Interested Article - Кленовский, Дмитрий Иосифович

Дмитрий Иосифович Кленовский (наст. фам. Крачковский ; 24 сентября ( 6 октября ) 1893 года , Санкт-Петербург 26 декабря 1976 , Траунштайн , Германия ) — русский поэт, журналист. «Последний царскосёл», по отзыву Нины Берберовой .

Биография

Дмитрий Крачковский родился в семье художника-пейзажиста, академика живописи Иосифа Крачковского и художницы Веры Беккер, дочери архитектора Николая Беккера . Учился в Царскосельской гимназии (1904—1911), часто бывал с родителями в Италии и Франции , в 1911—1913 по состоянию здоровья находился в Швейцарии .

В 1913—1917 году изучал юриспруденцию и филологию в Петербургском университете . В этот период он увлекался антропософией . Начал печататься в петербургских журналах с 1914 года, его первый сборник «Палитра» был издан в Петрограде в конце 1916 года (на книге проставлен уже 1917 год) под его настоящей фамилией. Подготовленный к печати второй сборник «Предгорье», близкий к поэтике акмеизма , не вышел из-за революции; датированная 1922 годом рукопись сохранилась в архиве Глеба Струве и вышла в свет в составе «Полного собрания стихотворений» поэта в Москве в 2011 году.

С 1917 года до отъезда в Харьков Крачковский работал в Москве совслужащим, в 1921—1922 — журналистом, посещал литературные кружки, где познакомился с творчеством Андрея Белого и Максимилиана Волошина . С установлением советской власти оставил всякие попытки заявить о себе как о поэте и в 1922 уехал в Харьков , где работал переводчиком в Радиотелеграфном агентстве.

В 1942 году во время немецкой оккупации Украины сотрудничал в Симферополе в газете « Голос Крыма » под редакцией А. И. Булдеева. Позднее вместе с женой, немкой по происхождению, эмигрировал в Австрию , а затем в 1943 году в Германию. С 1947 года начал публиковать стихи под псевдонимом Кленовский — в «Новом журнале», а с 1950 г. в журнале « Грани ». Жил в Траунштейне, Бавария , писал до самой смерти. Всего в Германии издал 11 поэтических сборников (последний издан посмертно в 1977 г. радениями вдовы поэта М. Д. Крачковской и проф. Р. Ю. Герра). Переписка Кленовского с архиепископом Иоанном (Шаховским) вышла отдельным изданием (Париж, 1981).

Поэзия Кленовского питается тремя источниками: религиозно-духовным достоянием русского православия, антропософией, а также отношением к языку, каким оно было у акмеистов; при этом в творчестве Кленовского сказывается его собственный религиозный опыт (самые подробные тексты об ангелах в литературе). Его произведения отличаются самостоятельностью и в языке. Н. Гумилёв, которого Кленовский очень уважал как старшего товарища по Царскосельской гимназии и как жертву большевистского насилия, служил ему духовным образцом. В своих поздних циклах стихов («Костер») Кленовский рассматривает земную жизнь лишь как отрезок духовного бытия человека, откуда он происходит и куда возвращается после смерти. Для него, как и для А. Белого, Ходасевича, Гумилёва, Волошина, несомненна многократность рождения человека, позволяющая ему развиваться дальше и дальше. Поэтому его поэзии не свойственно выражение страха смерти, она скорее свидетельствует о знании смысла, заданного земному существованию и познаваемого благодаря смерти. Восхищение природой, исповедание любви и служения ближнему, иногда — воспоминания о Царском селе и Италии — таковы другие мотивы его поэзии, которая с самого начала (1945) отличается большой зрелостью, что обусловлено возрастом и обстоятельствами жизни автора; наибольших удач Кленовский достигает в сборнике 1967 года. Ясность языка и скромность выразительных средств сочетается в стихах Кленовского с экономным введением разных картин и неологизмов.

Он [Кленовский] не только стал, но и твердо признан признан одним из лучших поэтов Русского Зарубежья. Думаю, что он и один из лучших лириков России середины нашего века. Печать большой поэтической личности лежит на нём. […] Его поэзия безупречно соразмерна, у него нет столпотворения ни вещей, ни звуков. Он говорит просто, иногда как бы по-домашнему, но всегда есть в нём торжественность, даже в самом малом. Капля по капле, текут его строки, рождая мир поэзии, строго ему принадлежащей.

Стихотворения

ЦАРСКОСЕЛЬСКАЯ ГИМНАЗИЯ
Есть зданья неказистые на вид,
Украшенные теми, кто в них жили.
Так было с этим.
Вот оно стоит
На перекрёстке скудости и пыли.
Какой-то тесный и неловкий вход
Да лестница взбегающая круто
И коридоров скучный разворот… —
Казёнщина без всякого уюта.
Но если приотворишь двери в класс —
Ты юношу увидишь на уроке,
Что на полях Краевича, таясь,
О конквистадорах рифмует строки.
А если ты заглянешь в кабинет,
Где бродит смерть внимательным дозором, —
Услышишь, как седеющий поэт
С античным разговаривает хором.
Обоих нет уже давно. Лежит
Один в гробу, другой без гроба, — в яме,
И вместе с ними, смятые, в грязи,
Страницы с их казнёнными стихами.
А здание? Стоит ещё оно,
Иль может быть уже с землёй сравнялось?
Чтоб от всего, чем в юности, давно.
Так сердце было до краёв полно,
И этой капли даже не осталось.

Сочинения

Книги

  • Палитра: Стихи. Пг, 1917
  • След жизни, Frankfurt/M., 1950
  • Навстречу небу, Frankfurt/M., 1952
  • Оккультные мотивы в русской поэзии нашего века. Статья // «Грани», № 20, 1953
  • Казнённые молчанием. Статья // «Грани», № 23, 1954
  • Неуловимый спутник: 4-я кн. стихов. [Мюнхен], 1956
  • Прикосновенье: 5-я кн. стихов. Мюнхен, 1959
  • Уходящие паруса. Мюнхен, 1962
  • Разрозненная тайна. Мюнхен, 1965
  • Стихи. Избранное из шести книг и новые стихи (1965—1966). Мюнхен, 1967
  • Певучая ноша. Мюнхен, 1969
  • Почерком поэта. Мюнхен, 1971
  • Теплый вечер. [Мюнхен], 1975
  • Последнее. Мюнхен, 1977
  • Собрание стихов I. Париж, 1980 (Том 2 издан не был)
  • Певучая ноша. Избранное / Составление, биографический очерк И. Я. Лосиевского и Р. К. Рыбальченко - Харьков: Курсор, 236 с.
  • Ты была в моей судьбе самою хорошею. Любовная лирика Дмитрия Кленовского / Сост. А. А. Гуськов - Харьков: 2005.
  • Из стихотворений 1945—1952 годов. [Иллюстратор Михаил Тихонов.] — М. : Греко-латинский кабинет имени Ю.А. Шичалина, 2008. — 24 с.; ил. — ISBN 5-87245-148-2 (Для немногих)
  • Полное собрание стихотворений / Под редакцией О. Коростелева. — М. : Водолей, 2011. — 704 с. — (Серебряный век. Паралипоменон) — ISBN 978-5-91763-054-0
  • Дмитрий Кленовский. Все стихотворения (1944 - 1976) / Составление, вступление, алфавитный указатель А. А. Гуськов - Харьков: Курсор, 2012, 612 с..

Примечания

  1. Bibliothèque nationale de France (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
  2. Крещение в Преображенской церкви при I-ой Петербургской гимназии 3 декабря 1893 г.; восприемники при купели: статский советник Николай Фёдорович Беккер и дочь статского советника Ольга Николаевна Беккер (ЦГИА СПб. Ф. 19.— Оп. 127.— Д. 227.— Л. 13).

Ссылки

  • Агеносов В. В. от 25 марта 2022 на Wayback Machine // Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь: в 3 томах. — М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005.
  • от 19 сентября 2008 на Wayback Machine
  • Протоиерей Александр Шмеман. Дневники. 1973—1983, Издательство: Русский путь, 2007 г. 720 стр. ISBN 978-5-85887-255-1 С. 662—717.
  • Архиепископ Иоанн (Шаховской). Московский разговор о бессмертии. — Нью-Йорк, 1972. — 245 с.
  • Архиепископ Иоанн (Шаховской). Переписка с Кленовским / Ред. Р. Герра. — Париж, 1981. — 317 с.
  • = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / В. Казак ; [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. ISBN 5-8334-0019-8 .
  • Незабытые могилы / Сост. В. Н. Чуваков. М., 2001. Т. 3. С. 304. ISBN 5-7510-0195-8 .
Источник —

Same as Кленовский, Дмитрий Иосифович