Бабушкин, Иван Васильевич
- 1 year ago
- 0
- 0
«Ива́н Васи́льевич меня́ет профе́ссию» — советская фантастическая комедия 1973 года , снятая режиссёром Леонидом Гайдаем по мотивам пьесы Михаила Булгакова « Иван Васильевич ». Фильм рассказывает об инженере-изобретателе Шурике , создавшем машину времени, которая открывает двери в XVI век — во времена Ивана Васильевича Грозного , в результате чего царь случайно оказывается в советской Москве, а его тёзка — управдом Иван Васильевич Бунша, вместе с вором-рецидивистом Жоржем Милославским — в палатах царя.
Бо́льшая часть фильма — цветная , но начало и концовка намеренно сделаны чёрно-белыми .
Лидер советского кинопроката 1973 года — свыше 60 миллионов зрителей .
Инженер Александр Сергеевич Тимофеев ( Шурик ) в своей московской квартире построил машину времени . Очередной запуск проходит неудачно, в подъезде перегорают пробки , что вызывает большое неудовольствие соседа Шурика — управдома Ивана Васильевича Бунши, который борется за признание их многоквартирного дома домом высокой культуры быта. Шурик чинит пробки и снова запускает машину, при этом повысив напряжение. Происходит взрыв, Шурик падает на пол и теряет сознание.
Его жена, киноактриса Зина, выступает у моря перед режиссёром Карпом Савельевичем Якиным. Вернувшись в Москву, она сообщает Шурику, что полюбила Якина и уезжает с ним в Гагры . Шурик сообщает об этом Ульяне Андреевне, жене Бунши, после чего Бунша заявляется в квартиру Тимофеева с требованием повременить с разводом, чтобы не портить статистику.
Тем временем вор-рецидивист Жорж Милославский из таксофона звонит на работу другому соседу Шурика, стоматологу Антону Семёновичу Шпаку. Изменив голос и представившись его поклонницей, он выясняет, что Антона Семёновича не будет дома до конца рабочего дня. Узнав это, Милославский приходит к нему в квартиру и обворовывает её. В это время Шурик демонстрирует Бунше работу своей машины: стена между квартирами Тимофеева и Шпака исчезает. Удивлённый Милославский проходит в квартиру Шурика и расспрашивает его о машине. Управдом допытывается у Милославского, кто он такой, что он делает в квартире Антона Семёновича, и откуда у него камера, магнитофон и куртка Шпака, на что тот представляется «известным театральным артистом», якобы приятелем Шпака.
Шурик, вдохновлённый своим успехом, жаждет увидеть средневековую Москву. Он вновь запускает машину, стена исчезает, и открывается портал в царскую палату Кремля XVI века , где царь Иван Грозный диктует дьяку Феофану письмо: «…к пренебесному селению, преподобному игумну Козьме царь и великий князь Иоанн Васильевич челом бьёт» . Приняв Шурика и Милославского за демонов, перепуганный Феофан убегает за стражей. Бунша звонит в милицию, но Милославский требует от него положить трубку. Бунша отступает от Милославского в Кремль XVI века через портал, а царь Иван Грозный, испугавшись чёрной кошки Шурика, убегает через портал в квартиру инженера, а затем в подъезд.
В царские палаты врывается стража. Один из стрельцов бросает в «демонов» алебарду . Милославский ловит её и кидает обратно. Алебарда попадает в машину времени, происходит взрыв, и портал закрывается, оставляя Ивана Грозного в XX веке, а Ивана Васильевича Буншу и Жоржа Милославского — в XVI веке. Стрельцы гонятся за «демонами». Милославский, заметив внешнее сходство Бунши и Ивана Грозного, находит сундук с «царскими шмотками» и, переодевшись, выдаёт Буншу за царя, а себя — за князя Милославского.
Шурик находит царя в подъезде и с трудом успокаивает его, объяснив, что случилось. Царь вспоминает, что шведы недавно взяли Кемь , и требует немедленно отправить его обратно. Шурик бегает по Москве в поисках перегоревших при аварии транзисторов . Иван Грозный остаётся в квартире, постепенно осваивается с современным бытом, слушает на магнитофоне песни Высоцкого и Никулина . Внезапно в квартиру возвращается Зина, которая разругалась с Якиным и вдобавок по ошибке забрала его чемодан. Пришедшего Якина Грозный намеревается казнить как «прелюбодея», но Зина уговаривает его пощадить. Зина и Якин переодевают царя из его средневековой царской одежды в спортивный костюм Шурика. Ивану Грозному удаётся их помирить, и они уезжают в Гагры.
Когда Грозный в спортивном костюме выходит на балкон, его замечают соседи Шурика — Ульяна Андреевна и Шпак — и принимают его за Буншу. Шпак жалуется «управдому», что его обворовали, а возмущённая Ульяна Андреевна заявляет, что её муж «окосел от пьянства». Она перелезает через балкон в квартиру Шурика и требует, чтобы «алкоголик» возвращался домой, но тот набрасывается на неё, приняв за ведьму. Шпак просит царя подписать «список украденного»: два магнитофона, две камеры и два портсигара. Царь, недовольный тем, как « холоп » подаёт ему челобитную , разрывает бумагу и швыряет её в лицо Шпаку. Ульяна Андреевна звонит в психбольницу , заявляя, что у её мужа белая горячка и что он кидается на людей с ножом. Шурик, купивший транзисторы у спекулянта , прибегает домой и останавливает царя, набросившегося с кинжалом на Шпака. Тимофеев рассказывает Шпаку всю правду и просит его не звонить в милицию, но обокраденный Шпак, дав «честное благородное слово», тотчас звонит в милицию, заявляя, что инженер Тимофеев привёл в квартиру «живого царя» с оружием.
В XVI веке Милославский ведёт дела за Буншу: сначала «князь» отправляет стрельцов «выбить крымского хана с Изюмского шляха ». Затем к царю является шведский посол, требующий отдать его королю Кемскую волость . Бунша сразу же соглашается с требованием, но Милославский просит посла подождать, заявив, что нужно «посовещаться с товарищами», при этом он крадёт у посла разукрашенный самоцветами рыцарский орден (медальон). Потом, во время трапезы Бунша напивается и заигрывает с миловидной супругой Ивана Грозного, Марфой Васильевной . В итоге войско, посланное на Изюмский шлях, возвращается и поднимает бунт, заявляя: «Царь ненастоящий» (Бунша подписался как и.о. царя). Стрельцы врываются в царские палаты. Тем временем, Шурик, отремонтировав машину времени, открывает портал, через который Бунша с Милославским убегают обратно в XX век. В свою очередь, Иван Грозный неосмотрительно выходит из квартиры, и его задерживают милиционеры.
На допросе Грозный отвечает, что брал Ревель , Казань и Астрахань , но «Шпака не брал». Ульяна Андреевна приводит врача и санитаров, а милиционеры делают вывод, что имеют дело с сумасшедшим. Затем милиционеры приводят и настоящего Буншу. Он заявляет, что «незаконно» исполнял обязанности царя. Иван Грозный, услышав это, набрасывается на своего двойника. Психиатры надевают на обоих смирительные рубашки . Милиционеры приводят двойников к Ульяне Андреевне для опознания. Ульяна Андреевна решает, что она сошла с ума, и отправляется с ними обоими в психбольницу. Шпак жалуется милицейской овчарке, что у него украли три магнитофона, три камеры, три портсигара и три куртки.
Милославский, надев белый халат Шурика, под видом санитара выводит Ивана Грозного. Милиционеры обнаруживают в куртке Милославского, оставленной в квартире Шурика, справку об освобождении Милославского, и с балкона приказывают коллегам задержать Милославского. Все, кроме Грозного, бросаются в погоню за ним. Иван Грозный возвращается к Шурику, инженер запускает машину времени и возвращает царя в XVI век.
Потирая ушибленную голову, Шурик поднимается с пола и открывает дверь перед разгневанным Буншей и его женой. Он спрашивает: «Вас уже отпустили из сумасшедшего дома?», чем приводит их в ярость. Шурик вспоминает, что его бросила Зина.
Вскоре Зина приходит с работы. Шурик спрашивает, любит ли она кинорежиссёра Якина, но та отвечает, что никакого Якина у них нет. Шурик понимает, что ему всё это приснилось, и обнимает Зину, но вдруг видит на полу царскую шапку. Он зажмуривается, после чего шапка превращается в кошку. Шурик и Зина целуются, а кошка машет лапкой и произносит: « Чао! » («До свидания!»).
Актёр | Роль |
---|---|
Юрий Яковлев | управдом , сосед Шурика / царь Иван Васильевич Грозный |
Леонид Куравлёв
частичное озвучивание:
|
Жорж Милославский , квартирный и карманный вор-рецидивист |
Александр Демьяненко | инженер-изобретатель Шурик (Александр Сергеевич Тимофеев) |
Савелий Крамаров | Феофан, дьяк посольского приказа |
Наталья Селезнёва (вокал — Нина Бродская ) | киноактриса Зинаида Михайловна Тимофеева, жена Шурика |
Наталья Белогорцева-Крачковская | Ульяна Андреевна, жена Бунши |
Наталья Кустинская | актриса, пассия режиссёра Якина |
Владимир Этуш | зубной врач Антон Семёнович Шпак, сосед Шурика |
Михаил Пуговкин | кинорежиссёр Карп Савельевич Якин, любовник Зины |
Сергей Филиппов | шведский посол |
Актёр | Роль |
---|---|
Эдуард Бредун | спекулянт, у которого Шурик покупает радиодетали для починки машины времени |
Александр Вигдоров | стрелец, который оборачивается, когда Бунша на колокольне, запутавшись в верёвках, «наигрывает» « Чижика-пыжика » |
Валентин Грачёв | стрелец, выкрикивающий приказ «Живьём брать демонов!» |
Наталья Гурзо | медсестра Шпака |
Иван Жеваго | психиатр |
стрелец с дёргающимся ухом и высоким голосом | |
певчий, лицо которого показывают крупным планом во время исполнения песни « », в момент, когда громко звучит слово «Собака!» | |
Нина Маслова | царица Марфа Васильевна |
Анатолий Подшивалов | лейтенант милиции (« Тамбовский волк тебе боярин ! Квартиру Шпака вы брали?») |
Виктор Уральский | старшина милиции («Тоже мне, Тарапунька и Штепсель нашёлся…») |
Виктор Шульгин | боярин («Войско взбунтовалось! Говорят, царь ненастоящий!») |
стрелец (нет в титрах) | |
стрелец (нет в титрах) | |
стрелец (нет в титрах) | |
Юрий Чернов | балалаечник на банкете (нет в титрах) |
Первый вариант сценария Гайдай писал под Юрия Никулина , который, прочитав его, наотрез отказался сниматься. По официальной версии, Никулина не отпустил на съёмки « Союзгосцирк », по другой — он сам отказался от роли, решив, что фильм всё равно не выпустят в прокат . После отказа Никулина на роли царя и управдома пробовались восемь актёров :
В результате роль досталась Юрию Яковлеву , который на пробах смог раздвоиться на жалкого Буншу и грозного царя .
С утверждением Яковлева на обе роли возникла проблема с исполнителем роли Жоржа Милославского, играть которого, по задумке режиссёра, должен был Андрей Миронов , так как у Юрия Яковлева и Андрея Миронова не сложился дуэт. Перепробовав ряд актёров, среди которых были Георгий Юматов , Сергей Никоненко , Георгий Бурков , Вячеслав Невинный и Анатолий Кузнецов , Гайдай остановился на Леониде Куравлёве .
Идея отождествления инженера Тимофеева с Шуриком из « Операции „Ы“ » и « Кавказской пленницы » не была самоочевидной и пришла не сразу [ источник не указан 362 дня ] . На роль инженера Тимофеева претендовал Олег Видов , но Гайдай решил снимать Александра Демьяненко . В честь него персонаж, звавшийся у Булгакова Николаем Ивановичем, был переименован в Александра Сергеевича (Шурика). Естественность, с какой слились образы Шурика и инженера Тимофеева, была даже чрезмерной в том смысле, что роль, по поздним признаниям А. Демьяненко, оказалась для него, как актёра, малоинтересной и не содержавшей большой новизны [ источник не указан 362 дня ] .
Сложный выбор был и среди исполнительниц женских ролей. На роль Зины пробовались Наталья Селезнёва , Наталья Гундарева (обе также пробовались и на роль царицы Марфы Васильевны), Наталья Гвоздикова , Наталия Богунова , Наталья Воробьёва и Екатерина Маркова .
Съёмки фильма начались в мае 1972 года и проходили в следующих местах:
Комичный образ царя-самозванца был воспринят как издевательство над Иваном Грозным , и поэтому из фильма был исключён эпизод, где царь жарит котлеты на кухне Тимофеева .
Некоторые фрагменты были переозвучены режиссёром из цензурных соображений :
Убрали и концовку реплики Бунши: « Что за репертуар у вас? Соберите завтра творческую интеллигенцию. Я вами займусь ». В общей сложности фильм был обрезан на 177 метров плёнки .
Из фильма вырезали крупные планы с авторучкой, которую Милославский украл у Шпака и подарил шведскому послу (ручка была «со стриптизом » : на ней изображена женская фигурка, которая «раздевается», если ручку перевернуть) . Международным поставщиком таких ручек с жидкостными меняющимися картинками была Дания .
После внесения всех изменений хронометраж фильма уменьшился на 10 минут , но оригинальный негатив фильма хранится на студии « Мосфильм » [ источник не указан 240 дней ] .
Существует усечённая короткометражная версия фильма под названием «Чёрные перчатки», стилизованная под немое кино . Эта лента выпускалась на бобине с 8-мм плёнкой, и в советское время её можно было купить для домашнего просмотра. Главным героем этого 12-минутного фильма становится Жорж Милославский , «чёрные перчатки» которого появляются в кадре накануне очередного совершаемого им преступления.
В короткометражную версию вошли фрагменты, вырезанные из театральной версии фильма, в том числе дубли, не попавшие в окончательный вариант. Финальная сцена с Милославским — герой, переодевшись в санитара, помогает довести Ивана Васильевича до машины « скорой помощи ». Милиция начинает преследовать его, и на этом сюжетная линия с персонажем в полнометражном фильме заканчивается, поэтому зрителю его дальнейшая судьба неизвестна. В «Чёрных перчатках» финальная сцена есть: Жорж плывёт на речном трамвайчике в сопровождении двух девушек, но когда транспорт выплывает из-под тёмного моста, у него по бокам сидят уже те самые два милиционера, которые допрашивали Ивана Грозного .
Впервые в истории советского кино монарх показан не только жестоким, но и обаятельным. Уголовник и вор Жорж Милославский проявляет заботу о государственных интересах .
В 1977 году вышел фильм-концерт « Эти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика », в который вошли композиции и кадры из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». При этом для завязки мюзикл использует линию из «Ивана Васильевича» — Шурик снова засыпает у машины времени, и ему снится сон. Александр Демьяненко также выступил ведущим мюзикла, а актёры Леонид Куравлёв , Наталья Селезнёва , Савелий Крамаров и Наталья Крачковская появились в ролях самих себя. Валерий Золотухин появился на этот раз вживую, а в композициях использован его вокал.
В 1997 году вышел музыкальный фильм « Старые песни о главном 3 », где шесть актёров фильма вернулись к своим ролям:
Вышло несколько документальных фильмов об оригинальном фильме, с участием его создателей.
В 1994 году был снят клип на песню группы « Агата Кристи » « Сказочная тайга » (альбом « Опиум »), мелодия которой отчётливо перекликается с одной из музыкальных тем фильма («Звенит январская вьюга»). В клипе участвуют Леонид Куравлёв , Юрий Яковлев , Александр Демьяненко , Наталья Селезнёва и Наталья Крачковская , которые, по сюжету, собираются в кинозале и смотрят «Иван Васильевич меняет профессию» спустя двадцать лет после выхода ленты на экраны . Сам клип посвящён памяти Гайдая, скончавшегося за год до выхода альбома « Опиум » .
В ноябре 2020 года « Сбербанк » выпустил рекламу, в которой Жорж Милославский на машине времени попадает в Москву образца 2020 года. Образ Милославского был воссоздан с помощью технологии искусственного интеллекта Deepfake .
В 2023 году телеканал « ТНТ » снял ремейк картины Гайдая под названием « Иван Васильевич меняет всё », используя схожую стилистику фильма и образы героев, но добавив в сюжет картины современные детали. Главные роли в фильме исполнили Тимур Батрутдинов , Демис Карибидис и Максим Лагашкин .