Interested Article - Анджапаридзе, Верико Ивлиановна

Верико́ (Вера) Ивлиа́новна Анджапари́дзе ( груз. ვერიკო ივლიანეს ასული ანჯაფარიძე ; 1897 1987 ) — советская, грузинская актриса театра и кино , театральный режиссёр , педагог . Герой Социалистического Труда ( 1979 ) , народная артистка СССР ( 1950 ), лауреат трёх Сталинских премий ( 1943 , 1946 , 1950 ). Кавалер четырёх орденов Ленина (1950, 1966, 1971, 1979).

Биография

Родилась 23 сентября ( 6 октября ) 1897 года (по другим данным — 5 октября 1896 или 6 октября 1900 года ) в Кутаиси ( Российская империя , ныне Грузия ), в семье нотариуса . С детства воспитывалась в творческой атмосфере.

После окончания школы Святой Нино в Кутаиси училась в драматической студии актёра Малого театра С. В. Айдарова ( 1916 1917 ) в Москве . Своим первым учителем считала И. Н. Певцова , который готовил с ней роль Саломеи в одноимённой пьесе О. Уайльда для своего будущего Музыкального театра драмы. Дальнейшей учёбе в России помешала революция .

После возвращения в Грузию училась в студии актёра парижского театра «Антуан» Г. Джабадари в Тифлисе ( 1918 1920 ). Там встретила своего будущего мужа М. Э. Чиаурели .

После распада студии работала в Грузинском театре им. Ш. Руставели (Тифлис) под руководством С. Ахметели (1920—1926).

В 1922 году побывала в 5-месячной командировке в Берлине .

В 1926 1928 годах играла в Батумском театре под руководством А. Пагавы и Рабочем театре Тифлиса .

В 1928 году познакомилась с основоположником грузинского театра К. А. Марджанишвили , который приехал в Грузию со своим знаменитым спектаклем «Фуэнте Овехуна» по пьесе Л. де Веги . С этого же года — актриса 2-го Государственного драматического театра в Кутаиси (ныне Тбилисский академический театр имени К. Марджанишвили ), которым руководил К. А. Марджанишвили. В 1930 году театр был переведён в Тифлис.

В 1932 1933 годах играла в Московском реалистическом театре под руководством Н. П. Охлопкова .

С 1933 года — снова в Театре имени К. А. Марджанишвили. Работала и как актриса, и как режиссёр, в 1957 1960 годах была художественным руководителем театра.

С 1923 года снималась в кино.

Преподавала в Тбилисском театральном институте имени Ш. Руставели и театральных студиях.

При жизни стала легендой и классиком грузинского театра и кино. В историю культуры XX века актриса с мировым именем вошла просто как Верико. Иногда её называют «Матерью Грузии», хотя она обладала непростым независимым характером, взрывным темпераментом, острым саркастическим умом. Её жизнь в театре складывалась далеко не гладко, в молодости она резко порвала с режиссёром-новатором С. Ахметели , из-за ссоры с Н. П. Охлопковым сыграла лишь одну роль в его постановке ( Мать по одноимённому роману М. Горького , 1933).

Дом-музей Верико Анджапаридзе и Михаила Чиаурели
Могила Чиаурели и Анджапаридзе в пантеоне Мтацминда . Скульптор Георгий Шхвацабая

Прожила почти 90 лет, из них 70 — на сцене. Дружила с Фаиной Раневской , Соломоном Михоэлсом , Марией Бабановой , с Василием Качаловым читала на эстраде « Ричарда III ».

Существует легенда, что поэт Акакий Церетели в 1900 году по случаю торжества в честь нового столетия поднял на руки маленькую Верико и объявил её доброй феей XX века: «Ты должна прославить свою родину в новом веке!»

Член КПСС с 1954 года .

Умерла 31 января 1987 года (по другим источникам 30 января ) на 90-м году жизни в Тбилиси . Похоронена в Пантеоне деятелей грузинской культуры на горе Мтацминда. На надгробном камне указаны годы рождения и смерти: 1897 1987 .

Семья

Звания и награды

Творчество

Представляла романтическое течение грузинского театра. Наделенная прекрасными внешними данными, одухотворенной красотой, уникальным грудным голосом, она умела создать яркий сценический образ, проникнутый тонким лиризмом, убедительным психологическим рисунком. Блестяще владела актёрской техникой, «плела кружева» из филигранно отшлифованных деталей характера: интонаций, жестов, мимики. Играя сложные роли мировой и отечественной драматургии, быстро завоевала славу грузинской В. Ф. Комиссаржевской .

Роли в театре

Любимыми ролями считала Юдифь , которую играла на протяжении сорока лет, Гинатре , Маргариту Готье , Клеопатру , Бабушку (свою первую возрастную роль), а несыгранной — Джульетту (К. Марджанишвили собирался поставить трагедию У. Шекспира с Джульеттой Н. Вачнадзе и Ромео — В. Анджапаридзе, но этот своеобразный проект остался неосуществленным). Была универсальной актрисой, умела блеснуть и комедийными красками ( Графиня в «Женитьбе Фигаро», 1937, Мирандолина в «Хозяйке гостиницы», где её партнером был Серго Закариадзе ). Известно, что когда актриса сыграла роль Маргариты в «Даме с камелиями», Вл. И. Немирович-Данченко сказал: «Наконец-то на старости лет я тебя увидел. Таким актрисам я при жизни ставил бы памятники». И сравнил её с Сарой Бернар .

Режиссёрские постановки

Фильмография

  1. 1925 — — жена Сандро
  2. 1925 — — жена крестьянина
  3. 1926 — — Махалят, мать Дины
  4. 1929 Саба Маро
  5. 1929 Трубка коммунара тётка Луиза
  6. 1933 Двадцать шесть комиссаров жена рабочего
  7. 1934
  8. 1937 Арсен княжна Манана Бараташвили
  9. 1937 — — Саломэ, мать Тэдо
  10. 1941 Каджана гадалка Бабеле
  11. 1942 Георгий Саакадзе Русудан
  12. 1948 Кето и Котэ княгиня
  13. 1949 Падение Берлина мать Ганса
  14. 1949 — — Нино
  15. 1950 — Второй караван (не был завершен)
  16. 1953 Великий воин Албании Скандербег Дафина
  17. 1957 Отарова вдова вдова
  18. 1957 Я скажу правду посетительница казино
  19. 1958 Мамлюк Родами, мать князя Чаришвили
  20. 1958 Трудное счастье бабушка Нагорного
  21. 1959 Можно ли его простить? мать
  22. 1960 Повесть об одной девушке бабушка Мария
  23. 1960 Прерванная песня Мариам, мать Элико
  24. 1963 Генерал и маргаритки Марта Функ
  25. 1965 Иные нынче времена княгиня
  26. 1966 Встреча с прошлым Пелагея, жена сельского богача Алмасхана
  27. 1969 Не горюй! мать Коки Каландадзе
  28. 1969 - 1970 Десница великого мастера мать Арсанидзе
  29. 1970 Чермен мать Чермена
  30. 1971 Гойя, или Тяжкий путь познания мать
  31. 1972 Старые зурначи Бабале
  32. 1982 — — Мария-Хосефа
  33. 1984 Легенда о Сурамской крепости старая гадалка
  34. 1984 Покаяние странница
  35. 1985 — (короткометражный) — Русудан

Снималась в кино, в основном в фильмах у М. Э. Чиаурели . Сниматься в кино не любила, она не чувствовала логики создания характера и реакции зрителя на её работу. Лишь роли Русудан (фильм « Георгий Саакадзе ») и вдовы в « Отаровой вдове » по драме И. Г. Чавчавадзе она признавала своими творческими удачами, возможно потому, что судьбы героинь были близки её личной драме — потере уже взрослого сына.

Маленьким шедевром стал одноминутный эпизод в фильме « Покаяние » Т. Е. Абуладзе , где актриса произносит ставшую афоризмом фразу: «Зачем нужна дорога, если она не ведёт к храму?». Последняя работа в кино — « » Наны Джанелидзе , где создала пронзительный образ горького старческого одиночества.

С годами она стала играть проще, ушёл присущий ей романтический пафос. «Теперь я играю в тапочках», — говорила она о своих последних ролях.

Примечания

  1. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 1. А — Анкетирование. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. — 766 с.: ил.: карт. (стр. 716)
  2. Гугушвили Э. от 8 июня 2020 на Wayback Machine
  3. от 17 июня 2012 на Wayback Machine в энциклопедии «Кругосвет»
  4. Большая советская энциклопедия, изд. 3-е, т. 2 Ангола—Барзас, М.: Советская энциклопедия, 1970. — стр. 12
  5. . Дата обращения: 17 августа 2011. 5 мая 2014 года.
  6. . Дата обращения: 31 июля 2010. 27 июля 2010 года.

Литература

  • В. Анджапаридзе // Гугушвили Э. Театральные портреты. Тб., 1968;
  • Урушадзе Н. В. Анджапаридзе. М., 1972.
Источник —

Same as Анджапаридзе, Верико Ивлиановна