Зимятова, Любовь Александровна
- 1 year ago
- 0
- 0
Любо́вь — женское русское личное имя старославянского происхождения; является калькой с др.-греч. Ἀγάπη ( Агапе ), имени раннехристианской святой .
Имя вошло в русский именослов вместе с именами Вера и Надежда ; история существования всех трёх имён в русском языке во многом сходна.
Имена Вера, Надежда, Любовь в христианском именослове соотносятся с мученицами -сёстрами, казнёнными ок. 120 (или ок. 137 ) года по приказу императора Адриана . Самой младшей сестре по имени Агапе ( Любовь ), было на момент кончины, согласно преданию, 9 лет .
Любовь как личное имя возникло в IX веке при переводе богослужебных книг с древнегреческого на церковнославянский язык ; в отличие от имён подавляющего большинства христианских святых , имена сестёр были калькированы .
Подробнее о происхождении имени см. в статье Вера (имя) .
Аналогично именам Вера и Надежда , имя Любовь не использовалось в течение долгого времени, вплоть до начала XVIII века . Несмотря на упоминание в святцах , этими именами не было принято нарекать при крещении , поскольку они разительно отличались от имён подавляющего большинства святых своей связью с нарицательной лексикой .
Интерес к именам в русском обществе проявился в годы царствования императрицы Елизаветы Петровны , прошедшего под знаком роста русского национального самосознания. В списке святых эти три имени звучали явно по-русски, что и привело к востребованности имён, и прежде всего в дворянской среде . По сведениям, собранным В. А. Никоновым , во второй половине XVIII века имя Любовь встречалось у дворянок с частотностью 15 ‰ (то есть 15 носителей при пересчёте на тысячу человек). У купчих Москвы в тот же период частотность имени составляла 2 ‰, а в крестьянской среде имя почти не встречалось. В начале XIX века отмечался подъём интереса к имени: среди дворянок в 1801 — 1816 годах частотность имени сооставляла 26 ‰, среди московских купчих — 14 ‰, среди крестьянок удельных сёл Подмосковья — 1 ‰ .
В конце XIX века, по сведениям Л. М. Щетинина, имя Любовь относилось к категории наиболее употребительных имён (среди которых отмечались также имена Анна , Мария , Евдокия , Надежда , Татьяна и др.) В XX веке пик популярности имени пришёлся на 1950-е — 1960-е годы. По сведениям, собранным А. Я. Шайкевичем, в Москве в период 1950 — 1959 годов имя было на 9-м месте среди самых «модных» имён (с частотностью 35 ‰). Однако в конце 1970-х годов имя уже не встречалось в десятке имён, популярных у москвичей. По статистике, собранной В. А. Никоновым за 1961 год в ряде регионов центральной России, имя часто использовалось как у горожан, так и у сельчан. В городах разброс частотности составлял от 17 ‰ ( Тамбов ) до 40 ‰ ( Ульяновск ); на селе эти показатели составляли от 46 ‰ (районы Ярославской области ) до 88 ‰ (районы Пензенской области ). Сведения, собранные А. В. Суперанской и А. В. Сусловой по Ленинграду , также показывают пик популярности в 1950-е годы и последующее снижение интереса к имени. Так, у ленинградок, родившихся в 1950-е годы, имя встречалось с частотностью 15 ‰, а у родившихся в 1960-е— 1980-е — 10 ‰ .
Следует отметить, что в эпоху хождения на Руси нецерковных имён- прозвищ часто встречались имена, образованные от корня -люб- (также, как и имя Любовь ). Таковы мужские имена Любим, Любко, Нелюб и женское Любава , самостоятельное нецерковное личное имя, которое в наше время стало восприниматься как производное от имени Любовь .