и на Верхнем Дону .
  • Вторая группа, I2а, связывается с древнеевропейским, доиндоевропейским населением, укрывшимся от последнего ледника на юге на Балканах (где по сей день сохраняется максимальная концентрация данной гаплогруппы) и возвращавшимся назад на север по мере его таяния .
  • Третья из перечисленных гаплогрупп, N1c, считается "финно-угорской", пришедшей из области юга Китая через северную Евразию . У непосредственных соседей белорусов N1c существенно представлена только у балтоязычных народов (у литовцев - 36,8% , латышей - 41,5% ), у которых при этом процент восточноевропейской "индоевропейской" R1a составляет 45,3% и 37,7%, соответственно. При этом, по имеющимся уже данным, N1с может обнаруживаться в сравнительно высокой концентрации в том числе на юге Беларуси (популяция "Вичин" у Лунинца - 25%, при среднем присутствии на Полесье - 8% ), а также на Верхнем Подвинье (25% в верхнедвинских археологических микрорегионах Сертейском, Усвятском и Сенницком ).

В обобщающей статье по популяционной генетике современных славяноязычных народов авторы (генетик Е. Кушнеревич, лингвист А. Касьян) указывают:

  • "Имеется значительная близость между западными и восточными славянами и носителями балтских языков, тогда как южные славяне выразительно дифференцированы между собой и генетически родственны другим неславянским балканским народам. Это свидетельствует о том, что славянские языки распространялись преимущественно в результате культурной ассимиляции (посредством изменения языка) дославянских народов, а не путем замены автохтонного населения славянами";
  • "Современное славянское сообщество демонстрирует генетическую структуру (наблюдаемую как в Y-хромосоме, так и в частотном анализе данных по всему геному), которая, по всей вероятности, существовала в Европе уже более трех тысяч лет".

Исследование 2005-2010 годов

В 2005—2010 годах в Институте генетики и цитологии Национальной академии наук Беларуси было проведено исследование генофонда белорусов по данным о трех типах генетических маркеров — аутосомных, митохондриальных и Y-хромосомы.

Исследование по Y-хромосоме

Согласно статье российского генетика О. Балановского в соавторстве с белорусским генетиком Л. Тегако, посвященной данному исследованию, наибольшая часть исследованных геномов белорусов содержала гаплогруппы R1a (60 %) и I1b (17 %). Исходя из частот гаплогрупп Y-хромосомы (передающейся от отца потомкам мужского пола) генофонд белорусов можно охарактеризовать как европейский (на что указывает гаплогруппа R1b3), восточноевропейский (по преобладанию гаплогруппы R1a) и северный восточноевропейский (по присутствию гаплогруппы N3). Наличие у значительной части популяции гаплогруппы I1b свидетельствует в пользу наличия генетических связей и с народами Северной Европы. Таким образом, сравнение результатов с геномом других европейских народов показывает, что по маркерам Y хромосомы белорусы «обнаруживают высокое сходство с восточными славянами и большинством западных славян, но генетически далеки от балтов» . Кроме того, выявлена генетическая общность, которая «образует единый плотный кластер, включающий белорусов, поляков, русских юго-западных областей (Белгородской, Воронежской, Курской, Орловской областей), а также русских Тверской области» . При этом, различия между северными и южными белорусами по данному маркеру оказались минимальными. Третья по численности у белорусов гаплогруппа N1c . У белорусов в среднем её частота изменяется от 8% на юге до 15% на севере. Данная Y-хромосома маркирует миграционный поток с севера, связанный, вероятно, с угрофинским компонентом.

Исследование по митохондриальной ДНК

Исследование митохондриальной ДНК , передающейся от матери потомкам обоего пола, показали, что наибольшая часть генофонда белорусов представлена гаплогруппой H (38 %), а остальные частые гаплогруппы J , U5a , T (7−10 %). Наблюдаются «существенные различия между южными и северными белорусами. Оно достигается за счет выраженного своеобразия северных белорусов, которое не связано с балтским субстратом в материнских линиях наследования — северные белорусы в равной степени генетически удалены и от балтов, и от западных славян (в том числе и от поляков), и от финно-угров, и от практически всех популяций восточных славян» . Также отмечается, что по митохондриальной ДНК «очень велико сходство южных белорусов с южными и западными русскими популяциями: к ним южные белорусы в 3—5 раз генетически ближе, чем к северным белорусам» .

Исследование по аутосомным ДНК

Сравнительный анализ генофондов Западной Евразии показал, что «по аутосомным ДНК маркерам все восточные славяне входят в один кластер Восточной Европы. Однако русские и украинские популяции расположены ближе друг к другу, чем к белорусам… Русские и украинцы оказываются ближе к популяциям Западной и Южной Европы, чем белорусы. К сожалению, по этим маркерам не изучены ближайшие западные и северные соседи белорусов, и в частности, балтские народы. Можно предполагать, что некоторое своеобразие генофонда белорусов связано с вкладом балтского субстрата» .

Выводы исследования

Авторы пришли к выводу, что «различия между белорусскими популяциями меньше, чем различия между украинскими популяциями и намного меньше, чем различия между русскими популяциями. То есть разные популяции белорусов генетически очень похожи друг на друга» . В то же время, относительно вопроса о похожести генофонда белорусов на балтов и славян, авторы отмечают, что «по отцовской линии отличия белорусов от балтов выражены очень явно — по гаплогруппам Y белорусы принадлежат к кругу восточных и западных славян. По материнской линии (гаплогруппы мтДНК) белорусы в равной степени похожи и на балтов, и на славян — как западных, так и восточных» .

Антропологический анализ

Доктор биологических наук, антрополог и генетик Алексей Микулич , исходя из антропологических признаков [ каких? ] , а также распространённости тех или иных групп крови , говорит о едином расовом типе белорусов, аукштайтов, латгалов, жителей Черниговщины, Смоленщины, Брянщины, так называемой Новой Мазовии и возводит этот тип ещё к неолитическому населению Восточной Европы .

Примечания

  1. Гісторыя Беларусі (у кантэксце сусветных цывілізацый). Вучэбн. дапаможнік / В. І. Галубовіч, З. В. Шыбека, Д. М. Чаркасаў і інш.; Пад рэд. В. І. Галубовіча і Ю. М. Бохана . — Мн. : Экаперспектыва, 2005. — С. 136.
  2. Носевич В. В. от 4 марта 2016 на Wayback Machine // Белоруссия и Россия: общества и государства / Редактор-составитель Д. Е. Фурман. — М. : Права человека, 1998. — C. 11-30.
  3. Флоря Б. Н. от 17 октября 2020 на Wayback Machine // Россия-Украина: история взаимоотношений / Отв. ред. А. И. Миллер, В. Ф. Репринцев, М., 1997. С. 9-27
  4. Загарульскі Э. М. Заходняя Русь: IX - XIII стст. — Мн. , 1998. — С. 233.
  5. Гісторыя Беларусі: У 6 т. — Т. 1. Старажытная Беларусь. — Мн. , 2000. — С. 326—328
  6. Зеленин Д. К. Восточные славяне. Кто они?. — М. : Эксмо, 2012. — С. 217, 394. — 400 с. — 2000 экз. ISBN 978-5-699-56962-5 .
  7. Бэднарчук Л. Аб этнагенэзе беларусаў// Наша слова. - 2001. -№48 (536), 5 снежня; №49 (537), 12 снежня; №50 (538), 19 снежня.
  8. Пилипенко М. Ф. Возникновение Белоруссии: Новая концепция. — Мн. , 1991. — С. 17-32.
  9. . Дата обращения: 2 ноября 2021. 12 мая 2021 года.
  10. . Дата обращения: 2 ноября 2021. 7 сентября 2021 года.
  11. Балановский О.П., Тегако Л.И. Генофонд белорусов по данным о трех типах генетических маркеров - аутосомных, митохондриальных, Y хромосомы // Актуальные вопросы антропологии. — 2008. — Т. 2 . — С. 53-65 .
  12. В. Э. Орел. Неславянская гидронимия бассейнов Вислы и Одера // Балто-славянские исследования. 1988–1996. — 1997. — С. 332-358 .
  13. В. Н. Топоров. Балтийские следы на Верхнем Дону // Балто-славянские исследования. 1988–1996. — 1997. — С. 311–324 .
  14. . Дата обращения: 2 ноября 2021. 2 ноября 2021 года.
  15. .
  16. . Дата обращения: 2 ноября 2021. 2 ноября 2021 года.
  17. . Дата обращения: 2 ноября 2021. 2 ноября 2021 года.
  18. В.С. Панкратов, О.Г. Давыденко. Структура генофондов населения двух регионов Белорусского Полесья по маркерам Y-хромосомы и митохондриальной ДНК // Молекулярная и прикладная генетика. — 2013. — Т. 16 . — С. 39-47 .
  19. Чекунова Е. М., Ярцева Н. В., Чекунов М. К., Мазуркевич А. Н. Первые результаты генотипирования коренных жителей и человеческих костных останков из археологических памятников Верхнего Подвинья // Археология озёрных поселений IV—II тыс. до н. э.: хронология культур и природно-климатические ритм. — 2014. — С. 287-294 .
  20. . Дата обращения: 2 ноября 2021. 2 ноября 2021 года.
  21. Балановский О. П., Тегако О. В. от 27 сентября 2017 на Wayback Machine .
  22. Олег Давыденко, Елена Кушнеревич. . «Наука и инновации» №9(103) (сентябрь 2011). 1 июня 2013 года.
  23. Денисова Р. Я. , Антропология древних и современных балтов. М., 1973.
  24. Мікуліч А. Этнічная гісторыя беларусаў паводле антрапалагічных данных // Беларускі гістарычны часопіс. — Мн. , 1992. — № 2. — С. 7-11.

Литература

  • Гринблат М. Я. Белорусы. — Мн. , 1968.
  • Державин Н. С. Происхождение русского народа. — М. , 1944.
  • Довнар-Запольский М. В. Очерк истории кривичской и дреговичской земель до конца XII столетия. — К. , 1891.
  • Ермаловіч М. Па слядах аднаго міфа. — Мн. , 1989.
  • Ермаловіч М. Старажытная Беларусь: полацкі і новагродскі перыяды. — Мн. , 1990.
  • Загарульскі Э. М. Заходняя Русь: IX XIII стст. — Мн. , 1998.
  • Канстанцінаў Ф. Аб паходжанні беларускага народа. — Мн. , 1948.
  • Карский Е. Ф. Белорусы. Введение к изучению языка и народной словесности. — Вильна, 1904.
  • Мікуліч А. Беларусь у генетычнай прасторы. — Мн. : Тэхналогія, 2005.
  • Пилипенко М. Ф. Возникновение Белоруссии: Новая концепция. Мн. , 1991.
  • Пичета В. Образование белорусского народа // Вопросы истории. — 1946. — № 5—6.
  • Рыбакоў Б. А. Радзімічы. Працы секцыі археолёгіі Беларускай АН. — М. , 1932.
  • Седов В. В. Археология и проблема формирования белорусов // Этногенез белорусов. Тезисы докладов на научной конференции по проблеме «Этногенез белорусов». — Мн. , 1973. — С. 7-10.
  • Седов В. В. О происхождении белорусов // Древности Белоруссии. Материалы конференции по археологии Белоруссии и смежных территорий. Мн. , 1966. — С. 301—309.
  • Седов В. В. Славяне Верхнего Поднепровья и Подвинья. — М. , 1970.
  • Седов В. В. . К происхождению белорусов (Проблема балтского субстрата в этногенезе белорусов) // «Советская этнография». — 1967. — № 2. — С. 112—129.
  • Соболевский А. И. Очерки из истории русского языка. — К. , 1884.
  • Тихомиров А. Н. Значение Древней Руси в развитии русского, украинского и белорусского народов // Вопросы истории. — 1954. — № 6.
  • Топоров В. Н. К проблеме балтско-славянских отношений // Актуальные проблемы славяноведения. — М. , 1961.
  • Третьяков П. Н. У истоков древнерусской народности. — Л. , 1970.
  • Филин Ф. П. Образование языка восточных славян. — М. - Л. , 1962.
  • Филин Ф. П. Происхождение русского, украинского и белорусского языков: Историко-диалектологический очерк. — Л. , 1972.
  • Хабургаев Г. А. Этнонимика «Повести временных лет». — М. , 1979.
  • Чаквін І. У., Бандарчык В. К. Праблемы этнагенезу беларусаў у працах славянскіх вучоных // Даклады IX Міжнароднага з’езду славістаў. — Мн. , 1982. — 39 с.
  • Черепнин Л. В. Исторические условия формирования русской народности до конца XV в. // Вопросы формирования русской народности и нации. — М. - Л. , 1958. — C. 7-105.
  • Штыхаў Г. В. Крывічы. — Мн. , 1992.

Ссылки

Источник —

Same as Этногенез белорусов