Растрелли, Бартоломео Франческо
- 1 year ago
- 0
- 0
Фра Бартоломео ( итал. Fra Bartolomeo , полное имя — Фра Бартоломео ди Сан-Марко ( итал. Fra Bartolomeo di San-Marco ), иначе Баччо делла Порта ( итал. Baccio della Porta ); 28 марта 1472 , Софиньяно (Прато), Тоскана — 6 октября 1517 , Пиан-ди-Муньоне, Фьезоле ) — итальянский живописец , один из главных представителей маньеризма флорентийской школы .
Бартоломео ди Паоло, позднее известный как Баччо делла Порта, родился в Софиньяно близ Прато в Тоскане. Его отец Паоло ди Якопо (? —1487) был родом из Генуи , в 1476 году переехал во Флоренцию и поселился недалеко от ворот («порта») Сан-Пьер-Гаттолини (la porta di San Pier Gattolini). По месту нахождения дома сына и прозвали «Баччо (флорентийское уменьшительное от Бартоломео) делла Порта». Паоло, заметив художественные способности сына, по совету Бенедетто да Майано отдал двенадцатилетнего Бартоломео в 1484 году учиться профессии художника в мастерскую Козимо Росселли . Его соучениками были Пьеро ди Козимо , Андреа Фельтрини, Мариотто Альбертинелли . Но около 1490 года он покинул учителя и вместе с Альбертинелли открыл собственную мастерскую .
В 1496 году под впечатлением от проповедей Джироламо Савонаролы он стал «нытиком» (piagnone), дважды участвовал в так называемом «сожжении тщеславия» (bruciamento delle vanità), которое проводилось на площади Синьории в 1496 и 1497 годах, уничтожая произведения искусства светского характера. Созданный им портрет Савонаролы в Сан-Марко, вероятно, также датируется 1497 годом. Тем не менее, в 1494 году он возобновил свою работу с Альбертинелли. Но в 1500 году он стал монахом доминиканского монастыря Сан-Марко во Флоренции и на несколько лет отказался от искусства. В 1504 году по просьбе фра Луккезе Санти Паньини, позднее настоятеля монастыря, Бартоломео вернулся к живописи .
Положительное влияние оказал на фра Бартоломео молодой Рафаэль , прибывший в 1504 году во Флоренцию. В свою очередь Рафаэль познакомился с творческим опытом значительно более зрелого фра Бартоломео, в особенности в отношении колорита . Оба мастера до конца жизни были связаны узами тесной дружбы.
Для формирования нового живописного стиля Бартоломео имело значение короткое путешествие в 1508 году в Венецию . Его привлекала слава великих венецианских живописцев того времени. В 1514 году он отправился в Рим , чтобы увидеть новые работы Микеланджело и Рафаэля. Он был настолько впечатлен результатами, достигнутыми этими художниками, что потерял уверенность в себе и спешно вернулся во Флоренцию .
В 1514 году Фра Бартоломео заболел малярией в Риме и провёл последние месяцы своей жизни в монастыре Cвятой Магдалины в Пиан-ди-Муньоне, обители доминиканцев Сан-Марко во Фьезоле близ Флоренции, и, вероятно, умер там же 6 октября 1517 года.
На творчество фра Бартоломео кроме Рафаэля и Микеланджело оказали влияние Андреа Верроккьо и Леонардо да Винчи . В частности, Г. Ф. Вааген считал, что фра Бартоломео в своих работах испытал сильное влияние школы Леонардо да Винчи . Бартоломео использовал, по утверждению Джорджо Вазари , найденные Леонардо приёмы лессировок и сфумато : он готовил фон картины в тёмных тонах, а затем лессировал прозрачными красками. Однако, в отличие от Леонардо, он использовал этот приём не для создания « воздушной перспективы » дальнего плана, а напротив, для придания, согласно идеалам флорентийской школы , рельефности, качеств «осязательности» тональной моделировки выступающих частей формы. Отчасти такой метод сыграл с художником злую шутку, им объясняют преждевременное почернение красочного слоя многих его картин .
Фра Бартоломео называли «Вторым Рафаэлем». Стиль , созданный этим художником, мужественный, лаконичный и монументальный, в духе католического идеализма алтарных картин, предвещал эпоху барокко , но у самого художника «слишком часто вырождался в холодные, академичные произведения» . Выдающийся знаток и мастер знаточеской атрибуции картин Бернард Беренсон писал, что «в представлении многих фра Бартоломео олицетворяет в живописи лишь помпезность, и известен главным образом своими огромными, не интересными изображениями пророков и апостолов или чёрными, как смоль, алтарными картинами; всё это можно рассматривать как возмездие за пристрастие к чрезмерной рельефности форм» .
Во Флоренции находится большая часть работ художника, главным образом в галерее Палаццо Питти , в частности «Святой Марк» и «Воскресение». Обе картины отличаются возвышенностью замысла. Во флорентийской академии хранятся фрески фра Бартоломео, в Лукке находится его «Мадонна Милосердная» (Madonna della Misericordiа), в Безансоне другая, не менее замечательная по исполнению, «Мадонна», и, наконец, в Вене, в Бельведере , хранится одно из лучших его произведений — «Введение Марии в храм». Одна из поздних его работ, « Мадонна с Младенцем и четырьмя ангелами », имеется в собрании Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге .